Сознание как высшая ступень практики
Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 21:47, реферат
Краткое описание
Категория сознания в современной философии определяется как высший уровень психической активности человека как социального существа. Специфика этой активности заключается в том, что реальность, отражаясь в виде чувственных и умственных образов, определяет действия человека и дает им целенаправленный характер. С помощью сознания происходит преобразование человеком не только окружающей действительности, но и внутреннего мира.
Оглавление
Содержание:
Сознание
а) критерии
б) слои
в) функции
2. Развитие психики и возникновение сознания
а) возникновение психики
б) стадии развития психики
3. Сознание как высшая форма человеческой психики
4. Заключение
5. Список использованной литературы
Файлы: 1 файл
Негосударственное
образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
«»
Сознание
как высшая ступень развития психики
,
()
Тольятти 2013
Содержание:
- Сознание
- а) критерии
- б) слои
- в) функции
- 2. Развитие психики и возникновение сознания
- а) возникновение психики
- б) стадии развития психики
- 3. Сознание как высшая форма человеческой
психики
- 4. Заключение
- 5. Список использованной литературы
- Введение
- Категория сознания в современной философии определяется как высший уровень психической активности человека как социального существа. Специфика этой активности заключается в том, что реальность, отражаясь в виде чувственных и умственных образов, определяет действия человека и дает им целенаправленный характер. С помощью сознания происходит преобразование человеком не только окружающей действительности, но и внутреннего мира.
- Сознание
- Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
- Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.
- Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений,
познание и переживание. Отсюда непосредственно
следует включение мышления и эмоций в
процессы сознания. Действительно, основной
функцией мышления является выявление
объективных отношений между явлениями
внешнего мира, а основной функцией эмоции
– формирование субъективного отношения
человека к предметам, явлениям, людям.
В структурах сознания синтезируются
эти формы и виды отношений, и они определяют
как организацию поведения, так и глубинные
процессы самооценки и самосознания. Реально
существуя в едином потоке сознания, образ
и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться
переживанием.
- Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.
- И первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делаю сознание
"Я" как активного начала субъекта
деятельности;
- • сознание
своих психических свойств, эмоциональные
самооценки;
- • социально-нравственная
самооценка, самоуважение, которое формируется
на основе накопленного опыта общения
и деятельности.
- Критерии самосознания:
- 1. выделение
себя из среды, сознание себя как субъекта,
автономного от среды (физической среды,
социальной среды);
- 2. осознание
своей активности – "Я управляю собой";
- 3. осознание
себя "через другого" ("То, что я
вижу в других, это может быть и мое качество");
- 4. моральная
оценка себя, наличие рефлексии – осознание
своего внутреннего опыта.
- В структуре самосознания можно выделить:
- 1. осознание
близких и отдаленных целей, мотивов своего
"Я" ("Я как действующий субъект");
- 2. осознание
своих реальных и желаемых качеств ("Реальное
Я" и "Идеальное Я");
- 3. познавательные,
когнитивные представления о себе ("Я
как наблюдаемый объект");
- 4. эмоциональное,
чувственное представление о себе.
- Таким образом, самосознание включает в себя:
- • самопознание
(интеллектуальный аспект познания себя);
- • самоотношение
(эмоциональное отношение к самому себе).
- В целом можно выделить три пласта сознания человека:
- 1. отношение
к себе;
- 2. отношение
к другим людям;
- 3. ожидание
отношения других людей к себе (атрибутивная
проекция).
- Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным:
- 1. эгоцентрический
уровень отношений (отношение к себе как
самоценности влияет на отношение к другим
людям ("Если мне помогают, то – хорошие
люди");
- 2. группоцентрический
уровень отношений ("Если другой человек
принадлежит к моей группе, он – хороший");
- 3. просоциальный
уровень ("Другой человек – это самоценность,
уважай и прими другого человека таким,
каков он есть". "Поступай с другим
так, как ты бы хотел, чтобы поступили с
тобой");
- 4. эстохолический
уровень – уровень исходов ("Каждый
человек находится в определенном соотнесении
с духовным миром, с богом. Милосердие,
совесть, духовность – главное в отношении
к другому человеку").
- Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).
- I. Бытийное
сознание (сознание для бытия), включающее в себя:
1) биодинамические свойства движений,
опыт действий; 2) чувственные образы.
- II. Рефлективное
сознание (сознание для сознания), включающее
в себя: 1) значение; 2) смысл.
