Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 17:06, курсовая работа
Цель: провести сравнительный анализ отношения к курению в юношеском и подростковом возрасте.
Объектом исследования будет выступать отношение к курению в подростковом и юношеском возрасте, а предметом: специфические особенности отношения к курению у подростков и юношей.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3-5
РАЗДЕЛ 1. Проблема изучения и диагностики отношения к курению как актуальная психологическая проблема………………………………………. 6
1.1.Особенности диагностики отношения к курению у подростков и юношей в современных условиях…………………………………………………………6 - 14
1.2. Методы исследования отношения к курению у подростков и юношей…………………………………………………………………………14 - 19
ВЫВОДЫ К ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ …………………………...…………………………………………………………..19
РАЗДЕЛ 2. Сравнительный анализ отношения к курению у юношей и подростков…………………………………………………………………………20
2.1. Анализ выраженности отношения к курению у юношей и подростков……………………………………………………………………..20 - 30
2.2. Психологические рекомендации по использованию диагностических методик выявления отношения к курению у юношей и подростков……..30 - 31
ВЫВОД ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ…………….…………………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………........ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………..………………………
Таким образом,
можно сделать следующие
методами диагностики отношения к курению могут выступать анкеты, тесты – шкалы, проективные методики и другие диагностические методики, которые работают с эмоциональной, поведенческой и когнитивной сферой;
при подборе определенного набора методик для проведения исследования следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности, которые могут существенным образом повлиять на ход и результаты исследования.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ
Таким образом, анализируя весь изложенный выше материал, следует сделать такие выводы:
категория отношения – это сложная структура, которую возможно описать, исходя из трех основных компонентов: поведенческого, эмоционального и когнитивного;
проблема изучения отношения молодежи к курению является актуальной современной психологической проблемой, в области которой еще существует огромное количество нераскрытых феноменов, факторов и событий, над которыми стоит работать в психологической практике;
в юношеском и подростковом возрасте
отношение к курению
диагностика отношения к курению у молодежи имеет различные варианты методик и техник, однако самыми распространенными являются социологические анкеты, метод интервью, социально – психологические опросы, также возможна разработка авторских методик с учетом особенностей исследуемого признака у той или иной возрастной группы, а также рассчитав психометрические требования для данной методики.
Учитывая особенности
РАЗДЕЛ 2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ К КУРЕНИЮ У ЮНОШЕЙ И ПОДРОСТКОВ
2.1. Анализ
выраженности отношения к
Для проведения психологического исследования на основе обработки информации, существующей по данной проблематике и вышеприведенным аргументам, были выбраны следующие методы:
А) разработана комплексная анкета для исследования отношения к курению у юношей и подростков;
Б) шкала социальной желательности Кроуна – Маслоу.
В данном исследовании сделан акцент на возрастных различиях и сходствах подросткового и юношеского возраста.
Итак, для начала краткая информация
по выбранным методам
Описание анкеты
Целью анкеты является выявление отношения к курению у молодежи. Так как категория отношения включает в себя много различных компонентов, связанных с жизнедеятельностью человека и особенностями его личности, то нельзя выбрать один аспект и по нему анализировать отношение к курению. В связи с этим была применена для анализа трёхкомпонентная структура, с помощью которой в психологии описываются многосоставные категории.
В соответствии
с этим все вопросы анкеты
разделены по трем компонентам:
После первого вопроса идет разделение на вопросы для курящих (тип "а") и некурящих (тип "б").
Обработка вопросов закрытого характера проводится с помощью подсчета баллов в соответствии с таблицей–ключом, приведенной в приложениях. Если испытуемый набрал 8 - 15 баллов – это соответствует табакофобному образу жизни, если набрал 16 баллов и более, то это табакофильный образ жизни и чем больше будет баллов, тем он более выражен.
Например, если 16-25 баллов – это слабовыраженный (пассивный) образ жизни, при котором идет принятие образа курильщика, однако существует понимание негативных последствий от курения, что сдерживает человека от частого употребления сигареты. 25 баллов и выше свидетельствует об активной позиции курильщика, здесь четко заявляют «Да, я курю!» и даже находят положительные стороны вредной и губительной привычки, в которых они всецело уверены. В пассивном типе курильщик даже если и находит эти положительные стороны, то лишь для самооправдания.
