Теоретические особенности правовых представлений младших подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 13:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение теоретических и методических аспектов специфики формирования правовых представлений младших подростков в процессе обучения.
Объект исследования - личность младших подростков.
Предмет исследования - правовые представления младших подростков.
Гипотеза исследования заключается в том, что уровень сформированности правовых представлений младших подростков средний и низкий, очень низкий.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические особенности правовых представлений младших подростков 6
1.1 Проблема социальных представлений в психологической науке 6
1.2 Сущность понятия «право» 13
1.3 Психологические особенности младшего подросткового возраста 17
Выводы по главе: 22
Глава 2. Практическое исследование уровня сформированности правовых представлений младших подростков 25
2.1 Методика исследования правовых представлений младших подростков 25
2.3 Методические рекомендации, направленные на формирование правовых представлений младших подростков 44
Выводы по главе: 50
Заключение 52
Список использованной литературы 54

Файлы: 1 файл

12-102 Специфика правовых представлений младших подростков.doc

— 640.00 Кб (Скачать)

При помощи социальных представлений  каждая группа строит определенный образ социального мира, его институтов, власти, законов, норм. Социальные представления, указывают А.И. Донцов, Т.П. Емельянова - инструмент не индивидуального, а именно группового социального познания, поскольку «представление» вырабатывается на основе опыта, деятельности группы, апеллируя к почерпнутым в этом опыте житейским соображениям. По существу через анализ социальных представлений различных больших групп познается их психологический облик [13, 15].

Т.П. Емельянова отмечает, что «концепция социальных представлений является одним из вариантов западноевропейского социального когнитивизма и является альтернативной традициям североамериканской науки, заложенным Олпортом» [17, c.39].

Согласно Т.П. Емельяновой, в отличие от строго социально  когнитивистского подхода с его метафорой «обработки информации», подход через социальные представления выглядит «более адекватным с социально-психологической точки зрения в смысле учета социального контекста и ориентации на коллективного субъекта». В логике изучения социальных представлений, отмечает исследователь, ставятся «задачи анализа социальной реальности через коммуникацию и практику социальных групп» [17, c.40].

Другой подход, опирается  на личностно-ориентированный подход, разрабатываемый К.А. Абульхановой - Славской. К.А Абульханова - Славская исходит из понимания того, что социальные представления являются с одной стороны механизмом создания личности, а с другой, личность определяет социальные представления. «Общественная реальность дифференцируется от той сферы социальной действительности, которую данная личность охватывает своим сознанием и действием» [2, с.60].

К.А. Абульханова - Славская делает акцент на том, что социальные представления личностны, т.е. они  принадлежат личности и несут  в себе личностную специфику [1, с.7].

На практике такое  различение отражается в постановке исследовательской задачи. Так, если в одном случае, содержательная суть изучения социальных представлений  оказывается близка к изучению социальных образов, как атрибутов социальной перцепции, когда осуществляется прямой опрос участников эксперимента с целью выяснить общее представление об объекте исследования, предъявляя степень значимости того или иного качества в каждой группе психологических качеств [6]. При этом, для изучения социальных представлений в пространстве конкретной социальной общности часто бывает недостаточно зафиксировать лишь факты позитивно-эмоциональных отношений между качествами, требуется выяснить индивидуальные представления о выраженности того или иного качества у изучаемого объекта.

Безусловной заслугой данной концепции явилось то, что она  инициировала многочисленные социально-психологические  исследования на актуальные для современного общества темы, а также темы, не традиционные для классической социальной психологии. В числе этих тем можно назвать следующие: трансформация культурных несоответствий (проблема вживания и адаптации эмигрантов), проблема развития среднего класса, анализ истории жизни (анализ автобиографий), представления о досуге и проблема его организации, детская социальная компетентность, проблема экологического сознания и изучение социальных представлений, связанных с экологией, исследование социально-психологических компонентов идеологий и пропаганды, анализ социальных представлений о демократии в обыденном и рефлексивном мышлении [27]. Кроме того, изучены системы представлений о психоанализе (С. Московичи), о городе (Ст. Милгрем), о женщине и детстве (М.-Ж. Шомбар де Лов), о человеческом теле (Д. Жоделе), о здоровье и болезни (К. Херзлиш) и другие [28].

Нетрудно заметить, что  описанные способы изучения социальных представления «охватывают» обе  стороны жизненной сферы человека (общегрупповое представление и  представление индивидуальное).