- Значение – содержание
общественного сознания, усваиваемое
человеком. Это могут быть операционные
значения, предметные, вербальные значения,
житейские и научные значения – понятия.
- Смысл – субъективное
понимание и отношение к ситуации, информации.
Непонимание связано с трудностями осмысления
значений. Процессы взаимной трансформации
значений и смыслов (осмысление значений
и означение смыслов) выступают средством
диалога и взаимопонимания.
- На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).
- Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром
сознания является сознание собственного
"Я".
- Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие.
- Функции сознания:
- 1) отражательная,
- 2) порождающая
(творчески-креативная),
- 3) регулятивно-оценочная,
- 4) рефлексивная
функция – основная функция, характеризует
сущность сознания.
В качестве
объекта рефлексии могут выступать:
- 2. мышление
о нем,
- 3. способы
регуляции человеком своего поведения,
- 4. сами
процессы рефлексии,
- 5. свое
личное сознание.
- Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.
- Развитие психики и возникновение сознания
- Возникновение психики
- С появлением живой материи характер взаимодействия организма с окружающей средой изменился. Взаимодействие в виде обмена веществ стало необходимым условием сохранения жизни. В процессе эволюции у живых организмов сформировалась способность выделять из окружающей среды нужные вещества и реагировать на них, что сделало организм активным в процессе обмена веществ. Активность
проявляется в особом свойстве живых организмов
- раздражимости. Раздражимость
- это допсихическая форма отражения внешней
среды, проявляющаяся в реагировании на
вещества, необходимые для поддержания
существования организма.
- Условия жизни на этапе допсихического отражения таковы, что организму нет необходимости в особой ориентировочной поисковой деятельности, а следовательно, и в специальном органе, обеспечивающем ориентировку. У него сформировалась способность к отражению только узкого круга внешних воздействий - тех, от которых зависит его существование. Такие воздействия называются биотическими. Ответная реакция
также осуществляется только на биотические
раздражители. Допсихическое отражение
имеет место у растений и некоторых элементарных
форм жизни, промежуточных между растительным
и животным миром.
- На этапе допсихической жизни организмы способны только к конкретному типу движений, которые именуются тропизмами. Тропизмы - это движения
в определенном направлении под влиянием
биологически значимых раздражителей.
Примерами тропизмов являются: движение
растений к солнцу (фитотропизм); движение
корней глубоко в почву, где есть влага
и вещества, необходимые для жизни (геотропизм);
движение к теплу (термотропизм). Тропизмы
могут быть положительными - движения
к условиям, необходимым для жизни, или
отрицательными - движения от вредных
для организма условий.
- Организмы, обладающие раздражимостью, живут в строго определенной среде, где есть все необходимые для жизни условия. Но в окружающей среде постоянно происходят изменения, нарушающие сложившиеся способы взаимодействия между организмом и средой. Если тому или иному виду начинает недоставать необходимых для обмена веществ условий, ему предстоит либо вымереть, либо изменить форму взаимодействия со средой. Эволюция психики и поведения представляет собой череду подобных изменений.
- Усложнение условий жизни (выход из водной среды на сушу, недостаток пищевых ресурсов и т.д.) потребовало усовершенствования форм приспособительного поведения, расширения отражательных функций и переход от элементарных тропизмов к более сложным поведенческим актам, которые могли бы обеспечить поиск важных
для жизни условий существования. Организмы
начинают реагировать не только биотические
раздражения, но и на те, которые сами по
себе являются индифферентными, абиотическими,
но могут сигнализировать появление биологически
значимых агентов. Они выполняют сигнальную
и ориентировочную функции в жизнедеятельности
организмов. Новая форма отражения получила
название чувствительность. У живых организмов появилась способность
к ощущениям как к отражению различного
рода воздействий окружающей среды в их
объективных свойствах и связях с другими
вещами. Так возникло новое свойство органической
материи - психическое отражение, характерное для животной формы жизни.
Возникла психика как особое свойство, заключающееся в
активном отражении объективной реальности
и саморегуляции на этой основе своего
поведения. Мир объектов, которые организм
оказался способным воспринимать, существенно
расширился, что повысило адекватность
его ориентировки в среде. Возникает и
новый вид поведения - активный поиск биологически
значимого объекта, о котором сигнализирует
абиотический раздражитель. Постепенно
живые организмы приобретают способность
к закреплению связей между нейтральными
и значимыми воздействиями, а впоследствии
к их изменению и формированию новых связей.
