Способы формирования положительного имиджа руководителя в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 08:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить различные рекомендации, способствующие формированию положительного имиджа делового человека.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретический материал по проблеме формирования положительного имиджа руководителя в управлении.
2. Изучить основные стили руководства, модели руководства.
3. Рассмотреть поведение руководителя в различных ситуациях.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИМИДЖЕЛОГИИ…5
1.1. Имидж как полиметрическое понятие……………………………………..5
1.2. Функции имиджа……………………………………………………………8
1.3 Имидж делового человека и пути его формирования…………………….11
ГЛАВА II. СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО
ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ…………………………………………………21
2.1. Основные стили руководства………………………………………………21
2.2. Модели руководства………………………………………………………..24
2.3. Поведение руководителя в различных ситуациях………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...38

Файлы: 1 файл

Курсовая - Способы формирования положительного имиджа руководителя в управлении.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

     В процессе построения имиджа В. М. Шепель и другие ученые выделяют следующие важные этапы.

     Первый  этап - это изучение личностных характеристик, качеств, составление «Я-концепции» с помощью тестов, технологий. Работу над имиджем следует начинать с формирования душевных, нравственных качеств, подчинения общечеловеческим ценностям и законам общественного развития. Пленять сердца может только личность, опирающаяся на достоинства и благопристойное поведение. На начальном этапе осуществляется сбор информации об идеальном образе, который избрали в качестве эталона в процессе имиджирования.

     Второй  этап - подбор характеристик, соответствующих роду или виду профессиональной деятельности. Если формируется имидж руководителя, то подбираются и культивируются качества лидера: ответственность, дисциплинированность, организованность, информированность, смелость. Прорабатываются такие сферы, как окружение, друзья, семья, спорт, здоровье.

     Третьим этапом является работа над внешним  видом. А для этого необходимо знать свое лицо, себя, чтобы умело  подобрать макияж (всегда будет модно  то в выборе косметики, что естественно), выбрать прическу. Определенное значение имеет выработка собственного стиля в одежде. Привлекательный внешний вид, непринужденные манеры поведения, гармония в телосложении, благородные привычки, обаятельная улыбка непроизвольно очаровывают окружающих. Все это требует кропотливого труда над созданием себя, своего облика, отработки правил поведения.

     Четвертый этап - работа над совершенствованием коммуникативных качеств (речь, умение общаться, выступать перед аудиторией независимо от того, какой имидж  мы формируем: подчиненного или менеджера). Вписывать в имидж актерские данные. Если необходимо, развивать умения увлекать аудиторию, заинтересовать слушателя, разрядить напряженную обстановку шуткой.

     Как видим, имиджирование — сложная, кропотливая и необходимая для  людей работа, потому она так ценится в развитых странах мира. Самое главное — необходимо позаботиться о своем внутреннем содержании, о том, как мы проводим свою жизнь, формируем жизненные навыки и установки.

     Успех или неудача в деловой и  личной сфере во многом определяется тем, впечатлением, которое мы производим на людей. «Искусство нравиться — есть тайна, которая или даруема природой, или похищаемая упорными усилиями  в обоих случаях достойна уважения и зависти, в последней дани ей немногие и отказывают, » - писал А. А. Вяземский.

     В каждом человеке от природы заложено это умение. Оно обусловлено законами выживания, без общения в одиночку в сложных условиях борьбы с внешними факторами, человек погибал, он не мог  выстоять против дикой природы, стихийных  явлений.

     Человеческое  общение многообразно. С ростом культуры духовного уровня людей увеличивается  и потребность в общении. Овладения  искусством общения, а значит и, искусством уважения человека, его внутреннего  мира, является по-настоящему великой  задачей, по большому счету этому искусству учат, литература, жизненный опыт людей, школа, институт. Но нельзя забывать и о «микроклимате» общения, о «технике общения». Изучением этого искусства человечество занимается с древнейших времен. Побудительным мотивом развития науки о человеческом общении является изучение внутреннего мира человека, свойств его души. Почти все книги известного педагога В. Сухомлинского касаются проблем формирования культуры общения.

     Не  менее важно и в современных  условиях изучать технику общения, формировать умение производит благоприятное впечатление на собеседника с первого взгляда, с первого знакомства. Это невозможно без искусства имиджирования, без постоянного совершенствования природных данных.

     Делать  самого себя - очень сложная работа. Нужно постоянно совершенствовать свой духовный потенциал, формировать элегантность манер, эстетический вкус, заниматься самообразованием. Это все актуально и для руководителя.

     «Воспитанность - это единственное, что может расположить к тебе людей, с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности нужно больше времени, » - писал Филипп Честерфильд, английский писатель и государственный деятель XVIII века.

     Внутренняя  культура человека - явление многогранное. Это понятие включает высокую духовность, интеллигентность, профессионализм. Из всего многообразного содержания человеческой культуры мы рассматриваем только одну ее сторону - культуру поведения и общения. Профессиональным знаниям, развитию интеллекта уделяется много внимания в современной системе образования.

     Для современного руководителя и просто современного образованного человека очень важно владеть искусством имиджирования. Под этим термином понимается развитие в себе и других самоуважения путем установления искренних теплых взаимоотношений, искусство самопрезентации.

     Имиджелогия является системным и целенаправленным процессом, где не может быть ничего случайного, должна учитываться идентификация  аудитории с той или иной частью воздействующего сообщения на аудиторию.

