Теоретические особенности правовых представлений младших подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 13:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение теоретических и методических аспектов специфики формирования правовых представлений младших подростков в процессе обучения.
Объект исследования - личность младших подростков.
Предмет исследования - правовые представления младших подростков.
Гипотеза исследования заключается в том, что уровень сформированности правовых представлений младших подростков средний и низкий, очень низкий.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические особенности правовых представлений младших подростков 6
1.1 Проблема социальных представлений в психологической науке 6
1.2 Сущность понятия «право» 13
1.3 Психологические особенности младшего подросткового возраста 17
Выводы по главе: 22
Глава 2. Практическое исследование уровня сформированности правовых представлений младших подростков 25
2.1 Методика исследования правовых представлений младших подростков 25
2.3 Методические рекомендации, направленные на формирование правовых представлений младших подростков 44
Выводы по главе: 50
Заключение 52
Список использованной литературы 54

Файлы: 1 файл

12-102 Специфика правовых представлений младших подростков.doc

— 640.00 Кб (Скачать)

 

Список использованной литературы

  1. Абульханова К.А. Российский менталитет: кросскультурный и типологический подходы.// Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М., 1997. с.7.
  2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1980. – 334 с.
  3. Абульханова - Славская К.А. Социальное мышление личности. В сб.: Современная психология. Состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности. М.: Институт психологии РАН, 2002. С. 88 - 103.
  4. Андреева Г.М. Социальная психология в современном мире. - М.: Просвещение, 2002.
  5. Березина В.Г., Викентьев  И .Л., Модестов С.Ю. Встреча с чудом: Детство творческой личности: встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. СПб.: изд-во Буковского. 1995. С. 60.
  6. Блок М.К. Социальные представления о демократии: комплексное исследование [Электронный ресурс] : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 - Тверь: ТГУ, 2005. 202 с. (Из фондов Российской Государственной Библиотеки)
  7. Брушлинский А.В. Социальная психология в России и теория Сержа Московичи // Предисловие к С.Московичи Век толп. М., 1998.
  8. Брыкина С. В. Формирование правовых представлений младших школьников во внеурочной деятельности [Электронный ресурс]: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Пенза, 2003 203 c.
  9. Васильев Л.С. История Востока. Учеб. по спец. “История”.- М.: Высш. шк., 1994. Т .1. -495 с.; Т. 2. -495 с.
  10. Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале. М. Ин - тут психологии РАН, 2003. - 311с.
  11. Выготский Л.С. Мышление и речь. 5-е изд. М.: Лабиринт, 1999. 352 с. Гл. 6.
  12. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994.
  13. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М., 1987.
  14. Дюркгейм Э. и Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М., 1996.
  15. Дюркгейм Э. Метод социологии. Тексты по истории социологии XIX-XX веков: хрестоматия, В. Добреньков.
  16. Жданова С.Ю. Психология познания индивидуальности человека. – Перм. гос ун-т. Перм. гос. пед. ун-т; Ин-т психологии. - Пермь, 2005.,
  17. Емельянова Т.П. Социальное представление - понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 6. С.39-48.
  18. Емельянова Т.П. Социальных представлений концепция // Психология: Словарь. М. 1990. С. 375-377.
  19. Есикова Т.В. Психологическое исследование правосознания в детском возрасте // Педагогическое образование в России. 2011. № 4 с. 160-165
  20. Керимов Д.А. Проблемы общей теории государства и права. М.: «Издательство СГУ», 2000.
  21. Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. М., 1916. С. 321.
  22. Московичи С. Век толп. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. - 304с.
  23. Московичи С. От коллективных представлений к социальным (к истории одного понятия) // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. №2. С.83-95.
  24. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психол. журн. 1995. № 1. С. 3-18.
  25. Московичи С. От коллективных представлений к социальным (к истории одного понятия) // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. №2. С.83-95.
  26. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: Изд-во «Ин-т психологии РАН», 1997. С. 7-37.
  27. Овруцкий А.В. Социальные представления об агрессии на материалах газеты “Комсомольская правда” о военном конфликте в Чеченской республике. Дис... канд. психол. н. Ростов-на-Дону, 1998.
  28. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М., 1990
  29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1930.
  30. Фарбер И.Е. О сущности права [Текст] / И.Е. Фарбер. Саратов: СГАП, 1959
  31. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/ Пер. с нем., В  4 -х томах. Т.2.-М.: Генезис,1998.- 160с.
  32. Фридман, Л.М. Психология детей и подростков [Текст]: Справочник для учителей и воспитателей / Л.М. Фридман. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2004. - 480 с
  33. Шебанов А.Ф. Форма советского права. М., 1968.
  34. Шейндлин Б.В. Манифест коммунистической партии и вопросы теории права. Тез. докл. «К столетию “Коммунистического Манифеста”» [Текст] / Б.В. Шейндлин Л., 1948., с. 21
  35. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. - М.: ИП РАН; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 448 с.
  36. Эльконин, Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков [Текст] / Д.Б. Эльконин; Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. - М.: Просвещение, 1967. - 290 с

 

Приложение 1.

 

Про Витькину бабушку.

Бабушка очень  любила Витьку, всегда старалась ему  чего-нибудь повкуснее сготовить, или  что-нибудь сунуть в портфель, чтобы  в школе поел. Она вязала Витьке носки, свитеры, как бабушка в  сказке, строго поглядывая из-под очков. Но это она для порядка только так строго смотрела, на самом деле она была добрая.

