Сравнительный анализ отношения к курению у юношей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель: провести сравнительный анализ отношения к курению в юношеском и подростковом возрасте.
Объектом исследования будет выступать отношение к курению в подростковом и юношеском возрасте, а предметом: специфические особенности отношения к курению у подростков и юношей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3-5
РАЗДЕЛ 1. Проблема изучения и диагностики отношения к курению как актуальная психологическая проблема………………………………………. 6
1.1.Особенности диагностики отношения к курению у подростков и юношей в современных условиях…………………………………………………………6 - 14
1.2. Методы исследования отношения к курению у подростков и юношей…………………………………………………………………………14 - 19
ВЫВОДЫ К ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ …………………………...…………………………………………………………..19
РАЗДЕЛ 2. Сравнительный анализ отношения к курению у юношей и подростков…………………………………………………………………………20
2.1. Анализ выраженности отношения к курению у юношей и подростков……………………………………………………………………..20 - 30
2.2. Психологические рекомендации по использованию диагностических методик выявления отношения к курению у юношей и подростков……..30 - 31
ВЫВОД ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ…………….…………………………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………........ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………..………………………

Файлы: 1 файл

Распечатать.doc

— 947.00 Кб (Скачать)

 

 

Содержание 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3-5 
РАЗДЕЛ 1. Проблема изучения и диагностики отношения к курению как актуальная психологическая проблема………………………………………. 6 
1.1.Особенности диагностики отношения к курению у подростков и юношей в современных условиях…………………………………………………………6 - 14

1.2. Методы исследования  отношения к курению у подростков  и юношей…………………………………………………………………………14 - 19 
ВЫВОДЫ К ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ …………………………...…………………………………………………………..19 
РАЗДЕЛ 2. Сравнительный анализ  отношения к курению у юношей и подростков…………………………………………………………………………20 
2.1. Анализ  выраженности отношения к курению у юношей и подростков……………………………………………………………………..20 - 30 
2.2. Психологические рекомендации по использованию диагностических методик выявления отношения к курению у юношей и подростков……..30 - 31 
ВЫВОД ПО ВТОРОМУ РАЗДЕЛУ…………….…………………………………………………………….31 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………........ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………..……………………………..33 - 35

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..36 - 51

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Курение и молодежь – очень серьезная проблема, и  проблема не только медицинская, но и  социальная, даже можно сказать острая психологическая проблема современного общества.

Если рассматривать  эту проблему в свете отдельной  социальной группы, то одной из самых актуальных будет эта проблема в среде учащихся средней школы. Поскольку влияние сверстников на не сформировавшееся сознание ученика очень велико, то причин для беспокойства достаточно много. Помимо влияния окружающих, есть личное стремление «поспешного взросления» свойственно многим современным детям. Влияние может исходить и от родителей, как дурной пример и просто от взрослых, не находящих в этом ничего плохого. Детям необходимо большее внимание, как со стороны родителей, так и со стороны учителей, которым надо больше наблюдать за стремлениями и наклонностями учащихся.

Курение является  наиболее  массовой в мировом  масштабе привычкой, одной из  самых  распространенных привычек современного общества, наносящей урон, как здоровью отдельного человека, так и обществу в целом. В курение вовлечены практически все слои населения и что наиболее опасно женщины и юношество. Это социальная проблема общества, как для его курящей, так и для некурящей части. Для первой – проблемой является бросить курить, для второй – избежать влияния курящего общества и не «заразиться» их привычкой, а также – сохранить своё здоровье от продуктов курения. Ведь всем известно, что вещества входящие в выдыхаемый курильщиками дым, не на много безопаснее того, если бы человек сам курил и принимал в себя никотин и многое другое, что входит в зажжённую сигарету. Несмотря на это, люди продолжают курить.

Самый пик начала курения приходится на подростковый возраст, когда идет активное формирование организма, не только как биологического существа, а в первую очередь, как личности со своей системой отношений, мировоззрений и ценностей.

В  данной работе будет произведен целостный анализ всех факторов, влияющих на обращение  подростка к курению, и на то, как  в будущем юноша/девушка  становится заложником этой вредной привычки. Или как знания,  накопленные в подростковом возрасте, сформировавшаяся система отношений к курению влияет на образ жизни студента. 

Цель: провести сравнительный анализ отношения к курению в юношеском и подростковом возрасте.

Объектом  исследования будет выступать отношение к курению в подростковом и юношеском возрасте, а предметом: специфические особенности отношения к курению у подростков и юношей.

Для достижения поставленной цели и плодотворной работы над проблемой сформированы такие задачи:

1. Рассмотреть  проблему изучения отношения  к курению. 
2. Осуществить сравнительный анализ отношения к курению у подростков и юношей.

3. Проверить  психометрические требования анкеты  отношения к курению.

4. Разработать  рекомендации по диагностике отношения к курению у подростков и юношей.

 В ходе проведения исследования сформулирована следующая гипотеза: существуют различия в отношении к курению у подростков  и юношей, проявляющиеся в том, что в юношеском возрасте в большей степени выражен табакофильный образ жизни  и в когнитивном компоненте отношения к курению преобладает осознание проблем, связанных с курением, а в подростковом возрасте преобладает табакофобный образ жизни, в когнитивном компоненте отношения  прослеживается осознание связи курения со здоровьем и смертью.

