Возрастные особенности
младших школьников и развитие логического
мышления.
Основой для определения возрастных
границ младшего школьника служит время
обучения детей в начальных классах.
С поступлением ребёнка в школу
в его жизни происходят существенные изменения,
коренным образом меняется социальная
ситуация развития, формируется учебная
деятельность, которая является для него
ведущей.
Именно на основе учебной деятельности
развиваются основные психологические
новообразования младшего школьного возраста.
Обучение выдвигает мышление в центр сознания
ребёнка. Мышление становится доминирующей
функцией, начинает определять работу
и всех других функций сознания – они
интеллектуализируются и становятся произвольными.
Исследования Д. Б. Эльконина
и В. В. Давыдова показали, что дети младшего
школьного возраста имеют большие познавательные
возможности, что позволяет развивать
у них основы теоретических форм мышления.
Логическое мышление– один из видов мышления, характеризующийся
использованием понятий, логических конструкций.
Оно функционирует на базе языковых средств
и представляет собой наиболее поздний
этап исторического и онтогенетического
развития мышления. В структуре мышления
словесно-логического формируются и функционируют
различные виды обобщений.
Д. П. Горский в учебном пособии
«Логика» предлагает такой подход к логическому
мышлению, что логические действия могут
быть логическими операциями или действиями,
устанавливающими отношения между мыслями.
Логической операцией называется действие
по образованию новых предметов из предметов,
уже имеющихся. Установление отношений
между мыслями есть такое логическое действие,
посредством которого мы получаем мысль,
характеризуемую с точки зрения истины
или лжи. Очень часто логические действия,
состоящие из операций и установления
отношений между предметами, объединяются
в единое действие.
Уже в первом классе необходимы
такие логические приёмы, как подведение
под понятие, сравнение, выведение следствий.
Приступая к овладению каким-либо учебным
предметом, школьники с помощью учителя
анализируют содержание учебного материала,
выделяют в нём некоторое исходное общее
отношение, обнаруживая вместе с тем, что
оно проявляется во многих других частных
отношениях. Фиксируя в какой-либо звуковой
форме выделенное исходное общее отношение,
учащиеся строят содержательную абстракцию
изучаемого предмета. Продолжая анализ
учебного материала, они раскрывают закономерную
связь этого исходного отношения с его
различными проявлениями и тем самым получают
содержательное обобщение изучаемого
предмета. В возрасте 6-7-10-11 лет ребёнок
производит действия с предметами, переходит
к конкретным операциям, как с предметами,
так и опосредованно. На этой стадии в
сознании ребёнка начинают развиваться
внутренние структуры, служащие объектом
и средством выполнения операций. Для
того, чтобы ребёнок усвоил некоторые
понятия, их следует перевести именно
на язык этих внутренних структур. Ребёнок
уже способен упорядочивать встречаемые
предметы, но ещё не готов к тому, чтобы
иметь дело с возможностями, которые он
не может воспринять непосредственно
и не имеет соответствующего опыта, приобретённого
в прошлом. На этой стадии ребёнок постепенно
овладевает принципом сохранения. Только
к 14-15 годам у подростка формируется логика
взрослого человека.
§ 3. Развитие логического мышления
в условиях введения ФГОС НОО
Образовательный стандарт нового
поколения ставит перед начальным образованием
новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка
должны научить не только читать, считать
и писать, чему и сейчас учат вполне успешно.
Ему должны привить две группы новых умений.
Во-первых, универсальные учебные действия,
которые составляют умения учиться:
навыки решения творческих задач и навыки
поиска, анализа и интерпретации информации.
Во-вторых, формирование у детей мотивации
к обучению, саморазвитию, самопознанию.
Учителю, который до этого занимался с
ребятами просто математикой как таковой,
теперь придётся на знакомом ему материале
решать ещё и новые нестандартные задачи.
Следует, уже в начальной школе дети должны
овладеть элементами логических действий
(сравнения, классификации, обобщения,
анализа и др.). Поэтому одной из важнейших
задач, стоящих перед учителем начальных
классов, является развитие самостоятельной
логики мышления, которая позволила бы
детям строить умозаключения, приводить
доказательства, высказывания, логически
связанные между собой, делать выводы,
обосновывая свои суждения, и, в конечном
итоге, самостоятельно приобретать знания.
Математика именно тот предмет, где можно
в большой степени это реализовывать.