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что в  социальной психологии под социальными представлениями понимаются представления большинства людей об устройстве общества, окружающего мира. Люди могут превращать незнакомое в знакомое и объяснять сложные вещи более простым и понятным языком. Социальные представления быстро становятся стереотипами, упорядоченными на основе здравого смысла и помогающими лучше понимать окружающий мир. Будучи сформированными, эти представления обретают собственную инерцию и воздействуют на нас с такой силой, что нам бывает трудно противостоять им. Таким образом, социальные представления дают нам стройную картину мира и общества, и мы интерпретируем происходящие события так, чтобы наиболее эффективно действовать в рамках этой картины.

1.2 Сущность понятия «право»

История возникновения  права как неотъемлемой формы человеческой культуры при всем многообразии подходов и теорий демонстрирует основное его назначение - выступать мощным социально-нормативным регулятором, определителем вариантов поведения индивидов и их организаций. Тем не менее, известное замечание Канта о том, что юристы все еще ищут определение права, до сих пор не потеряло своей актуальности. И поэтому очевидна и бесспорна актуальность проблемы определения понятия права, его содержания и в наше время.

Существуют разные понятия права, разные представления о том, что такое право, и, следовательно, обозначение термином «право» разных предметов. Но только одно из этих понятий является адекватным естественному употреблению слова «право», аутентичным (выражающим сущность именно тех явлений, которые должны называться правом, а не тех, которые ошибочно иногда называются правом). Другие понятия права не являются юридическими, то есть отражают явления, которые имеют другие названия и не должны называться правом. Следовательно, происходит подмена понятия, например, отождествление права и закона.

Обзор современной литературы дает основания утверждать, что термин «право» в современной правовой науке используется в нескольких значениях:

- правом называют социально-правовые притязания людей, такие, как право человека на жизнь, свободу или право народа на самоопределение и т.д. (эти притязания называют естественными правами);

- под правом понимается система юридических норм (право в объективном смысле);

- выделяют право в субъективном смысле, то есть право как официально признанные возможности, которыми располагает физическое лицо или организация;

- достаточно часто термин «право» используют в наиболее широком смысле, обозначая им все правовые явления, в том числе и естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Но такое употребление представляется весьма неудачным, так как наиболее точно в этих случаях использовать категорию «правовая система».

На основе признания  социальной сущности права можно  сформулировать следующее определение: право - это обусловленная природой человека и общества, выражающая свободу личности и утверждающая справедливость система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения. Данное определение раскрывается и конкретизируется через систему признаков, которые характеризуют его как особую систему регулирования общественных отношений. К ним относятся: нормативность, системность, формальная определенность, интеллектуально-волевой характер права, возможность государственного принуждения, социальность, неперсонифицированностъ, процедурностъ, институциональность и иные.

Другой аспект проблемы сущности права заключается в попытке выделить уже в самой сущности главный, основополагающий компонент. Поэтому право нуждается в постоянной рефлексии и на протяжении всей собственной истории осуществляется правопознание. В поисках точного определения права мы можем опираться на тезисы, выдвигавшиеся исследователями различных философских и методологических ориентаций: представители исторической и психологической школы права, последователи естественно-правовых доктрин, Гегель и марксисты, иные известные имена в процессе правопознания предлагали самые разнообразные трактовки этой категории, по-разному расставляли акценты.

Сравнение различных  теорий, рассматривающих сущность права, приводит к формулировке двух основных подходов к его понятию. Суть первого - в определении права как системы правил поведения, издаваемых государством, иными организациями, гарантированных к исполнению (монистическое, узкое понимание права). Согласно второму право понимается как мера свободы личности, соотносится со справедливостью и равенством, свободой выбора, интересами разных индивидов (плюралистическое понимание права). Взаимодействие этих подходов позволяет максимально приблизиться к сущности и соответственно к определению права.

Содержание права определяется рядом факторов, среди которых  воля и интересы политической, экономической, религиозной, расовой, национальной или другой элиты (верхушки общества) играли заметную, порой решающую роль. Но содержание права может выражать интересы разных социальных групп, их компромиссы, «соотношение классовых сил», оно зависит от государственной воли, но юридическую силу получает с момента облечения его в нужную форму.

Нормативный характер права заключается в том, что право проявляется в реальной жизни не иначе как система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм в их материалистическом понимании. Эту систему норм принято называть правом в объективном смысле, имея в виду, что оно не зависит от воли отдельных индивидов и не приурочено к какому-либо определенному субъекту. Тем самым объективное право отличается от права в субъективном смысле как права (правомочия) участника правоотношения. Нормативный признак права позволяет объяснить соотношение сущности, содержания и формы права. Вопрос этот неодинаково трактуется учеными, в том числе сторонниками нормативного понимания права. Одни авторы смешивают содержание права с его сущностью [34, с. 21], другие - с его формой [30, с. 45].

