Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:59, курсовая работа
Цель данной курсовой работы, изучить сущность и содержание эго-теории личности Эрика Эриксона, где объектом является личность, а предметом - этапы развития личности; мы ставим перед собой задачи: изучить литературу по данной теме, рассмотреть развитие эго-теории в психоанализе, рассмотреть общую характеристику этапов человеческого развития, рассмотреть положение Эрика Эриксона относительно природы человека.
Введение 3
Глава 1. Становление эго-психологии 5
1.1. Эго-психология: результат развития психоанализа 5
1.2. Эпигенетический принцип 6
Глава 2. Развитие личности: психосоциальные стадии 8
2.1. Младенчество: 8
Девиз стадии - Основополагающие вера и надежда против основополагающей безнадежности 8
2.2. Раннее детство: 10
Девиз стадии - автономность и самостоятельность против стыда и сомнения 10
продолжительность от 0 до 1года 10
2.3. Дошкольный возрасть: 12
Девиз стадии - инициатива против чувства вины 12
продолжительность от 3 до 5 лет 12
2.4. Школьный возраст: 13
девиз стадии - трудолюбие против неполноценности 13
продолжительность от 5 до 12 лет 13
2.5. Отрочество(или Юность): 15
Девиз стадии - личностная индивидуальность(эгоидентичность) против ролевое смешение 15
Продолжительность от 12 до 18 лет 15
2.6. Молодость: 17
Девиз стадии - Близость(интимность) против одиночества(изоляция) 17
Продолжительность от 18-20 лет до 25 лет 17
2.7. зрелость: 18
Девиз стадии - производительность( или другими словами генеративность или продуктивность) против застоя(инертности) 18
Продолжительность от 25 до 50 лет 18
2.8. Старость: 20
Девиз стадии целостность (эго - интеграция) против отчаяние 20
Продолжительность после 50 лет 20
Заключение 22
Библиографический список использованной литературы 23
___________________________
Кафедра
Психологии
Дисциплина
«Возрастная
Психология»
Реферат на тему:
«сущность и содержание эго-теории
личности Эрика Эриксона»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Становление эго-психологии 5
1.1. Эго-психология: результат развития психоанализа 5
1.2. Эпигенетический принцип 6
Глава 2. Развитие личности: психосоциальные стадии 8
2.1. Младенчество: 8
Девиз стадии - Основополагающие вера и надежда против основополагающей безнадежности 8
2.2. Раннее детство: 10
Девиз стадии - автономность и самостоятельность против стыда и сомнения 10
продолжительность от 0 до 1года 10
2.3. Дошкольный возрасть: 12
Девиз стадии - инициатива против чувства вины 12
продолжительность от 3 до 5 лет 12
2.4. Школьный возраст: 13
девиз стадии - трудолюбие против неполноценности 13
продолжительность от 5 до 12 лет 13
2.5. Отрочество(или Юность): 15
Девиз
стадии - личностная индивидуальность(
Продолжительность от 12 до 18 лет 15
2.6. Молодость: 17
Девиз стадии - Близость(интимность) против одиночества(изоляция) 17
Продолжительность от 18-20 лет до 25 лет 17
2.7. зрелость: 18
Девиз стадии - производительность( или другими словами генеративность или продуктивность) против застоя(инертности) 18
Продолжительность от 25 до 50 лет 18
2.8. Старость: 20
Девиз стадии целостность (эго - интеграция) против отчаяние 20
Продолжительность после 50 лет 20
Заключение 22
Библиографический список использованной литературы 23
Таблица
1. Восемь стадий психосоциального
развития 24
Введение
Теория Эрика Эриксона возникла из практики психоанализа Как признавал сам Э. Эриксон, в послевоенной Америке, где он жил после эмиграции из Европы, требовали объяснения и коррекции такие явления, как тревожность у маленьких детей, апатия у индейцев, смятение у ветеранов войны, жестокость у нацистов. Во всех этих явлениях психоаналитический метод выявляет конфликт, а работы З.Фрейда сделали невротический конфликт наиболее изученным аспектом человеческого поведения.
Э. Эриксон, однако, не считает, что перечисленные массовые явления -- лишь аналоги неврозов. По его мнению, основы человеческого "Я" коренятся в социальной организации общества.
Э. Эриксон создал психоаналитическую концепцию об отношениях "Я" и общества. Вместе с тем, его концепция - это концепция детства. Именно .человеку свойственно иметь длительное детство. Более того, развитие общества приводит к удлинению детства. "Продолжительное детство делает из человека виртуоза в техническом и интеллектуальном смыслах, но оно также оставляет в нем на всю жизнь след эмоциональной незрелости",-- писал Э. Эриксон.
Э. Эриксон трактует структуру личности так же, как и З.Фрейд. Центральным для эриксоновской теории развития эго является эпигенетический принцип. Согласно, человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешён готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего пути. Общество устроено так, что развитие социальных возможностей принимается одобрительно, общество способствует сохранению этой тенденции, поддержанию её темпа и последовательности развития
Эриксон описал восемь стадий психосоциального развития личности: младенчество (основополагающие вера и надежда против основополагающей безнадежности); раннее детство (автономность и самостоятельность против стыда и сомнения); Дошкольный (инициативность против чувства вины); школьный возраст (трудолюбие против неполноценности); отрочество (личная индивидуальность против ролевого смешения); молодость (близость против одиночества); зрелость (производительность против застоя); наконец, старость (целостность личности против отчаяния).
