Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:02, курсовая работа
Цель исследования: провести теоретическое исследование предупреждения агрессивности подростков в педагогическом процессе общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения подростков.
Раскрыть содержание и определить основные направления психолого-педагогической работы по предупреждению агрессивности подростков в педагогическом процессе общеобразовательной школы.
Подобрать материал по диагностике агрессивности учащихся общеобразовательной школы.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы предупреждения агрессивности подростков 5
1.1. Анализ научной литературы по проблемы агрессивности 5
1.2. Основные направления психолого-педагогической работы
по предупреждению агрессивности подростков 13
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Описание диагностического материала 21
Список литературы 26
Приложение 28
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы предупреждения агрессивности подростков 5
1.1. Анализ научной
литературы по проблемы
1.2. Основные направления психолого-педагогической работы
по предупреждению агрессивности подростков 13
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Описание диагностического материала
Список литературы
Приложение
Введение
Происходящие в современном обществе изменения предъявляют все более высокие требования к способностям подростка адаптироваться к новым реалиям жизни. Динамизм социальных процессов, кризисная ситуация во многих сферах социально-экономической жизни неизбежно приводят к увеличению девиаций, проявляющихся в поведенческих формах, в частности, к росту подростковой агрессии. В этих условиях объективно повышается спрос на научные исследования агрессивного поведения подростков.
Исследователями высказывались противоположные, иногда взаимоисключающие мнения в отношении причин возникновения подростковой агрессивности, ее природы, факторов, способствующих ее формированию и проявлению. Многообразны как теории агрессивного поведения, так и выделенные формы поведенческой активности подростка. Педагогу, психологу необходимо знать психологические особенности подростков, склонных к агрессивному поведению, основные принципы изучения индивидуальных особенностей для того, чтобы организовать работу с этими подростками, строить индивидуальный подход к ним.
Объект исследования: агрессивное поведение подростков.
Предмет исследования: пути и способы предупреждения агрессивности подростков в педагогическом процессе общеобразовательной школы.
Цель исследования: провести теоретическое исследование предупреждения агрессивности подростков в педагогическом процессе общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
Теоретико-методологической основой исследования являются положения отечественных психологов и педагогов об общественной природе воспитания человека, условиях и факторах развития личности. Среди теорий, изучающих агрессивное поведение, следует указать на теории 3. Фрейда, К. Лоренца. Э. Фромма, позиции бихевиористов и т.д. Проблемы предупреждения агрессивного поведения подростков изучались в научных исследованиях ведущих отечественных специалистов в сфере педагогики и психологии, таких как: Андриенко В.К., Беличева С.А., Васильев В.П., Захаров А.И., Карабанова О.А., Клейберг Ю.А., Лебединский Л.В., Никольская Е.В., Мудрик А.В. и др.
В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретические: анализ
- экспериментальные: тестирование.
Экспериментальная база исследования. МОУ СОШ №4, г. Миасс.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы предупреждения агрессивности подростков
1.1. Анализ научной литературы по проблемы агрессивности
Под агрессией понимается открытая неприязнь, вызывающая враждебность, а понятие «агрессивный» трактуется как наступательно-захватнический; враждебный, вызывающий; оказывающий вредное воздействие. Вообще термин "агрессия" имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы.
В понятии "агрессия"
объединяются различные по форме
и результатам акты поведения
– от злых шуток, сплетен, враждебных
фантазий, до бандитизма и убийств.
В подростковой жизни нередко
встречаются формы
В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.
Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие группы:
1. Представление об
агрессии как мотивированных
действиях, нарушающих нормы и
правила, причиняющих боль и
страдания. В этом плане
Преднамеренная агрессия – это те действия, которые имеют осознанный мотив – причинение вреда или ущерба.
2. Агрессия как акты
враждебности и разрушения (поведенческая
составляющая). Р. Бэрон и Д.
Ричардсон дают такое
Другими словами:
- агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
-в качестве агрессии
может рассматриваться только
такое поведение, которое
-жертва должна обладать
мотивацией избежания
Нужно разделять агрессию и агрессивность. Агрессия- это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения (8; c. 63).
В данной работе под агрессией
мы подразумеваем личностную черту,
которая формируется под
Все существующие ныне теории агрессии, при всем их многообразии, можно подразделить на четыре основные категории, рассматривающие агрессию как:
1) врожденное побуждение или задаток (теории влечения);
2) потребность, активируемая
внешними стимулами (
3) познавательные и эмоциональные процессы;
4) актуальное проявление социального.
