Теоретические особенности правовых представлений младших подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 13:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение теоретических и методических аспектов специфики формирования правовых представлений младших подростков в процессе обучения.
Объект исследования - личность младших подростков.
Предмет исследования - правовые представления младших подростков.
Гипотеза исследования заключается в том, что уровень сформированности правовых представлений младших подростков средний и низкий, очень низкий.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические особенности правовых представлений младших подростков 6
1.1 Проблема социальных представлений в психологической науке 6
1.2 Сущность понятия «право» 13
1.3 Психологические особенности младшего подросткового возраста 17
Выводы по главе: 22
Глава 2. Практическое исследование уровня сформированности правовых представлений младших подростков 25
2.1 Методика исследования правовых представлений младших подростков 25
2.3 Методические рекомендации, направленные на формирование правовых представлений младших подростков 44
Выводы по главе: 50
Заключение 52
Список использованной литературы 54

Файлы: 1 файл

12-102 Специфика правовых представлений младших подростков.doc

— 640.00 Кб (Скачать)

В зависимости  от внешней и внутренней саморегуляции, можно выявить разные уровни воспитанности (высокий, средний, низкий), отметить невоспитанность.

Невоспитанность - характеризуется отрицательным опытом поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.

Критерии воспитанности (по М.И. Шиловой.)

Критерий оценки

Проявление воспитанности

Эрудиция

Прочность и глубина знаний. Использование  дополнительных источников знаний.

Культура речи.

Доказательность и аргументированность суждений.

Сообразительность

Старательность. Добросовестность.

Прилежание

Регулярность и систематичность  учебной работы. Самостоятельность.

Внимательность. Взаимопомощь.

Организованность и собранность. Стремление совершенствовать результаты.

Трудолюбие

Бережливость. Привычки к самообслуживанию. Эстетика и культура труда.

Отношение к природе

Помощь природе. Сохранность природы  в повседневной жизнедеятельности

Следование правилам безопасности

Бережное отношение к земле, животным, растениям.

Нравственные качества и сознательная дисциплинированность

Выполнение правил поведения учащихся. Соблюдение правил внутреннего распорядка школы. Следование нормам и правилам человеческого общения. Терпимость к недостаткам и слабостям  других. Милосердие.

Эстетические вкусы

Участие в жизни класса и школы  Аккуратность и опрятность. Культурные привычки. Внесение элементов эстетики в свою жизнь. Способность откликаться  на прекрасное в жизни. Посещение  центров и учреждений культуры

Навыки самосовершенствования

Элементы саморегуляции поведения. Умение организовать свое время. Соблюдение санитарно-гигиенических правил. Забота о собственном здоровье. Наличие  вредных привычек


 

В программе выделены интегративные  для каждого возраста качества. Для  каждого из них раскрыты основные проявления.

Для того чтобы отслеживать  продвижение детей в нравственно-правовом развитии, педагог сам должен изучить представления и понятия о нравственности, праве, чертах и качествах характера, и изучить представление детей о них.

Для краткости выражения результатов, использования в целях коррекции педагог фиксирует их в сводном листе.

Степень сформированности качеств оценивается по пятибалльной системе:

1- качество не проявляется;

2 - качество проявляется редко;

3- качество проявляется почти всегда, но под воздействием педагога;

  1. -качество проявляется почти всегда, но еще не стало потребностью школьника, требуется контроль со стороны взрослых и коллектива;
  2. - качество проявляется всегда, иначе ученик поступить не может.

 

2) метод «Незаконченный рассказ» - это изложение реальной жизненной ситуации, направленной на выявление установок подростков.

Метод незаконченных рассказов имеет ряд преимуществ. Его довольно легко использовать, обработка результатов также не представляет трудностей, кроме того, этот метод позволяет  оценить  широкий диапазон реакций в ситуациях разной степени тяжести проступка; такого разнообразия практически невозможно достичь при использовании любого другого подхода.

Технология  составления ситуаций для этого  метода простая: нужны действующие  лица, время, место события, проблема, которую надо решить. Каждый педагог может составлять аналогичные рассказы сам. Он лучше знает своих детей, кроме того, жизнь всё время предлагает всё новые и новые ситуации, надо только научиться их подмечать и работать с ними.

При использовании  метода незаконченных рассказов, ученикам зачитывается рассказ, в котором  герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их.

При определении  особенностей нравственного опыта  школьников использовались следующие критерии: степень соответствия нравственной норме знаний, отношений и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их глубина и широта; степень устойчивости.

Для оценки нравственных знаний испытуемых выделялись такие  проявления, как понимание ими содержание моральных норм, знание способов поведения, знание переживаний, возникающих у человека в случае соблюдения или несоблюдения моральной нормы.

О нравственном отношении узнавали по оценочным  суждениям школьников о поступках  другого человека, о своих поступках, а также по особенностям выполнения моральной деятельности и их мотивам. Текст рассказа приведен в Приложение 1.

3) Анкетирование.

Исследование, проведенное с помощью анкетирования, позволили определить степень развития когнитивного компонентов индивидуального правового сознания учащихся. Вопросник анкеты приведен в Приложении 2.

 

2.2 Анализ результатов  исследования

После проведения исследования, нами были проанализированы полученные результаты и данные приведены ниже.

В результате применения методики М.И. Шиловой нами были получены следующие данные, которые мы свели в общую таблицу.

 

Таблица 2.

