Теоретический анализ проблемы предупреждения агрессивности подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: провести теоретическое исследование предупреждения агрессивности подростков в педагогическом процессе общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения подростков.
Раскрыть содержание и определить основные направления психолого-педагогической работы по предупреждению агрессивности подростков в педагогическом процессе общеобразовательной школы.
Подобрать материал по диагностике агрессивности учащихся общеобразовательной школы.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы предупреждения агрессивности подростков 5
1.1. Анализ научной литературы по проблемы агрессивности 5
1.2. Основные направления психолого-педагогической работы
по предупреждению агрессивности подростков 13
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Описание диагностического материала 21
Список литературы 26
Приложение 28

Файлы: 1 файл

Агрессия подростков курс 49.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

- создание атмосферы  доброжелательности, взаимоуважения  и взаимной требовательности  между педагогами и родителями, общего фона положительных взаимоотношений в семьях подростков, склонных к агрессивному поведению (11; c. 63).

И.А. Фурманов предлагает осуществлять коррекцию агрессивного поведения на диагностической основе, выделяя четыре категории подростков:

1. Подростки, склонные к проявлению физической агрессии.

Установлено, что физическая агрессия преобладает у активных, деятельных, целеустремленных подростков, которые отличаются смелостью, решительностью, склонностью к риску, авантюризмом. Их экстравертированность подкрепляется лидерскими качествами, но при этом развиты садистские  наклонности, плохой самоконтроль, отсутствие  социализации влечений, потребность в острых переживаниях, импульсивность  поведения.

2. Подростки, склонные к проявлению вербальной агрессии, отличаются выраженной психической неуравновешенностью, депрессивностью, фрустрационной толерантностью, повышенной чувствительностью к оценкам и действиям к  их личности, неумением  и нежеланием скрывать свои  чувства и мысли, постоянным внутренним конфликтом, напряженностью и импульсивностью.

3. Подростки, склонные к проявлению косвенной агрессии, характеризуются чрезмерной импульсивностью, слабым самоконтролем, недостаточной социализацией влечений и низкой осознанностью собственных действий, негативизмом натуры.

4. Подростки, склонные  к проявлению негативизма, отличаются «мимизоподобностью», ранимостью, впечатлительностью. Основными их чертами являются эгоизм, самодовольство, завышенная самооценка, консерватизм (16; c. 95).

Таким образом, агрессивных  подростков можно разделить на две  большие категории: с социализированными (физическая и косвенная агрессия) и несоциализированными (вербальная агрессия и негативизм) формами нарушения поведения. Составление и реализация педагогических коррекционных программ опираются в каждом конкретном случае на ту или иную теоретическую модель, собственную концепцию педагога, особенности группы и ее участников и другие параметры, о которых упоминалось ранее.

 

 

Выводы по главе 1

 

Проанализировав существующие теории агрессии, можно сделать следующие  выводы. Авторы теорий агрессивности  считают, что основания развития и закрепления агрессивного поведения подростков, так часто наблюдаемого в последнее время, следует в первую очередь искать в том, как родители воспитывают своих детей в первые годы жизни, а также и в более поздние периоды, включая и собственно подростковый возраст.

Психологу, педагогу необходимо знать индивидуальные особенности подростков, склонных к агрессивному поведению, основные принципы изучения индивидуальных особенностей для того, чтобы организовать работу с этими подростками, строить индивидуальный подход к ним. Общая стратегия воспитательного воздействия должна быть направлена на семью и ближнее окружение агрессивного подростка. Необходимо воздействовать на родителей, побуждать их перестроить характер внутрисемейных отношений, больше внимания уделять агрессивному подростку, посоветовать родителям ряд конкретных мер, сообща определить линию поведения. Необходимо, чтобы и школа изменила своё отношение к агрессивному ученику, перестала считать его неисправимым, нашла пути индивидуального подхода к нему, вовлекла его в общие дела коллектива. Наконец, следует воздействовать и на ближайшее окружение агрессивного подростка попытаться перестроить его направленность, привлечь её к общественно полезным делам.

 

 

 

 

Глава 2. Описание диагностического материала

 

Основная методика, которая используется для диагностики агрессии – тест Басса-Дарки.

Подробное описание теста  см. в Приложении 1.

