Сравнительный анализ отношения к курению у юношей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель: провести сравнительный анализ отношения к курению в юношеском и подростковом возрасте.
Объектом исследования будет выступать отношение к курению в подростковом и юношеском возрасте, а предметом: специфические особенности отношения к курению у подростков и юношей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3-5
РАЗДЕЛ 1. Проблема изучения и диагностики отношения к курению как актуальная психологическая проблема………………………………………. 6
1.1.Особенности диагностики отношения к курению у подростков и юношей в современных условиях…………………………………………………………6 - 14
1.2. Методы исследования отношения к курению у подростков и юношей…………………………………………………………………………14 - 19
ВЫВОДЫ К ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ …………………………...…………………………………………………………..19
РАЗДЕЛ 2. Сравнительный анализ отношения к курению у юношей и подростков…………………………………………………………………………20
2.1. Анализ выраженности отношения к курению у юношей и подростков……………………………………………………………………..20 - 30
2.2. Психологические рекомендации по использованию диагностических методик выявления отношения к курению у юношей и подростков……..30 - 31
ВЫВОД ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ…………….…………………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………........ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………..………………………

Файлы: 1 файл

Распечатать.doc

— 947.00 Кб (Скачать)

 

 Таким образом,  можно сделать следующие выводы:

методами диагностики отношения к курению могут выступать анкеты, тесты – шкалы, проективные методики и другие диагностические методики, которые работают с эмоциональной, поведенческой и когнитивной сферой;

при подборе определенного  набора методик для проведения исследования следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности, которые могут существенным образом повлиять на ход и результаты исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ

Таким образом, анализируя весь изложенный выше материал, следует сделать такие выводы:

категория отношения  – это сложная структура, которую  возможно описать, исходя из трех основных компонентов: поведенческого, эмоционального и когнитивного;

проблема изучения отношения  молодежи к курению является актуальной современной  психологической проблемой, в области которой еще существует огромное количество нераскрытых феноменов, факторов и событий, над которыми стоит работать в психологической практике;

в юношеском и подростковом возрасте отношение к курению характеризуется  поведенческими и когнитивными, а также социальными факторами, которые выражаются у подростков в демонстративном поведении (курение – как атрибут взрослости), у юношей – это часто осознанный выбор, за которым стоят предпосылки и стереотипы из подросткового возраста, т.к. самый пик приобщения к курению приходится именно на подростковый период;

диагностика отношения к курению  у молодежи имеет различные варианты методик и техник, однако самыми распространенными являются социологические  анкеты, метод интервью, социально  – психологические опросы, также возможна разработка авторских методик с учетом особенностей исследуемого признака у той или иной возрастной  группы, а также рассчитав психометрические требования для данной методики.

Учитывая особенности современного мира, диагностика отношения к курению становится актуальной и обширной сферой для исследования и разработки профилактических и коррекционных программ, что и определяет значимость данной работы и ее место в системе других научных исследований.

 

РАЗДЕЛ 2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ  АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ К КУРЕНИЮ У ЮНОШЕЙ И ПОДРОСТКОВ

2.1. Анализ  выраженности отношения к курению  у юношей и подростков

Для проведения психологического исследования на основе обработки информации, существующей по данной проблематике и вышеприведенным аргументам, были выбраны следующие методы:

А) разработана комплексная анкета для исследования отношения к курению у юношей и подростков;

Б) шкала социальной желательности Кроуна – Маслоу.

В данном исследовании сделан акцент на возрастных различиях и сходствах  подросткового и юношеского возраста.

Итак, для начала краткая информация по выбранным методам исследования.

Описание анкеты

Целью анкеты является выявление отношения к курению  у молодежи. Так как категория  отношения включает в себя много  различных компонентов, связанных  с жизнедеятельностью человека и  особенностями его личности, то нельзя выбрать один аспект и по нему анализировать отношение к курению. В связи с этим была применена для анализа трёхкомпонентная структура, с помощью которой в психологии описываются многосоставные категории.

  В соответствии  с этим все вопросы анкеты  разделены по трем компонентам:  эмоциональный, поведенческий, когнитивный, также имеются две шкалы, по которым определяется образ жизни человека (табакофобный или табакофильный). Табакофобный образ жизни – это здоровый образ жизни, в котором курению нет места. Табакофильный же образ жизни является противоположным табакофобному, поэтому дается положительная оценка курению, наблюдается принятие стиля поведения курильщика, а также часто отрицается опасность данной вредной привычки.

После первого  вопроса идет разделение на вопросы  для курящих (тип "а") и некурящих  (тип "б").

