Теоретические особенности правовых представлений младших подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 13:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение теоретических и методических аспектов специфики формирования правовых представлений младших подростков в процессе обучения.
Объект исследования - личность младших подростков.
Предмет исследования - правовые представления младших подростков.
Гипотеза исследования заключается в том, что уровень сформированности правовых представлений младших подростков средний и низкий, очень низкий.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические особенности правовых представлений младших подростков 6
1.1 Проблема социальных представлений в психологической науке 6
1.2 Сущность понятия «право» 13
1.3 Психологические особенности младшего подросткового возраста 17
Выводы по главе: 22
Глава 2. Практическое исследование уровня сформированности правовых представлений младших подростков 25
2.1 Методика исследования правовых представлений младших подростков 25
2.3 Методические рекомендации, направленные на формирование правовых представлений младших подростков 44
Выводы по главе: 50
Заключение 52
Список использованной литературы 54

Файлы: 1 файл

12-102 Специфика правовых представлений младших подростков.doc

— 640.00 Кб (Скачать)

- методы формирования правового сознания: убеждение, доказательство; беседы, лекции, рассказы, диспуты на правовые темы; обсуждение печатных материалов, произведений литературы и искусства, имеющих правовую тематику; внушение.

- методы формирования мотивов, навыков, привычек правомерного поведения и опыта правоохранительной деятельности: единые требования; приучение; пример; организация правоохранительной деятельности учащихся; использование творческой игры; соревнование;

- методы поощрения и наказания для стимулирования правомерного поведения [31, c.69].

Названные методы формирования правосознания, правомерного поведения и стимулирования на практике выступают в тесном единстве. Кроме  того, в различных воспитательных ситуациях отдельные методы могут выступать как средства воспитательного воздействия или как методические приемы. Это зависит от содержания и объема воспитательной задачи, конкретной тактики воспитателя, способа организации того или другого воспитательного мероприятия.

Модель  формирования правосознания младших подростков, включающая правовое обучение, внеучебную правопросветительную деятельность, внеучебную игровую деятельность с правовым содержанием, повышение правовой культуры родителей, способствует повышению эффективности правового обучения и воспитания в условиях общеобразовательной школы.

Рассмотрим в качестве примера занятия по формированию правовых представлений младших подростков с использованием древнегреческих мифов.

На этапе эмоционального восприятия правового материала учитель создаёт проблемную ситуацию, переживая и разрешая которую, дети формулируют то или иное право человека. Предъявление правового факта осуществляется в различных формах. Запись адаптированного содержания статьи на доске применяется в начале цикла образовательных занятий, когда школьники ещё не способны грамотно оперировать правовыми фактами. Уже на третьем занятии возможна запись адаптированного содержания нескольких ранее изученных статей и одной новой. Форма предъявления правового материала в иллюстративном виде наиболее привлекательна для учащихся в силу их возрастных особенностей. Форма ситуативного предъявления содержания статей наиболее приемлема на более поздних этапах, когда учащиеся уже хорошо запомнили содержание нескольких статей и могут свободно им оперировать. Возможно сочетание вышеназванных форм. При этом очень важен эмоциональный фон подачи правового факта. Учитель преподносит формулировку того или иного права так, чтобы дети сумели прочувствовать его, «примерить на себя»[8].

На этапе осмысления и понимания правового факта осуществляется контроль понимания воспринятого либо в форме вопросов, либо в форме перифраза. Лучше начинать с вопросов репродуктивного или альтернативного типа, поскольку они облегчают ответы учащихся. Вопросы специального типа можно задавать более сильным ученикам. Контроль первичного понимания правового материала в форме перифраза предполагает объяснение, толкование содержания изучаемой статьи школьниками своими словами. На наш взгляд, такая форма контроля на данном этапе является эффективной, так как активизирует мышление школьников, заставляя их размышлять, обдумывать ситуацию и осуществлять отбор лексики для передачи заданной мысли по-другому. Перифраз способствует развитию речи школьников. Затем происходит работа с текстами. Она включает несколько этапов и начинается со снятия лексическо-произносительных трудностей. Проведение предварительной работы очень важно, т.к. детям незнакомы некоторые слова и выражения, отражающие реальность, а также «режут слух» и имена каких-либо героев (Нефела, Афамант, Фрикс, Гелла и др.), совсем не похожие на привычные школьникам имена. Особенно важна эта работа на первых порах, т.к. далее учащиеся привыкают к стилю изложения, а имена героев часто повторяются и хорошо запоминаются как раз в силу своей необычности. Контроль прочитанного осуществляется в разных формах. Дети выполняют следующие задания [8]:

- исключи предложение,  не соответствующее содержанию  текста (абзаца);

- растолкуй выражение;

- восстанови хронологический  порядок;

- продолжи предложение;

- найди истинные и  ложные высказывания;

- соедини части предложения  в целое;

- ответь на вопросы;

- правильно расположи  картинки.