Уровни воспитанности  младших школьников

Критерии 

Уровни 

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий 

Очень низкий

Эрудиция

5

8

20

6

1

Культура речи

2

2

18

9

9

Сообразительность

6

5

6

18

5

Прилежание

4

5

5

13

13

Внимательность. Взаимопомощь

4

3

6

16

11

Трудолюбие

2

4

12

10

12

Отношение к природе

3

5

13

9

10

Следование правилам безопасности

3

3

12

12

10

Нравственные качества и сознательная дисциплинированность

10

5

5

10

10

Эстетические вкусы

6

8

6

10

10

Навыки самосовершенствования

10

5

5

10

10


 

Итак, по критерию «Эрудиция» мы получили следующие результаты - 5 человек имеют очень высокий уровень, 8 человек - высокий уровень, 20 человек - средний уровень, 6 человек - низкий уровень и 1 человек - очень низкий уровень

Представим полученные данные в виде диаграммы, рисунок 1.

                    Рисунок 1. Уровни по критерию «Эрудиция», чел.

 

Таким образом, как видно из рисунка 1, 50 % детей имеют средний уровень по критерию «Эрудиция», 12,5% детей - очень высокий и 20% высокий уровень, остальные - низкий или очень низкий.

Явно видно, что среди  младших школьников преобладает  средний уровень развития эрудиции.

Итак, по критерию «Культура  речи» мы получили следующие результаты - 2 человека имеют очень высокий уровень, 2 человека - высокий уровень, 18 человек - средний уровень, 9 человек - низкий уровень и 9 человек - очень низкий уровень

Представим полученные данные в виде диаграммы, рисунок 2.

Рисунок 2. Уровни по критерию «Культура речи», чел.

 

Таким образом, как видно  из рисунка 2, 45 % детей имеют средний  уровень по критерию «Культура речи», 5% детей - очень высокий и 5% высокий уровень, остальные - низкий или очень низкий (22,5%).

Явно видно, что среди  младших школьников преобладает  средний уровень развития культуры речи.

Итак, по критерию «Сообразительность»  мы получили следующие результаты - 6 человек имеют очень высокий уровень, 5 человек - высокий уровень, 6 человек - средний уровень, 18 человек - низкий уровень и 5 человек - очень низкий уровень

Представим полученные данные в виде диаграммы, рисунок 3.

Рисунок 3. Уровни по критерию «Сообразительность».

Таким образом, как видно  из рисунка 3, 15 % детей имеют средний  уровень по критерию «Сообразительность», 15% детей - очень высокий и 12,5% высокий уровень, 45% - низкий и 12,5% - очень низкий.

Явно видно, что среди  младших школьников преобладает низкий уровень развития сообразительности.

Итак, по критерию «Прилежание» мы получили следующие результаты - 4 человека имеют очень высокий уровень, 5 человек - высокий уровень, 5 человек - средний уровень, 13 человек - низкий уровень и 13 человек - очень низкий уровень

Представим полученные данные в виде диаграммы, рисунок 4.

Рисунок 4. Уровни по критерию «Прилежание», чел.

 

Таким образом, как видно  из рисунка 4, 10 % детей имеют средний  уровень по критерию «Прилежание», 12,5% детей - очень высокий и 12,5% высокий уровень, по 32,5% - низкий или очень низкий.

Явно видно, что среди  младших школьников преобладает  низкий и очень низкий уровень развития прилежания.

Итак, по критерию «Внимательность. Взаимопомощь» мы получили следующие результаты - 4 человека имеют очень высокий уровень, 3 человека - высокий уровень, 6 человек - средний уровень, 16 человек - низкий уровень и 11 человек - очень низкий уровень

 

Представим полученные данные в виде диаграммы, рисунок 5.

Рисунок 5. Уровни по критерию «Внимательность. Взаимопомощь», чел.

 

Таким образом, как видно  из рисунка 5, 15 % детей имеют средний  уровень по критерию «Внимательность. Взаимопомощь», 10% детей - очень высокий и 7,5% - высокий уровень, 40% - низкий и 27,5% - очень низкий.

Явно видно, что среди  младших школьников преобладает  низкий и очень низкий уровень  развития внимательность и взаимопомощи.

Итак, по критерию «Трудолюбие» мы получили следующие результаты - 2 человека имеют очень высокий уровень, 4 человека - высокий уровень, 12 человек - средний уровень, 10 человек - низкий уровень и 12 человек - очень низкий уровень.

Представим полученные данные в виде диаграммы, рисунок 6.

Рисунок 6. Уровни по критерию «Трудолюбие».

Таким образом, как видно  из рисунка 6, 30 % детей имеют средний  уровень по критерию «Трудолюбие», 5% детей - очень высокий и 10% высокий уровень, остальные - низкий или очень низкий.

Явно видно, что среди  младших школьников преобладает  средний и очень низкий уровень развития трудолюбия.

Итак, по критерию «Отношение к природе» мы получили следующие  результаты - 3 человека имеют очень высокий уровень, 5 человек - высокий уровень, 13 человек - средний уровень, 9 человек - низкий уровень и 10 человек - очень низкий уровень

Представим полученные данные в виде диаграммы, рисунок 7.

 

Рисунок 7. Уровни по критерию «Отношение к природе», чел.

 

Таким образом, как видно  из рисунка 7, 32,5 % детей имеют средний  уровень по критерию «Отношение к природе», 7,5% детей – очень высокий и 17,5% высокий уровень, 22,5%– низкий и 25%- очень низкий.

Явно видно, что среди  младших школьников преобладает  средний, низкий и очень низкий уровень развития отношения к природе.

Итак, по критерию «Следование правилам безопасности» мы получили следующие результаты - 3 человека имеют очень высокий уровень, 3 человека - высокий уровень, 12 человек - средний уровень, 12 человек - низкий уровень и 10 человек - очень низкий уровень

 

Представим полученные данные в виде диаграммы, рисунок 8.

Информация о работе Теоретические особенности правовых представлений младших подростков