Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 14:22, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в проведении исследований и изучении конфликтов в организации, а также методов управление конфликтами. Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
- изучение сущности и типологии конфликтов;
- исследование причин и последствий конфликтов;
- изучение стадий развития конфликтов;
- исследование стилей поведения при конфликте;
- изучение методов и стратегий разрешения конфликта.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы управления конфликтами……………………………….4
Характеристика и сущность конфликта………………………………………...4
Основные типы конфликтов……………………………………………………..9
Причины и последствия конфликтов………………………………………….14
Стадии развития конфликтов…………………………………………………..17
Особенности коммуникаций при конфликте………………………………….19
Управление конфликтными ситуациями в организации …………………….24
Стили и стратегии поведения при конфликте………………………………...24
Методы разрешения конфликтов……………………………………………...31
Поведение и действия руководителя в конфликтных ситуациях……………34
Этапы деятельности руководителя по урегулированию конфликта………...39
Заключение…………………………………………………………………….........41
Список использованной литературы……………………………………………...42
1.2 Основные типы конфликтов
Классификация конфликтов является сложной и до конца не решенной задачей конфликтологии. В теории менеджмента существуют следующие типы конфликтов:
Личностные:
- внутриличностные (личность А - личность А) - отсутствие согласия человека с самим собой, возможные дисфункциональные последствия такого конфликта разрушительны, он может возникнуть при низкой удовлетворенности работой, неуверенности в себе и организации, в связи со стрессом и по другим причинам.
«Внутриличностный конфликт представляет собой острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внешнего мира, отражающей противоречивые связи с социальной средой, и задерживающее принятие решений. Аширов Д.А. Организационное поведение: - М.: Проспект, 2006. - 213 с.»
- межличностные (личность А - личность В) - самый распространенный тип конфликта, так как люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом, проявляется по-разному, например, как борьба за ограниченные ресурсы, капитал или людей, время использования оборудования или одобрение проекта, столкновение личностей, ценностей, методов достижения целей.;
- между личностью и группой (личность А - группа А) - может возникнуть, если личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы, и хотя не исключено, что человек, мнение которого отличается от мнения группы, принимает близко к сердцу интересы организации, однако его все равно можно рассматривать как источник конфликта, потому что он идет против мнения группы;
- межгрупповые (группа А - группа В) - искажают восприятие членов каждой группы, негативные стереотипы («все они такие»), развивая все более глубокое убеждение в важности и значимости своего подразделения, при этом каждая группа считает себя превосходящей своих соперников в результативности и расценивает себя и свою работу как более важный фактор для выживания всей организации;
Безличностные или ролевые:
- внутриролевые - между функциональной целесообразностью ролевых предписаний и ролевых ожиданий, возникают в том случае, когда различные индивиды определяют роль, руководствуясь разными требованиями, что не позволяет личности, выполняющей эту роль, удовлетворять все требования;
- межролевые - борьба между ролями, выполняемыми одним человеком, так как с ними связаны противоречивые ожидания;
- конфликт «личность -
роль» - имеет место в том
случае, когда требование роли
нарушает основные ценности, отношения
и потребности индивида, занимающего
определенное положение (
- конфликт, вызванный предъявлением
различных требований к
Среди личностных конфликтов особого внимания заслуживают конфликты между сотрудниками и руководством (тип: личность А - группа А), которые чаще всего происходят по вине руководителей и специфичны тем, что руководитель «затягивает» в конфликт весь свой коллектив, который вопреки своей воле начинает конфликтовать с сотрудником или другим коллективом по прихоти своих начальников, которые очень часто:
- уверены, что занимаемое
положение в организации
- не учитывают, что
большинство людей весьма
- не учитывают, что,
выполняя свои должностные
- безропотно отдают своих подчиненных «на растерзание» вышестоящему начальству;
- недооценка профессионализма своих коллег и проч.
«Конфликт между отдельной личностью и группой возникает, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы. Аширов Д.А. Организационное поведение: - М.: Проспект, 2009. - 212 с.»
Причины, которые лежат в основе любого конфликта, могут быть организационными и производственными. Соответственно бывают организационные и производственные конфликты.
Организационные конфликты возникают из-за рассогласования формальных организационных начал и реального поведения членов организации. Например, работник по каким-либо причинам не выполняет требований, предъявляемых к нему со стороны организации (некачественно выполняет свои обязанности, нарушает трудовую дисциплину и т.п.).
Организационный конфликт может возникнуть и в результате некачественности должностных инструкций (когда требования к работнику противоречивы, неконкретны), непродуманного распределения должностных обязанностей.
Производственные конфликты,
как правило, возникают в результате
низкого уровня организации труда
и управления. Причинами такого рода
конфликта могут быть морально устаревшее
оборудование, плохое помещение для
работы, необоснованные нормы выработки,
недостаточная
Организационный и производственный конфликты носят конструктивный характер и прекращаются, как только решается проблема, вызвавшая столкновение сторон.
