Теоретический анализ проблемы предупреждения агрессивности подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: провести теоретическое исследование предупреждения агрессивности подростков в педагогическом процессе общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения подростков.
Раскрыть содержание и определить основные направления психолого-педагогической работы по предупреждению агрессивности подростков в педагогическом процессе общеобразовательной школы.
Подобрать материал по диагностике агрессивности учащихся общеобразовательной школы.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы предупреждения агрессивности подростков 5
1.1. Анализ научной литературы по проблемы агрессивности 5
1.2. Основные направления психолого-педагогической работы
по предупреждению агрессивности подростков 13
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Описание диагностического материала 21
Список литературы 26
Приложение 28

Файлы: 1 файл

Агрессия подростков курс 49.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

 

Приложение 1

 

Опросник агрессивности  Басса—Дарки

 

Поставьте «да» около  тех положений, с которыми вы согласны, и «нет» — около тех, с которыми не согласны.

 

1. Временами я не  могу справиться с желанием  причинить вред другим.

2. Иногда я говорю  плохо о людях, которых не  люблю.

3. Я легко раздражаюсь,  но быстро успокаиваюсь.

4. Если меня не попросят  по-хорошему, я не выполню просьбы.

5. Я не всегда получаю  то, что мне положено.

6. Я знаю, что люди  говорят обо мне за моей спиной.

7. Если я не одобряю  поведения друзей, то даю им  это почувствовать.

8. Если мне случалось  обмануть кого-нибудь, я испытывал  мучительные угрызения совести.

9. Мне кажется, что  я не способен ударить человека.

10.  Я никогда не  раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11. Я всегда снисходителен  к чужим недостаткам.

12. Если мне не нравится  установленное правило, мне хочется нарушить его.

13. Другие умеют (лучше,  чем я) почти всегда пользоваться  благоприятными обстоятельствами.

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.

15. Я часто бываю  не согласен с людьми.

16. Иногда мне на  ум приходят мысли, которых  я стыжусь.

17. Если кто-нибудь  первым ударит меня, я не отвечу  ему.

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

19. Я гораздо более  раздражителен, чем кажется окружающим.

20. Если кто-то корчит  из себя начальника, я всегда  поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает  моя судьба.

22. Я думаю, что многие  люди не любят меня.

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Люди, увиливающие от  работы, должны испытывать чувство вины.

25. Тот, кто оскорбляет  меня напрашивается на драку.

26. Я не способен  на грубые шутки.

27. Меня охватывает  ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят  из себя начальников, я делаю  все, чтобы они не зазнавались.

29.  Почти каждую  неделю я вижу кого-нибудь, кто  мне не нравится.

30. Довольно многие  люди завидуют мне.

31. Я требую, чтобы люди  уважали мои права.

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для моих родителей.

33. Люди, которые постоянно  изводят вас, стоят того, чтобы  их щелкнули по носу.

34. От злости я иногда  бываю мрачен.

35. Если ко мне относятся  хуже, чем я того заслуживаю, я  не расстраиваюсь.

36.  Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на это внимания.

37. Хотя я и не  показываю этого, иногда меня  гложет зависть.

38. Иногда мне кажется,  что надо мной смеются.

39. Даже если я злюсь,  я не прибегаю к «сильным»  выражениям.

40. Мне хочется, чтобы  мои ошибки были прощены.

41. Я редко даю сдачи,  даже если кто-нибудь ударит  меня.

42. Когда получается  не по-моему, я иногда обижаюсь.

43. Иногда люди раздражают  меня просто своим присутствием.

44. Нет людей, которых  бы я по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: «Никогда не доверяй чужакам».

46. Если кто-нибудь  раздражает меня, я готов сказать  все, что я о нем думаю.

47. Я делаю много  такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если я разозлюсь,  я могу ударить кого-нибудь.

49. С десяти лет я  никогда не проявлял вспышек гнева.

50. Я часто чувствую  себя, как пороховая бочка, готовая  взорваться.

51.  Если бы все  знали, что я чувствую, меня  бы считали человеком, с которым не легко ладить.

52. Я всегда думаю  о том, какие тайные причины  заставляют людей делать что-то  хорошее для меня.

53. Когда на меня  кричат, я начинаю кричать в  ответ.

54. Неудачи огорчают  меня.

55. Я дерусь не реже  и не чаще, чем другие.

56. Я могу вспомнить  случай, когда я был настолько  зол, что хватал попавшуюся  мне под руку вещь и ломал  ее.

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной  несправедливо.

59. Раньше я думал,  что большинство людей говорит  правду, но, теперь я в это не  верю.

60. Я ругаюсь со злости.

61. Когда я поступаю  неправильно, меня мучает совесть.

62.  Если для защиты  своих прав мне надо применять  физическую силу, я применяю ее.

63.  Иногда я выражаю  свой гнев тем, что стучу  по столу кулаком.

64. Я бываю груб по  отношению к людям, которые  мне не нравятся.

65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.

66. Я не умею поставить  человека на место, даже если  он этого заслуживает.

67. Я часто думаю,  что жил неправильно.

68. Я знаю людей,  которые способны довести меня  до драки.

69. Я не раздражаюсь  из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71. Я часто просто  угрожаю людям, хотя и не  собираюсь приводить угрозы в  исполнение.

72. В последнее время  я стал занудой.

73. В споре я часто  повышаю голос.

74. Обычно я стараюсь  скрывать плохое отношение к людям.

75. Я лучше соглашусь  с чем-либо, чем стану спорить.

 

Обработка результатов

 

Индексы различных форм агрессивных и враждебных реакций определяются суммированием полученных ответов:

1.  Физическая агрессия: «да» — № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68; «нет» — № 9, 17, 41 (максимальный показатель 10 баллов).

2. Косвенная агрессия: «да» — № 2, 18, 34, 42, 56, 63; «нет»  — № 10, 26, 49 (максимальный показатель 9 баллов).

3. Раздражение: «да»  — № 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72; «нет» —  № 11,35,69 (максимальный показатель 11 баллов).

4. Негативизм: «да» —  № 4, 12, 20, 23, 36 (максимальный показатель 5 баллов).

5. Обида: «да» - № 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58; «нет» - № 44 (максимальный  показатель 8 баллов).

6.  Подозрительность: «да» — № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; «нет»,— № 65, 70 (максимальный показатель 10 баллов).

7. Вербальная агрессия: «да» — № 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73; «нет»  — № 39, 74, 75 (максимальный показатель 12 баллов).

8. Угрызения совести,  чувство вины: «да» —  №  8,16, 24, 32,40, 47,54,61,67 (максимальный показатель 11 баллов).

 

Максимальный показатель по тесту - 76 баллов.

Средние значения – от 30 до 50 баллов.

Низкие значения до 20 баллов.

 

Интерпретация теста:

Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение  и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность — индекс враждебности; враждебность — общая негативная, недоверчивая позиция по отношению к окружающим; агрессия — активные внешние реакции агрессии по отношению к конкретным лицам.

Опросник выделяет следующие  формы агрессивных и враждебных реакций:

Физическая  агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия — агрессия окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаний ногами, битье кулаками по столу и т. д.).

Раздражение — готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм — оппозиционные реакции, направленные против авторитета и руководства (от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и правил).

Обида — зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Вербальная  агрессия — выражение негативных чувств как через форму (ссоры, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (упреки, угрозы, проклятья, ругань, насмешки).

Угрызения совести, чувство вины — выражают сдерживающее влияние чувства вины на проявления форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества), степень убежденности человека в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки.

 

 

 




Информация о работе Теоретический анализ проблемы предупреждения агрессивности подростков