Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:25, доклад
Стремление подростка утвердиться в позиции взрослого, почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе. Подросток хочет найти своё место в жизни, устремляет взгляд в будущее, однако пока это сочетается с позицией школьника; он ещё слишком поглощён школой, учением, взаимоотношениями с товарищами.
Конспект на тему: «Специфические особенности детей старшего подросткового возраста»
Особенности возраста:
1. Стремление подростка утвердиться в позиции взрослого, почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе. Подросток хочет найти своё место в жизни, устремляет взгляд в будущее, однако пока это сочетается с позицией школьника; он ещё слишком поглощён школой, учением, взаимоотношениями с товарищами.
Необходимо дело, которое отличалось бы от всего, что он делал раньше, и по содержанию, и по организации. К этому стремлению нужно относиться уважительно и помочь.
2. Возрастные особенности старших подростков и их стремление определить своё место среди окружающих приводят к важному следствию. В этот период возникает известное расхождение между тем положением, которое подросток занимает среди окружающих в качестве школьника, и тем, которое ему хотелось бы занимать; на которое он внутренне претендует. Он стал взрослее во всех отношениях: более самостоятельным и умелым, расширился его кругозор и интересы; он стал способен управлять своим поведением, что порождает потребность в какой-то новой позиции. Он хочет признания со стороны окружающих своих больших возможностей и, стало быть, больших прав. Чётко проявляется «стремление к взрослости», «стремление к самостоятельности», «к самоутверждению».
Стремление к взрослости приводит часто к поиску собственного образа жизни и деятельности. Направления поиска были различны: бросить школу, начать зарабатывать деньги, некоторые пытаются утвердить себя в новой позиции, подражая поведению взрослых, начинают курить, одеваться по-взрослому, пробуют наркотики, знакомятся с сексуальными отношениями полов, для них очень характерно внимание к внешнему виду, появляются дорогие и дешёвые (часто безвкусные) украшения, необыкновенные стрижки приходят на смену длинным волосам и т.д. Внешний вид со временем можно откорректировать, а вот огромную опасность представляют распространённые в лагерях наркотики (надо ли говорить о таящейся беде) и, конечно, раннее вступление в интимные отношения. Как показал наш опыт, не уходить от этих проблем надо, а идти им навстречу, объяснять, вызывать на откровенность своим тактичным поведением, доброжелательностью, информированностью, компетентностью.
3. Впервые появляется стремление составить некоторую общую картину мира, общее представление о самом себе; появляется ещё неосознанное до конца стремление упорядочить и объединить свои взгляды и отношения. Мышление как бы становится на службу потребности подростка разобраться во всём окружающем. Вместе с тем, развитие мышления в этот период характеризуется ещё неумением подростка охватить богатство и многогранность действительности с помощи усвоенного им общего понятия.
В этой связи подростку хочется выяснить: зачем живёт человек, какова будет жизнь в дальнейшем, зачем живёт он сам, каким он станет, когда будет взрослым? Формируются зачатки мировоззрения и связанного с ним общего мироощущения. Большое значение для этого имеет продвижение подростка в его умственном развитии. В этот период у старших подростков возрастает способность к абстрактному мышлению, к анализу и обобщению фактов и явлений, т.е. к более совершенному способу познания действительности.
Данная особенность в сочетании с небогатым пока ещё жизненным опытом делает часто подростка слишком прямолинейным и нетерпимым. Он ещё не умеет выявлять причинно-следственные связи, вникать и учитывать точку зрения другого человека. Эта особенность находит своё выражение и в отношениях с людьми, с которыми он общается. Иногда человек лишь одним хорошим словом или поступком, или даже жестом может завоевать расположение подростка и заставить его закрыть глаза на присущие этому человеку недостатки. И наоборот, какой-нибудь неблаговидный поступок, который не характерен для личности в целом, может в корне изменить отношение подростка к этому человеку. Этим объясняются имеющее место в этом возрасте «крушение авторитетов», безжалостность и жестокость.
4. Стремится не только больше знать, но и больше уметь.
Не пытайтесь всё делать сами, больше доверяйте, поручайте все сложные дела, - не бойтесь ошибок, - идёт нормальный процесс накопления опыта.
5. Обладает уже достаточно широкими и разносторонними интересами, которые расширяются и дифференцируются.
Требуется в этот период и выход за рамки общения своего класса, отряда, желание расширить социальные связи, что имеет двоякое значение: с одной стороны, обогащает опытом общения, с другой – расширяет социальные связи. Они с особым увлечением занимаются техникой, спортом, туризмом, участвуют в научных кружках. Этому способствует та огромная информация, которую повседневно получают старшие подростки по радио и телевидению.
6. Появляется повышенная активность, действенность.
Но в отличие от младших школьников нет стремления к получению оценки их деятельности со стороны взрослых; чаще наоборот, похвала вызывает обратную реакцию. Особенно агрессивно воспринимаются нравоучения, нотации, разговоры.
7. Подросток стремится всё понять, сам во всём разобраться, уяснить своё отношение ко всему, что и кто его окружает.