Опросник Басса-Дарки  выделяет следующие формы агрессивных  и враждебных реакций:

Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия - агрессия окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаний ногами, битье кулаками по столу и т. д.).

Раздражение - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм - оппозиционные  реакции, направленные против авторитета и руководства (от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и правил).

Обида - зависть и ненависть  к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность - недоверие  и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как  через форму (ссоры, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (упреки, угрозы, проклятья, ругань, насмешки).

Угрызения совести, чувство  вины - выражают сдерживающее влияние чувства вины на проявления форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества), степень убежденности человека в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки.

Кроме диагностической  методики Басса-Дарки, можно предложить и другие методы предупреждения агрессивного поведения у подростков.

Анализ  особенностей развития подростка

1. Анкетные данные  подростка и основные сведения  о семье.

2. Особенности развития подростка.

3. Состояние здоровья подростка  к моменту обследования. Наличие травм и операций, частота заболеваний. Случаи госпитализации и постановки на учет у специалистов. Особенности сна и питания.

4. Воспитание подростка. Где,  кем воспитывался, кто ухаживал  за ребенком, как складывались  отношения в семье? Были ли резкие перемены в обстановке, длительные, частые разлуки с родителями? Реакция на них подростка.

5. Отношения с одноклассниками. Отношения с учителями. Участие в жизни класса. Увлечения. Акцентуации характера. Особенности мотивационной сферы. Конфликты.

Частными методами диагностики  и коррекции агрессивного поведения  учащихся являются педагогическое консультирование.

Педагогическое  консультирование тесно связано, а во многом непосредственно переплетается с коррекцией. Основным средством воздействия в этом случае является определенным образом построенная беседа. Соответствующая форма беседы активно используется и в педагогическом консультировании. Но если консультирование ориентировано, прежде всего, на помощь подростку в реорганизации его межличностных отношений, то коррекционное воздействие ориентированно в основном на решение личностных проблем человека, лежащих в основе большинства жизненных трудностей и конфликтов. В случае консультирования агрессивных подростков, необходимо учитывать мнение родителей о том, нужна ли их подростку педагогическая помощь, поэтому задача консультанта усложняется, помимо контакта с родителями, он должен найти общий язык и с подростком.

Освещая наши выводы из обзора литературы по методам коррекции  агрессивного поведения, мы выделили подходящие методы, которые можно использовать для индивидуального консультирования подростков с агрессивными проявлениями. К ним относятся все методы, направленные на усвоение иных форм поведения, когда подросток посредством игры и с помощью консультанта постепенно осознаёт свою агрессию (неправильное поведение), а потом учится частично её контролировать, усваивая другие варианты своей реакции на происходящее. Сюда подходят некоторые игры, в которых проигрывается та или иная ситуация.

Кроме того, можно использовать методы, подразумевающие выражение  агрессивных импульсов. Выход агрессии через действия или их имитацию в  игре - такая форма больше проходит для групповой коррекции агрессии. Конечно, что-то из этих методов и  возможно реализовать в консультации, но они уже не будут традиционными, а значит и применимыми  в большинстве случаев.

Тяжесть агрессивных  проявлений у подростков можно определить по ряду параметров.

1. Частота и легкость  их возникновения. Чем мощнее  аффективная патология подростка, тем больше возможности возникновения фрустрирующих ситуаций. Среди них крайняя ограниченность способов самостоятельного контакта подростка с окружающими; постоянная тревожность и наличие стойких локальных страхов; неадекватность самооценки и т.д.

2. Степень неадекватности  агрессии той ситуации, в которой  она возникает. В наиболее грубых  ситуациях трудно выявить причину   возникновения агрессии, которая  выглядит совершенно неадекватной  формой реагирования на ситуацию.

3. Фиксируемость на  агрессии. В ряде случаев возникшая ситуативная реакция может закрепляться и формировать стойкое влияние к  агрессивным  действиям.

4. Степень напряженности  в агрессивных действиях. В  части случаев подростка можно  отвлечь от агрессии, переключить  на замещающую конструктивную деятельность или ввести агрессивное действие в ее контекст, подчинить ее контролю. В других, более тяжелых случаях подросток настолько поглощен непосредственно самим переживанием совершаемого агрессивного действия, что и любое вмешательство со стороны окружающих усиливает его моторное и эффективное напряжение, гнев, ярость.

