Сравнительный анализ отношения к курению у юношей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель: провести сравнительный анализ отношения к курению в юношеском и подростковом возрасте.
Объектом исследования будет выступать отношение к курению в подростковом и юношеском возрасте, а предметом: специфические особенности отношения к курению у подростков и юношей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3-5
РАЗДЕЛ 1. Проблема изучения и диагностики отношения к курению как актуальная психологическая проблема………………………………………. 6
1.1.Особенности диагностики отношения к курению у подростков и юношей в современных условиях…………………………………………………………6 - 14
1.2. Методы исследования отношения к курению у подростков и юношей…………………………………………………………………………14 - 19
ВЫВОДЫ К ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ …………………………...…………………………………………………………..19
РАЗДЕЛ 2. Сравнительный анализ отношения к курению у юношей и подростков…………………………………………………………………………20
2.1. Анализ выраженности отношения к курению у юношей и подростков……………………………………………………………………..20 - 30
2.2. Психологические рекомендации по использованию диагностических методик выявления отношения к курению у юношей и подростков……..30 - 31
ВЫВОД ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ…………….…………………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………........ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………..………………………

Файлы: 1 файл

Распечатать.doc

— 947.00 Кб (Скачать)

Внутренне происходит следующее. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому.  Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах.  Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!" (Это так напоминает малышовое "Я сам!"). И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная "самостоятельность" - еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте. Появляются собственные вкусы и взгляды, оценки, линии поведения. Самое яркое - это появление пристрастия к музыке определенного типа.  Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.

Очень важным для подростка является мнение о  нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о закадычном друге. При чем о таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, друг является аналогом психотерапевта. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей. У подростков существуют и так называемые референтные группы. Референтная группа - это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по спортивной секции, и соседские ребята по этажу. Такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, нежели сами родители, и именно она сможет влиять на его поведение и отношения с другими. К мнению членов этой группы подросток будет прислушиваться, иногда беспрекословно и фанатично. Именно в ней будет пытаться утвердиться»  [17].

В юности также  немалое значение  имеют окружение и межличностное взаимодействие, но на первый план выступают ряд других факторов.

В юности получает новое развитие механизм идентификации  обособления. Также для этого  возраста характерны свои новообразования.

Возрастные  новообразования – это качественные сдвиги в развитии личности на отдельных возрастных этапах. В них проявляется особенности психических процессов, состояний, свойств личности, характеризующие ее переход на более высокую степень организации и функционирования. Новообразования юношеского возраста охватывают познавательную, эмоциональную, мотивационную, волевую сферы психики. Они проявляются и в структуре личности: в интересах, потребностях, склонностях, в характере.

Центральными  психическими процессами юношеского возраста являются развитие сознания и самосознания. Благодаря развитию сознания у старшеклассников формируется целенаправленное регулирование его отношений к окружающей среде и к своей деятельности. Ведущей же деятельностью периода ранней юности является учебно-профессиональная деятельность.

К новообразованиям юности И. Кон относит «развитие самостоятельного логического мышления, образной памяти, индивидуального стиля умственной деятельности, интерес к научному поиску»[6;с.175].

Важнейшим новообразованием этого периода является развитие самообразования, то есть самопознания, а суть его – установка по отношению к самому себе. Она включает познавательный элемент (открытия своего «Я»), понятийный элемент (представление о своей индивидуальности, качествах и сущности) и оценочно-волевой элемент (самооценка, самоуважение). Развитие рефлексии, то есть самопознания в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями и мыслями обуславливает критическую переоценку ранее сложившихся ценностей и смысла жизни – возможно, их изменение и дальнейшее развитие.

Смысл жизни  – это важнейшее новообразование  ранней юности. И.Кон отмечает, что «именно в этот период жизни проблема смысла жизни становится глобально всеобъемлюще с учетом ближней и дальней перспективы»[6;с.215].

Также важным новообразованием юности является появление жизненных планов, а в этом проявляется установка на сознательное построение собственной жизни как проявление начала поиска ее смысла.

В юности человек  стремится к самоопределению  как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии – важнейшая проблема юности. Знаменательно, что в юности некоторая часть молодежи начинает тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности. Эта категория людей стремится научиться оказывать влияние на других и для этого изучает социальные процессы, сознательно рефлексируя на них.

Юность, обретая  потенциал личности, входящей во время  второго рождения, начинает чувствовать  освобождение от непосредственной зависимости  тесного круга значимых лиц (родных и близких людей). Эта независимость приносит сильнейшие переживания, захлестывает эмоционально и создает огромное количество проблем. Именно взрослый, социально зрелый человек несет в себе постоянство мировоззрения, ценностных ориентаций, органически сочетающих в себе не только «независимость», но и понимание необходимости зависимости – ведь личность несет в себе бытие общественных отношений [6;с.187].

 

Таким образом, в подростковом и юношеском возрасте формируются основные характеристики личности, включая систему отношений к окружающим явлениям и нормам поведения, исходя из приобретаемых знаний. Поэтому проводя диагностику с подростками и юношами, можно на ранних этапах выявить вредоносные привычки, неадекватные правила и нормы поведения, а также более эффективно проводить с ними на основе диагностических данных профилактическую и клиническую работу. Так как основные тенденции приобщения к курению приходятся именно на подростково – юношеский период, то и воздействовать нужно в наиболее оптимальный период.

 

    1. Методы исследования отношения к курению у подростков и юношей

 

Для того чтобы  поговорить о конкретных методах  исследования отношения к курению, необходимо рассмотреть сначала  классификацию методов психологического исследования.

Выделяют такие методы:

a) не экспериментальные  психологические методы;

б) диагностические методы;

в) экспериментальные  методы;

г) формирующие методы.

