Теории межличностного взаимодействия. Восприятие и понимание в общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 20:08, доклад

Краткое описание

Вступая в общение, то есть, обращаясь к кому-либо с вопросом, просьбой, приказанием, объясняя или описывая что-то, люди ставят перед собой цель оказать воздействие на другого человека.
Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Это не исключает случаев пустой болтовни, так называемого фатического общения (oт лат. fatuus – глупый), бессодержательного использования коммуникативных средств с единственной целью поддержания самого процесса общения.

Оглавление

Теории межличностного взаимодействия

Общение как межличностное взаимодействие
Теория социального обмена (Дж.Хоманс)

Символический интеракционизм Дж.Мида и Г.Блумера

Управление впечатлениями (Эрвин Гофман)

Психоаналитическая теория (З. Фрейд)

Трансактный анализ (Эрик Берн)

Восприятие и понимание в процессе общения
2.1 Социальная перцепция
2.2 Процесс социальной стереотипизации
2.3 Фактор превосходства
2.4 Фактор привлекательности
2.5 Фактор отношения к нам
2.6 Первое впечатление
2.7 Понимание партнера
Глоссарий

Файлы: 1 файл

СП_доклад.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Теории межличностного взаимодействия.

Восприятие и понимание  в процессе общения

 

 

Дисциплина: Социальная психология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

  1. Теории межличностного взаимодействия

 

    1. Общение как межличностное взаимодействие
    1. Теория социального обмена (Дж.Хоманс)

 

    1. Символический интеракционизм Дж.Мида и Г.Блумера

 

    1. Управление впечатлениями (Эрвин Гофман)

 

    1. Психоаналитическая теория (З. Фрейд)

 

    1. Трансактный анализ (Эрик Берн)

 

  1. Восприятие и понимание в процессе общения

2.1 Социальная перцепция

2.2 Процесс социальной стереотипизации

2.3 Фактор превосходства

2.4 Фактор привлекательности

2.5 Фактор отношения к нам

2.6 Первое впечатление

2.7 Понимание партнера

Глоссарий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Теории межличностного взаимодействия. Восприятие и понимание в процессе общения

 

Объект: процесс общения как межличностное взаимодействие; процесс восприятия и понимания в общении.

 

Предмет: процесс изучения, анализа и исследования межличностного взаимодействия; изучение процесса социальной перцепции и понимания в процессе общения.

1.1 Общение как межличностное взаимодействие

Вступая в общение, то есть, обращаясь к кому-либо с вопросом, просьбой, приказанием, объясняя или описывая что-то, люди ставят перед собой цель оказать воздействие на другого человека.

Цели общения отражают потребности  совместной деятельности людей. Это  не исключает случаев пустой болтовни, так называемого фатического общения (oт лат. fatuus – глупый), бессодержательного использования коммуникативных средств с единственной целью поддержания самого процесса общения.

Общение имеет или, во всяком случае, предполагает некоторый результат  – изменение поведения и деятельности других людей. Такое общение выступает  как межличностное взаимодействие, то есть совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Теория социального обмена (Дж.Хоманс)

 
           Джордж Каспар Хоманс (р. 11.8.1910) ставил своей задачей создание теории, способной производить объяснения социальных явлений. 
Изменение взгляда на социальное действие предполагает и изменение взгляда на социальную систему. Социальные системы у Дж. Хоманса состоят из людей, находящихся в непрерывных процессах материального и нематериального обмена друг с другом, которые могут быть объяснены пятью взаимосвязанными положениями, основанными на психологическом бихевиоризме:

1 положение успеха — состоит в том, что все действия человека подчинены основному правилу: чем чаще отдельное действие личности вознаграждается, тем чаще он стремится производить это действие.

2 положение стимула — описывает отношения между стимулом успешного действия и его повторением. Если какой-либо стимул (или совокупность стимулов) привели к действию, которое оказалось успешным, то в случае повторения этого стимула или подобного ему, личность будет стремиться повторить действие. 
            3 положение ценности  — определяет, что чем более 
ценно для личности достижение определенного результата, тем больше он будет стремится произвести действие, направленное на его достижение. 
            4 положение “насыщения-голодания” —определяет, что чем чаще в прошлом личность получала особое вознаграждение, тем менее ценным будет для него повторение подобной награды. 
            5 положение “агрессии-одобрения” — определяет, что если человек не получает вознаграждения, на которое он рассчитывал, или получает наказание, которого не предполагал, то он стремится продемонстрировать агрессивное поведение, и результаты такого поведения становятся для него более ценными. Наоборот, если человек получает ожидаемое вознаграждение, особенно если оно больше, чем то, на которое он рассчитывал, или не получает наказание, которое он предполагал, то он стремится демонстрировать одобряемое поведение и результаты такого поведения становятся для него более ценными. 

