Теоретический анализ проблемы предупреждения агрессивности подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: провести теоретическое исследование предупреждения агрессивности подростков в педагогическом процессе общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения подростков.
Раскрыть содержание и определить основные направления психолого-педагогической работы по предупреждению агрессивности подростков в педагогическом процессе общеобразовательной школы.
Подобрать материал по диагностике агрессивности учащихся общеобразовательной школы.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы предупреждения агрессивности подростков 5
1.1. Анализ научной литературы по проблемы агрессивности 5
1.2. Основные направления психолого-педагогической работы
по предупреждению агрессивности подростков 13
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Описание диагностического материала 21
Список литературы 26
Приложение 28

Файлы: 1 файл

Агрессия подростков курс 49.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение           3

Глава 1. Теоретический  анализ проблемы предупреждения агрессивности подростков           5

1.1. Анализ научной  литературы по проблемы агрессивности  5

1.2. Основные направления психолого-педагогической работы

по предупреждению агрессивности подростков    13

Выводы по главе 1         20

Глава 2. Описание диагностического материала                                21

Список литературы                                                                                        26

Приложение                                                                                                    28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Происходящие в современном  обществе изменения предъявляют  все более высокие требования к способностям подростка адаптироваться к новым реалиям жизни. Динамизм социальных процессов, кризисная ситуация во многих сферах социально-экономической жизни неизбежно приводят к увеличению девиаций, проявляющихся в поведенческих формах, в частности, к росту подростковой агрессии. В этих условиях объективно повышается спрос на научные исследования агрессивного поведения подростков.

Исследователями высказывались  противоположные, иногда взаимоисключающие  мнения в отношении причин возникновения  подростковой агрессивности, ее природы, факторов, способствующих ее формированию и проявлению. Многообразны как теории агрессивного поведения, так и выделенные формы поведенческой активности подростка. Педагогу, психологу необходимо знать психологические особенности подростков, склонных к агрессивному поведению, основные принципы изучения индивидуальных особенностей для того, чтобы организовать работу с этими подростками, строить индивидуальный подход к ним.

Объект исследования: агрессивное поведение подростков.

Предмет исследования: пути и способы предупреждения агрессивности подростков в педагогическом процессе общеобразовательной школы.

Цель исследования: провести теоретическое исследование предупреждения агрессивности подростков в педагогическом процессе общеобразовательной школы.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения подростков.
  2. Раскрыть содержание и определить основные направления психолого-педагогической работы по предупреждению агрессивности подростков в педагогическом процессе общеобразовательной школы.
  3. Подобрать материал по диагностике агрессивности учащихся общеобразовательной школы.

Теоретико-методологической основой исследования являются положения отечественных психологов и педагогов об общественной природе воспитания человека, условиях и факторах развития личности. Среди теорий, изучающих агрессивное поведение, следует указать на теории 3. Фрейда, К. Лоренца. Э. Фромма, позиции бихевиористов и т.д. Проблемы предупреждения агрессивного поведения подростков изучались в научных исследованиях ведущих отечественных специалистов в сфере педагогики и психологии, таких как: Андриенко В.К., Беличева С.А., Васильев В.П., Захаров А.И., Карабанова О.А., Клейберг Ю.А., Лебединский Л.В., Никольская Е.В., Мудрик А.В. и др.

В ходе исследования использовались следующие методы:

- теоретические: анализ психолого-педагогической  литературы по проблеме;

- экспериментальные: тестирование.

Экспериментальная база исследования. МОУ СОШ №4, г. Миасс.

 

Глава 1. Теоретический анализ проблемы предупреждения агрессивности подростков

 

1.1. Анализ научной литературы  по проблемы агрессивности

 

Под агрессией понимается открытая  неприязнь,  вызывающая  враждебность, а понятие «агрессивный»  трактуется как  наступательно-захватнический;  враждебный,  вызывающий; оказывающий  вредное  воздействие. Вообще термин "агрессия" имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы.

В понятии "агрессия" объединяются различные по форме  и результатам акты поведения  – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. В подростковой жизни нередко  встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах "задиристость", "драчливость", "озлобленность", "жестокость". К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность – более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают (7; c. 46).

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку.  Но так  же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.

Имеющиеся определения  можно условно разделить на 2 большие группы:

1. Представление об  агрессии как мотивированных  действиях, нарушающих нормы и  правила, причиняющих боль и  страдания. В этом плане различаются  преднамеренная и инструментальная  агрессия.  Инструментальная агрессия -  та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается.

Преднамеренная агрессия – это те действия, которые имеют  осознанный мотив – причинение вреда  или ущерба.

2. Агрессия как акты  враждебности и разрушения (поведенческая  составляющая). Р. Бэрон и Д.  Ричардсон дают такое определение:  агрессия- это любая форма поведения,  нацеленного на оскорбление или  причинение вреда другому живому  существу, не желающего подобного обращения (4; c. 12). 

Другими словами:

- агрессия обязательно  подразумевает преднамеренное, целенаправленное  причинение вреда жертве;

-в качестве агрессии  может рассматриваться только  такое поведение, которое подразумевает  причинение вреда или ущерба живым организмам;

-жертва должна обладать  мотивацией избежания подобного  обращения с собой;

Нужно разделять агрессию и агрессивность. Агрессия- это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В  силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения (8; c. 63).

В данной работе под агрессией  мы подразумеваем личностную черту, которая формируется под воздействием социально-психологических факторов.

