Министерство образования и
науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Костромской государственный
университет им. Н.А. Некрасова»
Институт педагогики
и психологии
Кафедра педагогического
образования
Развитие логического мышления
на уроках математики в начальной школе
средствами ИКТ
|
Курсовая работа студентки 3 курса Бочаговой
Анны.
Научный руководитель: Салахутдинова Елена Сергеевна , доцент кафедры педагогического образования,
к.п.н.
|
Кострома 2013
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3
Глава 1. Развитие логического
мышления у младших школьников на уроках
математики в начальной школе…………………………..6
- Понятие мышления………………………………………6
- Логическое мышление. Особенности логического мышления
младших школьников…………………………………….10
- Развитие логического мышления
в условиях введения ФГОС НОО………………………………………………………..14
Выводы по 1 главе……………………………………………16
Глава
2. Разработка развивающих дидактических
материалов для начальной школы…………………………………………………….17
2.1. Технология создания дидактических
материалов средствами программной среды
Microsoft Office Power point………………17
2.2. Технология создания дидактических
материалов средствами программной среды
Microsoft Office Publiser…………………28
Выводы по 2 главе………………………………………………31
Заключение …………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………………….33
ВВЕДЕНИЕ.
Каждый учитель, в ходе своей деятельности,
должен развивать логическое мышление
в руководимом им учебном процессе.
Весь учебный материал школьной программы
базируется на категориях логики, логических
взаимосвязях, логическом мышлении. Об
этом говорится в объяснительных записках
к учебным программам, об этом пишут в
методической литературе для учителей.
Но, конкретной программы формирования
логических приёмов мышления, которые
должны быть осуществлены при изучении
каждого предмета, пока нет.
В результате развитие логического мышления
учащихся идёт без знания системы необходимых
приёмов, их содержания и последовательности
формирования. Это приводит к тому, что
логическое мышление в значительной мере
развивается стихийно.
В наше время, в учебном процессе широко
используются компьютерные технологии.
Целесообразность применения этих технологий
для учителей на всех звеньях школьной
системы весьма очевидна. Навыки пользователя
ПК и рынок обучающих программ, мультимедийных
справочников, интернет открывают большие
возможности самообразования для каждого
педагога.
Информатизация системы образования
открывает педагогам новые возможности
для широкого внедрения в педагогическую
практику новых методических разработок,
направленных на интенсификацию и реализацию
инновационных идей воспитательно-образовательного
процесса.
Таким образом, современное
общество предъявляет новые требования к системе
образования, что определяет для современной
школы актуальную проблему формирования
информационной культуры учителя, начиная
с начальных классов.
Основная цель использования
информационных технологий в учебном
процессе, как инновационного подхода
в образовании, заключена в способствовании
максимального развития способностей
учащихся на основе саморегуляции и самообразования:
формирование целостной естественнонаучной
картины мира, научного фундамента для
успешного прогнозирования собственной
профессиональной деятельности, способствование
творческому развитию личности и верному
выбору индивидуальной программы жизни
на базе познания особенностей, потребностей
и возможностей человека.
Использование развивающие
технологии обучения в системе обучения
расширяет и обновляет роль преподавателя,
который должен координировать познавательный
процесс, постоянно усовершенствовать
преподаваемые им курсы, повышать творческую
активность и квалификацию в соответствии
с инновациями.
Основная цель использования
развивающих технологий обучения в учебном
процессе заключена в создании условий
для максимального развития способностей
учащихся на основе саморегуляции и самообразования,
что подразумевает:
- помощь в формировании целостной
естественнонаучной картины мира, научного
фундамента для успешного прогнозирования
собственной профессиональной деятельности;
- способствование творческому
развитию личности и верному выбору учащимися
индивидуальной программы жизни на базе
познания особенностей, потребностей
и возможностей человека.
Развивающие технологии обучения
позволяют учителю значительно расширить
возможности предъявления разного типа
информации. При дидактически правильном
подходе они активизируют внимание учащихся,
усиливают их мотивацию, развивают познавательный
интерес.
Цель работы: создать интерактивные
дидактические материалы для уроков математики
на ступени начального образования.
Задачи работы:
Рассмотреть программное обеспечение
для создания дидактических материалов,
этапы их разработки.
Описать технологию разработки
дидактических материалов на уроках
математики в начальной школе.
Разработать дидактические
материалы для учащихся 1 класса.
Практическая значимость курсовой
работы заключается в том, что:
- разработанные материалы
могут быть использованы в
учебном процессе на уроках
математики в 1 классе;
- разработанные материалы
могут быть использованы в
качестве дидактических материалов;
- разработанные материалы
могут быть использованы в
качестве самостоятельной работы
для учеников;
- разработанные материалы
позволяют упростить и сделать
интереснее работу учителя;
- разработанные материалы
помогают воспринимать информацию
детям не только на слух, но
и зрительно.
Глава 1. Развитие логического
мышления у младших школьников на уроках
математики в начальной школе.
§ 1. Понятие мышления
Мышление — это особого рода
теоретическая и практическая деятельность,
предполагающая систему включенных в
нее действий и операций ориентировочно-исследовательского,
преобразовательного и познавательного
характера.
Мышление – процесс отражения в сознании
человека реальной действительности путём
синтеза и анализа всех познавательных
процессов. На практике мышление как отдельный
психический процесс не существует, оно
присутствует во всех познавательных
процессах: в восприятии, внимании, воображении,
памяти, речи.
Мышление — это движение идей,
раскрывающее суть вещей. Его итогом является
не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим
результатом мышления может выступить понятие — обобщенное
отражение класса предметов в их наиболее
общих и существенных особенностях.
