Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 20:08, доклад
Вступая в общение, то есть, обращаясь к кому-либо с вопросом, просьбой, приказанием, объясняя или описывая что-то, люди ставят перед собой цель оказать воздействие на другого человека.
Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Это не исключает случаев пустой болтовни, так называемого фатического общения (oт лат. fatuus – глупый), бессодержательного использования коммуникативных средств с единственной целью поддержания самого процесса общения.
Теории межличностного взаимодействия
Общение как межличностное взаимодействие
Теория социального обмена (Дж.Хоманс)
Символический интеракционизм Дж.Мида и Г.Блумера
Управление впечатлениями (Эрвин Гофман)
Психоаналитическая теория (З. Фрейд)
Трансактный анализ (Эрик Берн)
Восприятие и понимание в процессе общения
2.1 Социальная перцепция
2.2 Процесс социальной стереотипизации
2.3 Фактор превосходства
2.4 Фактор привлекательности
2.5 Фактор отношения к нам
2.6 Первое впечатление
2.7 Понимание партнера
Глоссарий
Так, представление индивида включает в себя одежду (костюм), те или иные предметы, которые мы имеем при себе (реквизит), а также тон голоса и отдельные жесты (художественная манера). Кроме того, люди приспосабливают свое представление к среде (сцена). Так, мы можем громко шутить в ресторане, но понижаем голос при вхождении в церковь. Люди разрабатывают условия - бытовые или рабочие, чтобы вызвать в других желаемые реакции.
С точки зрения Гофмана, человек предстает как художник, творец образов. Его жизнь - это производство впечатлений. Умение управлять впечатлениями и контролировать их - значит уметь управлять другими людьми. Такой контроль осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения. Типичный пример - создание имиджа, реклама.
2. Структура личности
Структурная модель личности: ид (оно), эго и суперэго.
ИД. Слово «ИД» происходит
от латинского «ОНО», в теории Фрейда означает
примитивные, инстинктивные и врожденные
аспекты личности, такие как сон, еда, дефекация
и наполняет наше поведение энергией.
Ид имеет свое центральное значение для
индивидуума на протяжении всей жизни,
оно не имеет каких либо ограничений, хаотично.
Являясь исходной структурой психики,
ид выражает первичный принцип всей человеческой
жизни – немедленную разрядку психической
энергии, производимой первичными биологическими
побуждениями, сдерживание которых приводит
к напряжению в личностном функционировании.
Эта разрядка и получила название принцип
удовольствия. Подчиняясь этому принципу
и не ведая страха или тревоги, ид, в чистом
его проявлении, может представлять опасность
для индивидуума и общества. Также оно
играет роль посредника между соматическими
и психическими процессами.
ЭГО (лат. «ego» – «я»). Компонент психического
аппарата, отвечающий за принятие решений.
Эго является отделением от ид, черпает
от него часть энергии для преобразования
и реализации потребностей в социально
приемлемом контексте, таким образом,
обеспечивая безопасность и самосохранение
организма. Эго в своих проявлениях руководствуется
принципом реальности, цель которого –
сохранение целостности организма путем
отсрочки удовлетворения до нахождения
возможности его разрядки и/или соответствующих
условий внешней среды. Эго было названо
Фрейдом вторичным процессом, «исполнительным
органом» личности, областью протекания
интеллектуальных процессов решения проблем.
Освобождение некоторого количества энергии
эго для решения проблем на более высоком
уровне психики является одной из основных
целей психоаналитической терапии.
СУПЕРЭГО. Будучи морально-этической силой личности, суперэго является следствием продолжительной зависимости от родителей. Далее функцию развития берет социум (школа, сверстники и т.д.). Можно также рассматривать суперэго как индивидуальное отражение «коллективной совести» социума, хотя ценности общества бывают искажено восприятием ребенка.
Суперэго подразделяется
на две подсистемы: совесть и эго-идеал.
Совесть приобретается посредством
родительских наказаний. Она включает
способность к критической самооценке,
наличие моральных запретов и возникновение
чувства вины у ребенка. Поощрительный
аспект суперэго – эго-идеал. Он формируется из положительных
оценок родителей и ведет индивидуума
к установлению у себя высоких стандартов.
Суперэго считается полностью сформировавшимся,
когда родительский контроль заменяется
на самоконтроль. Однако принцип самоконтроля
не служит принципу реальности. Суперэго
направляет человека к абсолютному совершенству
в мыслях, словах и поступках. Оно пытается
убедить эго в преимуществе идеалистических
идей над реалистическими.
3 Развитие личности
Одна из предпосылок психоаналитической
теории состоит в том, что человек
рождается с определенным количеством
либидо, которая затем проходит в
своем развитии несколько стадий,
именуемых как психосексуальные стадии
развития. Была предложена гипотеза о четырех стадиях: оральной, анальной,
фаллической и генитальной.
