Теоретические особенности правовых представлений младших подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 13:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение теоретических и методических аспектов специфики формирования правовых представлений младших подростков в процессе обучения.
Объект исследования - личность младших подростков.
Предмет исследования - правовые представления младших подростков.
Гипотеза исследования заключается в том, что уровень сформированности правовых представлений младших подростков средний и низкий, очень низкий.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические особенности правовых представлений младших подростков 6
1.1 Проблема социальных представлений в психологической науке 6
1.2 Сущность понятия «право» 13
1.3 Психологические особенности младшего подросткового возраста 17
Выводы по главе: 22
Глава 2. Практическое исследование уровня сформированности правовых представлений младших подростков 25
2.1 Методика исследования правовых представлений младших подростков 25
2.3 Методические рекомендации, направленные на формирование правовых представлений младших подростков 44
Выводы по главе: 50
Заключение 52
Список использованной литературы 54

Файлы: 1 файл

12-102 Специфика правовых представлений младших подростков.doc

— 640.00 Кб (Скачать)

В тоже время они часто внешне безразличны к важным событиям, хотя иногда взрываются по пустякам. Подростки  как бы погружены в свой внутренний мир, где происходит что-то непонятное для них, они не могут осмыслить изменения, которые ощущают. Девочки эмоциональнее реагируют на внешние воздействия, более обидчивы, плаксивы, у них часто меняется настроение. И мальчики и девочки становятся шумными, не могут усидеть на месте, постоянно вертят что-то в руках.

В этот период у подростков отмечается повышенная утомляемость, усиленный  рост, что приводит к нарушениям осанки, искривлению позвоночника [32, с.76-77].

Одним из центральных новообразований в личности младшего подростка является возникновение у него чувства взрослости. Стать взрослым в понимании подростка означает, в первую очередь, быть самостоятельным.

Подробно развитие у подростков-пятиклассников чувства взрослости исследовал Д.Б. Эльконин в своем труде «Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков». Автор проанализировал поведение группы одноклассников в период их обучения в 4-м и 5-м классах, составил индивидуальные характеристики каждого школьника. На основе анализа индивидуальных особенностей был сделан вывод о наиболее общих закономерностях в изменении отношения испытуемых к окружающему их миру (школе, учебе, внешкольным интересам, друзьям, учителям, родителям) и об изменении характера учебной деятельности в переходный период.

Прежде всего, психолог выделил  разнородность уровня развития учебной  деятельности испытуемых: от наиболее высокого до наиболее низкого. Уровень  сформированности учебной деятельности автор оценивал по наличию у учащихся умений самостоятельно работать над учебными заданиями, самостоятельно совершенствовать свои знания и добывать новые. Соответственно высокий уровень характеризуется не только совершенно самостоятельным выполнением домашнего задания, но и освоением новых областей знаний, низкий уровень предполагает отсутствие элементарных умений самостоятельной работы даже при подготовке домашнего задания. При этом Д.Б. Эльконин подчеркивает зависимость между уровнями сформированности учебной деятельности и интересов: «Учащиеся, у которых до 5-го и в 5-ом классе возникли активные познавательные интересы, обнаруживают в усвоении школьных знаний и, особенно, в сфере интересующих их знаний более высокий уровень учебной деятельности по сравнению с одноклассниками, у которых эти интересы не сложились» [37, c. 301].

Вместе с тем, психологи утверждают, что дети, вступающие в подростковый возраст очень восприимчивы к  возникновению у них познавательных интересов. В поисках самого себя, своего Я, пятиклассник стремится быть не как все, в то же время, подражает  всем.

Подражание делает подростка  взрослым и в собственных глазах и в глазах, как ему кажется, окружающих. При этом мнение сверстников  для подростка более значимо, чем мнение учителей и родных. Именно подражание и оглядка на мнение сверстников  устанавливают «моду» в классном коллективе. Нередко получать хорошие отметки и добросовестно учится становиться «не модно»: некоторые пятиклассники начинают стесняться прилежно выполненного домашнего задания, начинают бравировать показано равнодушным отношением к отметкам. Д.Б. Эльконин объясняет: «Имеющееся пренебрежительное отношение к отметкам и отличникам является лишь выражением взрослости, усвоенной из самых разнообразных источников и иногда подкрепляемой неправильно складывающимися отношениями с учителями» [37,c. 304]. При этом автор подчеркивает, что «безразличное отношение подростков-пятиклассников к школьному учению может сосуществовать с существенным сдвигом в отношении к знаниям - стремлением к приобретению настоящих, глубоких знаний». «Важны не отметки, а знания», - заявляют учащиеся[37, c.303].