По масштабу конфликты бывают общими, охватывающими всю организацию, и парциальными, касающимися ее отдельной части. По стадиям развития - зарождающимися, зрелыми и угасающими. По степени осмысленности - слепыми или рациональными.
По направленности конфликты
бывают горизонтальными и
Пока конфликт еще не «созрел»,
он является скрытым, что затрудняет
процесс управления им или его
разрешения. В противном случае конфликт
считается открытым. Открытый конфликт
находится под контролем
Скрытые конфликты часто развиваются в форме интриги, под которой понимается нечестное запутывание руководителей и коллег с целью вынуждения их к определенным действиям, приносящим выгоду инициаторам, и ущерб тем, против кого направлена интрига. Оружием интриги является искаженная информация, распространяемая через «третьи руки», с помощью которой «очерняются» или «обеляются» люди и их поступки.
Открытые конфликты могут быть связаны с образованием клик, т.е. групп сотрудников, активно противопоставляющих себя официальной или поддерживаемой большинством линии с целью захвата формальной или неформальной власти в организации либо упрочения своих позиций.
По характеру конфликты принято делить на объективные и субъективные. Первые связаны с реальными проблемами и недостатками, возникающими в процессе функционирования и развития организации. Вторые обусловлены различием индивидуальных оценок тех или иных событий, отношений между людьми и др.
Таким образом, в одном случае у конфликта существует объект, в другом - субъективная оценка ситуации. Имеющие место различия во взглядах и оценках составляют предмет конфликта. Если они мнимые и люди просто по-разному выражают свое одинаковое по существу мнение, конфликт оказывается не только субъективным, но и беспредметным.
В противоположность этому
объективные конфликты всегда предметны.
В организации объективные
Следует отметить, что причины
конфликта не всегда поддаются логической
реконструкции, ибо могут включать
иррациональную составляющую, а внешние
проявления часто не дают представления
об их истинном характере. В следующем
параграфе курсовой работы буду рассмотрены
причины и последствия
1.3 Причины и последствия конфликтов
Причины возникновения конфликтов могут быть самыми различными, тем не менее, их можно объединить в несколько основных групп:
Неумение руководителя правильно сформулировать цель и критерии ее достижения. Нередко руководитель видит свою главную задачу в контроле действий подчиненных, в высокой требовательности к ним и в пресечении малейших нарушений дисциплины. Но руководитель - не надсмотрщик. Его главная задача - создать необходимые условия для успешной работы подчиненных.
Неумение учитывать в работе с людьми их индивидуальные особенности. Иногда руководители не учитывают, что один из сотрудников быстро, в считанные минуты овладевает новым материалом, а другой - медленно. Один предпочитает незнакомую работу, связанную с преодолением трудностей, препятствий, а другой, наоборот, любит выполнять однообразные, хорошо знакомые обязанности. Один реагирует сразу же, второй «оттягивает» реакцию на долгий срок, а третий может отреагировать с опережением, еще до того, когда обстановка или руководитель потребуют от него определенных действий.
Люди различаются между собой и степенью коммуникабельности. Один общителен, другой замкнут, любит одиночество. На одного, например, флегматика, можно повысить голос, на другого (холерика, меланхолика) не рекомендуется повышать голос никогда. Проступок одного можно разобрать в коллективе, с другим лучше беседовать с глазу на глаз. Каждый работник, как личность, требует своего подхода.
Конфликты, связанные с
инновационными изменениями, происходящими
в структуре организации. Меняются
руководители, возникают новые
Неверное отношение к критике. Критика и самокритика с целью исправить упущения необходима. Но низкий уровень культуры некоторых критиков приводит к тому, что они без нужды повышают голос, допуская бестактность, грубость, провоцируя конфликт. Бестактность, а иногда и грубость со стороны руководителя. Особое место среди причин конфликтов занимает так называемая респондентная агрессия, когда возмущение направлено не на источник страдания, а на близких людей, коллег. Одно из главных условий перерастания конфликта в ссору, склоку - недовольство членов коллектива друг другом, субъективное эмоциональное отношение одной конфликтующей стороны к другой. Неприязнь, возмущение точкой зрения или поведением оппонента ведут к психологическому напряжению, нерв ному возбуждению или апатии конфликтующих, отодвигая на второй план интересы дела. Негативные эмоции, как правило, - главная причина конфликта. Деловые же разногласия в этом случае - только повод, дающий возможность выразить неприязненное отношение к человеку.
Можно выделить и другие причины конфликтов в действующих организациях:
- распределение ресурсов
(не имеет значения каких) = даже
в самых крупных организациях
они всегда ограниченны, люди
всегда хотят получить больше,
а не меньше, поэтому необходимость
делить ресурсы почти
- взаимозависимость задач
- возможность конфликта
- различия в представлениях и ценностях - вместо того чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и ее аспекты, которые, по их мнению, благоприятны для группы или реализации личных потребностей;
- различия в манере
повеления и жизненном опыте,
в возрасте, уровне и специфике
образования, в манере
- увеличение потребности
в специалистах и зависимость
руководителей от
- неудовлетворительные
Информация о работе Стратегия менеджера в конфликтных ситуациях