Первая категория теорий (в русле психоаналитического подхода З. Фрейда), несмотря на многообразие подходов, исходит из того (и это объединяет эти теории и составляет их центральное звено), что агрессивность рассматривается ее сторонниками как врожденная инстинктивная форма поведения. Иными словами, агрессия проявляется потому, что она генетически запрограммирована. Следовательно, какие-либо, даже самые положительные, изменения в социальной среде не способны предотвратить ее проявление. Максимум, возможно, ослабить ее. И в этом, несомненно, есть доля истины.
Вторая категория теорий (Д. Майерс и др.) - агрессия как потребность, активируемая внешними стимулами, агрессия как побуждение, - наоборот, считает возможным не только ослабление, но полное искоренение агрессии, поскольку саму агрессию относит к проявлениям влияния и воздействия внешней среды и условий (фрустрации, возбуждающих и аверсивных событий).
Третья группа теорий (Ф. Аллан, Х. Дельгадо), в отличие от предыдущих, учитывает такие аспекты человеческого опыта, как когнитивная и эмоциональная деятельность. Именно этим она отличается от них. Сторонники этих теорий утверждают возможность управления агрессией, контроля над поведением «простым» научением людей реально представлять себе потенциальные опасности, адекватно оценивать угрожающие ситуации.
Наконец, согласно четвертой группе теорий (теории социального научения), агрессия представляет собой приобретенную в процессе научения модель социального поведения. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии, а также путем пассивного наблюдения агрессивных проявлений (14; c. 32).
Хотя и теории влечения и фрустрации в современной психологии считаются устаревшими, нам представляется, что неправильно игнорировать то «рациональное зерно», которое они «посадили», имеет неоспоримое значение для последующих исследований.
Эволюционный подход к развитию человеческой агрессивности опирается, в первую очередь, на теорию К. Лоренца, разработанную в результате изучения поведения животных. Взгляды К. Лоренца (1994) достаточно близки к взглядам 3. Фрейда. Согласно концепции К. Лоренца агрессия берет свое начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание. Этот инстинкт развился в ходе эволюции и выполняет три важные функции:
1) борьба рассеивает
представителей видов на
2) агрессия помогает
улучшить генетический фонд
3) сильные животные
лучше защищаются и
Теоретические разработки зарубежных авторов являются синтезом теорий научения и когнитивных теорий, определяющих поведение (в том числе и агрессивное), в первую очередь, привлекательностью ожидаемых последствий действий.
Когнитивные модели агрессии акцентируют эмоциональные и познавательные процессы в проявлении агрессивного поведения. Когнитивные теории достаточно оптимистичны в плане возможности контролирования агрессии, поскольку они предполагают, что человека можно научить быть менее агрессивным. Но, с другой стороны, сами же авторы этих теорий не исключают возможность проявления импульсивной агрессии, не подвластной сознанию и разуму.
Формирование агрессивности обусловлено многими факторами. На агрессивность оказывают влияние: особенности взаимоотношений в семье, стили семейного воспитания, а так же примеры агрессивного поведения, демонстрируемые взрослыми, сверстниками и телевидением.
Некоторые авторы указывают на определённую зависимость агрессивности подростков от структуры семьи. Имеются данные, сведетельствующие о том, что агрессивные подростки происходят из многодетных семей или не полных. В частности двухлетние дети, отцы которых умерли до их рождения и воспитываются одними матерями, более агрессивны, чем их сверстники, имеющие отцов (15; c. 135).
А.Болдуин выделяет три стиля воспитательной практики родителей – демократический, контролируемый и смешанный. В семьях с демократическим стилем воспитания подростки отличаются умеренно выраженной способностью к лидерству, агрессивности, социальной активности и т.д., однако у них слабо развиты альтруизм и эмпатия. При контролируемом и смешанном стиле воспитания дети растут неагрессивными и послушными. Так же отмечается, что при авторитарном стиле воспитания, отличающимся холодным отношением к детям родителей, у школьника формируется агрессивность. Исследователи, занимающиеся проблемой подростковой агрессии пытаются выделить отдельные параметры воспитательских действий родителей, ведущие к формировании агрессии в этом возрасте.
В исследовании,
проведённым А.Бандурой и Р.У.
Уолтерсом, было установлено,
что отличительной
Информация о работе Теоретический анализ проблемы предупреждения агрессивности подростков