Обработка вопросов закрытого характера проводится с помощью подсчета баллов в соответствии с таблицей–ключом, приведенной  в приложениях. Если испытуемый набрал  8 - 15 баллов – это соответствует табакофобному образу жизни, если набрал 16 баллов и более, то  это табакофильный образ жизни и чем больше будет баллов, тем он более выражен.

Например, если 16-25 баллов – это слабовыраженный (пассивный) образ жизни, при котором  идет принятие образа курильщика, однако существует понимание негативных последствий от курения, что сдерживает человека от частого употребления сигареты. 25 баллов и выше свидетельствует об активной позиции курильщика, здесь четко заявляют «Да, я курю!» и даже находят положительные стороны вредной и губительной привычки, в которых они всецело уверены.  В пассивном типе курильщик даже если и находит эти положительные стороны, то лишь для самооправдания.

Вопросы открытого  характера (развернутые) анализируются  путём контент - анализа в целом  по  группе.

Рассмотрим второй метод исследования, используемый в данной работе. Вот сведения о тесте Кроуна – Маслоу из словаря – справочника по психодиагностике под ред. Л.Ф.Бурлачука: «Кроуна-Марлоу социальной желательности шкала (Crow ne—Marlowe Social Desirability Scale, CM SDS) — опросник личностный. Разработан Д. Кроуном и Д. Марлоу в 1960 г. для диагностики мотивации одобрения.

Кроуна – Маслоу социальной желательности шкала (К.-М. с. ж. ш.) состоит  из 33 утверждений (18 социально одобряемых и 15 социально неодобряемых образцов поведения), с каждым из которых испытуемый должен выразить согласие или несогласие. Примеры утверждений (из русскоязычного варианта):

1. Я внимательно читаю  каждый документ, прежде чем его  подписать. 

7. Иногда я люблю  позлословить об отсутствующих. 

17. Были случаи, когда я завидовал удаче других.

Каждый ответ, совпадающий  с ключом, оценивается в 1 балл. Итоговый показатель мотивации одобрения  получают суммированием всех баллов. Этот показатель характеризует мотивационную  структуру субъекта и, в частности, степень его зависимости от благоприятных оценок со стороны других людей, его ранимость и чувствительность к средовым и межличностным влияниям. Иными словами, шкала позволяет получить косвенную меру потребности человека в одобрении со стороны других людей. Авторы шкалы руководствовались стремлением разработать инструмент, свободный от известной фиксированности на патологических симптомах, что в той или иной степени присуще ранее созданным шкалам. Кроме того, была поставлена задача дифференциации содержания утверждений от влияния собственно мотивов. Имеются данные о достаточно высокой валидности и надежности К.-М. с. ж. ш.» [16] .

В СНГ известен русскоязычный  сокращенный вариант шкалы (20 утверждений), стандартизированный на выборке  более 800 человек с последующей проверкой валидности и надежности (Ю. Л. Ханин, 1974, 1976). Шкала применяется при исследовании мотивации одобрения, для контроля за степенью установочного поведения и склонностью к соответствующим искажениям ответов в тестах, при изучении предпочтительных средовых и межличностных влияний [21].

В  работе был использован  именно сокращенный русскоязычный  вариант в 20 утверждений.

Проведение  исследования. В психологическом исследовании принимало участие 30 человек юношеского возраста 17-20 лет (контрольная группа) и 30 подростков 14-15 лет (экспериментальная группа). В исследовании было задействовано равное количество мальчиков и девочек, однако это не существенно в данном исследовании. В контрольную группу входили 15 человек, проходивших повторное тестирование. Это было сделано для расчёта ретестовой надежности разработанной нами анкеты.  Матрица первичных данных приведена в таблице в ПРИЛОЖЕНИИ В. 

Следует так же отметить, что данное исследование было организовано с учётом особенностей расчёта психометрических требований для разработанной нами анкеты. Опишем психометрические требования, которые рассчитываются в работе.

  1. Надёжность – это помехоустойчивость теста, независимость его результата от действия всевозможных случайных факторов. Будет рассчитана ретестовая надежность на основе сравнения 2х зависимых выборок (юноши\девушки:2010 год и 2011 год). Чем выше корреляция между показателями, полученными за год, тем выше надежность.
  2. Валидность – это комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним. В психодиагностике валидность – обязательная и наиболее важная часть сведений о методике, включающая данные о степени согласованности результатов теста с другими сведениями об исследуемой личности, полученными из различных источников, суждение об обоснованности прогноза развития исследуемого качества, связь изучаемой области поведения или особенностей личности с определенными психологическими конструктами. Будет рассчитана путем оценки корреляции в 2х независимых выборках (подростки \ юноши) между показателями по анкете и показателями по тесту Кроуна – Маслоу. Если корреляция малая – это будет конструктная валиность, если отсутствует -  достоверность анкеты.
  3. Тестовая норма  рассчитывается в работе путём выявления достоверности различий между подростковым и юношеским возрастом, а также строятся графики тестовых норм по двум выборкам.