0 – 1 год оральная стадия (эрогенная зона – слизистая рта и губ).
Люди начинают делиться на оптимистов
и пессимистов, может сформироваться ненасытность,
жадность. Кроме бессознательного «Оно»
формируется «Я»).
1 – 3 года анальная стадия (эрогенная зона - слизистая оболочка кишечника). Формируется опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция – «Сверх-Я» как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть).
3 – 5 лет фаллическая стадия (эрогенная зона - гениталии). Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх-Я».
5 – 12 лет латентная стадия (временно прерывает сексуальное развитие ребенка). Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.
12 – 18 лет генитальная стадия соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.
1.6 Трансактный анализ Эрика Берна(1910 - 1970)
Трансакционный анализ представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека, — как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает философию, теорию и методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.
Трансакционный анализ рассматривает человека прежде всего как продукт взаимодействия с окружающими и базируется на трёх основных общефилософских посылках:
Эго-состояния
Согласно трансакционному
Когда мы действуем, чувствуем, думаем подобно тому, как это делали наши родители, — мы находимся в эго-состоянии Родителя. Когда мы имеем дело с текущей реальностью, накоплением фактов, их объективной оценкой — мы находимся в эго-состоянии Взрослого. Когда мы чувствуем и ведём себя подобно тому, как мы делали это в детстве, — мы находимся в эго-состоянии Ребёнка. В каждый момент времени каждый из нас находится в одном из этих трёх эго-состояний.
Трансакции
Трансакция — это единица общения, которая состоит из стимула и реакции. Например, стимул: «Привет!», реакция: «Привет! Как дела?». Во время общения (обмена трансакциями), наши эго-состояния взаимодействуют с эго-состояниями нашего партнёра по общению. Трансакции бывают трёх видов:
Теория сценариев
Ещё одним краеугольным камнем трансакционного анализа является теория сценариев.
Сценарий — это «план жизни, составленный в детстве». Сценарий выбирается ребёнком на основе предложенных родителями и, реже, обществом. На решение о выборе сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребёнка. Даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни. В этой связи Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадёте в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а второй — психиатром. Согласно теории сценария, каждый из нас уже в детстве знает важные для сценария моменты. Для большинства девушек подобным важным моментом сценария является количество детей, которое ей следует родить.
Контрсценарий — некая последовательность действий, приводящих к «избавлению» от сценария. Как и сценарий, контрсценарий закладывается родителями, однако с использованием другого эго-состояния: сценарий закладывается Ребёнком родителя, в то время как контрсценарий — его Родителем. К примеру, для сценария «Ты должна страдать» контрсценарием может стать «Твоя жизнь наладится, если ты удачно выйдешь замуж». В данном случае, Эрик Берн проводил аналогию контрсценария со «снятием проклятия злой ведьмы» (из сказки «Спящая красавица»).
При невозможности действовать согласно сценарию, человек может сформировать антисценарий — «сценарий наоборот». Человек, действующий прямо противоположно своему сценарию, тем не менее, всё так же подвержен его влиянию. Сценарий продолжает руководить человеком, но то, что в сценарии нужно было делать хорошо, человек делает плохо, и наоборот. Например, мужчина, которому по образу отца уготовано было быть тихим семейным пьяницей, бросив пить, тут же бросает семью. Или молодой человек, которому предназначалось быть рядом с одинокой матерью в старости, а поэтому беречь себя и иметь минимальные контакты с девушками, начинает менять подруг каждую неделю, употреблять наркотики и заниматься экстремальными видами спорта. Как видно в данном примере, поведение человека всё так же зависимо от родительских установок и потому предсказуемо.
Таким образом, антисценарий определяет стиль жизни человека, в то время как сценарий — его судьбу.
Трансакционный анализ используется
в психотерапии, психологическо
2 Восприятие и понимание в процессе общения
Проблема восприятия достаточно хорошо разработана в социальной психологии. Термин "социальная перцепция", т.е. социальное восприятие, впервые был введен американским психологом Лж. Брунером. Назвав восприятие "социальным", он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют какие-то общие, вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические механизмы восприятия. Брунер провел целую серию экспериментов по Изучению восприятия и показал, что восприятие как предметов, так и других людей зависит не только от индивидуально-личностных, но и от социокультурных факторов. Социальная значимость или незначимость объекта может восприниматься неадекватно. Так, к примеру, дети из бедных семей воспринимали размеры монеток больше их реальных размеров, а дети из богатых семей — наоборот, меньше.
Информация о работе Теории межличностного взаимодействия. Восприятие и понимание в общении