Появляющееся новое  отношение к учению, к знаниям  является одной из важных сторон чувства  взрослости. Более того, новое отношение  к знаниям, возможно, составляет то ядро взрослости, культивируя которое  можно преодолеть возникающие в  этот период развития трудности в поведении и воспитании детей.

Еще одной важной составляющей младшего подросткового возраста является изменение отношений со сверстниками, теперь общение с товарищами - «это особая сфера жизни ребенка, сфера  личных взаимоотношений с ним  и коллективом класса, а также с формированием особой практики взаимоотношений с коллективом и товарищами. Эта сфера жизни общения становится для подростка-пятиклассника чрезвычайно важной и лично очень значимой» [37, с. 311]. Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы. Страстное желание иметь верного близкого друга сосуществует с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в «друзьях на всю жизнь». Тем не менее, желание всё всем делать вместе является определяющим у младших подростков. Именно поэтому многие педагоги отмечают крайнюю заинтересованность и собранность даже самых «трудных в поведении» детей во время коллективной работы.

Важнейшей особенностью подростков, оканчивающих 5-й класс, является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности - самопознания [32, с. 79]. Нередки случаи возникновения в этот период кризиса самооценки - ситуации, когда равновесие между негативными и позитивными самооценками нарушается в пользу первых. Недовольство собой проявляется во всех сферах деятельности: и в общении со сверстниками, и в учебной деятельности. Обострение критического отношения к себе актуализирует у младших подростков потребность в общей положительной оценке своей личности другими людьми, прежде всего значимыми, авторитетными для него.

И именно в этот период происходит интенсивное развитие внутренней жизни: наряду с приятельством возникает  дружба, питаемая взаимной конфиденциальностью. Меняется содержание писем, которые  теряют свой стереотипный характер, в  них появляются описания переживаний; делаются попытки вести личные дневники и начинаются первые влюбленности.

Следует добавить, что  младшие подростки драчливы, проявляют  элементы жестокости и агрессивности, могут попасть под чужое влияние, попасть в уличные преступные группировки, то есть подвержены внушаемости и ведомости. В этом возрасте проявляются элементы деструктивного поведения (тяга к курению, воровству, обмануть и т.д.). Младшие подростки порой не дисциплинированны, энергичны, тревожны, очень активны, особенно проявляют активность при выполнении классных, общественных поручений, при уборке кабинета, школьной территории и т.д. (что говорит о высокой физиологической энергии), правда эта активность может уступить место утомляемости. Желание сохранить тайны и секреты у них соседствует с неумением хранить эти тайны и секреты от окружающих, младшие подростки часто ябедничают друг на друга, начинают давать друг другу «прозвища», которые сохраняются вплоть до окончания школы. У многих младших подростков наблюдается завышенная самооценка своих возможностей («я все могу сделать сам»), эгоистическое самоутверждение, при котором ребенок радуется, если у одноклассника неприятности, если одноклассник оказался униженным или менее успешным чем он. Младшие подростки очень ранимы и обидчивы. Очень любят младшие подростки бравировать вещами, предметами, нарядами, которые есть только у них, но отсутствуют у остальных товарищей. Сейчас мы наблюдаем, как среди младших подростков идет разделение в классах на детей обеспеченных родителей и на детей из малообеспеченных семей (это особенно ярко проявляется в городах), на первое место ставится богатство, а не знания. Весьма активно в младшем подростковом возрасте идет формирование «малых групп».

Подводя итоги, выделим  основные черты младшего подросткового возраста:

Основное новообразование - чувство взрослости, проявляющееся  в стремлении к самостоятельности.

Происходит переоценка ценности обучения и своего положения  в этом процессе. Пятиклассник стремится  добывать глубокие знания в интересующих его областях, нередко далеких от школьных предметов.

Общение со сверстниками принимает всеобъемлющий и всепоглощающий характер.

Через общение осваивается  новая деятельность по самопознанию.

То насколько безболезненно  школьник преодолеет подростковый период, во многом определяется средой, где живет подросток, атмосферой, царящей в семье и школе, особенностями взаимоотношений с окружающими. Процесс обучения младших школьников должен быть организован в соответствии с особенностями их возраста и их потребностями.

