Средства развития мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 18:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей курсовой работы: выявить основные закономерности развития и диагностики мышления.
При этом перед нами поставлены следующие задачи:
1. обобщить материал о видах мышления;
2. рассмотреть мышление как один из познавательных процессов;
3. определить особенности развития и диагностики мышления;
4. изучить методы исследования мышления;
5. обобщить способы развития мышления;

Оглавление

Введение 3
1. Мышление
1.1. Понятие о мышлении 5
1.2. Основные операции как стороны мыслительной деятельности 5
1.3. Логические операции мышления 7
1.4. Основные фазы мыслительного процесса 8
1.5. Виды мышления 9
2. Способы развития мышления
2.1. Концепции развития мышления 14
2.2. Связь мышления с памятью, ощущениями, восприятием 16
2.3. Взаимосвязь мышления и речи 17
2.4. Мотивация мышления 18
2.5. Мышление при решении задач 24
2.6. Индивидуальные особенности мышления 24
2.7. Формирование мышления 27
Заключение 28
Литература 29

Файлы: 1 файл

курсовая средства развития мышления.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

     Есть  индивидуально своеобразные типы мышления. Одну из классификаций мыслительной деятельности людей предложил К. Юнг. Он выделил следующие типы людей по характеру мышления:

  1. Интуитивный тип. Характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым.
  2. Мыслительный тип. Ему свойственны рациональность и преобладание левого полушария над правым, примат логики над интуицией и чувством.

     Творческое (продуктивное) мышление направлено на создание новых людей, на открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи. Все творческие задачи имеют одну особенность: необходимость использования нетрадиционного способа мышления, необычного  видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений.

     При решении творческих задач необходимо направлять мысль необычным путем. Применять творческий способ решения (особый вклад в изучение творческого  мышления внесли ученые: Дж. Гилфорд, Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон.).

     Есть  два конкурирующих между собой способа мышления: критический и творческий. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Чтобы сгладить эту конкуренцию, необходимо у ребенка с самого детства развивать как критическое, так и творческое мышление.

     С понятием творчества неразрывно связано  понятие интеллекта. Под ним понимается совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающих человеку успех в решении разнородных задач.

    1. Формирование  мышления

     Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Чтобы  мыслить, необходимо обладать некоторым  чувственным и практическим опытом, закреплённым памятью. К концу первого года жизни у ребёнка можно наблюдать проявления элементарного мышления.

     Основным  условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребёнок  овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

     Развитие  мышления выражается в постепенном  расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребёнка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности - познавательные интересы.

     Мышление  развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности.

 

     

     Заключение

     По  данной работе можно проследить развитие представлений о мышлении, становление  теорий мышления, рассмотреть их противоречия. Многие философы, ученые, психологи внесли свой вклад в изучение данной проблемы, раскрытие особенностей и закономерностей процесса развития мышления. Каждое поколение ученых открывало новые особенности, неизвестные ранее критерии развития мышления. Однако теоретическое изучение мышления ушло далеко вперед по сравнению с практическим, экспериментальным. Осталось еще много не до конца исследованных процессов мышления, нуждающихся в разработке. Это позволит изобретать новые методы, разрабатывать новые методики по предотвращению нарушений развития мышления и восстановлению уже нарушенных функций мыслительного процесса.

     При достижении поставленной цели мы использовали следующие теоретические задачи:

  1. Обобщить материал о видах мышления.
  2. Рассмотреть мышление как один из основных познавательных процессов.

     В основе интеллектуальной деятельности лежат конкретные мыслительные операции анализа и синтеза, классификации  обобщения, аналогий, сравнения, подведение под понятие, установления причинно-следственных связей и т.п. Хотя мышление и не исчерпывается логикой, тем не менее, оно оперирует логическими категориями, связями и отношениями. Для выполнения логических действий необходимо отличать существенные от несущественных свойств предметов и явлений, выявлять признаки необходимые и достаточные, выбирать основания для сравнения или классификации, владеть логико-функциональными отношениями разного типа.

     Литература

  1. Р. С. Немов. Психология в 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
  2. Р. С. Немов. Психология в 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
  3. С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2008.
  4. М. И. Станкин. Общая психология: Функциональные явления человеческой психики. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.
  5. Ю. Б. Гиппенрейтер. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, при участии изд-ва «Юрайт», 2001.
  6. Д. В. Колесов. Введение в общую психологию. Учебное пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
  7. М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. Атлас по психологии. Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». М.: Педагогическое общество России, 2001.
  8. П. П. Блонский. Память и мышление. СПб.: Питер, 2001.
  9. П. П. Блонский. Избранные психологические произведения. – М.: 1964.
  10. Л. С. Выготский. Собр. соч.: В 6 т.-М.: 1982. -Т. 1, 2.
  11. В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. – М.: 1994.
  12. Л. Леви-Брюль. Первобытное мышление. - М.-Я.: 1932.
  13. А. Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения: В 2 т.- М., 1983.
  14. А. Р. Лурия. Мозг человека и психические процессы: В 2 ч.- М.: 1963; 1970.
  15. И. П. Павлов. Полн. собр. соч. 2-е изд. -М.-Л.: 1951.-Т. 3. Кн. 1,2.
  16. Ж. Пиаже Речь и мышление ребенка. - М-Л.: 1932.
  17. И. М. Сеченов. Избранные философские и психологические произведения.
  18. Б. М. Теплов. Проблемы индивидуальных различий. - М.: 1961.
  19. М. Г. Ярошевский Психология в XX столетии, 2-е изд. - М.: 1974.
  20. М. Н. Нечаева. Разнообразие видов мышления и основные стадии его развития.
  21. А В. Брушлинский. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: 1983.
  22. Л. С. Выготский. Мышление и речь: собрание сочинений. В 6 т. Т.2. – М.: 1982.
  23. П. Я. Гальперин. Введение в психологию - М.: 2000.
  24. З. И. Калмыкова. Продуктивное мышление как основа обучаемости. – М.: 1981.
  25. Крайг. Психология развития. – СПб: Питер. 2000.
  26. А. М. Матюшкин. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: 1972.
  27. А. М. Матюшкин. Психология мышления. – М.: 1965.
  28. Ж. Пиаже. Речь и мышление ребёнка.
  29. О. К. Тихомиров. Психология мышления. – М.: 1984.

Информация о работе Средства развития мышления