Цель данной
курсовой работы, изучить сущность и содержание
эго-теории личности Эрика Эриксона, где
объектом является личность, а предметом
- этапы развития личности; мы ставим перед
собой задачи: изучить литературу по данной
теме, рассмотреть развитие эго-теории
в психоанализе, рассмотреть общую характеристику
этапов человеческого развития, рассмотреть
положение Эрика Эриксона относительно
природы человека.
.
Теоретические формулировки Эриксона
касаются исключительно развития эго.
Хотя он неизменно настаивал на том, что
его идеи не более, чем дальнейшее систематическое
развитие концепции Фрейда о психосексуальном
развитии в свете новых открытий в социальных
и биологических науках,
Эриксон решительно отошел от классического
психоанализа по четырем важным пунктам.
Во-первых, в его работе отчетливо виден
решительный сдвиг акцента от ид к эго,
что сам Фрейд лишь частично признавал
в последние годы своей деятельности.
С позиции Эриксона, скорее именно эго
составляет основу поведения и функционирования
человека. Он рассматривал эго как автономную
структуру личности, основным направлением
развития которой является социальная
адаптация; параллельно идет развитие
ид и инстинктов. Подобный взгляд на природу
человека, названный эго-психологией,
радикально отличается от раннего психодинамического
мышления тем, что эго-психология описывает
людей как более рациональных и поэтому
принимающих осознанные решения и сознательно
решающих жизненные проблемы. В то время
как Фрейд считал, что эго борется, пытаясь
разрешить конфликт между инстинктивными
побуждениями и моральными ограничениями,
Эриксон доказывал, что эго - это автономная
система, взаимодействующая с реальностью
при помощи восприятия, мышления, внимания
и памяти. Уделяя особое внимание адаптивным
функциям эго, Эриксон считал, что человек,
взаимодействуя с окружением в процессе
своего развития, становится все более
и более компетентным.
Во-вторых, Эриксон развивает новый взгляд относительно индивидуального взаимоотношения с родителями и культурным контекстом, в котором существует семья. Если Фрейда интересовало влияние родителей на становление личности ребенка, то Эриксон подчеркивает исторические условия, в которых формируется эго у ребенка. Он основывается на результатах наблюдении за людьми, принадлежащими к различным культурам, чтобы показать: развитие эго неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальных предписаний и системой ценностей.
В-третьих, теория развития эго охватывает все жизненное пространство индивидуума (то есть от младенчества до зрелости и старости). Фрейд, напротив, ограничился влиянием ранних детских переживаний и не уделял внимания вопросам развития за пределами генитальной стадии.
И, наконец, в-четвертых, у Фрейда и Эриксона различные взгляды на природу и разрешение психосексуальных конфликтов. Целью Фрейда было раскрытие сущности и особенностей влияния на личность неосознаваемой психической жизни, а также объяснение того, как ранняя травма может привести к психопатологии в зрелости. Эриксон, наоборот, видел свою задачу в том, чтобы привлечь внимание к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциального характера. Его теория ставит во главу угла качества эго, то есть его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития.
Стоит отметить, что существуют и вопросы,
по которым между Фрейдом и
Эриксоном существует согласие. Например,
оба теоретика сходятся в том, что стадии
развития личности предопределены, и порядок
их прохождения является неизменным. Эриксон
также признает биологические и сексуальные
основы всех более поздних мотивационных
и личностных диспозиций, а также принимает
фрейдовскую структурную модель личности
(ид, эго, суперэго).
Центральным для созданной Эриком Эриксоном
теории развития эго является положение
о том, что человек в течение жизни проходит
через несколько универсальных для всего
человечества стадий. Процесс развертывания
этих стадий регулируется в соответствии
с эпигенетическим принципом созревания.
Под этим Эриксон понимает следующее:
1) личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;
2) общество, устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития.
Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго. Согласно его утверждению, эти стадии являются результатом эпигенетически развертывающегося «плана личности», который наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»), а также о том, что полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Кроме того, согласно Эриксону, каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом - поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии.
Все восемь стадий развития в психологической теории Эриксона представлены в табл. 1. В крайнем левом столбце перечислены стадии; во втором столбце указан приблизительный возраст их наступления; в третьем противопоставлены позитивные и негативные компоненты каждой стадии; в крайнем столбце справа перечислены сильные стороны эго или его достоинства; приобретаемые благодаря успешному разрешению каждого кризиса. В соответствии с принципом эпигенезиса, каждая стадия основывается на разрешении и интеграции предшествовавших психосоциальных конфликтов. Эриксон выдвинул предположение, согласно которому все кризисы в той или иной степени имеют место с самого начала постнатального периода жизни человека и для каждого из них есть приоритетное время наступления в генетически обусловленной последовательности развития.
Первая психосоциальная стадия соответствует оральной стадии по Фрейду и охватывает первый год жизни. По Эриксону, в этот период краеугольном камнем формирования здоровой личности является общее чувство доверия; другие ученые называют ту же самою характеристику «уверенностью». Младенец, имеющий базовое чувство «внутренний определенности», воспринимает социальный мир как безопасное, стабильное место, а людей как заботливых и надежных. Это чувство определенности лишь частично осознается в период младенчества.
Информация о работе Сущность и содержание эго-теории личности Эрика Эриксона