Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 18:31, реферат
Сын отца-датчанина и матери-еврейки, будущий великий психолог и психоаналитикЭрик Эриксон (Erik Erikson) родился в 1902 году в Германии, недалеко от Франкфурта. Его родители развелись еще до его рождения, и мать затем вышла замуж за д-ра Теодора Гомбургера. Маленькому Эрику в течение нескольких лет не говорили о том, что д-р Гомбургер приходился ему отчимом. Позже, подписываясь под своими первыми статьями по психоанализу и психотерапии, Эриксон использовал фамилию отчима, хотя, когда он натурализовался как американский гражданин в 1939 году, он выбрал отцовскую фамилию.
Сын отца-датчанина и матери-еврейки,
будущий великий психолог и психоаналит
В отличие от других персонологов Эриксон не получил формального высшего образования после окончания школы. Он учился в "гуманистической гимназии" в Германии и, несмотря на то, что был посредственным студентом, преуспевал в изучении истории и искусства. Вскоре после окончания гимназии, в пику настояниям отчима выбрать профессию врача, Эриксон отправился в путешествие по Центральной Европе. Годом позже он поступил в художественную школу, однако скоро он не смог усидеть на месте и отправился в Мюнхен для обучения в известной Академии художеств. Спустя два года, Эриксон путешествует по Италии, посещает Флоренцию, загорает и бродит по художественным галереям.
В 1927 году "мораторий" на работу закончился, и он был принят по рекомендации школьного товарища Петера Блоса преподавателем в маленькую экспериментальную американскую школу в Вене. Школа была основана Анной Фрейд для детей, чьи родители обучались психоанализу. Некоторые из молодых студентов Эриксона сами подвергались психоанализу, и "герр Эрик", как его нежно называли, присоединился к ним.
Эриксон начал изучать психоанализ на горном курорте вблизи Вены. Там он, будучи младшим преподавателем, впервые познакомился с семейством Фрейда, а потом был принят кандидатом для занятий в Венском психоаналитическом институте. С 1927 по 1933 годы Эриксон продолжал изучать психоанализ под руководством Анны Фрейд. Это было его единственное формальное академическое образование, не считая свидетельства, выданного Ассоциацией учителей им. Марии Монтессори в Вене.
В Вене Эриксон женился на канадке Джоан Серсон, которая тоже посещала экспериментальную школу Анны Фрейд. В 1933 году семья Эриксона (включая двоих сыновей) отправилась в Копенгаген, где Эриксон попытался получить гражданство и помочь созданию в этой стране центра обучения психоанализу. Когда стало ясно, что эта идея неосуществима, семья эмигрировала в Соединенные Штаты и поселилась в Бостоне, где годом раньше было основано психоаналитическое общество. Следующие два года Эриксон практиковал в Бостоне, специализируясь в лечении неврозов,страхов, нарушений сна и других расстройств детей. Он также был штатным сотрудником клиники Генри Мюррея в Гарварде и занимал должность научного сотрудника по психологии в отделении нейропсихиатрии Гарвардской медицинской школы. Эриксона даже зачислили кандидатом на соискание степени доктора попсихологии в Гарварде, но он отказался от этой научной программы после неудач на первом курсе.
В 1936 году Эриксона приняли на должность преподавателя в медицинскую школу Йельского университета. В 1938 году он предпринял экспедиционную поездку в резервацию Пайн-Ридж в Южной Дакоте с целью наблюдения за воспитанием детей у индейцев племени сиу. С этого исследования начался интерес Эриксона к изучению влияния культуры на развитие ребенка – тема, которой он уделял много внимания в дальнейшей профессиональной работе.
В 1939 году Эриксон направился в Калифорнию,
где подвел итоги своей аналитической
работы с детьми и углубился в антропологию
и историю. С 1942 года он – профессор психологии в Университете Беркли, Калифорния. С этого времени начался интенсивный
период глубоких клинических наблюдений
и размышлений над динамикой невроза, депрессии,
Благодаря этой работе он скоро получил мировое признание как ведущий представитель эго-психологии.
В 1951 году Эриксон поступил в Центр Остен
Риггс в Стокбридже, штат Массачусетс,
– частный центр психологической помощи и восстановительной психотерапии
В 1960 году, после года работы в Центре передовых исследований в области бихевиоральных наук в Пало-Альто, штат Калифорния, Эриксон снова возвратился в Гарвард, где проработал до 1970 года.
После ухода из Гарварда Эриксон продолжал
уделять много времени применению своей
схемы жизненного цикла человека к изучению
известных исторических личностей и американских
детей, преимущественно из групп социальных
меньшинств. Его великолепное психобиографическое
исследование истоков идеи Ганди о непротивлении
злу насилием "Истина Ганди" (1969) получило Пулитцеровскую премию и Национальную
книжную премию в области философии и
религии. Кроме этого, он опубликовал еще
три важных книги: "Молодость Лютера:
психоаналитическое и историческое исследование"
(1958), "Инсайт и ответственность" (1964а);
"Самотождественность: кризис ю
ЭПИГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП
Психология выделяет центральное для созданной Эриксоном теории раз
1) в принципе, личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения сознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;
2) общество, в принципе, устроено
так, что развитие социальных возможностей
человека принимается одобрительно, общество
пытается способствовать сохранению этой
тенденции, а также поддерживать как надлежащий
темп, так и правильную последовательность
развития"
В книге "Детство и общество"
Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий
психосоциального развития Я (как говорят,
на "восемь возрастов человека").
