Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 08:26, курсовая работа
Цель исследования: выявить различные рекомендации, способствующие формированию положительного имиджа делового человека.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретический материал по проблеме формирования положительного имиджа руководителя в управлении.
2. Изучить основные стили руководства, модели руководства.
3. Рассмотреть поведение руководителя в различных ситуациях.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИМИДЖЕЛОГИИ…5
1.1. Имидж как полиметрическое понятие……………………………………..5
1.2. Функции имиджа……………………………………………………………8
1.3 Имидж делового человека и пути его формирования…………………….11
ГЛАВА II. СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО
ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ…………………………………………………21
2.1. Основные стили руководства………………………………………………21
2.2. Модели руководства………………………………………………………..24
2.3. Поведение руководителя в различных ситуациях………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...38
1. Труд — процесс естественный. Если условия благоприятны, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней.
2. Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.
3. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.
4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частичное
Таким образом, руководитель, действующий в соответствии с «теорией X», апеллирует к более низкому уровню потребностей подчиненных. Он берет всю власть в свои руки, не дает подчиненным свободы в принятии решений, оказывает на них психологическое давление, прибегает к угрозам и наказаниям. Демократический руководитель, придерживающийся «теории Y», обращается к потребностям более высокого уровня, учитывает стремление подчиненных к автономии и самовыражению, не навязывает им свою волю.
Рэнсис
Лайкерт предложил
На основании своих разработок Лайкерт пришел к заключению, что стиль руководства всегда будет ориентирован либо на работу, либо на человека.
Продолжая
исследования, Лайкерт в авторитарно-
1) эксплуататорско-авторитарный (руководителя характеризуют как автократа);
2) благосклонно-авторитарный (руководитель разрешает подчиненным ограниченно участвовать в принятии решений; их деятельность мотивируется вознаграждением наказанием);
3) консультативно-демократический (руководитель проявляет значительное, но не полное доверие к подчиненным; он принимает основные решения; часть полномочий делегирует подчиненным);
4)
основанный на участии (руководитель полностью
доверяет подчиненным; взаимоотношения
между ними дружеские; принятие решений
децентрализовано; участие в управлении
поощряется).
2.2. Модели
руководства
Работы Р. Лайкерта показали, что внимание к человеческим аспектам проблем подчиненных способствовало повышению эффективности деятельности руководителя.
Однако дальнейшие исследования, в частности разработки ученых университета штата Огайо, выявили серьезные пробелы в концепции разделения руководителей на тех, кто сосредоточен или только на работе, или только на человеке. Дело в том, что руководитель, уделяя основное внимание делу, может проявить заботу и о людях, т.е. одновременно быть ориентированным и на работу, и на человека. Была разработана двумерная модель, в соответствии с которой поведение руководителя классифицировалось по уровню внимания к подчиненным и к структуре.
На основе этой концепции американские психологи Р. Блейк и Д. Мутон разработали так называемую «управленческую матрицу» (см. прилож. 1).
По вертикали, шкала от 1 до 9, представлена «забота о человеке», а по горизонтали по этой же шкале ранжируется «забота о производстве».
Модель 1.9 ориентирована на демократический стиль руководства, а модель 9.1 явно тяготеет к авторитарному стилю.
Наиболее оптимальным стилем признается поведение руководителя в позиции 9.9. Такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим подчиненным и ориентацию на эффективную работу.
Последующие разработки ученых показали, что прямой зависимости между стилем руководства и эффективностью управления не существует. Ни один стиль руководства не может считаться лучше других во всех случаях.
Поэтому исследователи начали обращать внимание не только на руководителя и подчиненного, а на всю ситуацию в целом. Были разработаны четыре ситуационные модели руководства.
Модель Ф. Фидлера. Она выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя:
1. Отношения между руководителем и членами коллектива. Подразумевают лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие к своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей.
2. Структура задачи. Имеется в виду привычность производственной задачи, четкость ее формулировки и структуризации.
3. Должностные полномочия, т.е. объем законной власти, связанный с должностью руководителя, позволяющий ему контролировать подчиненных.
В зависимости от соотношения этих факторов в конкретной ситуации предпочтение отдается тому или иному стилю. По мнению Фидлера, стиль руководства, ориентированный на задачу, будет эффективным в наиболее благоприятной ситуации (исполнители охотно сотрудничают с руководством, отношения между ними хорошие; руководитель имеет значительную власть; задача четко сформулирована, носит рутинный характер; подчиненные повинуются указаниям руководителя и почти не нуждаются в помощи) и в наиболее неблагоприятной ситуации (взаимоотношения руководителя и подчиненных плохие; задача не структурирована; власть руководителя настолько мала, что исполнители почти наверняка будут сопротивляться всякому влиянию; необходим прямой контроль руководителя). А стиль руководства, ориентированный на человеческие отношения, целесообразен в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях (у руководителя нет достаточной власти, чтобы обеспечить полное сотрудничество подчиненных, однако подчиненные не ищут повода для возмущения; исполнители в целом склонны делать то, чего хочет от них руководитель, если им объяснить, для чего это делается и предоставить возможность выполнить его желание).
И хотя модель Фидлера не получила полной поддержки со стороны теоретиков, она заложила основы ситуационного подхода к управлению.