Среди существующего  разнообразия методов, в данном психологическом  исследовании нас будут интересовать следующие аспекты:

    1. анкеты и их разновидности;
    2. тесты на исследование социальной желательности.

         Но об этом позже будет сказано.

В первую очередь аргументируем  данный выбор и рассмотрим возможные  пути исследования намеченной в работе проблематики.

Подбор методов для проведения психологического исследования был обусловлен спецификой исследуемых возрастных границ, а также особенностью феномена отношения в целом.

Феномен отношения в  психологии был исследован многими  учеными,  например, А.Ф. Лазурским, В.Н. Мясищевым, Б.Ф.Ломовым и другими [14;с.92]. Единого мнения по вопросу: «Что же такое отношение?» нет, у каждого исследователя это было свое трактование данного феномена. Однако общим для всех определений является:

а)   положение относительно какого-либо раздражителя (мнение о себе, о других; факторы различной природы происхождения – биологической, физиологической, социальной, психологической и др.);

б) проявляется всегда в трех компонентах: эмоциональном (перцептивно-аффективном), поведенческом  и когнитивном;

в)  формируется в  течение жизни, может изменяться в процессе развития;

г)  составляет основу Я – концепции личности, выражается в трех ее составляющих: Я – идеальное, Я – реальное, Я – зеркальное.

Будем ориентироваться  на трактовку В.Н. Мясищева. Он говорил, что «…Отношения человека – это потенциал, проявляющийся в сознательной активной избирательности переживаний и поступков человека, основанной на его индивидуальном социальном опыте»[14;с.95].

Отношение формируется  в процессе социализации, и может  изменяться в течение жизни, при пересмотре жизненных ценностей, норм и позиций. Феномен отношения к курению входит в состав такого общего понятия как здоровый образ жизни. Табакофильный (приоритет - курение) и табакофобный (приоритет - здоровье) образ жизни формируется под действием различных факторов, например, под влиянием СМИ, сверстников, родителей и других факторов.  И от того, насколько положительно или отрицательно оказываемое влияния формируется тот или иной способ жизни.

Приведем пример негативного  влияния: подростку недостает необходимых знаний по поводу пагубного воздействия курения на собственное здоровье и здоровье окружающих (когнитивный аспект), а в этот момент его сверстники демонстрируют положительное эмоциональное отношение к курению, которое выражается, в следствии в поведенческом аспекте как табакофильный образ поведения. Таким образом, у подростка может сформироваться положительное отношение  к курению, и та информация, которую он будет воспринимать позднее, уже начав курить, вряд ли приведет к отказу от этой вредной привычки.

Составляющие феномена отношения можно диагностировать  теми методами, которые применяются  для диагностики каждого компонента по отдельности, то есть методики на исследование эмоционального отношения к различным явлениям (в том числе к вредным привычкам); поведения (тенденция и оппозиция к здоровому образу жизни); когнитивных аспектов относительно вредных привычек.

Возрастные особенности  дают нам точнее подобрать методологический инструментарий для исследования феномена отношения к курению. Помним, что в подростковом и юношеском возрасте часто существует потребность в социальном одобрении, поэтому для проверки достоверности данных, полученных в ходе исследования, необходимо применять наряду с тестовыми методиками (например, анкеты) и так называемые шкалы лжи или тесты, изучающие мотивацию к социальной желательности.

Итак, анкеты и их виды.

Вот какое определение  существует в словаре Ушакова: «АНКЕ'ТА [фр. enquête] - собирание сведений путем  получения ответов на вопросы, составленные по известной форме или программе. Опросный лист для получения определенных сведений» [19]. Это достаточно общее определение данного понятия.

В психологии метод анкетирования  является достаточно распространенным и дает некоторые сведения об исследуемом компоненте у испытуемого, его наличии или отсутствии. Но на основе только данного метода нельзя составлять психологическое заключение или ставить психологический диагноз. Поэтому анкеты обычно применяются в комплексе с другими методиками.

Существуют  три основных типа анкет, применяемых в психологии:

это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств  испытуемых. Например, в анкете, направленной на выявление эмоционального отношения  школьников к своему возрасту, использован такой вопрос: "Предпочитаете стать взрослым теперь же, сразу, или хотите остаться ребенком и почему? ";

это анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых  ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения учащегося к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: "Какой из учебных предметов - самый интересный? ". А в качестве возможных ответов можно предложить перечень учебных предметов: "алгебра", "химия", "география", "физика" и т.д.;

это анкеты - шкалы; при  ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а  прошкалировать  (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. Так, например, вместо ответов "да" или "нет" испытуемым можно предложить пятибалльную шкалу ответов.

Каждый из трех видов  анкет применим для изучения отношения  к курению в подростковом и  юношеском возрасте.

Теперь рассмотрим существующие в психологии тесты на изучение социальной желательности. Но прежде чем перечислить тесты, необходимо разобраться  в понятии «социальная желательность».

В психологическом онлайн -  словаре дается следующее определение: «Социальная желательность (от лат socialis - общественный) - элемент мотивационно - потребностной сферы. Характеризуется тем, что индивид стремиться представить себя в наилучшем свете и на вопросы теста дает социально желательные ответы. Существуют специальные методики или отдельные шкалы, предназначенные для выявления социальной желательности» [13]. Т.е. сопоставление результатов теста (анкеты)  с результатами по шкале социальной  желательности необходимо для проверки достоверности полученных данных, а также оценки степени влияния группы или окружения на отношение личности к курению. Самым ярким примером является тест Кроуна – Маслоу «Шкала Социальной желательности», который используется в данной работе и будет описан в следующем разделе.

Информация о работе Сравнительный анализ отношения к курению у юношей и подростков