Теоретический анализ проблемы предупреждения агрессивности подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: провести теоретическое исследование предупреждения агрессивности подростков в педагогическом процессе общеобразовательной школы.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения подростков.
Раскрыть содержание и определить основные направления психолого-педагогической работы по предупреждению агрессивности подростков в педагогическом процессе общеобразовательной школы.
Подобрать материал по диагностике агрессивности учащихся общеобразовательной школы.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы предупреждения агрессивности подростков 5
1.1. Анализ научной литературы по проблемы агрессивности 5
1.2. Основные направления психолого-педагогической работы
по предупреждению агрессивности подростков 13
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Описание диагностического материала 21
Список литературы 26
Приложение 28

Файлы: 1 файл

Агрессия подростков курс 49.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

Подводя итог, можно сказать, что попустительский стиль воспитания ребёнка, вседозволенность и отсутствие контроля со стороны родителей, как и слишком суровые наказания способствуют повышению уровня агрессивности у подростка. Таким образом, большое значение имеет изучение подростков, у которых в связи с неудовлетворенностью каких либо жизненно важных для них потребностей возникли отрицательные аффективные переживания и соответствующие им формы поведения, среди которых имеют место и агрессивные проявления.

Поиски причин повышенной агрессивности у подростков ведутся  в разных направлениях. Анализируя некоторые случаи из жизни усыновленных подростков, замечено, что новые родители достаточно часто сталкиваются с вспышками агрессивного поведения таких подростков. В некоторых случаях причиной этого явления может быть проявление психического заболевания, то есть агрессия, может иметь биологическую природу. Однако, правильней было бы говорить не о решающем влиянии биологических либо, наоборот, социальных факторов как детерминант агрессии, а признать, что на агрессию действуют оба типа факторов и что биология и окружающая среда оказывают взаимное влияние друг на друга.

Подросток усваивает  агрессивное поведение, посредством  наблюдения, выделяя случаи, когда  агрессия оказывается эффективным  способом в достижении цели, в воздействии  на других. В ситуации изоляции группой  сверстников, весьма вероятно, что он будет принят в другой группе подростков, таких же, как он и где агрессия будет являться приемлемым стилем поведения. Во многом поведение  подростков определяется их сверстниками. Установлено, что сверхагрессивные подростки, попадая в группу сверстников и получая отпор со стороны других подростков, становятся менее агрессивными. Пассивные же подростки остаются такими же. Отмечено, что существуют индивидуальные различия в усвоении агрессии, демонстрируемой сверстниками, и не всегда подростки, подвергающиеся агрессии со стороны других становятся агрессивными.

Взаимодействие со сверстниками играет важную роль в формировании у подростка  представлений о возможных способах проявления агрессии, нормах и границах её применения, в том числе и ответной.  «Приемлемость – не приемлемость» тех или иных форм агрессии «соразмерность» агрессии действиям обидчика усваивается подростком не только на примере других, но и на собственном опыте, в кругу сверстников, когда он сталкивается с проявлением агрессии по отношению к себе (17; c. 86).

Необходимо отметить, что изучение влияния моделей поведения на агрессивность подростка показывает, что примеры взрослых, оказывают  на него более сильное, продолжительное  и глубокое воздействие. Примечательно, что подростки, обнаруживающие черты наибольшей просоциальности (помогают, сочувствуют, склонны к помощи и щедрости) оказываются одними из агрессивных в классе. Однако предполагается, что  в большей степени социальное поведение демонстрируют умеренно агрессивные подростки; если же подросток чрезвычайно агрессивен, то его поведение реже бывает просоциальным. Данная особенность характерна для подростков, использующих наравне с мирными способами утверждения своих прав физическую и вербальную агрессию, которая не препятствует им завоёвывать авторитет у сверстников (1; c. 87).

 Говоря о проблеме агрессивности  подростков, хочется отметить и  другую проблему, с которой сталкиваются  современные родители и общество  в целом. Это проблема влияния  средств массовой информации, в частности телевидения, на агрессивность подростков. Большинство исследователей утверждают, что просмотр подростками телевидения и видеопродукции изобилующих сценами насилия и жестокости, оказывает скорее негативное, чем позитивное, влияние на поведение и личность подростка и имеет ряд отрицательных по своему воздействию последствий. Прежде всего, подросток учится формам агрессивного поведения. Особенно это относится к подросткам, которые «подсматривают» способы издевательства над  людьми из фильмов. Помимо этого, ослабляются сдерживающие агрессию силы. Так же у подростка вырабатывается толерантное отношение к показываемому ему насилию, уменьшается чувствительность к проявлениям агрессии. Большое количество насилия и агрессии, увиденные на экране подростками приводит к снижению чувствительности к чужой боли, уменьшению эмпатии, сочувствия к страданиям человека (2; c. 112).

