Теоретические особенности правовых представлений младших подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 13:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение теоретических и методических аспектов специфики формирования правовых представлений младших подростков в процессе обучения.
Объект исследования - личность младших подростков.
Предмет исследования - правовые представления младших подростков.
Гипотеза исследования заключается в том, что уровень сформированности правовых представлений младших подростков средний и низкий, очень низкий.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические особенности правовых представлений младших подростков 6
1.1 Проблема социальных представлений в психологической науке 6
1.2 Сущность понятия «право» 13
1.3 Психологические особенности младшего подросткового возраста 17
Выводы по главе: 22
Глава 2. Практическое исследование уровня сформированности правовых представлений младших подростков 25
2.1 Методика исследования правовых представлений младших подростков 25
2.3 Методические рекомендации, направленные на формирование правовых представлений младших подростков 44
Выводы по главе: 50
Заключение 52
Список использованной литературы 54

Файлы: 1 файл

12-102 Специфика правовых представлений младших подростков.doc

— 640.00 Кб (Скачать)

Рисунок 8. Уровни по критерию «Следование  правилам безопасности», чел.

 

Таким образом, как видно  из рисунка 8, 30 % детей имеют средний  уровень по критерию «Следование  правилам безопасности», 7,5% детей - очень высокий и 7,5% высокий уровень, 30% - низкий и 25% - очень низкий.

Явно видно, что среди  младших школьников преобладает  средний, низкий и очень низкий уровень следования правилам безопасности.

Итак, по критерию «Нравственные качества и сознательная дисциплинированность» мы получили следующие результаты - 10 человек имеют очень высокий уровень, 5 человек - высокий уровень, 5 человек - средний уровень, 10 человек - низкий уровень и 10 человек - очень низкий уровень

Представим полученные данные в виде диаграммы, рисунок 9.

Рисунок 9. Уровни по критерию «Нравственные  качества и сознательная дисциплинированность», чел.

 

Таким образом, как видно  из рисунка 8, 12,5 % детей имеют средний  уровень по критерию «Нравственные качества и сознательная дисциплинированность», 25% детей - очень высокий и 12,5% высокий уровень,25% - низкий или очень низкий.

Явно видно, что среди  младших школьников преобладает  высокий, низкий и очень низкий уровень  развития нравственных качества и сознательной дисциплинированности.

Итак, по критерию «Эстетические  вкусы» мы получили следующие результаты - 6 человек имеют очень высокий уровень, 8 человек - высокий уровень, 6 человек - средний уровень, 10 человек - низкий уровень и 10 человек - очень низкий уровень

Представим полученные данные в виде диаграммы, рисунок 10.

 

Рисунок 10. Уровни по критерию «Эстетические вкусы», чел.

 

Таким образом, как видно  из рисунка 10, 15 % детей имеют средний  уровень по критерию «Эстетические вкусы», 15% детей - очень высокий и 20% высокий уровень, 25% - низкий или очень низкий.

Явно видно, что среди  младших школьников преобладает  низкий и очень низкий уровень  развития эстетических вкусов.

Итак, по критерию «Навыки самосовершенствования» мы получили следующие результаты - 10 человек имеют очень высокий уровень, 5 человек - высокий уровень, 5 человек - средний уровень, 10 человек - низкий уровень и 10 человек - очень низкий уровень

Представим полученные данные в виде диаграммы, рисунок 11.

Рисунок 11. Уровни по критерию «Навыки самосовершенствования», чел.

 

Таким образом, как видно  из рисунка 11, 12,5 % детей имеют средний  уровень по критерию «Навыки самосовершенствования», 25% детей - очень высокий и 12,5% высокий уровень, 25% - низкий или очень низкий.

Явно видно, что среди  младших школьников преобладает  низкий и очень низкий уровень  развития навыков самосовершенствования.

Итак, общим уровнем  воспитанности младших школьников школы будет - 5 человек имеют очень высокий уровень, 5 человек - высокий уровень, 10 человек - средний уровень, 10 человек - низкий уровень и 10 человек - очень низкий уровень

Представим полученные данные в виде диаграммы, рисунок 12.

Рисунок 12. Общий уровень воспитанности младших школьников, чел.

 

Явно видно, что преобладающим  уровнем эффективности системы  воспитательной работы школы является средний, низкий и очень низкий.

Результаты, полученные при использовании метода «Незаконченный рассказ» были обработаны и сведены в таблицы.

Мы получили следующие  результаты - 10 человек имеют очень высокий уровень, 5 человек - высокий уровень, 5 человек - средний уровень, 10 человек - низкий уровень и 10 человек - очень низкий уровень

 

 

 

 

Таблица 3.

Результаты, полученные при использовании метода «Незаконченный рассказ»

Уровень

Количество детей

1

Очень высокий

10

2

Высокий

5

3

Средний

5

4

Низкий

10

5

Очень низкий.

10


 

Представим полученные данные в виде диаграммы.