- Появление чувствительности определило более высокий, качественно новый уровень отражения объективной действительности и выступает как объективный критерий возникновения психики. Разнообразие внешних условий жизни, их постоянное изменение стали причиной дальнейшего развития психики, появления ее новых, более совершенных форм.
- Стадии развития психики
- Выделяют три основные стадии развития психики у животных - элементарной сенсорной психики и интеллекта по следующим критериям: форме психического отражения, ведущему типу поведения и строению нервной системы.
- Стадия элементарной сенсорной психики. Психическое отражение животных, находящихся
на этой стадии, имеет форму чувствительности
только к отдельным свойствам среды, т.е.
форму элементарных ощущений. Соответственно
поведение животных отвечает тому или
иному отдельному свойству.
- Учитывая эволюцию внутри стадии, выделяют в ней низший и высший уровни. На низшем уровне есть организмы, которые стоят на грани растительного и животного мира, например жгутиковые. Представителями низшего уровня являются также губки, простейшие, кишечнополостные, низшие черви. На высшем уровне расположено большое число многоклеточных беспозвоночных и некоторые виды позвоночных. Для них характерны достаточно сложное строение нервной системы, сложная и высокодифференцированная организация двигательного аппарата. Формы их поведения сложнее и разнообразнее. Тем не менее, им также присуще отражение отдельных свойств среды, а не целостных вещей.
- В процессе эволюционного развития животных на стадии элементарной сенсорной психики у многих из них сформировалась достаточно сложная форма поведения - инстинкт. Инстинкт - это поведение, отвечающее наследственно
программированным, стереотипным формам
действий, посредством которых животное
без специального обучения приспосабливается
к условиям окружающей среды.
- Стадия перцептивной психики характеризуется
способностью отражения внешней действительности
уже не в форме отдельных элементарных
ощущений, вызываемых отдельными свойствами
среды, но в форме отражения набора качеств,
вещей. На этой стадии также выделяются
низший и высший уровни. На разных уровнях
стадии перцептивной психики находятся
большинство существующих ныне позвоночных
животных. На высшем уровне расположены
все млекопитающие.
- У животных на стадии перцептивной психики формируется более сложный тип пластичного индивидуального поведения, механизмом которого служит анализ и синтез условий окружающей среды, осуществляемые на основе более развитой формы психического отражения. Материальным субстратом новой формы отражения и нового типа поведения стало усложнение строения и функций центральной нервной системы и прежде всего развитие коры больших полушарий головного мозга. Значительные изменения произошли также в развитии органов чувств, в первую очередь зрения. Одновременно развивались и органы движений.
- На стадии перцептивной психики у животного сохраняется и инстинктивное поведение, но оно становится значительно более пластичным и приспосабливается к конкретным условиям жизни особи.
- Стадия интеллекта. На этой стадии
находится небольшое число видов самых
высокоорганизованных млекопитающих
- человекоподобных обезьян. Отличительная
способность интеллекта животных заключается
в том, что в дополнение к отражению отдельных
вещей у них возникает отражение целостных
ситуаций и отношений между предметами.
В поведении животных возникает еще более
сложная форма - решение задач.
- Усложнение форм психического отражения и поведения животных на стадии интеллекта взаимосвязано с усложнением строения головного мозга, развитием корковых структур. Наиболее радикальные анатомо-физиологические преобразования произошли в лобных долях головного мозга, регулирующих интеллектуальное поведение.
- Стадия интеллекта человекоподобных обезьян представляет собой верхнюю границу развития психики животных. Далее начинается качественно новый этап в истории развития психики - сложный и длительный процесс историко-эволюционного развития Homo
sapiens, или «Человека разумного».
- Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная
речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность,
которая требует кооперации, общения и
взаимодействия людей друг с другом. Она
предполагает создание такого продукта,
который всеми участниками совместной
деятельности сознается как цель их сотрудничества.
- Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств.
- Сознание как высшая форма человеческой психики
- Сугубо качественной особенностью человеческой психики выступает наличие сознания, являющегося своего рода вершиной психического отражения. Сознание - это такое отражение, в котором объективная
действительность как бы отделяется от субъективного к ней отношения человека.
В результате в образе сознания выделяются
две плоскости: объективная, или Мир, и субъективная, или «Я», личное
переживание, отношение к предмету.