Последнее время  бабушка сильно постарела. При гостях она иногда засыпала за столом. Когда  Витька приходил из школы, он ничего не мог найти у себя на столе. То тетрадки пропадали, то задачники. Ясно, кто тут хозяйничал. Витька ворчал, а бабушка оправдывалась. Когда Витька садился делать уроки, бабушка просила его почитать газету или журнал. Витька опять ворчал, что человеку не дают спокойно позаниматься, но газету ей всю прочитывал, даже про погоду. За обедом бабушка поучала Витьку, что он ложку не так держит, да еще пальцем помогает. Витька терпел, а иногда огрызался. Однажды он услышал, как на кухне что-то загремело, а их сосед, водопроводчик Степан, сказал: «Зажилась ты, бабка, на этом свете». Бабушка оправдывалась тонким голосом, а Степан все гудел басом. Витька решил придумать Степану страшную месть, - например, взорвать все трубы вокруг дома, чтобы ему работы хватило на месяц.

Как-то Витька шел по двору и увидел на скамейке маленького серого котенка. Витька взял его на руки, котенок пригрелся и заурчал. Витька обрадовался: ведь ему хотелось именно такого, серого, полосатого, пушистого. Витька радостно прибежал домой и закричал бабушке: «Смотри, какой у меня теперь котик есть! Я ведь такого и хотел.» Бабушка взяла котенка двумя пальцами за спинку и выкинула на лестницу черного хода. «Вот еще, будешь всякую грязь носить. От них, Витенька, только блохи да болезни. Лучше тебе мама рыбок купит», - сказала бабушка. Витька выскочил на лестницу, искал во дворе, на чердаке. Нигде не было котенка. Пли убежал куда-то, или его кто-то так быстро подхватил. С бабушкой Витька не разговаривал, газет ей не читал, за обедом отворачивался. Так обиделся - и прощать не хотел. Даже Степану мстить раздумал.

Тетя Соня прислала письмо бабушке. Она звала ее к себе в Киев. Она жила одна, у нее бабушка бы отдохнула, пожила спокойно, да и город у них не такой шумный, как Москва. «Пусть едет», подумал Витька. Бабушка расстроилась, что ей без внука будет скучно, не за кем тогда ухаживать да баловать, «Что же ты молчишь? - спросил папа. - Бабушка из-за тебя хочет остаться. Ну, как бы ты хотел, чтобы она осталась, или уехала?»

 

Приложение 2.

Анкета

 

 

Выберете, что то одно, что на Ваш взгляд является верным по отношению к приведенным понятиям и высказываниям.

 

 

1. Закон  - это:

способ упорядочить  отношения между людьми

способ бороться с нарушителями порядка

средство, которое  стоящие у власти используют, чтобы  навязать остальным свою волю

средство добиться собственных целей

формальные предписания, о которых вспоминают, когда выгодно

формальные предписания, о которых вспоминают, когда невыгодно

Иное

2. Я  считаю, что поступаю правильно,  когда

не нарушаю  законы

меня не наказывают

делаю как большинство

руководствуюсь  своими чувствами

веду себя так, как мне говорят старшие

так говорят  авторитетные для меня люди

Иное

3. Я  считаю, что другие поступают  правильно, когда

не нарушают законы

их не наказывают

делают как  большинство

руководствуются своими чувствами

ведут себя так, как им говорят старшие

так говорят  авторитетные для меня люди

Иное

4. Я  могу нарушить закон:

назло тем, кто  его не нарушает;

назло тем, кто  требует его не нарушать;

если это мне  выгодно;

чтобы показать себя;

если меня заставят насильно;

чтобы не выделяться;

не смогу ни при каких условиях

иное

5. Справедливость - это

когда всем поровну,

когда каждому  по заслугам,

когда каждому  по способностям;

когда каждому  по потребностям;

когда каждый сам  за себя в ответе,

когда всем одинаково  плохо,

когда всем одинаково  хорошо,

когда всем одинаково обидно,

Иное

6.Наказание - это когда

человек переживает за содеянное,

окружающие осуждают за содеянное,

лишают каких-то благ,

не уважают,

принуждают что-либо делать

Иное

7. Ответственность - значит

нести наказание

переживать за содеянное

выполнять обещания

не болтать  попусту

переживать за кого-либо

переживать за выполняемую работу

Иное

8. Я  чувствую себя свободным, когда

никто не указывает  мне, как себя вести

мне все позволено

мне ничего не угрожает

у меня есть достаточно денег

у меня нет обязательств

делаю то, что  считаю правильным

меня защитят  при необходимости

Иное

9.Государство  должно:

соблюдать права  человека

любить человека

уважать человека

защищать человека

обеспечивать людям материальные условия жизни

обучать людей

воспитывать людей

не вмешиваться  в жизнь людей

Иное

10. Люди  должны:

соблюдать права  друг друга

не мешать друг другу

уважать друг друга

защищать друг друга

любить друг друга

бороться друг с другом за «место под солнцем»

воспитывать друг друга

Иное 

11.Я  уважаю человека, если он:

соблюдать права  друг друга

не мешать друг другу

уважать друг друга

защищать друг друга

любить друг друга

бороться друг с другом за «место под солнцем»

воспитывать друг друга

Иное

12. Я доверяю человеку, если он

знает жизнь

никого и ничего не боится

никогда не врет

много знает  и умеет

отвечает за свои слова

специалист своего дела

старается никого не подводить

дружит с влиятельными людьми

иное 

13. Преступление - это

то, за что наказывают,

то, что наносит  вред обществу,

то, что наносит  вред мне,

иное

14. Если  я поступаю неправильно, родители  должны:

наказать меня

наказать меня и объяснить мне мою ошибку

простить меня и объяснить мне мою ошибку

не вмешиваться  в мои дела

Иное


 



Информация о работе Теоретические особенности правовых представлений младших подростков