Отсюда склонность спорить, оспаривать, казалось бы, даже «очевидное» перестают воспринимать «на веру». В частых в это время спорах пытаются выявить свою точку зрения, и, если это удаётся, подросток начинает страстно утверждать её, даже навязывая другим. В условиях летнего лагеря особенно сложно завоевать и удержать авторитет, так как времени очень мало, а интенсивность общения велика. Здесь надо быть предельно внимательным к себе, своим словам и поступкам. Времени на формирование отношений может просто не быть. Бывает и другая крайность: подростки, осуждая товарища, могут быть настолько жестоки, что явно потребуется ваше вмешательство, чтобы подросток соотносил свою прямолинейную позицию с гуманистическими чувствами, учился чуткости, вниманию, доброте, не терял при этом своей принципиальности.
8. Происходит изменение в развитии моральных чувств и сознания. К этому времени подросток уже усвоил определённую систему моральных требований и овладел определёнными нормами взаимоотношений между людьми. К этой области складывается своё личное отношение: одни нравственные нормы и требования начинают действительно определять всё его поведение; другие остаются для него лишь внешними требованиями и либо не выполняются вовсе, либо выполняются только под давлением окружающих. Образование собственных моральных установок и требований определяет иной характер взаимоотношений старшего подростка не только с отдельными людьми, как мы об этом говорили выше, но и с коллективом в целом.
Если в предшествующие годы для принятия детьми требований коллектива и подчинения им огромную роль играло стремление сохранить своё положение в коллективе и завоевать авторитет у товарищей, то теперь старший подросток уже может противостоять влиянию окружающих в том случае, когда он не соответствует его собственным требованиям-убеждениям.
Таким образом, на основе сознательно усвоенных моральных требований у старшего подростка появляется известное «освобождение» от непосредственного влияния коллектива. В этом значительное отличие старших подростков от младших, которые часто были готовы, не раздумывая, идти вслед за коллективом. Такого рода самостоятельность очень ценна, она необходима для становления личности. Появление достаточно осознанных моральных требований и оценок вносит значительные изменения в волевую сферу подростка. (Напомним, что школьники более младшего возраста могли успешно действовать лишь в том случае, если цели деятельности и сама деятельность были для них привлекательны; длительная многоэтапная деятельность была им трудна, а препятствия их демобилизировали). Старшие же подростки, сознательно поставив перед собой цель, могут действовать даже в тех случаях, когда содержание деятельности их не привлекает или когда на пути достижения цели у них встречаются серьёзные препятствия
9. Глубокой и существенной характеристикой личности является преобладание доминирования направленности личности на себя или на других.
В зависимости от этой направленности складываются и многие другие особенности человека. Так, например, направленность на себя часто связана с такими чертами, как зазнайство, жадность, стремление быть на виду, пренебрежение к товарищам и т.д., а направленность на других с такими чертами, как доброжелательность, бескорыстие, готовность пойти на помощь другому и т.д. Тут надо особо учесть по крайней мере две психологические особенности старших подростков. Во-первых, то, что на основе возросшей самостоятельности у них возникает активное стремление осуществлять в своей жизни, освоенные ими моральные требования. Во-вторых, то, что старшие подростки обладают большей зоркостью и наблюдательностью ко всем явлениям окружающей жизни. В связи с этим они замечают в ней каждое несоответствие усвоенным ими моральным нормам. Такое несоответствие очень остро переживается подростками и может привести к обесцениванию самих моральных взглядов и принципов.
10. Следует помнить, что отношения старших подростков со взрослыми значительно усложняются; прямое непосредственное давление (приказ, немотивированное требование) вызывает протест. Зато охотно принимается опосредованное руководство в виде совета или ненавязчивого предложения прийти на помощь.
Если взрослый хочет успешно взаимодействовать с подростками, он должен «завоевать их сознание», убедить их в правильности своих предложений. Если же моральные установки самого подростка являются неправильными, необходимо найти доказательства несостоятельности его взглядов.
Другая особенность взаимоотношения взрослых со старшими подростками заключается в необходимости оказывать им доверие и предоставлять по возможности большую самостоятельность.
В руководстве старшими подростками есть и ещё одно условие: чтобы иметь авторитет у детей этого возраста, надо его завоевать. Подростки чутко улавливают любые противоречия во взглядах старших людей и болезненно относятся к малейшему расхождению между тем, что взрослые утверждают и пропагандируют, и тем, как они сами поступают и думают.
Заканчивая разговор об особенностях работы с подростками, важно обратить внимание, что этот интересный и сложный мир делится ещё на мальчиков и девочек. Педагогика не может быть бесполой. У представителей «слабого» и «сильного» полов есть различия в поведении, своеобразие которого вызвано особенностями строения и развития человеческого организма, различиями в устройстве и функционировании нервной системы.
По традициям, по складывающимся нормам поведения мужчинам отводилась роль защитников, которые д.б. сильными, храбрыми, энергичными. Женщина, наоборот, - хранительница домашнего очага, олицетворение заботы, нежности, чуткости…
Девочки гораздо чувствительнее мальчиков в сфере личных взаимоотношений, более точно умеют «читать» в др. людях их состояние, самочувствие.
Для мальчиков предпочтительна деятельность, связанная с преодолением физических трудностей. Тем более что они себя считают более энергичными и деловыми людьми. Они более практичны, в то время как для девочек характерна так называемая словесно-речевая деятельность.
Девочки чаще, чем мальчики испытывают состояние тревоги, переживания, страха, опасности. Это не говорит о том, что мальчикам не дано чувство тревоги. Просто мужской стереотип не позволяет внешне демонстрировать свои слабости, тем более трусость.
Информация о работе Специфические особенности детей старшего подросткового возраста