Анализ  и интерпретация полученных данных

Если оценивать результаты по преобладающему приоритету в отношении к курению, то выявлено, что в подростковом возрасте (опираясь на результаты, полученные на данной выборке) 60%  подростков придерживаются табакофобного образа жизни, а 40% - табакофильного. В юношеском возрасте наблюдается обратная тенденция – 63% курят, а 37% - нет. Если учесть гендерный аспект, то среди подростков курящих девочек из этих  40% всего лишь 13%, а остальные 27% приходятся на мальчиков. А среди юношеского возраста из 63% курящих – 30% девушек и 33% юношей. Т.е. в юношеском возрасте гендерные различия сглаживаются и практически исчезают.  Можно предположить, что процент потенциальных курильщиков с возрастом увеличивается, что может быть свидетельством отсутствия или неэффективности антитабачной пропаганды и всяческое прививание табакофильного образа жизни не только СМИ, но обществом в целом. И самое ужасное, что среди курильщиков становится много девочек и девушек. Не трудно предположить какое поколение они вырастят, если их здоровье будет настолько ослаблено курением.

По результатам статистической обработки данных (см. ПРИЛОЖЕНИЕ  Г), выявлено:

  1. При сопоставлении результатов группы юношеского возраста за 2010 и 2011 года, выяснено, что результаты практически не отличаются, те люди, которые демонстрировали табакофильный образ жизни, так и остались его приверженцами, среди категории табакофобов те же результаты. Это подтверждается статистическими расчетами: коэффициент корреляции (r=0,98), который и показывает нам то, что результаты анкетирования не изменились. Если рассматривать это исследование с точки зрения психометрики, то полученный коэффициент корреляции свидетельствует и высокой ретестовой надежности для юношеского возраста. Для подросткового ретестовая надежность не рассчитывалась.
  2. При сопоставление результатов по анкете и баллов по тесту социальной желательности было выявлено, что в  группе подростков существует обратная зависимость между результатами по анкете и баллами по тесту Кроуна – Маслоу, т.е. чем выше баллы по анкете (табакофильный образ жизни), тем ниже уровень социальной желательности, и обратная тенденция. Это дает возможность судить о том, что общественные нормы и правила имеют большое влияние на отношение к курению среди подростков. Статистически это было доказано расчетами коэффициента корреляции между описанными выше результатами и баллами по двум методиками и был получен r=-0,08, что и подтверждает обратно пропорциональную зависимость. Таким образом, мы видим, что большинство подростков демонстрируют высокий уровень социальной желательности (60% - с низкими баллами по анкете). Это говорит о том, что данную методику нельзя применять для исследования в подростковом возрасте, т.к. нужно учитывать влияние социальной желательности. Если анализировать эти данные с точки зрения психометрики, то таким образом расчитывалась конструктная валидность – для данной методики в рамках этой выборки она низкая.

                Анализируя данные по юношескому  возрасту при сопоставлении данных  по двум методикам, следует  сказать, что коэффициент корреляции  равен (r=0) нулю. Это говорит о том, между данными по анкете и данными по тесту социальной желательности нет никакой взаимосвязи, т.е. в юношеском возрасте на отношение к курению феномен социальной желательности никак не влияет. С точки зрения психометрических требований отсутствие корреляции между показателями по анкете и по тесту Кроуна – Маслоу свидетельствует о достоверности анкеты. Это говорит о том, что данную методику можно применять для юношеского возраста, и будут получены достоверные результаты.

  1. При проведении исследования в анкете были введены баллы за каждый вариант ответа. Таким образом получалось, что если испытуемый набирал 8 – 15 баллов, то это характеризовало табакофобный образ жизни, если 16 – 34, то это  - табакофильный образ жизни, соответственно 16 – слабо выраженный табакофильный образ жизни, 34 – сильно выраженный. Таким образом полученные данные интерпретировались. С точки зрения психометрических требований, для анализа этих данных нужно рассчитать тестовую норму по данной анкете. Мы приведем расчеты тестовой нормы в виде графиков. Однако для начала дадим определение тестовой норме как психометрическому требованию в психодиагностике.

Информация о работе Сравнительный анализ отношения к курению у юношей и подростков