Выводы по главе:

Социальное представление - система ценностей, идей и практик, предназначенная для ориентировки индивидов в социальном и материальном мирах, а также для облегчения интрагрупповых коммуникаций между  индивидами.

Социальные  представления рассматриваются двояко: 1) как продукты социального мышления; 2) как процессы, посредством которых конструируется реальность. Как социально-психологические механизмы они задают то, как индивиды думают и говорят о событиях и объектах, определяют то, как строится взаимодействие с ними.

Право - это совокупность социальных норм, установленных и  охраняемых государством, выражающих его волю и направленных на регулирование  общественных отношений.

Право воздействует на сознание людей, регламентирует их поведение  в общественной, политической, личной, культурной жизни, в области научной и производственной деятельности. Одновременно оно устанавливает ответственность за нарушение правовых предписаний, невыполнение возложенных обязанностей.

Право регулирует общественные отношения во всех областях деятельности человека. А поскольку правосознание занимает одно из значимых мест в социально-психологическом становлении индивида, логично предположить, что правосознание может быть рассмотрено как совокупность социальных представлений о праве.

Правосознание личности развивается на основе правовых представлений, начиная с дошкольного возраста.

Правовые  представления - это образы правовых действий, сцен, имеющие субъективную форму, возникающие на основе продуктивного воображения. Правовые представления уникальны, так как являются частью внутреннего мира ребенка, на который оказывают влияние его интересы, мотивы, установки.

Психологическими  факторами, определяющими развитие правового сознания школьников, являются личностные особенности учащихся, которые преломляют восприятие социальных норм и правил поведения, сложившихся в общественном сознании, так как каждый из них по-своему интериоризует социальные и групповые нормы, преобразуя их в устойчивые стереотипы правового или противоправного поведения.

Изучение индивидуально-возрастных особенностей детей необходимо для  выявления резервов развития младших  подростков. Знание и пользование  в педагогической практике резервов развития младших подростков более  успешно обучать и воспитывать  детей.

 

Глава 2. Практическое исследование уровня сформированности правовых представлений младших подростков

2.1 Методика исследования правовых  представлений младших подростков

Основной целью экспериментальной  работы явилась проверка выдвинутой гипотезы исследования. Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы №145 Советского района г.Красноярска, в котором приняли участие 40 человек, учащихся 4, 5 ,6 классов.

Цель исследования: определения уровня сформированности правовых представлений младших подростков. Для того, чтобы подобрать методики исследования, нами были рассмотрены критерии проявления правовых представлений школьников.

Перечислим  критерии проявления правовых представлений [19]:

чувственно-правовой критерий (оценочный), определяющий развитие правовых, нравственных и эстетически окрашенных чувств, эмпатии, способности воспринимать и чувствовать добро и правду (включает частоту и экспрессивность выражения правовых чувств: оценку правовых норм, событий на основе чувства справедливости, сочувствия, эмпатии и бескорыстия);

интеллектуально-правовой критерий (когнитивный), показывающий уровень сформированности правовых понятий, соответственно младшему и старшему школьному возрасту (включает правовые представления, правовые знания, а также такие качества, как рассудительность, сосредоточенность, креативность мышления; свидетельствует о качестве усвоения правовых и этических понятий, таких, как: правовая норма, добро, долг, совесть, правдивость, добросовестность выдержка, искренность, самообладание, смелость, сочувствие и человечность);

деятельностно-правовой критерий (поведенческий), определяющий уровень развития поведенческих манер ребенка, количество и качество проявлений правовых знаний, чувств в практической деятельности (отражает выражение правовых и этических знаний в деятельности, поведенческой манере и речи);

личностно-правовой критерий, определяющий наличие и степень развитости таких качеств правопослушной личности, как искренность, самокритичность, целеустремленность, стремление к самосовершенствованию, самостоятельность, креативность, уравновешенность, сдержанность, терпеливость, бескорыстность и совестливость.

Исходя из критериев проявления правовых представлений  у школьников, мы использовали следующие методики:

1) методику  М.И. Шиловой «Методика для изучения воспитанности учащихся»:

Это доступная  диагностическая программа, содержащая критерий для распознавания воспитанности. Таким критерием для распознавания продвижения детей в нравственно-правовом развитии, проявления личностных качеств, принято считать соотношение внешней регуляции и внутренней саморегуляции деятельности и поведения, активной личностной позиции, свидетельствующей о проявлении некоторых первых признаков гражданственности.

Информация о работе Теоретические особенности правовых представлений младших подростков