Развивая своё логическое
мышление, мы способствуем работе интеллекта,
а интеллект – это гарантия личной свободы
человека и самодостаточности его индивидуальной
судьбы. Чем в большей мере человек использует
свой интеллект в анализе и оценке происходящего,
тем в меньшей мере он податлив к любым
попыткам манипулирования им извне.
Каждое поколение людей предъявляет
свои требования к школе. Раньше первостепенной
задачей считалось вооружение учащихся
глубокими знаниями, умениями и навыками.
Сегодня задачи общеобразовательной школы
иные. Обучение в школе не столько вооружает
знаниями, умениями, навыками. На первый
план выходит формирование универсальных
учебных действий, обеспечивающих школьникам
умение учиться, способность в массе
информации отобрать нужное, саморазвиваться
и самосовершенствоваться. Появились
новые Федеральные образовательные стандарты
общего образования второго поколения,
в которых прописано, что главной целью
образовательного процесса является формирование
универсальных учебных действий, таких
как: личностные, регулятивные, познавательные,
коммуникативные. В соответствии стандартам
второго поколения познавательные универсальные
действия включают: общеучебные,
логические, а также постановку и решение
проблемы.
К логическим универсальным
действиям относятся:
— анализ объектов с целью выделения
признаков (существенных, несущественных);
— синтез — составление целого
из частей, в том числе самостоятельное
достраивание с восполнением недостающих
компонентов;
— выбор оснований и критериев
для сравнения, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение
следствий;
— установление причинно-следственных
связей;
— построение логической цепи
рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
Из вышесказанного следует,
что уже в начальной школе дети должны
овладеть элементами логических действий
(сравнения, классификации, обобщения
и др.).
Выводы по 1 главе
Развитие логического мышления
– это очень важная задача, стоящая перед
педагогом в учебном процессе. Этому уделяется
большое внимание. Поэтому одной из важнейших
задач, стоящих перед учителем начальных
классов, является развитие всех качеств
и видов мышления, которые позволили бы
детям строить умозаключения, делать выводы,
обосновывая свои суждения, и, в конечном
итоге, самостоятельно приобретать знания
и решать возникающие проблемы.
Глава
2. Разработка развивающих дидактических
материалов для начальной школы с помощью
ИКТ
§1. Технология создания дидактических
материалов средствами программной среды
Microsoft Office Power point
Младший школьник может хорошо
концентрировать внимание в значимой,
заинтересовавшей его деятельности.
Внимание младшего школьника становится
хорошо управляемым, контролируемым процессом
и увлекательной деятельностью. В школе
на уроках его внимание нуждается в поддержке.
Именно поэтому, учителю необходимо
заинтересовать ученика. Для этого педагоги
применяют самые различные средства и
методы. Это должно быть что-то яркое, сразу
обращающее на себя внимание, вызывающее
положительные эмоции, постоянно обновляющееся
действия, желательно с добавлением звуковых
эффектов, то с чем младшему школьнику
не надоест работать, и будет заинтересовывать
снова и снова. Все эти моменты содержит
в себе мультимедийная программа Power Point.
В настоящее время уже существует
большое количество наборов электронных
образовательных ресурсов, расширяющих
учебники, но не все эти ресурсы способны
адекватно решать педагогические задачи
учителя, при изучении конкретной темы.
Многие такие ресурсы не всегда устраивают
учителя либо несоответствием учебнику,
по которому он ведет обучение, либо несоответствием
запланированной структуре урока. К тому
же, иногда представление информации в
данном ресурсе мало чем отличается от
представления информации в обычном учебнике.
Создание и применение собственных образовательных
ресурсов на сегодняшний день весьма актуально,
как и разработка общих методических принципов
для них и является необходимым профессиональным
умением учителя.
В настоящее время, из различных
средств, используемых для создания электронных
образовательных ресурсов, наиболее популярным
становится программа MS PowerPoint, позволяющая
создавать не только наглядные средства
обучения, но и интерактивные материалы.
Данное средство
является совершенным инструментом
с большими возможностями, легкими
для освоения, помогающим учителю творчески
подготовить электронные материалы к
уроку за оптимально короткое время.
Электронную презентацию можно
рассматривать как набор электронных
дидактических средств обучения, обладающих
такими важными характеристиками, как
мультимедийность и интерактивность.
Основными характеристиками
компьютерных учебных презентаций являются
их содержание, оформление (дизайн)
и навигация.