Так как большинство  детей младшего подросткового возраста не осуществляют глубокий анализ прочитанного, так необходимый для дальнейшей работы по формированию представлений о правах человека, необходимо уделять большое внимание контролю прочитанного и сочетаем несколько его форм. Очень важными видятся элементы лингвистического анализа текста, заключающиеся в выяснении семантики, подборе синонимов, антонимов, нахождении эпитетов и метафор. Подобная работа сопровождается эмоциональным подъёмом, приводит к более глубокому пониманию прочитанного и плавно перетекает в правовой анализ, в ходе которого обращается особое внимание на глаголы, описывающие действия, поступки и их мотивы (отдать в мужья, полюбила, выбирать мужа), которые помогают младшим школьникам самостоятельно обнаружить соблюдение или нарушение того или иного права кем-либо из героев. Переживание поступков мифических героев школьниками способствует формированию более прочных и ярких представлений о правах человека. На первых порах правовой анализ проводится под руководством учителя. Более сложной формой правового анализа содержания прочитанного мифа является самостоятельное определение младшими школьниками того, кто из героев и какие статьи нарушил или поступил в соответствии с ними. Такая форма используется, когда школьники уже научились оперировать правовыми фактами и вести правовую дискуссию. Одной из эффективных форм правового анализа явилась групповая работа. Ребята сообща анализировали текст, пытаясь найти как можно больше правовых позиций, которые нарушены или соблюдены.

На следующем этапе  формирования правовых представлений  младших подростков - этапе запоминания правового материала - можно прибегнуть к работе с планом, учитывая возрастные особенности памяти детей. Школьники учатся передавать содержание мифа с позиций прав человека. На первых порах план предъявляется в готовом виде или составляется под руководством учителя. Кроме плана, можно использовать цепочку опорных слов. Наиболее облегченным вариантом является предъявление цепочки прав, которые нарушались или соблюдались героями. Так, работая с мифом «Одиссей на острове циклопов Полифем», можно использовать следующую цепочку:

право на отдых —► право  неприкосновенности жилища —► право на труд —► право владеть вещами —► право на жизнь —► запрет подвержения пытке [8].

Большую сложность представляет работа с цепочкой опорных слов, отражающих только правовую логику. Как правило, это глаголы, передающие правомерность или неправомерность поступков героев. Вот такую цепочку можно предложить на этапе запоминания правовой информации, работая с мифом «Парис похищает Елену»:

вернулся в дом отца —► пустился в путь —► отправился как гость —► похитил жену и сокровища.

Младшим подросткам нужно восстановить содержание, соотносить глагольную фразу с героем и с соответствующей статьей, анализировать поступок и делать вывод. Наибольшей трудностью отличается цепочка, содержащая опорные слова, чаще не глаголы, передающие лишь основные события мифа.

Например, работая с  мифом «Телемах у Нестора и  Менелая», учащимся можно предложить следующие опорные слова:

торжество —► пришельцы —► богатство дворца —► подвиги Одиссея —► беседа Менелая с Телемахом [8].

Детям нужно восстановить и содержание мифа, и содержание правовой дискуссии. Однако, как показывает практика, школьники справляются с подобными заданиями все лучше и лучше от занятия к занятию. Использование вышеназванных форм и приёмов работы способствует, на наш взгляд, более прочному запоминанию формируемого представления.

Увлекательным представляется прием пересказа мифа с элементами драматизации. Разные образы героев, разные взгляды на одни и те же вещи делают повествования различными. Можно использовать драматизацию в чистом виде, разбивая миф на сцены, обсуждая предварительно, как разыграть каждую из них с правовой точки зрения, на каком эмоциональном фоне должны разворачиваться события.