Вопросы открытого характера (развернутые) анализируются путём контент - анализа в целом по группе.
Рассмотрим второй метод исследования, используемый в данной работе. Вот сведения о тесте Кроуна – Маслоу из словаря – справочника по психодиагностике под ред. Л.Ф.Бурлачука: «Кроуна-Марлоу социальной желательности шкала (Crow ne—Marlowe Social Desirability Scale, CM SDS) — опросник личностный. Разработан Д. Кроуном и Д. Марлоу в 1960 г. для диагностики мотивации одобрения.
Кроуна – Маслоу социальной желательности шкала (К.-М. с. ж. ш.) состоит из 33 утверждений (18 социально одобряемых и 15 социально неодобряемых образцов поведения), с каждым из которых испытуемый должен выразить согласие или несогласие. Примеры утверждений (из русскоязычного варианта):
1. Я внимательно читаю каждый документ, прежде чем его подписать.
7. Иногда я люблю
позлословить об отсутствующих.
17. Были случаи, когда я завидовал удаче других.
Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Итоговый показатель мотивации одобрения получают суммированием всех баллов. Этот показатель характеризует мотивационную структуру субъекта и, в частности, степень его зависимости от благоприятных оценок со стороны других людей, его ранимость и чувствительность к средовым и межличностным влияниям. Иными словами, шкала позволяет получить косвенную меру потребности человека в одобрении со стороны других людей. Авторы шкалы руководствовались стремлением разработать инструмент, свободный от известной фиксированности на патологических симптомах, что в той или иной степени присуще ранее созданным шкалам. Кроме того, была поставлена задача дифференциации содержания утверждений от влияния собственно мотивов. Имеются данные о достаточно высокой валидности и надежности К.-М. с. ж. ш.» [16] .
В СНГ известен русскоязычный сокращенный вариант шкалы (20 утверждений), стандартизированный на выборке более 800 человек с последующей проверкой валидности и надежности (Ю. Л. Ханин, 1974, 1976). Шкала применяется при исследовании мотивации одобрения, для контроля за степенью установочного поведения и склонностью к соответствующим искажениям ответов в тестах, при изучении предпочтительных средовых и межличностных влияний [21].
В работе был использован именно сокращенный русскоязычный вариант в 20 утверждений.
Проведение исследования. В психологическом исследовании принимало участие 30 человек юношеского возраста 17-20 лет (контрольная группа) и 30 подростков 14-15 лет (экспериментальная группа). В исследовании было задействовано равное количество мальчиков и девочек, однако это не существенно в данном исследовании. В контрольную группу входили 15 человек, проходивших повторное тестирование. Это было сделано для расчёта ретестовой надежности разработанной нами анкеты. Матрица первичных данных приведена в таблице в ПРИЛОЖЕНИИ В.
Следует так же отметить, что данное исследование было организовано с учётом особенностей расчёта психометрических требований для разработанной нами анкеты. Опишем психометрические требования, которые рассчитываются в работе.
Анализ и интерпретация полученных данных
Если оценивать результаты по преобладающему приоритету в отношении к курению, то выявлено, что в подростковом возрасте (опираясь на результаты, полученные на данной выборке) 60% подростков придерживаются табакофобного образа жизни, а 40% - табакофильного. В юношеском возрасте наблюдается обратная тенденция – 63% курят, а 37% - нет. Если учесть гендерный аспект, то среди подростков курящих девочек из этих 40% всего лишь 13%, а остальные 27% приходятся на мальчиков. А среди юношеского возраста из 63% курящих – 30% девушек и 33% юношей. Т.е. в юношеском возрасте гендерные различия сглаживаются и практически исчезают. Можно предположить, что процент потенциальных курильщиков с возрастом увеличивается, что может быть свидетельством отсутствия или неэффективности антитабачной пропаганды и всяческое прививание табакофильного образа жизни не только СМИ, но обществом в целом. И самое ужасное, что среди курильщиков становится много девочек и девушек. Не трудно предположить какое поколение они вырастят, если их здоровье будет настолько ослаблено курением.
По результатам статистической обработки данных (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Г), выявлено:
Анализируя данные по
Информация о работе Сравнительный анализ отношения к курению у юношей и подростков