Развитие логического мышления младших школьников средствами математики

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 14:04, реферат

Краткое описание

Каждое поколение людей предъявляет свои требования к образованию. Однако какими бы ни были эти требования, потребность общества в творческих, самостоятельно мыслящих специалистах всегда была и остается актуальной.
Технический прогресс, быстрый рост научных знаний ставят человека перед необходимостью постоянно пополнять и обновлять имеющиеся у него знания, корректировать и соотносить их с новыми открывающимися обстоятельствами. Ведь, по утверждению ученых, объем научных знаний каждые 10 лет приблизительно удваивается, а это значит, что, как бы школа ни старалась поспевать за развитием науки, знания, полученные учениками в школе, быстро устаревают.

Файлы: 1 файл

творческое задание.docx

— 18.73 Кб (Скачать)

Ю. Н. Маркова

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МАТЕМАТИКИ

 

Каждое поколение людей предъявляет свои требования к образованию. Однако какими бы ни были эти требования, потребность общества в творческих, самостоятельно мыслящих специалистах всегда была и остается актуальной.

Технический прогресс, быстрый рост научных знаний ставят человека перед необходимостью постоянно пополнять и обновлять имеющиеся у него знания, корректировать и соотносить их с новыми открывающимися обстоятельствами. Ведь, по утверждению ученых, объем научных знаний каждые 10 лет приблизительно удваивается, а это значит, что, как бы школа ни старалась поспевать за развитием науки, знания, полученные учениками в школе, быстро устаревают. Поэтому перед современной школой встает проблема не просто подготовки учащихся к будущей самостоятельной трудовой деятельности, вооружение их отдельными знаниям и умениями, а в значительно большей степени подготовки их к самообразованию, саморазвитию.

Самостоятельное приобретение знаний невозможно без умений анализировать, сравнивать, критически отбирать, обобщать и систематизировать информацию, делать правильные логические выводы.

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.

К различным аспектам проблемы развития логического мышления детей младшего школьного возраста обращались и продолжают обращаться многие отечественные (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов, Б. М. Величковский, Г. Г. Вучетич, З. М. Истомина, Г. С. Овчинников и др.) и зарубежные (Ж. Пиаже, Р. Гайсон, Ф. Тайсон и др.) исследователи.

Если говорить о настоящем состоянии современной начальной школы в нашей стране, то можно увидеть, что на уроках математики дети почти всё время решают учебно-тренировочные типовые задачи. Их назначение состоит в том, чтобы поисковая деятельность детей с каждой последующей задачей одного и того же типа постепенно свёртывалась и, в конечном счёте, совсем исчезла. Такая деятельность по усвоению знаний и умений тормозит развитие интеллекта детей, в первую очередь, логического мышления. Кроме того, дети привыкают решать задачи на основе уже выученного правила, поэтому они не в состоянии действовать самостоятельно, чтобы найти какой-то новый способ.

Таким образом, мы видим, что в настоящий момент имеется большая необходимость в создании системы работы педагога по развитию логического мышления младших школьников в образовательной практике, способствующих развитию всех мыслительных операций в целом. Задача педагога состоит в том, чтобы полнее использовать все возможности для развития логического мышления детей. Для этого необходимо организовать в начальных классах регулярные занятия, на которых будет представлена комплексная система заданий на развитие  логического мышления, так как, по мнению преподавателей среднего звена, учащимся, приходящим из начальной школы, недостаёт важных качеств, которые способствуют развитию мышления и всех мыслительных операций для дальнейшего обучения.

Цель моего исследования выделить основные приемы логического мышления младших школьников.

В ходе анализа психолого – педагогической литературы было охарактеризовано понятие логическое мышление. Логическое мышление, которое еще иначе называют в широком смысле слова дискурсивным, предполагает переход от одного определенного представления к другому логическим путем и существенным образом отличается от интуитивного, познающего мир путем созерцания и устанавливающего истину путем прямого ее усмотрения без доказательства.

Описаны особенности логического мышления младших школьников. К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, речь – уже прошли достаточно долгий путь развития. В этот период именно мышление в большей степени влияет на развитие всех психических процессов. В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления:

  • предметно-действенное (наглядно-действенное);
  • наглядно-образное;
  • абстрактное (словесно-логическое).

При общении в начальных классах у детей формируется осознанное критическое мышление.

Младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, учатся управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо. Во многом формированию такому произвольному, управляемому мышлению способствует задания учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению.

Выделены педагогические условия развития логического мышления такие как:

  • включение детей в деятельность, в ходе которой могла бы ярко проявиться их активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации;
  • использование различных средств и методов, обучение школьников сравнивать, обобщать, анализировать;
  • обучение и развитие логического мышления младших школьников должны быть непринужденными, осуществляться через свойственные конкретному возрасту виды деятельности и педагогические средства;
  • использование разнообразных развивающих материалов.

 Рассмотрены педагогические  возможности игры, которые показывают, что её развивающие способности велики. Посредством игры можно развивать и совершенствовать все стороны личности ребёнка. С помощью дидактической игры детей приучают самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие игры ставят перед детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы.

Описаны системы игры с блоками Дьенеша, которые показывают, что играя с блоками, ребёнок приближается к пониманию сложных логических отношений между множествами. От игры с абстрактными блоками дети легко переходят к играм с реальными множествами, с конкретным материалом.

Выявлены приемы развития логического мышления младших школьников,  применение которых способствует развитию логического мышления.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие логического мышления младших школьников средствами математики