Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:59, курсовая работа
Цель данной курсовой работы, изучить сущность и содержание эго-теории личности Эрика Эриксона, где объектом является личность, а предметом - этапы развития личности; мы ставим перед собой задачи: изучить литературу по данной теме, рассмотреть развитие эго-теории в психоанализе, рассмотреть общую характеристику этапов человеческого развития, рассмотреть положение Эрика Эриксона относительно природы человека.
Введение 3
Глава 1. Становление эго-психологии 5
1.1. Эго-психология: результат развития психоанализа 5
1.2. Эпигенетический принцип 6
Глава 2. Развитие личности: психосоциальные стадии 8
2.1. Младенчество: 8
Девиз стадии - Основополагающие вера и надежда против основополагающей безнадежности 8
2.2. Раннее детство: 10
Девиз стадии - автономность и самостоятельность против стыда и сомнения 10
продолжительность от 0 до 1года 10
2.3. Дошкольный возрасть: 12
Девиз стадии - инициатива против чувства вины 12
продолжительность от 3 до 5 лет 12
2.4. Школьный возраст: 13
девиз стадии - трудолюбие против неполноценности 13
продолжительность от 5 до 12 лет 13
2.5. Отрочество(или Юность): 15
Девиз стадии - личностная индивидуальность(эгоидентичность) против ролевое смешение 15
Продолжительность от 12 до 18 лет 15
2.6. Молодость: 17
Девиз стадии - Близость(интимность) против одиночества(изоляция) 17
Продолжительность от 18-20 лет до 25 лет 17
2.7. зрелость: 18
Девиз стадии - производительность( или другими словами генеративность или продуктивность) против застоя(инертности) 18
Продолжительность от 25 до 50 лет 18
2.8. Старость: 20
Девиз стадии целостность (эго - интеграция) против отчаяние 20
Продолжительность после 50 лет 20
Заключение 22
Библиографический список использованной литературы 23
На
противоположном полюсе находится люди,
относящиеся к своей жизни как к череде
нереализованных возможностей и ошибок.
Теперь на закате жизни они осознают, что
уже слишком поздно начинать все сначала
или искать какие-то новые пути, чтобы
ощутить целостность своего «Я». Недостаток
или отсутствие интеграции проявляется
у этих людей в скрытом страхе смерти,
ощущении постоянной неудачливости и
озабоченности тем, что «может случиться».
Эриксон выделяет два превалирующих типа
настроения у раздраженных и негодующих
пожилых людей: сожаление о том, что жизнь
нельзя прожить заново и отрицание собственных
недостатков и дефектов путей проецирования
их на внешний мир. Иногда Эриксон очень
поэтично описывает отчаяние у пожилых:
«Судьба не принимается как остов жизни,
а смерть - как последняя ее граница. Отчаяние
означает, что осталось слишком мало времени
для выбора другого пути к целостности;
вот почему старики пытаются приукрасить
свои воспоминания». Касаясь случаев тяжелой
психопатологии, Эриксон предполагает,
что чувства горечи и сожаления могут,
в конце концов, привести пожилого человека
к старческому слабоумию, депрессии, ипохондрии,
сильной озлобленности и паранойяльности.
Общераспространенным у таких стариков
является страх оказаться в доме для престарелых.
Эрик Эриксон, один из наиболее выдающихся
эго-психологов, сделал упор на динамику
развития эго на протяжении жизненного
цикла. Он рассматривал личность как объект
влияния социальных и исторических сил.
В отличие от
Фрейда, у Эриксона эго предстает как автономная
личностная структура. Его теория сфокусирована
на качествах эго, появляющихся в предсказуемые
периоды жизни.
Эриксон утверждает, что эго проходит
в своем развитии через несколько универсальных
стадий. Согласно его эпигенетической
концепции развития человека, каждая стадия
жизненного цикла наступает в оптимальное
время.
Последовательное развертывание жизненных
стадий - результат взаимодействия биологического
созревания индивидуума с расширяющимся
пространством его социальных связей.
С точки зрения Эриксона, жизненный цикл человека включает восемь психосоциальных стадий. Для каждой из них характерен определенный тип кризиса или решающий этап в жизни человека. Индивидуальное своеобразие личности зависит от разрешения этих конфликтов.
1.
Головин С. Ю. Словарь психолога - практика.
- 2-е изд., нерераб. И доп. - Мн.: Харвест,
- М.: АСТ, 2001. - 976 с.
2.
Карабанова О. А. Возрастная психология:
Конспект лекций. - М.: Айрис-пресс, 2005. -
240 с. - (Высшее образование).
3 Обухова
Л.Ф.- Детская(возрастная) психология учебник
- М., российское педагогическое агентство
1996г -374с
4. Кэльвин
С., Линдсей, Гарднер./ Пер. с англ. И. Б. Гринипун.
- М.: Эксмо - Пресс, 1999. 592 с.
6. Мещеряков Б. Зинченко В. Большой психологический словарь. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.
8. Поливанова К.Н.Периодизация детского развития опыт понимания // Вопросы психологии. - 2004. - № 1 - С. 110-119.
9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - 3-е изд. - СПб.: Питер,2006. - 607 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
Таблица 1. Восемь стадий психосоциального развития
№ | Стадия | Возраст | Кризис | Сильная сторона |
1 | Орально-сенсорная | до 1года | Базальное доверие -- базальное недоверие | Надежда |
2 | Мышечно-анальная | 1-3 года | Автономия -- стыд и сомнение | Сила воли |
3 | Локомоторно-генитальная | 3-6 лет | Инициативность -- вина | Цель |
4 | Латентная | 6-12 лет | Трудолюбие -- неполноценность | Компетентность |
5 | Подростковая | 12-19 лет | Эго-идентичность -- ролевое смешение | Верность |
6 | Ранняя зрелость | 20-25 лет | Интимность -- изоляция | Любовь |
7 | Средняя зрелость | 26-64 года | Продуктивность -- застой | Забота |
8 | Поздняя зрелость | 65- смерть | Эго-интеграция -- отчаяние | Мудрость |
Информация о работе Сущность и содержание эго-теории личности Эрика Эриксона