Модель Т. Митчела и Р. Хауса. Согласно их подходу, получившему название «путь — цель», руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей организации, воздействуя на них определенным образом. К таким приемам влияния относятся:
1. Разъяснение того, что ожидается от подчиненного.
2. Оказание поддержки, наставничество и устранение сковывающих помех.
3. Направление усилий подчиненных на достижение цели.
4. Создание у подчиненных потребностей, которые руководитель может удовлетворить.
5. Удовлетворение потребностей подчиненных, когда цель достигнута.
Поначалу в этой модели рассматривали два стиля руководства: стиль поддержки, аналогичный ориентированному на человека или человеческие отношения стилю, и инструментальный стиль, соответствующий ориентированному на работу или задачу стилю. Затем были включены еще два стиля: 1) поощряющий участие подчиненных в принятии решений (руководитель делится имеющейся у него информацией со своими подчиненными и использует их идеи и предложения для принятия решений), и 2) ориентированный на достижение (руководитель ставит перед подчиненными довольно напряженные цели, вселяет в них уверенность, что они способны работать высокоэффективно).
Выбор эффективного стиля руководства определяется такими ситуационными факторами, как Личные качества подчиненных и требования внешней среды. Например, если у подчиненных наблюдается потребность в самоутверждении и принадлежности, более подходящим будет стиль поддержки, т.е. ориентированный на человека и человеческие отношения. А если подчиненные стремятся к автономии и самовыражению, они скорее всего предпочтут инструментальный (ориентированный на задачу) стиль.
Модель П. Херси и К. Бланчарда, так называемая теория жизненного цикла руководителя. Согласно этой теории эффективность стиля зависит от «зрелости» исполнителя, т.е. его способности нести ответственность за свое поведение, желание достигнуть поставленной цели, опыта в отношении конкретной задачи. В зависимости от выполняемой задачи отдельные лица и группы проявляют различный уровень «зрелости», поэтому и руководитель может менять свое поведение по отношению к ним.
Выделяются четыре стиля лидерства, которые соответствуют конкретному уровню зрелости исполнителей:
— указание (уместен для подчиненных с низким уровнем зрелости; подчиненные или не хотят, или не способны отвечать за решение конкретной задачи; им требуются четкие инструкции и строгий контроль);
— «продажа» (подчиненные обладают средним уровнем зрелости; они хотят, но не могут принять ответственность на себя; руководитель ориентируется на задачу и инструктирует подчиненных, что и как надо делать, и в то же время поддерживает их желание и энтузиазм выполнить задание под свою ответственность);
- участие (характерно для уровня зрелого от среднего до высокого; подчиненные могут, но не хотят отвечать за выполнение задания; руководители предоставляют им возможность участвовать в принятии решений, оказывая им помощь и не навязывая никаких указаний);
- делегирование (используется при высокой степени зрелости подчиненных; подчиненные и могут, и хотят нести ответственность; руководитель позволяет им действовать самостоятельно).
Модель В. Врума и Ф. Йеттона ориентирована на процесс принятия решений. По мнению авторов, можно выделить пять стилей руководства в зависимости от участия подчиненных в принятии решений. Предлагаются следующие характеристики стилей:
1. Руководитель сам решает проблему или принимает решение, используя имеющуюся на данный момент информацию.
2. Руководитель получает необходимую информацию от своих подчиненных, а затем сам решает проблему. Роль подчиненных в принятии решений — предоставление необходимой информации, Щ не поиск или оценка альтернативных решений.
3. Руководитель излагает проблему индивидуально тем подчиненным, кого это касается, и выслушивает их идеи и предложения, но не собирает их в одну группу. Затем принимается решение, которое отражает или не отражает мнения подчиненных.
4. Руководитель излагает проблему группе подчиненных, весь коллектив выслушивает все идеи и предложения, затем принимается решение, которое отражает или не отражает мнения подчиненных.
5. Руководитель излагает проблему группе подчиненных. Все вместе находят и оценивают альтернативные решения, пытаются достичь согласия, принимая окончательное решение. Руководитель готов принять и выполнить любое решение, которое вся группа сочтет наиболее приемлемым.
Перечисленные стили представляют континуум от автократического стиля (1, 2), затем консультативного (3, 4) до полного участия подчиненных в принятии решения (5).
Как подчеркивают специалисты, ситуационные модели помогают осознать необходимость гибкого подхода к руководству. Выбирая тот или иной стиль, руководитель должен правильно оценить ситуацию, иметь четкое представление о способностях подчиненных, о своих возможностях, хорошо понимать цели организации, быть достаточно информированным и т.п.
В
последние десятилетия
Одним из вариантов современного эффективного руководства признается соучаствующее (или партисипативное управление. Р.Л. Кричевский, опираясь на работы А.В. Кузнецова, называет основные черты данного стиля:
- регулярные совещания руководителя с подчиненными;
- открытость в отношениях между руководителем и подчиненными;
- вовлеченность подчиненных в работу и принятие организационных решений;
- делегирование руководителем подчиненным ряда полномочий;
- участие рядовых работников как в планировании, так и в осуществлении организационных изменений;
Информация о работе Способы формирования положительного имиджа руководителя в управлении