Сравнительный анализ отношения к курению у юношей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель: провести сравнительный анализ отношения к курению в юношеском и подростковом возрасте.
Объектом исследования будет выступать отношение к курению в подростковом и юношеском возрасте, а предметом: специфические особенности отношения к курению у подростков и юношей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3-5
РАЗДЕЛ 1. Проблема изучения и диагностики отношения к курению как актуальная психологическая проблема………………………………………. 6
1.1.Особенности диагностики отношения к курению у подростков и юношей в современных условиях…………………………………………………………6 - 14
1.2. Методы исследования отношения к курению у подростков и юношей…………………………………………………………………………14 - 19
ВЫВОДЫ К ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ …………………………...…………………………………………………………..19
РАЗДЕЛ 2. Сравнительный анализ отношения к курению у юношей и подростков…………………………………………………………………………20
2.1. Анализ выраженности отношения к курению у юношей и подростков……………………………………………………………………..20 - 30
2.2. Психологические рекомендации по использованию диагностических методик выявления отношения к курению у юношей и подростков……..30 - 31
ВЫВОД ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ…………….…………………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………........ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………..………………………

Файлы: 1 файл

Распечатать.doc

— 947.00 Кб (Скачать)

 Тестовая норма  -  усредненная оценка по данному  тесту (методике) группы большой  нормальных и здоровых людей  определенного возраста и культуры - показатели, с коими можно сравнивать показатели испытуемого, оценивая его уровень и делая выводы о том, находятся ли они выше либо ниже нормы  - это средний уровень развития большой совокупности людей, схожих с испытуемым по ряду социально-демографических характеристик [10] .

 

Анализируя графики, приведенные  выше, сделаем вывод, что в выборке 1(подростки: рис.1) распределение тестовых баллов не соответствует нормальному, т.е. присутствуют либо высокие, либо низкие показатели, средних показателей очень мало. Т.е. данному психометрическому требованию анкета не соответствует (вывод на основе результатов выборки 1), это в очередной раз подтверждает, что исследования отношения к курению в подростковом возрасте анкета не подходит.

На рис.2 представлена тестовая норма по выборке 2 (юноши и девушки). Анализируя график, следует отметить, что распределение баллов является нормальным, таким образом, возможно построение для данной методики тестовой нормы – усредненного значения в баллах. Исходя из этого, получаем соответствие анкеты всем психометрическим требованиям на основе данных, полученных на выборке – юноши/девушки. Для подростков эта анкета не применима и нуждается в адаптации, т.к. не соответствует психометрическим требованиям.

 И последним этапом исследования выступало подтверждение гипотезы. Это достигалось путем нахождения существенности различий между двумя независимыми выборками по критерию Фишера.

Таким образом, в исследовании был произведен расчет психометрических характеристик для разработанной анкеты, что дает основание использовать данную методику в других исследованиях по проблеме отношения к курению в юношеском возрасте.

Теперь перейдем к  непосредственно полученным в ходе исследования результатам. Проанализировав  результаты контент – анализа по вопросу № 16 (а;б)  (категории для контент – анализа прошли экспертную оценку (протокол см. в приложениях), и по ее результатам считаются приемлемыми для данного исследования и соответствуют рассматриваемой проблематике) в анкете, следует отметить, что для обеих возрастных групп на первый план выходят рассмотрение курения через призму здоровья и связанных с ним проблем, но для подростков на первом плане находится категория здоровья, затем смерть, а для юношей/девушек важными становятся проблемы, связанные с курением различного плана, а только на втором месте находится здоровье. Но немаловажной категорией у людей юношеского возраста является категория  Время/деньги, так как чаще всего в этом возрасте люди уже самостоятельно зарабатывают на жизнь, они ощущают это действительно как проблему, ведь сигареты в настоящее время – не дешевое удовольствие. Несмотря на это, среди подростков преобладает табакофобный образ жизни, что скорее свидетельствует о благоприятном влиянии группы (окружения) или страхе смерти. В юношеском возрасте преобладает табакофильный образ жизни, причинами которого может быть сформировавшаяся еще с подросткового возраста привычка, собственный выбор и собственные мотивы для начала курения, группа здесь имеет второстепенное значение. Исходя из полученных результатов, получается, что в данной работе подтвердилась альтернативная гипотеза, сформулированная  в начале проведения данной работы.

