Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 08:26, курсовая работа
Цель исследования: выявить различные рекомендации, способствующие формированию положительного имиджа делового человека.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретический материал по проблеме формирования положительного имиджа руководителя в управлении.
2. Изучить основные стили руководства, модели руководства.
3. Рассмотреть поведение руководителя в различных ситуациях.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИМИДЖЕЛОГИИ…5
1.1. Имидж как полиметрическое понятие……………………………………..5
1.2. Функции имиджа……………………………………………………………8
1.3 Имидж делового человека и пути его формирования…………………….11
ГЛАВА II. СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО
ИМИДЖА РУКОВОДИТЕЛЯ…………………………………………………21
2.1. Основные стили руководства………………………………………………21
2.2. Модели руководства………………………………………………………..24
2.3. Поведение руководителя в различных ситуациях………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...38
В процессе построения имиджа В. М. Шепель и другие ученые выделяют следующие важные этапы.
Первый этап - это изучение личностных характеристик, качеств, составление «Я-концепции» с помощью тестов, технологий. Работу над имиджем следует начинать с формирования душевных, нравственных качеств, подчинения общечеловеческим ценностям и законам общественного развития. Пленять сердца может только личность, опирающаяся на достоинства и благопристойное поведение. На начальном этапе осуществляется сбор информации об идеальном образе, который избрали в качестве эталона в процессе имиджирования.
Второй этап - подбор характеристик, соответствующих роду или виду профессиональной деятельности. Если формируется имидж руководителя, то подбираются и культивируются качества лидера: ответственность, дисциплинированность, организованность, информированность, смелость. Прорабатываются такие сферы, как окружение, друзья, семья, спорт, здоровье.
Третьим этапом является работа над внешним видом. А для этого необходимо знать свое лицо, себя, чтобы умело подобрать макияж (всегда будет модно то в выборе косметики, что естественно), выбрать прическу. Определенное значение имеет выработка собственного стиля в одежде. Привлекательный внешний вид, непринужденные манеры поведения, гармония в телосложении, благородные привычки, обаятельная улыбка непроизвольно очаровывают окружающих. Все это требует кропотливого труда над созданием себя, своего облика, отработки правил поведения.
Четвертый этап - работа над совершенствованием коммуникативных качеств (речь, умение общаться, выступать перед аудиторией независимо от того, какой имидж мы формируем: подчиненного или менеджера). Вписывать в имидж актерские данные. Если необходимо, развивать умения увлекать аудиторию, заинтересовать слушателя, разрядить напряженную обстановку шуткой.
Как видим, имиджирование — сложная, кропотливая и необходимая для людей работа, потому она так ценится в развитых странах мира. Самое главное — необходимо позаботиться о своем внутреннем содержании, о том, как мы проводим свою жизнь, формируем жизненные навыки и установки.
Успех или неудача в деловой и личной сфере во многом определяется тем, впечатлением, которое мы производим на людей. «Искусство нравиться — есть тайна, которая или даруема природой, или похищаемая упорными усилиями в обоих случаях достойна уважения и зависти, в последней дани ей немногие и отказывают, » - писал А. А. Вяземский.
В каждом человеке от природы заложено это умение. Оно обусловлено законами выживания, без общения в одиночку в сложных условиях борьбы с внешними факторами, человек погибал, он не мог выстоять против дикой природы, стихийных явлений.
Человеческое общение многообразно. С ростом культуры духовного уровня людей увеличивается и потребность в общении. Овладения искусством общения, а значит и, искусством уважения человека, его внутреннего мира, является по-настоящему великой задачей, по большому счету этому искусству учат, литература, жизненный опыт людей, школа, институт. Но нельзя забывать и о «микроклимате» общения, о «технике общения». Изучением этого искусства человечество занимается с древнейших времен. Побудительным мотивом развития науки о человеческом общении является изучение внутреннего мира человека, свойств его души. Почти все книги известного педагога В. Сухомлинского касаются проблем формирования культуры общения.
Не менее важно и в современных условиях изучать технику общения, формировать умение производит благоприятное впечатление на собеседника с первого взгляда, с первого знакомства. Это невозможно без искусства имиджирования, без постоянного совершенствования природных данных.
Делать самого себя - очень сложная работа. Нужно постоянно совершенствовать свой духовный потенциал, формировать элегантность манер, эстетический вкус, заниматься самообразованием. Это все актуально и для руководителя.
«Воспитанность - это единственное, что может расположить к тебе людей, с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности нужно больше времени, » - писал Филипп Честерфильд, английский писатель и государственный деятель XVIII века.
Внутренняя культура человека - явление многогранное. Это понятие включает высокую духовность, интеллигентность, профессионализм. Из всего многообразного содержания человеческой культуры мы рассматриваем только одну ее сторону - культуру поведения и общения. Профессиональным знаниям, развитию интеллекта уделяется много внимания в современной системе образования.
Для современного руководителя и просто современного образованного человека очень важно владеть искусством имиджирования. Под этим термином понимается развитие в себе и других самоуважения путем установления искренних теплых взаимоотношений, искусство самопрезентации.
Имиджелогия является системным и целенаправленным процессом, где не может быть ничего случайного, должна учитываться идентификация аудитории с той или иной частью воздействующего сообщения на аудиторию.