Этот набор из пяти положений, которые Дж. Хоманс предпочитает рассматриватъ  как систему, по его мнению, объясняет, почему человек действует так ли иначе в любой ситуации. Более того, Дж. Хоманс пытается экстраполировать эти положения на объяснение всех социальных процессов. 

Для объяснения социальной стратификации Дж. Хоманс вводит еще  один принцип — принцип дистрибутивной (распределительной) справедливости. Суть этого принципа состоит в том, что любое отношение обмена стремится к тому, чтобы награды участников были пропорциональны их затратам, что неизбежно порождает дифференциацию индивидов. Отсюда, социальное неравенство естественно и справедливо, поскольку отражает пропорции личных вкладов индивидов общественное целое. 
Таким образом, теория социального обмена Дж. Хоманса представляет собой очень рационализированную модель человеческого поведения, детерминированного внешними обстоятельствами и внутренними мотивами. Рациональность действия при этом заключена не в сознательном выборе людей, 
а в следовании правилам социального обмена, и, следовательно, свобода человека оказывается лишь “иллюзией выбора”, подчиненного психологическим правилам.  
 

1.3 Символический интеракционизм  Дж.Мида и Г.Блумера

 
Джордж Мид (1863 – 1931)

Дж. Мид подчёркивал, что субъективная жизнь социального действия – важная черта общественной жизни, конституирующая специфику социальных явлений. Эта сторона социального феномена может быть понята как процесс символического создания, описания и интерпретации объективных ситуаций. Он признавал реальность объективного мира, окружающего людей, но считал основополагающим обращение к субъективной интерпретации этого мира индивидами.  
           Центральные понятия для объяснения социальной действительности: символ, принятие роли другого, самость (способность представить себя в качестве объекта своей собственной мысли), обобщенный другой.  
           Символ обозначает предмет или событие; предполагает определённую реакцию на предмет или событие и выражается в социальных действиях; обеспечивает средства, с помощью которых люди общаются в своей социальной среде с помощью знаков. Социальная жизнь возможна только тогда, когда значения и символы воспринимаются остальными членами общества. Но общепризнанные символы способны обеспечить лишь средства интеракции. А для того, чтобы она продолжалась, каждый вовлечённый в неё должен интерпретировать значения и намерения других. Это осуществляется с помощью процесса, который Мид назвал принятием роли (индивид ставит себя на место человека, с которым осуществляется общение). Через процесс принятия роли индивиды развивают свою самость, так как каждый раз в процессе общения принимают роль общающегося.  
           Стадии в развитии понятия самости: игра как play и игра как game. 
1 В случае play ребёнок играет роли, которые не являются собственно его ролями, что позволяет ему осознать различие между ним самим и той ролью, которую он исполняет. Игра в этом смысле - есть игра во что-то. 
2 В случае game речь идёт о соревновании, когда дети видят себя со стороны других участников, что требует от них представлять себя в роли других. В этот момент ребёнок оценивает свою роль.

Любое организованное сообщество, которое  обеспечивает индивиду организованность, единство его самости, можно  назвать обобщенным другим. Индивиды видят себя с помощью этого обобщённого другого. Установка обобщенного другого есть установка общества, где люди постоянно спрашивают себя, что думают о них другие.  
Становление Я, по Миду, процесс превращения биологического организма в рефлексивную социальную личность, способную становиться объектом для самой себя. Происхождение и функционирования Я целиком социально. Оно происходит путём принятия роли другого. 

Я в концепции Мида – интернализация субъективных описаний объективной реальности, условие возможности которой – символическая природа взаимодействия людей между собой. Объём того или другого индивидуального Я напрямую зависит от количества, разнообразия и широты взаимодействий, в которых участвует индивид. Поэтому структура сформировавшегося Я – слепок структуры социального мира, индивидуальное Я тождественно социальной структуре. Отсюда поведение индивида стандартизировано и является выбором между стандартами действий.  
Для того, чтобы социальная структура не стала тождественной социальной функции Мид решает, что Я состоят из двух подсистем, и существует два аспекта формирования самости: Я как I и Я как Me. Первое – спонтанное внутреннее субъективное представление индивидом самого себя. Второе – то, как люди видят себя глазами других. Отсюда социальная реальность – не только символическое взаимодействие индивидов, но и взаимодействие двух фаз Я внутри него самого. Диалог обоих Я создаёт канал, через который проходят все образцы взаимодействия, всё внешнее общение человека. Поэтому Я – продукт диалектики I и Me – источника социального и личностного развития.