При анализе вопросов когнитивного компонента получены следующие  результаты:

  1. Альтернативная гипотеза по критерию Фишера принимается в вопросах № 9(а), 10(а;б), 8(а;б). Это говорит о том, что  доля лиц, у которых проявляется исследуемый эффект, в выборке 1(подростки) больше, чем в выборке 2(юноши/девушки): 60% подростков не курит, а среди юношей – только около 37% не курят, хотя в когнитивном компоненте существует обратная зависимость. Т.е подростки находят больше положительных сторон в курении, чем юноши; по мнению подростков имеет смысл борьба с курением, юноши же в этом вопросе либо сомневаются в надежности и нужности этой борьбы, либо категорично отрицают всякий смысл этого мероприятия.
  2. В вопросах №6(а) принята  нулевая гипотеза, что говорит о несущественности различий в 2х выборках, т.е. на прибегание к  сигарете в случае неудачи не влияет возраст испытуемого, влияет скорее ситуация.
  3. Вопрос 21(а;б) нельзя было проанализировать с помощью критерия Фишера, т.к. две категории были равны нулю, однако это дает возможность проанализировать его следующим образом: и подростки и юноши понимают опасность данной вредной привычки, однако кто-то считает ее более опасной (юноши), а кто-то менее опасной (подростки), в этом и состоят основные различия между исследуемыми группами.

Таким образом  анализируя проведенное исследование, гипотеза доказана, цель исследования достигнута и поставленные задачи решены.

 

2.2  Психологические рекомендации по  использованию диагностических  методик выявления отношения  к курению у юношей и подростков

 

Анализируя  всю обработанную информацию, можно  отметить, что для диагностики отношения к курению у подростков и юношей  следует использовать всё многообразие психодиагностических методик. Особенно подходят проективные методики (например, ДДЧ – анализ рисунка человека с точки зрения оральных потребностей и зависимостей: изображение рта) и анкеты различного направления, нам чаще встречались анкеты социологические, чем психологические, собственно, почему и была разработана анкета.  При разработке  диагностического материала по вопросам отношения к курению следует учитывать, что отношение – это сложная структура, которая находит свое отражение во всех сферах проявления личности. Также важным является возрастные характеристики. Следует помнить, что в последнее время возраст начала курения снизился с 16ти лет до 7-10 лет, подтверждение этому является результаты проводимого нами исследования: подростки 14-15 лет уже имеют стаж курения от 1го до 4 лет. Данная тенденция подтверждается и рядом других ученых, которые занимаются данной проблематикой, например, исследования Надеждина Д.С., Сухаревой Л.М., которые рассматривали взаимосвязь курения и высшей психической деятельности у подростков[18]. Поэтому методики должны учитывать эти особенности.

В предыдущих наших  исследованиях было выявлено, что  между девушками и юношами  в отношении к курению не существует существенных различий. Это может быть результатом того, что в последние годы девушки стали курить чаще, чем раньше, поэтому сглаживаются гендерные различия в отношении к курению. Это также стоит учитывать при подборе и разработке психодиагностических методик по данному вопросу.

Что касается предложенной анкеты, то ее следует использовать для юношеского возраста, т.к. было доказано, что для подросткового возраста анкету стоит адаптировать с учетом влияния социальной желательности

Таким образом, исследование проводилось по двум направлениям: с одной стороны проверка выдвинутой гипотезы, с другой – расчет психометрических требований для разработанной анкеты. Получены следующие выводы:

существуют  различия в когнитивном компоненте у подростков и юношей/девушек, проявляющийся в тенденциях к табакофобному в подростковом и табакофильном  в юношеском, образе жизни. Для диагностики отношения к курению у молодежи можно использовать уже имеющийся психодиагностический инструментарий, а также разрабатывать новый с учетом выше описанных критериев и особенностей;

анкета отвечает психометрическим требованиям только для использования ее для исследований юношеского возраста, для подросткового  возраста анкету нужно адаптировать путем учета всех особенностей данного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ  ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ

     В психологическом исследовании принимало участие 30 человек юношеского возраста 17-20 лет (контрольная группа) и 30 подростков 14-15 лет (экспериментальная группа). В исследовании было задействовано равное количество мальчиков и девочек, однако это не существенно в данном исследовании. В контрольную группу входили 15 человек, проходивших повторное тестирование.

     В  курсовой работе также производился  расчет психометрических требований  для разработанной нами анкете.

     В  результате проведения исследования  гипотеза была доказаны, данные  статистически достоверны, намечены  планы дальнейшей работы над  данной проблематикой, а также  возможные перспективы дальнейшего  исследования.

        В предыдущих наших исследованиях было выявлено, что между девушками и юношами в отношении к курению не существует существенных различий. Это может быть результатом того, что в последние годы девушки стали курить чаще, чем раньше, поэтому сглаживаются гендерные различия в отношении к курению. Это также стоит учитывать при подборе и разработке психодиагностических методик по данному вопросу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во время  проведения данного исследования  было выяснено, что курение действительно  является глобальной проблемой современного общества, что проявляется в преобладании табакофильного образа жизни, а это будущие родители, специалисты, рабочий класс и элита общества. В работе показано, что проблема имеет свои зачатки в более раннем возрасте. Мы рассмотрели ее на примере подросткового возраста и выяснили, что подростки полностью не осознают всю губительность вредной привычки, к которой они так быстро приобщаются. Поэтому из – за несформированности когнитивного компонента в целом страдает образ жизни молодого организма. Однако выявлено, что у подростков все же преобладает табакофобный образ жизни. Причинами этого выступает группа,  в которую включен подросток.  Т.е. группа положительно влияет на личность подростка.