Правильное решение этого вопроса можно найти, рассматривая право под углом зрения его государственно-волевого и нормативного признаков. Если сущность права, то есть главное, закономерное в данном явлении, состоит в том, что она есть обусловленная всей реальной жизнью государственная воля общества, то его содержание составляет нормативное выражение этой воли - система исходящих от государства общеобязательных установлений, правил поведения - норм права, представляющих собой особую разновидность социальных норм. Иначе как путем издания или санкционирования властью общеобязательных норм, не представляется возможным возвести волю общества в закон, выразить ее как государственную. Тем самым содержание права конкретизирует сущность права данного общества во всем многообразии составляющих его правовых норм [33, с. 16-17]. Под формой же (источником) права понимаются определенные способы (приемы, средства) выражения государственной воли общества. Форма показывает, каковы внешние проявления права, в каком виде оно существует и функционирует в реальной жизни.

Таким образом, проблемы определения понятия права традиционно  относятся к числу наиболее важных в отечественной и зарубежной юридической науке проблем. К настоящему времени в литературе выработано множество определений права. И все они, не считая субъективных, отражают правовую действительность. Трудность выработки устойчивого, «всеобщего» понятия, охватывающего все стороны правового бытия, заключается в сложности, многоуровневости и сильной подвижности во времени и пространстве правовой материи. Понимание права во всей сложности и противоречивости его бытия охватывает всю сферу правовой жизни общества и предполагает множество конкретизирующих его понятий, каждое из которых отражает часть, сторону, особую форму жизни права. При этом каждое частное понятие призвано раскрывать определенный аспект этой жизни и должно проистекать из всеобщего понятия. К числу таких понятий относится «узконормативное», которое характеризует одно из важнейших проявлений права - законодательство как систему правовых предписаний [20, с. 38–39].

Анализируя обстоятельства, отражающие различные стороны правовой жизни, можно предложить следующее определение понятия права: право - это исторически сложившаяся волевая система принципов, норм и действий, обусловленных общественными отношениями и регулирующих эти отношения в целях установления общественного правопорядка, обеспечиваемого различными средствами, в том числе и государственным принуждением [20, с. 39].

1.3 Психологические особенности младшего подросткового возраста

В отечественной психологической  литературе принято различать младший  подростковый (10-12 лет) и старший подростковый (13-15 лет) возрасты. Это согласуется с периодизацией психического развития                       Д.Б. Эльконина, и далее мы будем излагать материал в соответствии с выбранной логикой рассмотрения возрастов.

В связи с переходом  на четырехлетнее обучение в начальной школе и с тем, что в настоящее время еще до конца не урегулирован вопрос о возрасте ребенка, поступающего в школу, возраст учащихся 5-6 классов колеблется от 10 до 13 лет. Чаще этот период относят к подростковому возрасту, который несколько шире изучаемого нами периода, реже авторы психологической литературы выделяют рассматриваемый нами период отдельно, как младший подростковый [32, 36]. Выделим особенности, присущие именно этому возрасту.

Младший подростковый возраст - это  весьма сложный, таящий в себе опасность кризисных явлений, период в жизни ученика. В этот период организм ребенка претерпевает кардинальные изменения, развертывается процесс полового созревания - основная физиологическая особенность возраста. С этим процессом связано возникновение у подростка физического ощущения собственной взрослости.

Половое развитие неотделимо от общего, происходит непрерывно, начиная с  рождения. Однако в подростковом возрасте оно резко ускоряется и в течение  сравнительно короткого периода  наступает полноценная половая зрелость [32, с. 76].

Начинается половое созревание с повышения активности центральной  нервной системы, вслед за которым  интенсифицируется деятельность эндокринных  желез. Возрастающее количество гормонов, вырабатываемых и выделяемых в кровь этими железами, и ведет к развитию всех признаков и проявлений полового созревания.

На первом этапе (пятые - шестые классы) активность половых желез отстает  от развития эндокринных центров. Этим объясняется неуравновешенное состояние  центральной нервной системы, которое проявляется в нарушениях поведения. С одной стороны, подростки уже достаточно способны к самоконтролю, критически относятся к себе и окружающим, а с другой - у них преобладают процессы возбуждения над торможением. Поэтому они зачастую неадекватно резко реагируют на внешние воздействия: на замечания взрослых, учителей, сверстников, на происходящие события.

Информация о работе Теоретические особенности правовых представлений младших подростков