Все существующие ныне теории агрессии, при всем их многообразии, можно подразделить на четыре основные категории, рассматривающие агрессию как:

1) врожденное побуждение  или задаток (теории влечения);

2) потребность, активируемая  внешними стимулами (фрустрационные  теории);

3) познавательные и эмоциональные процессы;

4) актуальное проявление  социального.

Первая категория теорий (в русле психоаналитического  подхода З. Фрейда), несмотря на многообразие подходов, исходит из того (и это  объединяет эти теории и составляет их центральное звено), что агрессивность рассматривается ее сторонниками как врожденная инстинктивная форма поведения. Иными словами, агрессия проявляется потому, что она генетически запрограммирована. Следовательно, какие-либо, даже самые положительные, изменения в социальной среде не способны предотвратить ее проявление. Максимум, возможно, ослабить ее. И в этом, несомненно, есть доля истины.

Вторая категория теорий (Д. Майерс и др.) - агрессия как потребность, активируемая внешними стимулами, агрессия как побуждение, - наоборот, считает возможным не только ослабление, но полное искоренение агрессии, поскольку саму агрессию относит к проявлениям влияния и воздействия внешней среды и условий (фрустрации, возбуждающих и аверсивных событий).

Третья группа теорий (Ф. Аллан, Х. Дельгадо), в отличие от предыдущих, учитывает такие аспекты человеческого опыта, как когнитивная и эмоциональная деятельность. Именно этим она отличается от них. Сторонники этих теорий утверждают возможность управления агрессией, контроля над поведением «простым» научением людей реально представлять себе потенциальные опасности, адекватно оценивать угрожающие ситуации.

Наконец, согласно четвертой  группе теорий (теории социального  научения), агрессия представляет собой  приобретенную в процессе научения модель социального поведения. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии, а также путем пассивного наблюдения агрессивных проявлений (14; c. 32).

Хотя и теории влечения и фрустрации в современной психологии считаются устаревшими, нам представляется, что неправильно игнорировать то «рациональное зерно», которое они «посадили», имеет неоспоримое значение для последующих исследований.

Эволюционный подход к развитию человеческой агрессивности  опирается, в первую очередь, на теорию К. Лоренца, разработанную в результате изучения поведения животных. Взгляды К. Лоренца (1994) достаточно близки к взглядам 3. Фрейда. Согласно концепции К. Лоренца агрессия берет свое начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание. Этот инстинкт развился в ходе эволюции и выполняет три важные функции:

1) борьба рассеивает  представителей видов на широком  географическом пространстве,

2) агрессия помогает  улучшить генетический фонд вида  за счет того, что оставляют  потомство только наиболее сильные и энергичные,

3) сильные животные  лучше защищаются и обеспечивают  выживание своего потомства. Однако, в применении к человеку, скорее  нужно констатировать негативную  роль второго пункта. Энергия  агрессии генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Чем больше количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия «выплеснулась» вовне. Это так называемая «психогидравлическая модель» агрессии, созданная на основе исследования агрессии животных (14; c. 36).

Теоретические разработки зарубежных авторов являются синтезом теорий научения и когнитивных теорий, определяющих поведение (в том числе  и агрессивное), в первую очередь, привлекательностью ожидаемых последствий действий.

Когнитивные модели агрессии акцентируют эмоциональные и  познавательные процессы в проявлении агрессивного поведения. Когнитивные   теории достаточно оптимистичны в  плане  возможности контролирования агрессии, поскольку они предполагают, что человека можно научить быть менее агрессивным. Но, с другой стороны, сами же авторы этих теорий не исключают возможность проявления импульсивной агрессии, не подвластной сознанию и разуму.

Формирование агрессивности обусловлено многими факторами. На агрессивность оказывают влияние: особенности взаимоотношений в семье, стили семейного воспитания, а так же примеры агрессивного поведения, демонстрируемые взрослыми, сверстниками и телевидением.

Некоторые авторы указывают на определённую зависимость агрессивности подростков от структуры семьи. Имеются данные, сведетельствующие о том, что агрессивные подростки происходят из многодетных семей или не полных. В частности двухлетние дети, отцы которых умерли до их рождения и воспитываются одними матерями, более агрессивны, чем их сверстники, имеющие отцов (15; c. 135).

А.Болдуин выделяет три  стиля воспитательной практики родителей  – демократический, контролируемый и смешанный. В семьях с демократическим  стилем воспитания подростки отличаются умеренно выраженной способностью к лидерству, агрессивности, социальной активности и т.д., однако у них слабо развиты альтруизм и эмпатия. При контролируемом и смешанном стиле воспитания дети растут неагрессивными и послушными. Так же отмечается, что при авторитарном стиле воспитания, отличающимся холодным отношением к детям родителей, у школьника формируется агрессивность. Исследователи, занимающиеся проблемой подростковой агрессии пытаются выделить отдельные параметры воспитательских действий родителей, ведущие к формировании агрессии в этом возрасте.

  В исследовании,  проведённым А.Бандурой и Р.У.  Уолтерсом, было установлено,  что отличительной особенностью  воспитательной практики родителей,  имеющих агрессивных сыновей,  является непоследовательность в предъявлении требований: поощрение агрессии вне дома и использование суровых наказаний за проявление агрессии против себя. В этом же исследовании показано, что фрустрация потребности в зависимых отношениях с родителями вызывает у подростков враждебность и недоверие которое распространяется на других взрослых и сверстников, что ещё больше усугубляет процесс социализации (2; c. 62).

Информация о работе Теоретический анализ проблемы предупреждения агрессивности подростков