 
Герберт Блумер (1900 – 1986)

Г. Блумер начинает построение своей интеракционистской модели общества, основываясь на трёх основных идеях: 

  1. Человеческая деятельность в отношении объектов осуществляется на основании значений, которые люди им приписывают.
  2. Эти значения есть продукт социального взаимодействия между индивидами.
  3. Эти значения изменяются и применяются посредством интерпретации, используемой каждым индивидом в отношении знаков, которые его окружают.

 
           Т.е. Блумер кристаллизует идеи своих предшественников, подчёркивая, что значения символов не имеют ничего общего с объектами, представляющими эти значения в реальном мире. Значение – продукт взаимодействия людей, а объекты реального мира лишь учитываются во взаимодействии. Люди, по Блумеру, действуют не под влиянием сил и не из-за внутренних устремлений. Их действия направляется процессом интерпретации внешних и внутренних факторов на основании значений. Процесс интерпретации – это и есть процесс символического взаимодействия.  
           Человеческое бытие характеризуется сознанием и рефлексией. Потому действия человека – акты его самоопределения. При этом люди обязаны адаптировать свои действия к ситуациям, в которых происходит действие, т. е приспосабливать собственные объективные описания ситуаций к описаниям других людей, составляющих социальный контекст взаимодействия. А необходимость приспособления действия к социальному окружению диктует необходимость обобщения интерпретационного процесса – разделение участниками взаимодействия описания ситуации и его возможной интерпретации. Генерализация процесса интерпретации, разделение его многими людьми создаёт то, что мы называем социальным порядком, социальной структурой.

Блумер настаивает на приоритете действий над структурой, считая, что социальный процесс – создание и изменение социальных правил социальными группами. Социальное действие – не следование социальным нормам или рациональный выбор между институционализированными возможностями, а процесс интерпретации, совершаемый далеко не всегда в пользу социальных норм. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Теория управления впечатлениями (Эрвин Гофман)

 

Эрвин Гофман (1922-1982) воплотил в социологической теории шекспировскую строфу: «Весь мир театр, и люди в нем актеры». Социодраматический подход является версией символического интеракционизма. Гофман понимал социальное «Я» не как собственность актера, а как продукт театрализованного взаимодействия между исполнителями и публикой. Также как в театре, в социальной жизни важны костюмы, в которых мы играем роли, реквизит сцены, декорации. Но главная роль, конечно, принадлежит нашим партнерам по сцене и публике. Когда индивиды взаимодействуют, они хотят изобразить определенное понимание своего «Я», которое будет принято другими. Однако они понимают, что часть аудитории или неудачные партнеры могут сорвать спектакль. Социальные ситуации – это драмы в миниатюре, по ходу действия которых люди стремятся создать определенное впечатление.

Э. Гофман указывает, что только путем  воздействия на представление других людей о самом себе человек  может надеяться прогнозировать или контролировать ситуации, в которых он может оказаться. Мы заинтересованы в том, чтобы представить себя другим людям в выгодном свете, чтобы у них сложилось о нас по возможности самое выгодное впечатление. Этот процесс Гоффман назвал управлением впечатлениями (impression management). В ходе этого процесса мы скрываем какие-то черты, а какие-то намеренно выпячиваем. К примеру, водитель такси может попытаться скрыть от пассажира тот факт, что он по ошибке везет его в противоположную сторону, а молодой профессор может потратить несколько часов на подготовку и "репетирование" первой своей лекции в надежде сразу же предстать перед студентами в качестве знающего и эрудированного человека.

Основной интерес его исследований был связан с элементами скоротечных встреч, возможностями, заложенными в моментальных столкновениях, то есть с социологией повседневной жизни.

Для того, чтобы изучить и понять порядок таких социальных встреч, Гофман использовал драму как аналогию для их постановки, поэтому его концепцию называют иногда драматургическим подходом (или драматургическим интеракционизмом). Основная идея данного подхода состоит в том, что в процессе взаимодействия люди обычно разыгрывают друг перед другом своеобразные «шоу», режиссируя впечатления о себе, воспринимаемые другими. Социальные роли, таким образом, аналогичны театральным ролям. Люди проектируют собственные имиджи, причем обычно такими способами, которые как нельзя лучше служат их собственным целям. Регулирование взаимодействий между людьми основывается на выражении выгодных для них символических значений, и они нередко сами создают ситуации, в которых, как они считают, могут произвести наиболее благоприятное впечатление на других. Презентуя себя в повседневных ситуациях, мы - сознательно и бессознательно - передаем другим людям информацию.

Информация о работе Теории межличностного взаимодействия. Восприятие и понимание в общении