Рисунок 13. Результаты, полученные при  использовании метода «Незаконченный рассказ»,  чел.

Таким образом, как видно  из рисунка 13, 12,5 % детей имеют средний  уровень сформированности нравственных представлений и поступков, 25% детей - очень высокий и 12,5% высокий уровень, 25% - низкий или очень низкий.

Явно видно, что среди  младших подростков преобладает низкий и очень низкий уровень сформированности нравственных представлений и поступков.

В результате применения разработанной нами анкеты мы получили следующие результаты исследования представлений подростков о законе, справедливости, наказании, свободе и т.п., выборочно прокомментировав их.

 

Таблица 4.

Распределение ответов подростов на ряд вопросов анкеты, %

1. Закон - это

способ упорядочить  отношения между людьми

30,9

способ бороться с нарушителями порядка

42

средство, которое  стоящие у власти используют, чтобы  навязать остальным свою волю

7,4

средство добиться собственных целей

6,2

формальные предписания, о которых вспоминают, когда выгодно

8,6

формальные предписания, о которых вспоминают, когда невыгодно

4,9

Иное

0,0

2. Я  считаю, что поступаю правильно,  когда

не нарушаю  законы

32,4

меня не наказывают

2,7

делаю как большинство

4,1

руководствуюсь  своими чувствами

44,6

веду себя так, как мне говорят старшие

5,4

так говорят  авторитетные для меня люди

5,4

Иное

5,4

3.Я  считаю, что другие поступают  правильно, когда

не нарушают законы

47,9

их не наказывают

2,8

делают как  большинство

4,2

руководствуются своими чувствами

33,8

ведут себя так, как им говорят старшие

4,3

так говорят  авторитетные для меня люди

2,8

Иное

4,2

4. Я  могу нарушить закон:

назло тем, кто  его не нарушает;

7,7

назло тем, кто  требует его не нарушать;

29,5

если это мне  выгодно;

1,3

чтобы показать себя;

16,7

если меня заставят насильно;

3,8

чтобы не выделяться;

35,9

не смогу ни при каких условиях

5,1

иное

0,0

5. Справедливость - это

когда всем поровну,

16,4

когда каждому  по заслугам,

21,9

когда каждому  по способностям;

12,3

когда каждому  по потребностям;

4,2

когда каждый сам  за себя в ответе,

24,7

когда всем одинаково  плохо,

4,1

когда всем одинаково  хорошо,

6,8

когда всем одинаково  обидно,

1,4

иное

8,2

6. Наказание - это когда

человек переживает за содеянное,

30,1

окружающие осуждают за содеянное,

13,7

лишают каких-то благ,

24,7

не уважают,

9,6

принуждают что-либо делать

17,8

Иное

4,1

7. Ответственность - значит

нести наказание

21,2

переживать за содеянное

23,5

выполнять обещания

34,1

не болтать  попусту

3,5

переживать за кого-либо

7,1

переживать за выполняемую работу

5,9

Иное

4,7

8. Я  чувствую себя свободным, когда

никто не указывает  мне, как себя вести

40,7

мне все позволено

1,2

мне ничего не угрожает

9,9

у меня есть достаточно денег

9,9

у меня нет обязательств

7,4

делаю то, что  считаю правильным

19,8

меня защитят  при необходимости

4,9

иное

6,2

9. Государство  должно:

соблюдать права  человека

32,3

любить человека

4,5

уважать человека

7,7

защищать человека

11,0

обеспечивать  людям материальные условия жизни

25,2

обучать людей

12,3

воспитывать людей

3,3

не вмешиваться  в жизнь людей

2,6

Иное

1,3

10. Люди  должны:

соблюдать права  друг друга

28,9

не мешать друг другу

18,4

уважать друг друга

28,1

защищать друг друга

9,6

любить друг друга

9,7

бороться друг с другом за «место под солнцем»

3,5

воспитывать друг друга

1,8

Иное

0,0

11. Я  уважаю человека, если он:

никогда не врет

22,9

отвечает за свои слова

46,8

никого и ничего не боится

7,3

имеет много  денег

3,7

хорошо работает, учится

2,8

знаком с влиятельными людьми

2,8

может заставить  себя уважать силой

0,0

его уважают  другие

0,0

профессионал  в своем деле

12,8

Иное

0,9

12. Я  доверяю человеку, если он

знает жизнь

22,4

никого и ничего не боится

8,2

никогда не врет

20,4

много знает  и умеет

0,0

отвечает за свои слова

26,5

специалист своего дела

9,2

старается никого не подводить

11,2

дружит с влиятельными людьми

2,0

иное

0,0

13. Преступление - это

то, за что наказывают,

23,7

то, что наносит  вред обществу,

63,2

то, что наносит  вред мне,

10,5

иное

2,6

14. Если  я поступаю неправильно, родители  должны:

наказать меня

1,4

наказать меня и объяснить мне мою ошибку

20,8

простить меня и объяснить мне мою ошибку

62,5

не вмешиваться  в мои дела

12,5

Иное

2,8


 

Что такое закон? В сознании подростков существуют две  функции закона - охранительная (ее отметили 42% респондентов). Именно такие  представления о законе, правильные по существу, предлагаются подросткам в учебных курсах по основам права либо в курсах типа «Человек и общество». Такое понимание закона вполне соответствует «взрослому» его пониманию. Мы полагаем, что восприятие закона в таком виде указывает на существенную оторванность этого понятия от тех жизненных реалий, которыми руководствуются подростки в своём поведении.