5. Форма агрессии. В  более легких случаях агрессия  выражается в вербальной форме,  в более тяжелых - это  проявление  физической ауто- и гетероагрессии, представляющих реальную опасность.

6. Степень осознаваемости агрессивных  действий. В более легких случаях  агрессия выполняет преимущественно  защитную функцию и в большей  степени чувствительна к педакгогическим  воздействиям. При более тяжелом  типе расстройств агрессивные  действия возникают импульсивно, в меньшей степени связаны с наличной ситуацией. Они   практически  не поддаются коррекции (51; c. 74).

При попытке педагогической коррекции агрессии необходимо прежде всего тщательно проанализировать, какую функцию она выполняет  в каждой конкретной ситуации, каковы ее пропорции среди других проявлений активности подростка и динамика ее возникновения.

Тактика педагогических воздействий должна строиться в  зависимости от предлагаемой природы  агрессивного поведения подростка. В одном случае следует игнорировать агрессивную тенденцию и не  фиксировать на ней внимание; в другом - включить агрессивное действие в контекст игры, придав ему новый, социально-приемлемый смысл; в третьем - не принять агрессию и установить запрет на подобные действия; в четвертом - активно подключаться в игровой ситуации к разворачиванию  агрессивных действий. Необходимо добиваться эмоционально положительного разрешения внутреннего конфликта.

Общая схема воспитательной работы с агрессивными подростками

1. Исследование уровня учебно-воспитательной работы в классе, учебной группе (высокий, средний, низкий).

2. Исследование межличностных отношений  в классе, учебной группе - паспорт  класса, социометрия.

3. Выявление подростков, имеющих  признаки агрессивного поведения.

4. Определение основных направлений преодоления агрессивного поведения.

5. Изучение положительных особенностей  личности, признаков и проявлений агрессивного поведения, причин, их вызывающих - педагогическая карта динамики развития.

6. Постановка и реализация задач дифференцированного подхода к агрессивным подросткам - индивидуальный план работы.

7. Характер отношения педагогов  к этим воспитанникам (АП - активно-положительный,  ПП - пассивно-положительный, ПО - пассивно-отрицательный, АО - активно-отрицательный, (+, -) - неустойчивый, (?) - неопределенный.

 

 

                                         Список литературы

 

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. - 2-е издание. - Санкт-Петербург: «Издательство Михайлова В.А.», 2001. – 345 с.
  2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М.: Приор, 2000. – 389 с.
  3. Берковец Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - Спб.: Питер-Пресс, 2001. – 456 с.
  4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Речь, 2002. – 316 с.
  5. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед вузов/ В.В.Давыдов, Т.В.Драгунова, Л.Б.Ительсон и др. Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 2001. –487 с.
  6. Гарбузов В.И. Нервные дети. - СПб.: Лань, 1999. – 287 с.
  7. Детская практическая психология: учебник /Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. - 255 с.
  8. Кочетов А.И. Профилактика и коррекция поведения социально неблагополучных учащихся. - М.: НИИ Семьи, 2000. – 256 с.
  9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учеб. Пособие. - М.: Изд-во УРАО, 2001. - 176 с.
  10. Майерс Д. Социальная психология/Перев. с англ. - СПб.: Питер, 1999. – 688 с.
  11. Марцинковская Т.Д. Диагностика   психического   развития   детей. Пособие для практического психолога. - М.: Линка-Пресс, 2004. -176с.
  12. Овчарова Р.В. Справочная книга психолога - М.,ТЦ «Сфера», 2001. - 480 с.
  13. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения. Часть первая. – М.: Академия, 2003. –106 с.  
  14. Реан А.А. Изучение агрессивности личности. - М.: Прайм, 2000. – 381 с.
  15. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. -СПб.: Питер, 1999. – 493 с.
  16. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М.: АРКТИ, 2003.-208 с.
  17. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М.: Сфера, 2001. – 124 с.
  18. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. - М., 2002. – 219 с.
  19. Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А.Галагузовой. Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 416с.
  20. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия»- Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 544 с.

Информация о работе Теоретический анализ проблемы предупреждения агрессивности подростков