Одним из наиболее эффективных видов внеурочной деятельности может быть ролевая игра «Суд над...». Он используется на последнем этапе формирования правовых представлений при работе с конкретным мифом, когда младшие школьники уже научились проводить правовой анализ самостоятельно. Смысл ее в том, что выбираются судьи (2-3), как правило, наиболее сильные учащиеся. Другие дети перевоплощаются в образы героев мифа и повествуют судьям о случившемся. Остальные школьники получают роли активных зрителей. Их задача - следить за ходом «суда», правомерностью принимаемых решений [8].

Разнообразие форм, выбранных  с учетом специфики младшего подросткового возраста, применяемых на каждом из этапов формирования правовых представлений школьников, способствует формированию более прочных представлений о правах человека и их практическому применению детьми младшего подросткового возраста.

Выводы по главе:

Результаты нашего исследования показали, что очень высокий и  высокий уровень правовых знаний у 12,5% человек соответственно, по 25% человек – средний, низкий и очень низкий уровень. Следовательно, наша гипотеза о том, что преобладающим уровнем сформированности правовых представлений младших подростков является средний, низкий и очень низкий, получила подтверждение.

Эффективность формирования правовых представлений младших подростков может обеспечиваться реализацией комплекса педагогических условий:

  • введение в содержание основного  общего образования правового  компонента;

  • включение учащихся в игровую  деятельность с правовым содержанием;

  • взаимосвязь учебных занятий и воспитательных мероприятий с правовым содержанием, а также реализация межпредметных связей в правовом обучении и воспитании,

  • личностно-деятельностный подход  в правовом воспитании и обучении;

  • учет возрастных и индивидуальных  особенностей учащихся, способствующих накоплению позитивного правового опыта;

  • единство правового и нравственного  воспитания.

 

Заключение

Результаты проведенного исследования позволили нам определить специфику правовых представлений младших подростков.

Были решены поставленные в ходе решения задачи: рассмотрены понятие «представление», «право», изучены психологические особенности младшего подросткового возраста.

Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка - формированию сознания, познавательных интересов, способности к самостоятельным умозаключениям и правовому поведению.

Ребенок получает правовые знания, на основе которых он приобретает определенное образное понимание правовой действительности, усваивает нормы, развивает правовое сознание и модели правопослушного поведения. Необходимо сформировать у ребенка представления о самом себе, о его правах и обязанностях, причем не только сообщать доступные для его возраста правовые знания, но и формировать оценочное отношение к правовой действительности, которая непосредственно является частью детской жизнедеятельности.

Самые первичные представления  о социальных и правовых нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются еще в детстве.

Под правовыми представлениями  младших подростков мы понимаем элементарное, образное, эмоционально окрашенное знание о совокупности прав и свобод человека, понимание правовых норм и традиций.

На втором этапе исследования с целью выявления уровня сформированности правовых представлений младших подростков, нами был проведен констатирующий эксперимент.

Все результаты обработаны и проанализированы. Анализ сформированности у детей младшего подросткового возраста представлений о правах человека позволяет констатировать, что большинство младших подростков находятся на «случайном», т.е. низком уровне. Это проявляется в отсутствии правовых представлений, неправомерном поведении в заданных ситуациях, неадекватной реакции.

Следовательно, наша гипотеза о том, что преобладающим уровнем сформированности правовых представлений младших подростков является средний, низкий и очень низкий, получила подтверждение.

В исследовании вместе с  тем показано, что существует реальная возможность развития более высокого уровня правовых представлений младших подростков. Это положение подтверждается, в частности, выявленным в исследовании более высоким «интуитивным» уровнем сформированности правовых представлений у некоторой части детей этого возраста. Исходя из этого, нами подобраны методические рекомендации, направленные на формирование правовых представлений подростков.

В исследовании показано, что положительный педагогический эффект в формировании правовых представлений  младших подростков дает соблюдение следующих педагогических условий:

- выбор содержания  правового образования с учетом  возрастных особенностей младшего подростка;

- использование литературной  формы мифа и приемов работы  с ним, обеспечивающих формирование  правовых представлений и стимулирующих  интерес к изучению правовых  фактов;

- создание педагогических  ситуаций непосредственного переживания  правового факта, способствующих  практическому применению сформированных  правовых представлений.

Метод должен «работать» на выполнение определённой задачи, а не применяться ради технологии и должен иметь чёткую и последовательную структуру его применения с обоснованием и тщательной проработкой всех этапов его воплощения.

Информация о работе Теоретические особенности правовых представлений младших подростков