Правильно ли человек  поступает? Оценка правильного поведения  человека в обществе связывается  как с формальными требованиями, отраженными в законе, так и  с собственными ощущениями субъектов. 32% «благополучных» подростков, признают соблюдение ими закона мерилом правильных их поступков, в то время как 45% из них отводят такую роль своим чувствам. Соответственно 48% и 34% готовы руководствоваться каждым их этих критериев и при восприятии поведения окружающих.

Для чего можно  нарушать закон? Судя по ответам, подростки  чаще готовы нарушить закон назло  тем, кто требует его соблюдения (это ответили 29%), а еще большая  их доля продемонстрировала конформистские установки, диктуемые ложным чувством товарищества (36% выбрали вариант «нарушить закон, чтобы не выделяться»).

Что такое справедливость? Наказание? Ответственность? В сознании младших подростков при обсуждении этих понятий преобладают нравственные оценки. В «справедливость» 22% опрошенных включают воздаяние по заслугам и 25% - ответственность перед собой. 30% респондентов этой группы расценивают «наказание» как переживание за содеянное, то есть чувство собственной виновности преобладает над возможными ограничениями и лишениями извне (25%). В понятии «ответственности» это также ярко выражено: 23% рассматривают ее как угрызения совести, 34% — как обязательство выполнить обещание. Понятие «свободы» в ответах более всего соответствует отсутствию каких-либо внешних ограничений: этот вариант выбрали 41% респондентов; 20% - связывают ощущение свободы с тем, что делают то, что считают правильным.

Что должно делать государство? Здесь в ответах  наряду с соблюдением прав человека также заметны иждивенческие  мотивы. Они проявляются в стремлении возложить на государство груз создания для людей материальных условий жизни - 25%.

За что подростка  будут уважать другие? Оказалось, что большое значение в межличностных  отношениях респонденты придают  умению выполнять обещание. Это качество личности является главным при определении условий уважения себе (36%), к окружающим (47%) и доверия им (26%). Видимо, поэтому и существующие правовые средства рассматриваются ими как страховка на случай обмана (соответственно 30%).

Что такое преступление? Следует отметить правильную в основном оценку главного признака преступления - общественной опасности. Этот вариант ответа избрали 63% подростков. В тоже время 24% акцентируют свое внимание на наказуемости.

Несовершеннолетние  допускают двойной стандарт в  отношении к наказуемости собственных поступков и преступлений государством. Так, 62% считают, что родители должны простить ребенку неправильный поступок и объяснить его ошибку. Одновременно 57% полагают, что всякое преступление всегда должно быть наказано. Подростки считают, допуская освобождение от уголовного наказания, если вред причинен организации, а не человеку (соответственно 27%).

Из представленных выше результатов исследования явно видно, что среди младших подростков преобладает средний, низкий и очень низкий уровень сформированности правовых представлений и поступков.

2.3 Методические рекомендации, направленные на формирование  правовых представлений младших подростков

Правовое  воспитание в собственном узком  смысле этого слова представляет собой процесс организации деятельности ребенка и непосредственного влияния на него педагога и товарищей. В педагогике сложилась система методов воспитания, которые используются во всех воспитательной работы, в том числе и в правовом воспитании школьников [5, c.11].

При разработке стратегии правового воспитания исходят из следующего:

- формировать у детей представления о нравственных нормах и поведение, соответствующее им; важно, чтобы уровень сформированности нравственной нормы был достаточно высок. Это даст возможность детям приобрести опыт взаимоотношений, обеспечивающий им комфортное пребывание в коллективе сверстников;

- опираясь на усвоенные нравственные нормы, формировать конкретные и обобщенные представления о правах и обязанностях людей. При этом необходимо приучать детей анализировать свои взаимоотношения друг с другом и другими людьми с позиции уважения прав;

- несмотря на то, что наказание присутствует как в нравственной, так и в правовой норме, его наличие в механизме правового воспитания маленьких детей не является обязательной. Более того, воспитывающий, развивающий смысл нравственно-правового воспитания значительно снижается, если исходить из непременного присутствия наказания за нарушение нормы. Мы считаем, что акцент должен быть сделан на обращении к сознанию, пониманию объективной необходимости соблюдения норм, а не на страх перед наказанием.

В соответствии с этим можно выделить следующие основные группы методов  правового воспитания в зависимости  от того, что именно в процессе становления правовых представлений они преимущественно обеспечивают:

Информация о работе Теоретические особенности правовых представлений младших подростков