Мышление – это всегда искание
и открытие существенно нового. Маленький
ребёнок, по мере формирования у него элементарных
видов мыслительной деятельности, начинает
открывать новое в окружающей действительности.
Например, он задумывается над устройством
той или иной игрушки, пытается понять
некоторые отношения между людьми, овладевает
всё более сложными навыками и умениями.
В результате маленький мыслитель делает
небольшие открытия,
начинает понимать то, чего он раньше не
понимал.
Познавательная активность
и любознательность ребенка постоянно направлены на познавание
окружающего мира и построение своей картины этого мира. Мышление
неразрывно связано с речью. Чем активнее
ребенок в умственном отношении,
тем больше он задает вопросов и тем эти
вопросы разнообразнее.
Различают три основных вида
мышления:
Предметно-действенное (наглядно-действенное)
Наглядно-образное.
Абстрактное (словесно-логическое)
НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ
- способ практического решения задач,
предполагающий зрительное изучение ситуации
и практические действия в ней с материальными
предметами.
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ
- способ решения задач, включающий наблюдение
за ситуацией и оперирование образами
составляющих ее предметов без практических
действий с ними.
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
- вид мышления человека, где в качестве
средства решения задачи выступают словесное абстрагирование
и логические рассуждения. (НЕМОВ Р.С)
Мышление, как познавательная
деятельность, теснейшим образом связано
с действием. Ребёнок познаёт действительность,
воздействуя на неё, понимая мир, изменяя
его. Мышление не просто сопровождается
действием или действие мышлением: действие
– это первичная форма существования
мышления. Первичный вид мышления – это
мышление в действии и действием, которое
совершается и выявляется в действии.
Функции мышления многообразны.
В учебном процессе реализуются четыре
основные.
Понимание. Оно представляет собой раскрытие
существенного в предметах и явлениях
действительности, постижение смысла
в значении чего-либо, достигаемое на основе
связывания понимаемого с уже известным
человеку из прошлого опыта.
Человеческое мышление стремиться
отразить изучаемые объекты или явления
прежде всего путём соотношения их с более
широким кругом явлений, включая их в систему
уже изученных закономерностей, связей
и отношений действительности.
«Понять явление – значит выяснить
его место и роль в той конкретной системе
воздействующих явлений, внутри которой
оно с необходимостью осуществляется,
и выяснить как раз те особенности, благодаря
которым это явление только и может играть
такую роль в составе целого. Понять явление
– значит выяснить способ его возникновения,
«правило», по которому это возникновение
совершается с необходимостью, заложенной
в конкретной совокупности условий; значит
проанализировать сами условия возникновения
явления. Это является общей формулой
образования понятия, понимания.»
Решение проблем и задач. Мышление возникает в тех ситуациях,
когда средства и способы деятельности,
которыми располагает субъект, оказываются
недостаточными для достижения целей.
Таким образом, в деятельности возникает
затруднение, разрыв, невозможность осуществлять
её известными способами. Такая ситуация
представляет собой проблему. Возникновение
задачи (в отличие от проблемной ситуации)
означает, что в результате анализа удалось
хотя бы приблизительно и предварительно
выделить данное (известное условие) и
неизвестное (искомое требование).
В обычных учебных задачах такой предварительный
анализ проделан составителем. Соотношение
условий и требований позволяет наметить
искомое (неизвестное), нахождение которого
и является целью решения задачи.
Целеобразование. Целеобразование представляет
собой процесс порождения новых целей
в мышлении и деятельности человека. «Формирование
образа будущего результата действий
и принятие этого образа в качестве основы
для практических или умственных действий
и составляют, таким образом, сущность
процесса целеобразования, которое может
быть непроизвольным и произвольным, выступать
как процесс, действие или деятельность».
Рефлексия. Рефлексия – это деятельность
человеческого мышления, направленная
на осмысление знания, анализ его содержания
и методов познания, своих действий, самопознание.
Понимание необходимо для решения
задач; рефлексия является специфической
разновидностью понимания. Мышление в
любой его функции представляет собой
изменение какого-то содержания, достигаемое
с помощью различных приёмов и операций,
функционирование которых определяется
целями и мотивами мышления.
§ 2. Логическое мышление. Особенности
логического мышления младших школьников
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - вид мышления
человека, где в качестве средства решения
задачи выступают словесное абстрагирование
и логические рассуждения.
Логическое мышление — это
вид мыслительного процесса, при котором
человек использует логические конструкции
и готовые понятия.
Роль математики в развитии
логического мышления исключительно велика.
Причина этого в том, что это самая теоретическая
наука из всех изучаемых в школе. В ней
высокий уровень абстракции и в ней наиболее
естественным способом изложения знаний
является способ восхождения от абстрактного
к конкретному.
Значительное место вопросу
развития у младших школьников логического
мышления уделял в своих работах известнейший
отечественный педагог В. Сухомлинский.
Суть его размышлений сводится к изучению
и анализу процесса решения детьми логических
задач, при этом он опытным путем выявлял
особенности мышления детей.
В младшем школьном возрасте,
главное значение приобретает дальнейшее
развитие мышления. В этот период совершается
переход от мышления наглядно-образного,
являющегося основным для данного возраста,
к словесно-логическому, понятийному мышлению.
Поэтому ведущее значение для данного
возраста приобретает развитие именно
теоретического мышления.
Начальное общее образование
призвано помочь учителю реализовать
способности каждого ученика и создать
условия для индивидуального развития
младших школьников.
Чем разнообразнее образовательная среда,
тем легче раскрыть индивидуальность
личности ученика, а затем направить и
скорректировать развитие младшего школьника
с учётом выявленных интересов, опираясь
на его природную активность.