- В психологической структуре сознания можно выделить три условных составляющих:
- Ш чувственное
содержание, которое представляет собой саму «картинку», исходный
образ отраженного мира. Это результат
работы органов чувствительности, всего
познания;
- Ш значение - это объективная
составляющая сознания, представляющая
собой систему объективных, сложившихся
в исторической практике людей знаний,
толкований, способов применения данного
предмета или слова, его заменяющего. Значение
существует объективно и двояко: как принадлежащее
всему человечеству и как факт индивидуального
сознания;
- Ш смысл - это субъективное,
личностное, индивидуальное значение,
которое наиболее соответствует ситуации,
контексту, личности в целом и рождается
в деятельности человека, т.е. в отношениях
реально действующих мотива и цели. Смысл
субъективен, принадлежит индивидуальному
сознанию и отвечает на личностный вопрос: «зачем?».
- Как и все в психике, сознание динамично, поскольку переменчиво объективное бытие, переменчив сам человек. Можно выделить два основных направления изменения (развития или,
напротив, редукции) сознания.
- 1. Во-первых,
изменяется круг предметов и явлений осознаваемого
мира.
- 2. Второе
направление изменения и развития сознания
заключается в изменении отношений между значением и смыслом, существующих
в индивидуальном сознании.
- Возникшее сознание не просто дополняет собой бессознательно существующий психический образ. Сознание качественно меняет, преобразует его, переводя на принципиально новый содержательный, собственно человеческий уровень. Осознанные психические процессы становятся произвольными, относительно устойчивыми, управляемыми. Появляются возможности рефлексии как отражения,
планирования и управления собственными
психическими процессами, свойствами
и состояниями. В человеческой психике
формируется самосознание. Именно поэтому сознание не только отражает
мир и бытие, но в определенной степени
их творит и преобразует. Между осознанным
и неосознанным миром, между сознательным
и бессознательным в психике существуют
определенные, порой противоречивые отношения,
взаимодействия, связи. Сознание «кочует» по психике человека,
работает по своим, особым законам, не
всегда подчиненным объективным, материальным
правилам. Осознанное поведение и сама
психика человека становятся свободными.
- В психологии сознание рассматривается как особая форма отражения, которая является общим качеством описанных психических функций. Развитие всех психических функций в их взаимодействии обеспечивает формирование у человека внутреннего отражения внешнего мира, в некотором смысле его модели. Направляющее влияние этой модели на поведение человека отражается им как сознание. Марксизм исходит из активно-отражательной природы сознания. Объективный мир, воздействуя на человека, отражается в его сознании — превращается в идеальное, а сознание как идеальное претворяется в действия, в реальное. Ленин писал, что сознание формируется деятельностью, чтобы, в свою очередь, влиять на эту деятельность .
-
Один
из основополагающих принципов советской
психологии — принцип единства сознания
и деятельности заключается в утверждении
их взаимосвязи и взаимообусловленности:
деятельность человека определяет формирование
его сознания, а последнее, осуществляя
регуляцию деятельности человека, улучшает
его приспособленность к внешнему миру.
Сознание формирует внутренний план деятельности,
ее программу. Именно в сознании синтезируются
динамические модели действительности,
при помощи которых человек ориентируется
в окружающей физической и социальной
среде.
Сознание
определяет предварительное, мысленное
построение действий, предусмотрение
их последствий, контроль и управление
поведением человека, его способности
отдавать себе отчет в том, что происходит
в нем самом и в окружающем его мире. Использование
сознания позволяет человеку в конце процесса
труда получить результат, который уже
в начале этого процесса имелся в представлении
человека, т.е. идеально [6, с. 189]. В отличие
от животных, человек реализует не заложенную
видовым опытом программу поведения, определяемую
чисто биологическими потребностями,
а вырабатывает свою программу путем выдвижения
целей и задач.
Осознанная,
целесообразная и произвольная регуляция
поведения человека возможна благодаря
тому, что у него формируется внутренняя
модель внешнего мира. В рамках этой модели
осуществляется мысленное манипулирование,
она позволяет сопоставлять текущее состояние
с прошлым и не только намечать цели будущего
поведения, но и отчетливо их представлять.
Так реализуется предусмотрительность
— представление последствий поступков
до их совершения — и осуществляется поэтапный
контроль за приближением к цели путем
минимизации различия между реальным
и желаемым положением вещей [389].
Преимущества
внутренней модели перед необходимостью
реально опробовать все намеченные действия
проявляются и в том, что она допускает
перенос обучения, т. е. правильное решение
новой задачи в неизвестной ранее сфере,
где у человека нет опыта, если по некоторым
критериям новая задача имеет сходные
со старой черты. Такой положительный
перенос исключает необходимость накопления
собственного практического опыта в каждой
конкретной области и тем улучшает адаптацию
человека к среде. Однако обращение к мысленному
эксперименту и к предсказаниям на основе
учета динамических процессов в модели
может давать хорошие результаты только
в том случае, если внешняя среда меняется
не слишком быстро: ведь любая модель инерционна,
а если внешняя среда слишком изменчива,
прогноз на модели может приводить к ошибкам.
