Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:22, контрольная работа
Конфликты разного рода пронизывают не только всю историю человечества и историю отдельных народов, но и жизнь каждого конкретного человека. Не вызывает сомнения, что на конфликт в целом, независимо от его разновидности влияют множество условии, в том числе общественная и социально – политическая обстановка в стране. В последнее время резко возросло количество конфликтов в системе «человек – человек», на всех ее уровнях: от детей до взрослых.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическая база исследования технологии и методики профилактики и преодоления межличностных конфликтов……………………………………………………………………..
1.1 Технология и методика преодоления межличностных конфликтов……………………………………………………………………….4
1.2 Технология и методика профилактики межличностных конфликтов……………………………………………………………………….6
Заключение…………………………………………………………………...…8
Список литературы…………………………………………………………….9
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В Ломоносова»
Институт педагогики и психологии
Кафедра педагогики начального образования и социальной педагогики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Технология и методика профилактики и преодоления межличностных конфликтов
050711.65
Социальная педагогика с
«Юриспруденция»
Выполнила студентка 4 курса очной формы обучения
Ершова Анна Евгеньевна
Руководитель работы ___________ __________ __________
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретическая
база исследования технологии и методики
профилактики и преодоления межличностных
конфликтов……………………………………………………
1.1 Технология и методика
преодоления межличностных
1.2 Технология и методика
профилактики межличностных
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Конфликты разного рода пронизывают не только всю историю человечества и историю отдельных народов, но и жизнь каждого конкретного человека. Не вызывает сомнения, что на конфликт в целом, независимо от его разновидности влияют множество условии, в том числе общественная и социально – политическая обстановка в стране. В последнее время резко возросло количество конфликтов в системе «человек – человек», на всех ее уровнях: от детей до взрослых. Но особую тревогу вызывают детские конфликты в подсистемах: «ребенок – ребенок»; «ребенок – взрослый», вытекающие своеобразным следствием рассогласованности требовании в семье и в обществе. Такого рода конфликты классифицируют, как межличностные.
Межличностные конфликты
– это конфликты между
Технология и методика профилактики и преодоления межличностных конфликтов представляет собой многоступенчатый процесс, который включает в себя анализ и оценку ситуации, выбор способа разрешения конфликта, формирование плана действий, его реализацию, оценку эффективности своих действий.
Глава 1. Теоретическая база исследования технологии и методики профилактики и преодоления межличностных конфликтов
1.1 Технология
и методика преодоления
Технология и методика
преодоления межличностных
-объект конфликта (материальный, социальный или идеальный; делим или неделим; может ли быть изъят или заменен; какова его доступность для каждой из сторон);
-участники (общие данные о них, их психологические особенности; отношения участников; возможности по усилению своего ранга; их цели, интересы, позиция; правовые и нравственные основы их требований; предыдущие действия в конфликте, допущенные ошибки; в чем интересы совпадают, а в чем - нет и др.);
-собственная позиция специалиста (цели, ценности, интересы, действия в конфликте; правовая и нравственная основы собственных требований, их аргументированность и доказательность; допущенные ошибки и возможность их признания перед участником и др.);
-причины и непосредственный повод, приведшие к конфликту;
-социальная среда (ситуация в организации, социальной группе; какие задачи решает организация, оппонент, как конфликт влияет на них; кто и как поддерживает каждого из подчиненных, если они есть у оппонентов; что им известно о конфликте);
-вторичная рефлексия (представление субъекта о том, как его оппонент воспринимает конфликтную ситуацию, как он воспринимает субъекта и его представление о конфликте и т.д.). Источниками информации выступают личные наблюдения, беседы с руководством, подчиненными, неформальными лидерами, своими друзьями и друзьями участников конфликта, свидетелями конфликта и др.
Проанализировав и оценив конфликтную ситуацию, участники прогнозируют варианты разрешения конфликта и определяют соответствующие своим интересам и ситуации способы его разрешения. Прогнозируются: наиболее благоприятное развитие событий; наименее благоприятное развитие событий; наиболее реальное развитие событий; как разрешится противоречие, если просто прекратить активные действия в конфликте.
1.2 Технология
и методика профилактики
Профилактика конфликтов - это их предупреждение в широком смысле слова. Цель профилактики конфликтов - создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий между ними.
Методика же профилактики межличностных конфликтов включает в себя ряд этапов:
1. диагностический (изучение
микроклимата в коллективе или
среди отдельных учащихся, например
учащихся группы риска с
2. прогностический (включает
обработку проведенной
3. этап планирования (комплекс необходимых мероприятий по предотвращению конфликта или конфликтной ситуации);
4. профилактический (собственно воплощение мероприятий и их анализ).
Социальному педагогу в профилактических целях необходимо ориентироваться в стилях поведения, предрасполагающих к возникновению конфликта, это:
- доминантность в общении, консерватизм в мышлении, необоснованная критичность в отношении партнера;
- нарушение персонального пространства партнера;
- резкое и неожиданное убыстрение темпа беседы, намеренное создание дефицита времени при решении проблемы;
- постоянное навязывание своей точки зрения;
Технология профилактики межличностных конфликтов строится, прежде всего, на доверии и взаимодействии с учащимися, построенном на сотрудничестве и смешанном стиле общения и методике этого же самого взаимодействия. Важно разъяснить подрастающему ребенку способы реагирования в конфликтной ситуации и механизмы их предотвращения.
Среди различных методов профилактики и преодоления конфликтов не следует забывать и еще об одном: о свойственном людям чувстве юмора. Наличие этого чувства — одно из свидетельств духовного здоровья человека, его оптимистического взгляда на мир и людей. Юмор иногда определяют как «примиряющую улыбку», способность человека соединять, примирять, казалось бы, несоединимое и непримиримое: добро и зло, возвышенное и мелкое, серьезное и смешное. Будучи действенным инструментом благоприятной совместной жизни людей, юмор способствует разрядке возникшего напряжения в человеческих взаимоотношениях, является хорошим средством для того, чтобы «выпустить пар», вызвать позитивные чувства.
Встречаются так же и другие методы преодоления межличностных конфликтов:
координация — разрешение конфликта основывается на предположении о том, что может существовать такое решение проблемы, которое устраняет все конфликтные элементы и приемлемо для обеих сторон.
конфронтация как путь решения конфликта — вынесение проблемы на всеобщее обозрение. Это дает возможность свободно обсуждать ее с привлечением максимального количества участников.
Заключение.
Конфликты - неисчерпаемый объект познания, о котором нельзя узнать абсолютно все. В жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом конфликты играют решающую роль.
Предупреждение и разрешение
межличностного конфликта строится
в основном с позиции гуманистического
подхода с применением
Технология и методика профилактики и преодоления межличностных конфликтов включает в себя не только комплекс мероприятий по тематике межличностного взаимодействия, но постоянную работу всего педагогического персонала и институтов общества в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Информация о работе Технология и методика профилактики и преодоления межличностных конфликтов