В имиджелогии существует высокий уровень коммуникации, эффективность которого больше связана с развитием интереса слушателей. Это тот базовый уровень, от которого отталкивается человек, принимая решение. Он может спорить о решении или проблеме, даже не подозревая, что на самом деле он пытается удовлетворить определенные интересы. Особенностью работы на этом уровне следует признать не просто приближение проблемы к основным причинно-следственным связям, но и попытку заменить информацию слушателей своей. В данном случае предлагается готовое решение, которое построено исходя из его интересов.
Другим эффективно воздействующим элементом имиджелогии являются визуальные символы.
Визуальный канал по объему принимаемой информации является основным, а визуальное сообщение обладает большой долговременностью. Именно этот канал является основным, так как внешние параметры могут существенным образом видоизменить поведение человека. По социологическим данным, первое впечатление от встречи формируется на 9% — содержанием, а 37% — голосом и на 54% — внешностью. Визуальное сообщение хранится дольше и прочнее в нашей памяти, поэтому и считается самым сильным инструментом воздействия на другого человека. А это означает, что имиджелогия руководителя имеет определенный набор характеристик или компонентов, его формирующих.
Наиболее значимыми являются профессиональная компетентность руководителя и эрудиция, рефлексия, целеполагание, мышление и импровизация, общение.
Имидж это самопрезентация, технология самоподачи. Внешняя сторона образа человека, через которую просвечивают наиболее существенные внутренние характеристики личности.
Формирование имиджа - целенаправленный управляемый процесс.
Зарубежные исследователи считают, что 92% производимого впечатления зависит от того, как человек «звучит и ... конечно, как выглядит. Как человек выглядит, каков его габитарный имидж очень важно.
Так как, своим внешним видом мы даем окружающим большое количество.
информации о себе:
- о поле и возрасте;
- о профессии;
- о национальности;
- о социальном положении, статусе;
- о личностных особенностях и т. д.
С помощью правильно сформированного габитарного имиджа (внешности: одежды, прически, аксессуаров), мы можем позиционировать определенные, нужные нам, качества личности.
Стилевое решение - это базис, на котором строится габитарный имидж.
Нас интересует деловой стиль, так называемый бизнес - стиль. Если придерживаться этого стиля, то можно позиционировать такие качества, как строгость, простота, опрятность, практичность, уверенность в себе, надежность.
Это стиль деловых людей, как мужчин, так и женщин, людей, которые хотят сделать карьеру, продвинуться по службе.
В
целом же, можно отметить, что
имидж руководителя - эмоционально
окрашенный стереотип восприятия
образа коллег, социального окружения,
в массовом сознании. Имидж включает не
только естественные свойства личности,
но и специально выработанные, созданные
и сформированные.
ГЛАВА
II. МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И ПОДЧИНЕННОГО
2.1. Основные
стили руководства
Взаимоотношения руководителя и подчиненного стали предметом многочисленных исследований зарубежных и отечественных ученых, занимающихся проблемами эффективности управления.
Были выделены основные стили руководства, отражающие характер этих отношений. Широко известна типология индивидуальных стилей руководства, предложенная немецким и американским психологом Куртом Левиным. Она включает следующие стили: авторитарный, демократический и нейтральный (или анархический).
Позднее появились и другие наименования этих стилей:
1) автократический, административный, волевой, директивный;
2) коллегиальный, товарищеский;
3) либеральный, попустительский.
Авторитарный стиль характеризуется командными методами управления, чрезмерной централизацией власти, стремлением к единоличному принятию решений, подавлением инициативы подчиненных и жестким контролем за их действиями, выдачей исполнителям минимальной информации. Приверженцы этого стиля, как правило, нетерпимо относятся к критике, хотя сами любят критиковать других. Они властны, категоричны, напористы, порой бывают грубыми и бестактными, добиваются беспрекословного подчинения, ориентированы на задачу. Их любимый метод воздействия — административные наказания.
Демократический стиль базируется на уважении к личности подчиненного. Этому стилю присущи такие особенности: коллегиальность в подготовке и принятии решений; делегирование полномочий; стимулирование инициативы; полное информирование и широкая гласность; терпимость к критике; доброжелательность, вежливость и тактичность в общении. Руководитель демократического типа делает упор на социально-психологические и экономические методы управления, ориентируется на способности и возможности подчиненного, использует различные формы поощрения.
Либеральный стиль предполагает минимальное участие руководителя в управлении. Руководитель-либерал выступает в основном в роли посредника во взаимоотношениях с вышестоящим руководством или другими структурами. Он недостаточно контролирует и регулирует действия подчиненных, не берет на себя ответственность за последствия предоставленной им самостоятельности.
«В своем знаменитом
Другой известный американский ученый в области лидерства, Дуглас Макгрегор, представил два взгляда руководителя на поведение подчиненных и условно назвал их «теорией X» и «теорией Y». Согласно «теории X» (соотносима с авторитарным стилем руководства):
1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.
2. У людей нет честолюбиями они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.
3. Больше всего люди хотят защищенности.
4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.
«Теория Y» отражает представление о работниках руководителя демократического типа:
Информация о работе Способы формирования положительного имиджа руководителя в управлении