Основной потенциал программы
PowerPoint заключен в мультимедиа и
интерактивности создаваемых
в ней учебных презентаций.
Для этого имеется большой набор
инструментов позволяющих:
- добавлять и редактировать
текст, картинки, фотографии, быстро и
качественно создавать схемы,
диаграммы, таблицы, простейшие рисунки;
- добавлять к любым слайдам звук
и небольшие видео фрагменты, позволяющие
не только демонстрировать опыты или эксперименты,
которые невозможно осуществить на уроке,
но и дать эмоциональную разгрузку учащимся;
- использовать эффекты анимации
и триггеры, обеспечивающие интерактивность и позволяющие
успешно заменять специальное программное обеспечение для
интерактивной доски;
- использовать гиперссылки и
настройку действия для выделенных объектов при создании интерактивных
слайдов, осуществлении навигации по презентации, использовании
документов, находящихся в других файлах, выходе в интернет во
время показа презентации;
- использовать макросы, при создании
интерактивных слайдов или тестов;
Эффекты анимации в учебных
презентациях достаточно широко применяются
учителями и дают широкие возможности
от последовательного добавления объектов
на слайд (например, при объяснении нового
материала учителем), до создания простейших
мультфильмов (например, при демонстрации
различных опытов). При использовании
эффектов анимации, важно понимать, что
это не просто анимация звуков или объектов
на слайде, а интерактивный инструмент
учителя для достижения намеченных результатов
урока.
Менее распространено использование
гиперссылок, настройки действия для выделенных
объектов, триггеров (переключателей)
и макросов, а ведь именно оно помогает
программе PowerPoint быть альтернативой для
специального программного обеспечения
для интерактивной доски и, облегчает
создание интерактивных заданий учащимся,
создание тестов, для проверки знаний
учащихся, создание интерактивных обучающих
игровых презентаций.
Настройка действия в программе
PowerPoint позволяет переходить по гиперссылке,
запускать звук, макросы или различные
программы не только по щелчку мыши, но
и при наведении указателя мыши на заданный
объект.
Триггер - средство анимации,
позволяющее задать условие действия
или времени выделенному элементу. При
этом анимация запускается по
щелчку. Через него происходит
запуск анимационного эффекта или
группы эффектов. Триггер можно
применить к любому объекту на слайде.
Он, как и управляющая кнопка,
срабатывает при наведении курсора по
щелчку левой кнопки мышки,
при этом в момент наведения сам курсор
меняет внешний вид на «ладошку».
Например, при создании тестов,
триггер позволяет убирать с экрана
неправильные ответы на вопрос,
при щелчке мыши на них, а при щелчке
по правильному ответу подводить
итог, или переходить на следующий
вопрос. При создании тренажеров,
триггеры помогают организовать интерактивный
диалог с учащимися, выводить помощь на
экран, подсказок при неправильном ответе
в заданиях и т.д.
При творческом подходе к созданию
учебных презентаций, с использованием
программы PowerPoint, в результате можно получить
очень интересные обучающие ресурсы в
виде обучающих программ,
справочников, тренажеров, тестирующих
систем, тестов-лото, интерактивных учебных
презентаций к уроку, игровых дидактических
материалов, и т.п.
Программа PowerPoint – это мощный
инструмент, для создания интерактивных
дидактических материалов, который учителю
необходимо грамотно использовать при
решении конкретных педагогических задач.
В таком случае, средства наглядности
в интерактивных учебных презентациях
обретают новую функцию – функцию управления
познавательной деятельностью учащихся.
С их помощью можно подводить учащихся
к необходимым обобщениям, учить применять
полученные знания, что помогает решать
одну из важнейших задач школы - подготовку
учащегося к жизни в окружающем его обществе,
развитие его как субъекта.
Технология создания
дидактических материалов средствами
программной среды Microsoft Office Power point
1. Запуск программы:
Запуск осуществляется в соответствии
с принятыми в системе Windows правилами:
через кнопку ПУСК и отыскание нужной
позиции (PowerPoint или Microsoft Office Power Point)
в меню ПРОГРАММЫ.
Запущенная программа Power Point
позволяет обрабатывать одновременно
несколько презентаций. Поэтому при запущенной
программе в любой момент можно создавать
новую презентацию или открывать уже существующую.
Делать это можно разными способами.
При запуске программы может
появиться в правой части экрана область
задач. Через область задач становятся
доступными вкладки, помогающие решать
задачи разработки презентации. (см. рис.
1).