Так же следует упомянуть и об увлечении современных подростков компьютерными играми, многие из которых  агрессивны по содержанию. В отличие от фильмов, игры дают  возможность стать участником процесса, подросток в них может реализовать себя, самоутверждаясь «суррогатным» образом.

 

1.2. Основные  направления психолого-педагогической  работы по предупреждению агрессивности  подростков

 

Путь профилактики агрессивного поведения подростков, возможность решения проблемы естественными педагогическими средствами представляется наиболее гуманным и рациональным способом.

Работу с агрессивными подростками  необходимо начинать с тщательного  изучения их индивидуально-психологических особенностей, стараясь понять, что привело их на путь асоциального поведения, каковы причины столь серьезных исправлений их личности. Если педагог не знает или не понимает этих причин, то ему трудно бороться и со следствиями, с результатами.

Исследования психологов показали, что в подавляющем большинстве  случаев у учащихся, отличающихся агрессивным поведением, сложилось  устойчивое отрицательное отношение  к обучению на основе отставания в  учении, конфликтов с учителями. В  коллективе сверстников такие учащиеся чувствуют себя одинокими, им не интересно учится, читать, у них не развита потребность в познании. Такие подростки чужие дома, чужие в школе, лишь в компании с асоциальными установками, потребностями и интересами они «свои», там их признают, там они находят «себя». В итоге подросток становится трудным, когда происходит совпадение, наложение отрицательных внешних влияний (аморальное поведение взрослых, дурное влияние улицы, компании правонарушителей), неудач в школе и педагогических ошибок учителей, отрицательного влияния семейного быта и внутрисемейных отношений. Иными словами, подросток выпадает из сферы воспитания сразу во многих звеньях и находится в зоне активных отрицательных влияний (18; c. 64).

Педагогу необходимо знать индивидуальные особенности подростков, склонных к агрессивному поведению, основные принципы изучения индивидуальных особенностей для того, чтобы организовать работу с ними, строить индивидуальный подход к ним.

Каковы же основные пути и способы  работы с агрессивными подростками?

Перевоспитание агрессивных учащихся должно осуществляться в соответствии со следующими принципиальными положениями:

Во-первых, поскольку деформации в  развитии есть следствие комплекса  причин:

а) отрицательного влияния неблагоприятных семейных условий,

б) неудач в процессе обучения, отрыва от жизни коллектива,

в) асоциального окружения.

Поэтому общая стратегия воспитательного  воздействия должна иметь ввиду  и семью, и образовательное учреждение, и ближнее окружение. Необходимо, чтобы и педагоги изменили отношение к агрессивному подростку, перестали считать его неисправимым, нашли пути индивидуального подхода к нему, вовлекли его в общие дела коллектива. Наконец, следует воздействовать и на ближайшее окружение подростка с агрессивным поведением попытаться перестроить направленность его компании, привлечь её к общественно полезным делам, а если этого не удастся, то отвлечь подростка от компании, оградить его от дурного влияния.

Во-вторых, ликвидировать педагогическую запущенность. Корректировать личность невозможно силами одних лишь педагогов. К этой работе, должны быть привлечены семья, общественные организации. И при всех условиях надо лишь опираться на учебный коллектив, действовать сообща с ним, через него. Только совместными усилиями при единстве воспитательных воздействий можно решить данную задачу.

В-третьих, основным средством перевоспитания должна быть правильная организация  жизни и деятельности подростка  с агрессивным поведением. Надо помнить, что нравоучения, нотации – это  не действенные средства воспитания подростка с агрессивным поведением, так как у него давно уже выработалось предубеждение, недоверчивое отношение и скепсис по отношению к словам педагогов. Это не исключает того, что разговор в атмосфере искренности, доверия и благожелательности может принести большую пользу.

В-четвёртых, перевоспитание нельзя понимать только как устранение искоренение  чего-то, борьбу с недостатками и  пороками. Перевоспитание – это  и формирование развития положительных  привычек, черт и качеств, тщательное культивирование здоровых нравственных тенденций.

В-пятых необходимо вовлечь агрессивного подростка в процесс самовоспитания, организовать борьбу его самого с  собственными недостатками (19; c. 75).