     В имиджелогии существует высокий уровень коммуникации, эффективность которого больше связана с развитием интереса слушателей. Это тот базовый уровень, от которого отталкивается человек, принимая решение. Он может спорить о решении или проблеме, даже не подозревая, что на самом деле он пытается удовлетворить определенные интересы. Особенностью работы на этом уровне следует признать не просто приближение проблемы к основным причинно-следственным связям, но и попытку заменить информацию слушателей своей. В данном случае предлагается готовое решение, которое построено исходя из его интересов.

     Другим  эффективно воздействующим элементом  имиджелогии являются визуальные символы.

     Визуальный  канал по объему принимаемой информации является основным, а визуальное сообщение  обладает большой долговременностью. Именно этот канал является основным, так как внешние параметры могут существенным образом видоизменить поведение человека. По социологическим данным, первое впечатление от встречи формируется на 9% —  содержанием, а 37% — голосом и на 54% — внешностью. Визуальное сообщение хранится дольше и прочнее в нашей памяти, поэтому и считается самым сильным инструментом воздействия на другого человека. А это означает, что имиджелогия руководителя имеет определенный набор характеристик или компонентов, его формирующих.

     Наиболее  значимыми являются профессиональная компетентность руководителя и эрудиция, рефлексия, целеполагание, мышление и импровизация, общение.

     Имидж это самопрезентация, технология самоподачи. Внешняя сторона образа человека, через которую просвечивают наиболее существенные внутренние характеристики личности.

     Формирование  имиджа - целенаправленный управляемый  процесс.

     Зарубежные   исследователи  считают,   что   92%   производимого  впечатления  зависит от того, как человек «звучит и ... конечно, как выглядит. Как человек выглядит, каков его габитарный имидж очень важно.

     Так как, своим внешним видом мы даем окружающим большое количество.

     информации  о себе:

     - о поле и возрасте;

     - о профессии;

     - о национальности;

     - о социальном положении, статусе;

     - о личностных особенностях и т. д.

     С помощью правильно  сформированного  габитарного имиджа (внешности: одежды, прически, аксессуаров), мы можем позиционировать определенные, нужные нам, качества личности.

     Стилевое  решение - это базис, на котором строится габитарный имидж.

     Нас   интересует   деловой   стиль,   так   называемый   бизнес   -   стиль.   Если придерживаться этого стиля, то можно позиционировать такие качества, как строгость, простота, опрятность, практичность, уверенность в себе, надежность.

     Это стиль деловых людей, как мужчин, так и женщин, людей, которые хотят  сделать карьеру, продвинуться по службе.

     В целом же, можно отметить, что  имидж руководителя - эмоционально окрашенный стереотип восприятия   образа  коллег, социального окружения, в массовом сознании. Имидж включает не только естественные свойства личности, но и специально выработанные, созданные и сформированные. 
 

ГЛАВА II. МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И ПОДЧИНЕННОГО 

2.1. Основные  стили руководства 

     Взаимоотношения руководителя и подчиненного стали  предметом многочисленных исследований зарубежных и отечественных ученых, занимающихся проблемами эффективности управления.

     Были  выделены основные стили руководства, отражающие характер этих отношений. Широко известна типология индивидуальных стилей руководства, предложенная немецким и американским психологом Куртом Левиным. Она включает следующие стили: авторитарный, демократический и нейтральный (или анархический).

     Позднее появились и другие наименования этих стилей:

     1) автократический, административный, волевой, директивный;

     2) коллегиальный, товарищеский;

     3) либеральный, попустительский.

     Авторитарный  стиль характеризуется командными методами управления, чрезмерной централизацией власти, стремлением к единоличному принятию решений, подавлением инициативы подчиненных и жестким контролем за их действиями, выдачей исполнителям минимальной информации. Приверженцы этого стиля, как правило, нетерпимо относятся к критике, хотя сами любят критиковать других. Они властны, категоричны, напористы, порой бывают грубыми и бестактными, добиваются беспрекословного подчинения, ориентированы на задачу. Их любимый метод воздействия — административные наказания.

     Демократический стиль базируется на уважении к личности подчиненного. Этому стилю присущи такие особенности: коллегиальность в подготовке и принятии решений; делегирование полномочий; стимулирование инициативы; полное информирование и широкая гласность; терпимость к критике; доброжелательность, вежливость и тактичность в общении. Руководитель демократического типа делает упор на социально-психологические и экономические методы управления, ориентируется на способности и возможности подчиненного, использует различные формы поощрения.

     Либеральный стиль предполагает минимальное участие руководителя в управлении. Руководитель-либерал выступает в основном в роли посредника во взаимоотношениях с вышестоящим руководством или другими структурами. Он недостаточно контролирует и регулирует действия подчиненных, не берет на себя ответственность за последствия предоставленной им самостоятельности.

       «В своем знаменитом исследовании  Левин обнаружил, что авторитарное  руководство добилось выполнения  большего объема работы, чем демократическое. Однако на другой чаше весов были личная мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления, большая агрессивность, проявляемая как к руководителю, так и к другим членам группы, большая подавляемая тревога и одновременно — более зависимое и покорное поведение. По сравнению с демократическим руководством при либеральном руководстве объем работы уменьшается, качество работы снижается, появляется больше игры, и в опросах выражается предпочтение демократическому руководителю»

     Другой  известный американский ученый в  области лидерства, Дуглас Макгрегор, представил два взгляда руководителя на поведение подчиненных и условно назвал их «теорией X» и «теорией Y». Согласно «теории X» (соотносима с авторитарным стилем руководства):

     1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.

     2. У людей нет честолюбиями они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.

     3.  Больше всего люди хотят защищенности.

     4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

     «Теория Y» отражает представление о работниках руководителя демократического типа:

Информация о работе Способы формирования положительного имиджа руководителя в управлении