Теоретико – методологическая основа исследования является концепция отношений В.Н. Мясищева, а также работы А.Ф. Лазурского. Раскрывая сущность понятия "отношение" в психологии, В.Н. Мясищев указывал на то, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений общества в условиях его макро - и микробытия, в котором он живет [14; с.95].

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух разделов, выводов по разделам, 6 приложений. Основное содержание работы изложено на 34 страницах. Список использованных источников включает 26 источников, 5 из которых на иностранном языке.

Методы  исследования:

А) Анализ литературы по проблемам изучения отношения  к курению; 
Б) Анкетирование по выявлению отношения к курению у подростков и молодежи ;

В)  Личностный опросник  социальной желательности  Кроуна – Маслоу;

Г) Метод контент  – анализа развернутых вопросов анкеты.

Д) Методы статистической обработки данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1 ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ И ДИАГНОСТИКИ  ОТНОШЕНИЯ К КУРЕНИЮ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

    1. Актуальность проведения диагностики отношения к курению у подростков и юношей в современных условиях

 
          По данным  многочисленных исследований, проведенных  за рубежом и в нашей стране, от последствий, связанных с курением, умирает больше людей, чем от употребления алкоголя, наркотиков, а также  от СПИДа, авто и авиакатастроф, вместе взятых. Высокая распространенность курения среди детей и подростков требует разработки и внедрения профилактических программ, направленных на  борьбу с курением. Однако их мало и далеко не во всех достигнут реальный, длительный эффект. Изучение личностных и поведенческих особенностей и их влияния на статус курения является одним из наиболее перспективных, но недостаточно разработанных направлений в системе мер по снижению частоты курения среди подрастающего поколения. В настоящее время существует потребность в поиске и изучении психологических условий, препятствующих употреблению табака среди юношей и подростков, а также в разработке и внедрении комплексных эффективных программ по профилактике курения, направленных на повышение устойчивости личности подростка/ юноши (девушки) к приобщению к курению. Многочисленные исследования свидетельствуют о глобальной проблеме курения для общества, которая в последнее десятилетие еще более обострилась, и диктуют необходимость принятия соответствующих широкомасштабных мер, направленных на все курящее население  [7;с.4]. Поэтому рассматривая молодежную приверженность к вредной привычке,  мы учитываем отношение к курению, анализируя его по трем основным компонентам: поведенческому, эмоциональному и  когнитивному.  А также вводится понятие о социальной желательности, которое имеет большее значение в подростковом возрасте, и свои последствия – в юношеском возрасте. Но об этом в следующих разделах.

Важной проблемой  является именно актуальность диагностики  отношения к курению. Дело в том, что зная о масштабности данной вредной  привычки, принимается множество  мер для борьбы с табачной зависимостью. Но в большинстве случаев проводимые профилактические работы неэффективны. Возникает вопрос «Почему?». Ответ достаточно прост. Все заключается в том, что недостаточно полно рассмотрены психологические аспекты данной вредной привычки, именно феномен отношения к курению. Вот рассмотрение психологических основ курения  в выбранных возрастах и будут затронуты в представленной работе.

Для того, чтобы  наиболее детально разобраться в  причинах курения, а также для  правильной подготовки диагностики  отношения к курения, необходимо раскрыть некоторые особенности подросткового и юношеского возраста.

Анализируя особенности  подросткового возраста, в интернете  на одном из сайтов была найдена  очень интересная статья, которая  наиболее полно описывает все  психологические особенности этого возраста. Вот что автор статьи, психолог, Светлана Сушинских писала по этому поводу: «Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение» [17]. Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь» [17]. «Попробую немного рассказать об особенностях и трудностях подросткового возраста. Психологические особенности подросткового возраста получили название "подросткового комплекса". Что же он представляет собой?

Вот его проявления:

  • чувствительность к оценке посторонних своей внешности
  • крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих
  • внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров

Суть "подросткового  комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим  особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие  реакции на воздействия окружающей среды Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.  Для подростков характерна полярность психики:

  • Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,
  • Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,
  • Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
  • Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
  • Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
  • Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
  • Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.  Стенли Холл назвал подростковый период периодом «Бури и натиска»[17]. Так как в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня девочка-подросток скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все». А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто изменила мнение.  Как правило, подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Однако интересы неустойчивы. Месяц, позанимавшись плаванием, подросток вдруг заявит, что он пацифист, что убивать, кого бы то ни было — страшный грех. И посему увлечется с тем же азартом компьютерными играми.

Одно из новообразований  подросткового возраста – чувство  взрослости.

Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют  в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника  этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к "маленькому". Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят,  поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и "наградить» (опять таки, по своему разумению – карманные деньги, поездка на море, поход в кино, новая вещь).  До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копируют любые отношения.  Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания – не лучшими, в принципе подростку полезно пройти через такую школу новых отношений. Ведь внешнее копирование взрослых отношений - это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации. И где еще можно потренироваться, как не в своей семье? Встречаются по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определённой областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространённой в наше время является социальная инфантильность.  Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.  Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, - как трагедию.

Информация о работе Сравнительный анализ отношения к курению у юношей и подростков