Таким образом, главной профилактикой курения  является пропаганда здорового образа жизни, создание секций, групп, открытие спортивных школ, доступных каждому ребенку. В основе отношения к курению необходимо заложить недостающую информацию, которую можно донести до ребенка путем акций «Изменим себя к лучшему» в рамках школ. На современном этапе разрабатывается много профилактических и коррекционных программ. В данной области остается еще много неосвещенных вопросов, которые можно раскрыть и разработать. Например, какие основные мотивы побуждают детей младшего школьного возраста попробовать сигарету, рассмотреть негативную роль подражания взрослым в приобщении к данной зависимости. Все эти вопросы становятся актуальными в современном мире, ведь возрастные границы начала курения сместились с 14-15лет до 7-8лет.

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алкоголь или курение. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.ref.by/refs/50/11655/1.html [1]
  2. В чем польза курения ? [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://cdpsihologsmok.narod.ru/site/st1.html [2]
  3. Верный способ бросить курить. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.stopsmoke.org/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=11 [3]
  4. Вредное влияние курения на организм. Способы избавления от курения. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ref.by/refs/9/20296/1.html [4]
  5. Зимбардо Ф., Ляйппе М.- Социальное влияние. [Серия «Мастера психологии»]  /               Ф. Зимбардо, М. Ляйппе. -  Спб.:  Издательство «Питер»,2000. –35-44с.: ил.-.[5]
  6. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. [Уч. пособие для пед. ин-тов] / Игорь Семёнович Кон – М., 1976. – 377 с. [6]
  7. Котова М.Б. Психологические условия обеспечения профилактики курения у подростков [Электронный ресурс] /М.Б Котова. - Режим доступа: www.rags.ru/files/dissertation/442.doc. [7]
  8. Маркова А.  Взгляд подростка на курение. [Электронный ресурс] /  А. Маркова. – Режим доступа: http://zdd.1september.ru/articlef.php?ID=200701204[8]
  9. Молодежь и курение. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ref.by/refs/9/26854/1.html [9]
  10. Норма тестовая. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://mirslovarei.com/content_psy/norma-testovaja-38432.html [10]
  11. Петровский А.В.,Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://psylib.ukrweb.net/books/petya01/index.htm [11]
  1.  Психологические аспекты наркомании и алкоголизма в молодежной среде. [Электронный ресурс] / Режим доступа:  http://www.ref.by/refs/68/36520/1.html [12]

  1.  Психологический словарь. [Электронный ресурс] /  Режим доступа: http://mirslovarei.com/content_psi/social-naja-zhelatel-nost-1674.html [13]
  2. Психология личности в трудах отечественных психологов/[Сост. и общая редакция Л.В.Куликова]. – СПб.: Питер, 2001. – 480с.- (Серия «Хрестоматия по психологии»)[14]
  3.   Райс Ф. – Психология подросткового и юношеского возраста. [Серия «Мастера психологии»] / Ф. Райс - СПб.: Издательство «Питер»,2000. – 580-615с.: ил.[15]
  4. Словарь-справочник по психодиагностике / [под редакцией Бурлачука Л.]. - 3-е изд, Питер, С.-Петербург, 2008. – 200c. [16]
  5. Сушинских С. Подростковый возраст. Психологические особенности [Электронный ресурс] / С. Сушинских. – Режим доступа: http://www.nnmama.ru/content/vospitanie/Upperschool/PsyArt1 [17]
  6. Табакокурение. [Электронный ресурс] / Режим доступа:    http://www.alcoholism.ru/smoking.htm  [18]
  7. Толковый словарь русского языка Ушакова. [Электронный ресурс]                                    

Режим доступа:

http://slovari.yandex.ru/~книги/Толковый%20словарь%20Ушакова/Анкета/[19]

  1. Шабашов А.  Курение. Краткая история победившей эпидемии. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2007/0305/analit01.php [20]
  2. Шкала социальной желательности Кроуна – Маслоу. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://wiki.myword.ru/index.php/Шкала_социальной_желательности_Кроуна-Марлоу [21]
  3. Smoking. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.nlm.nih.gov/medlineplus/smoking.html
  4. Smoking. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Smoking
  5. Smoking. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://kidshealth.org/teen/drug_alcohol/tobacco/smoking.html
  6. Smoking Cessation Health Center. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.webmd.com/smoking-cessation/default.htm
  7. Smoking - health risks. [Электронный ресурс] / Режим доступа:

http://www.netdoctor.co.uk/health_advice/facts/smokehealth.htm

 

 

 

 

 

Информация о работе Сравнительный анализ отношения к курению у юношей и подростков