А.И. Кочетов, раскрывал систему  воспитательных воздействий на агрессивных и дезадаптивных подростков, отмечает, что формирование личности трудновоспитуемого есть сочетание перевоспитания с обычными мерами воспитания и самовоспитания. Иначе говоря, агрессивный подросток не должен быть пассивным объектом воспитательных воздействий, необходима активизация его личности, использование её здоровых нравственных сил для борьбы с собственными недостатками. Как подчёркивает А.И. Кочетов, надо показать такому подростку истинную романтику нравственного воспитания, попытаться сформировать у него идеал настоящего, мужественного, волевого человека, который затмил бы в глазах воспитуемого идеал «лихого парня-вожака», дать вдохновляющий образец для подражания. Кочетов конкретно рекомендует, как организовать самовоспитание агрессивных подростков. В частности, оно может начинаться с элементарных заданий самому себе на короткий срок. Такие задания вначале должны быть основаны на самолюбии подростка на его желании отличиться (8; c. 122).

Нельзя недооценивать и роли индивидуального шефства как одного из методов перевоспитания агрессивных учащихся. Условия успешности работы таковы: шеф должен быть авторитетным человеком для агрессивного подростка, примером для подражания в нравственной области, обладать именно такими качествами, которых не хватает данному подростку, быть хорошо информированным о жизни, учении, интересах, друзьях своего подопечного, обладать известными педагогическими качествами: тактом, чуткостью, педагогическими знаниями и умениями и, наконец, иметь время и желание, чтобы шефство носило характер систематических встреч, постоянного общения шефа и подшефного (8; c. 124).

Индивидуальный подход и воспитание в коллективе, через  коллектив не противоречат друг другу. А.С. Макаренко, призывая строить учебно-воспитательную работу с учётом индивидуальных особенностей учащихся, говорил о педагогике «индивидуального действия», рассчитанной на каждую конкретную личность со всем её индивидуальным своеобразием. Вместе с тем он подчёркивал, что индивидуальный подход – это не «парная педагогика», не камерное воспитание, не «разрозненная возня с каждым воспитанником». Индивидуальный подход осуществляется в коллективе и с помощью коллектива и в этом смысле гармонично дополняет общий воспитательный процесс. Педагогу прежде всего необходимо хорошо знать подростков, видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты. Чем лучше разбирается воспитатель в индивидуальных особенностях учащихся, тем правильнее он может организовать учебно-воспитательный процесс, применяя воспитательные меры в соответствии с индивидуальностью воспитанников.

Особое значение в  работе с агрессивными подростками  имеют три момента:

1) в общении с ними  очень важно тёплое, сердечное,  доброжелательное отношение. Озлобленности,  подозрительности, недоверчивости подростка надо противопоставить доброту, душевную теплоту и мягкость;

2) воспитателю необходимо  уметь выявлять то положительное,  что имеется в личности каждого  подростка, даже самого трудного, самого педагогически запущенного  и стараться опереться на это положительное в работе по его перевоспитанию. О необходимости педагогического оптимизма (который позволяет видеть что-то хорошее у любого плохого ученика) и опоры на «положительный фонд личности» в работе с запущенными подростками специально указывает А.И. Кочетов (8; c. 137).

Выявить и использовать то положительное, что имеется в  личности любого агрессивного подростка, не всегда легко, зато этот приём воспитания весьма эффективен и полностью вознаградит  педагога за затраченный труд. Психологическое  действие этого приёма двусторонне. Во-первых, агрессивный подросток часто искренне убеждён в том, что он плохой, что у него ничего хорошего не выйдет. Сознание своей неисправимости и неполноценности отрицательно влияет на его поведение. Когда же с помощью взрослых подросток открывает в себе что то положительное, хорошее, то это сознание благотворно действует на его поступки. Увидев у себя что-то хорошее, уже не хочется продолжать делать дурное. Во-вторых положительные стороны личности агрессивного подростка открывают возможность приобщить его к соответствующей интересной для него деятельности, а это не оставляет у него ни времени, ни желания заниматься предосудительной деятельностью;

3) нередко хорошие  результаты дает, открыто выражаемое  доверие к нравственным силам агрессивных подростков. Подростки очень ценят то, что им доверяют, несмотря на их плохую репутацию, доверяют им, которым ещё никто ничего не доверял. Впрочем, подозрительные подростки иногда с трудом верят в то, что им действительно доверяют, что это доверие искренно. Они относятся к оказанному доверию настороженно, как к очередной попытке воздействовать на них, к очередному воспитательному приёму. А если у агрессивного подростка уже сложилась установка противодействовать всякому воспитанию, то и доверие подвергается той же участи.

Кроме этого, условиями  успешного устранения отклонений в  поведении подростков являются:

- овладение системой  знаний о причинах, признаках  и проявлении педагогической  запущенности;

- овладение методикой  диагностики и профилактики агрессивного поведения;

Информация о работе Теоретический анализ проблемы предупреждения агрессивности подростков