Согласно его утверждению, эти стадии
являются результатом эпигенетически
развертывающегося "плана личности",
который наследуется генетически. Эпигенетическая
концепция развития (по-гречески "επι"
означает "после", a "γενεσιζ"
– "рождение, происхождение") базируется
на представлении о том, что каждая стадия
жизненного цикла наступает в определенное
для нее время ("критический период"),
а также о том, что полноценно функционирующая
личность формируется только путем прохождения
в своем развитии последовательно всех
стадий (такое понимание родственно психоанализу, который развил Зигмунд Фрейд) . Кроме того, согласно Эриксону,
каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума,
который возникает как следствие достижения
определенного уровня психологической
зрелости и социальных требований, предъявляемых
к индивидууму на этой стадии. Иначе говоря,
каждая из восьми фаз жизненного цикла
человека характеризуется специфичной
именно для данной фазы ("фазо-специфической") эволюци
В соответствии с принципом
эпигенезиса, каждая стадия основывается
на разрешении и осмыслении предшествовавших
психосоциальных конфликтов. Эриксон,
как практикующий и эффективный психотерапевт, выдвинул предположение, согласно
которому все кризисы в той или иной степени
имеют место с самого начала постнатального
периода жизни человека и для каждого
из них есть приоритетное время наступления
в генетически обусловленной последовательности
развития.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ СТАДИИ
Как отмечалось ранее, Эриксон
считает, что развитие личности происходит
на протяжении всей жизни человека. Его
анализ социализации лучше всего представить
с помощью описания отличительных особенностей
восьми стадий психосоциального развития.
Первая психосоциальная стадия соответствует оральной стадии по Фрейду и охватывает первый год жизни. По Эриксону, в этот период краеугольным камнем формирования здоровой личности является общее чувство доверия ; другие ученые называют ту же самую характеристику "уверенностью". Младенец, имеющий базальное чувство "внутренней определенности", воспринимает социальный мир как безопасное, стабильное место, а людей как заботливых и надежных. Это чувство определенности лишь частично сознается в период младенчества.
Согласно Эриксону, степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы.
Таким образом, чувство доверия не зависит от количества пищи или от проявлений родительской нежности; скорее оно связано со способностью матери передать своему ребенку чувство узнаваемости, постоянства и тождества переживаний. Эриксон также подчеркивает: младенцы должны доверять не только внешнему миру, но также и миру внутреннему, они должны научиться доверять себе и в особенности должны приобрести способность к тому, чтобы их органы эффективно справлялись с биологическими побуждениями. Подобное поведение мы наблюдаем тогда, когда младенец может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу "отделения" от нее.
Вопрос о том, что является
причиной первого важного психологическо
Основная предпосылка психосоциальной теории состоит в том, что кризис "доверие – недоверие" (или любой другой последующий кризис) не всегда находит разрешение в течение первого или второго года жизни. В соответствии с эпигенетическим принципом, дилемма доверие-недоверие будет проявляться снова и снова на каждой последующей стадии развития, хотя она и является центральной для периода младенчества. Адекватное разрешение кризиса доверия имеет важные последствия для развития личности ребенка в дальнейшем. Укрепление доверия к себе и к матери дает возможность ребенку переносить состояния фрустрации, которые он неизбежно будет переживать на протяжении следующих стадий своего развития.
Как отмечает Эриксон, здоровое развитие младенца не является результатом исключительно чувства доверия, но скорее обусловлено благоприятным соотношением доверия и недоверия. Понять, чему не следует доверять, так же важно, как и понять, чему доверять необходимо. Эта способность предвидеть опасность и дискомфорт также важна для совладания с окружающей реальностью и для эффективного принятия решений; поэтому базальное доверие не стоит трактовать в контексте шкалы достижений. Эриксон заявлял, что животные обладают почти инстинктивной готовностью к приобретению психосоциальных навыков, а у людей психосоциальные способности приобретаются в процессе научения. Кроме того, он утверждал, что в различных культурах и социальных классах матери учат доверию и недоверию по-разному. Но путь приобретения базального доверия по самой сути своей универсален; человек доверяет социуму подобно тому, как он доверяет собственной матери, словно она вот-вот вернется и накормит его в подходящее время подходящей пищей.
Положительное психосоциальное качество, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта "доверие-недоверие", Эриксон обозначает термином надежда. Иначе говоря, доверие переходит в способность младенца надеяться, что, в свою очередь, у взрослого может составлять основу веры в соответствии с какой-либо официальной формой религии. Надежда, это первое положительное качество Я, поддерживает убежденность человека в значимости и надежности общего культурного пространства. Эриксон подчеркивает: когда институт религии утрачивает для индивидуума свое ощутимое значение, он становится неуместным, устаревает и, возможно, на смену ему даже приходят другие, более значимые источники веры и уверенности в будущем (например, достижения науки, искусства и общественной жизни).
2. Раннее детство: самостоятельность – стыд и сомнение
Приобретение чувства
базального доверия подготавливает
почву для достижения определенной самостоятельности