Очевидно,
что без участия памяти не могут формироваться
и сохраняться представления, которые
являются объектами манипулирования при
предвосхищении результата будущего поведения.
Сам факт введения в память информации
о некотором событии свидетельствует
о его определенной значимости (иначе
оно не попало бы в долговременную память),
а присутствие там этой информации неизбежно
приводит к включению ее во всю систему
сохранявшихся до нее сходных фактов,
т. е. к перестройке последней. Таким образом,
воздействие памяти на сознание — активно,
ибо такая перестройка может порождать
новые оценки событий и новые цели действий.
В настоящее
время в качестве основных выделяют следующие
свойства сознания: построение отношений,
познание и переживание. Отсюда непосредственно
следует включение мышления и эмоций в
процессы осознания. Действительно, основной
функцией мышления является выявление
объективных отношений между предметами
и явлениями, а основной функцией эмоций
— формирование субъективного отношения
человека к предметам, явлениям и людям.
В структурах сознания синтезируются
эти формы и виды отношений, и они определяют
как организацию поведения, так и глубинные
процессы самооценки и самосознания.
Субъективное
отношение, данное человеку в эмоциях,
неразрывно связано с переживанием. «Понятие переживания выражает особый
психический аспект сознания: он может
быть... более или менее выражен, но он всегда
наличен в каждом реальном конкретном
психическом явлении; он всегда дан во
взаимоотношении и единстве с другим моментом
— знанием, особенно существенным для
сознания»
Реально
существуя в едином потоке сознания, образ
и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, восприниматься
чувственно и, следовательно, переживаться.
С. Л. Рубинштейн особо подчеркивал эту
сторону сознания: «Осознание
переживания — это всегда установление
его объективной отнесенности к причинам,
его вызывающим, к объектам, на которые
оно направлено, к действиям, которыми
оно может быть реализовано» . Эмоции
реализуют первоначальные грубые оценки
информации (опасно — безопасно, съедобно—несъедобно),
которые на уровне сознания уточняются
и входят элементами в шкалу ценностей
и значений, пригодную для социальной
адаптации.
Как
считает К. К. Платонов, переживание —
генетически более древняя психическая
функция; познание, свойственное в зачаточных
формах и животным, приобрело у человека
в связи с развитием речи словесное выражение
и определило социальный аспект его развития;
построение отношений присуще только
человеку [222]. В этом контексте важно подчеркнуть,
что сознание развивается у человека только
в социальных контактах.
Практически
все рассмотренные высшие психические
процессы вносят свой вклад в специфику
организации сознания. Наиболее очевидна
роль языка как орудия внутренней деятельности.
К. Маркс
и Ф. Энгельс указывали на то, что «язык так же древен, как и сознание» [4, с. 29]. Большинство исследователей солидарно
в том, что осознание теснейшим образом
связано с речью. С появлением языка у
человека создаются доступные для управления
субъективные образы объективного мира,
представления, которыми он может манипулировать
даже в отсутствие наглядных восприятий.
Это и есть решающий вклад языка в механизмы
сознания. Многие ученые отождествляли
бессознательное с невербальным поведением,
не закрепленным в словах, они предполагали,
что бессознательны те впечатления, которые
накоплены без участия речи. Первый год
жизни ребенка, о котором он ничего не
помнит, с этой позиции как бы исчезает
из его памяти, поскольку он не записан
в словах [245].
Некоторые
исследователи допускают, что сознание
как структура внутренней модели внешнего
мира генетически задано и «запускается», начинает функционировать при физических
и социальных контактах человека с его
окружением. Нам кажется более убедительной
позиция А. Н. Леонтьева [161], который считает,
что развитие сознания идет не по пути
перехода внешней деятельности в предсуществующий
внутренний план, а по пути формирования
самого этого внутреннего плана. Первоначально
действие во внутреннем плане еще опирается
на реальное действие в реальной ситуации,
и лишь затем становится возможным истинно
мысленный эксперимент с образами или
представлениями. На ранних этапах формирования
сознание существует лишь в форме психического
образа, открывающего человеку окружающий
его мир, деятельность его при этом остается
практической, внешней. На более позднем
этапе развития предметом сознания становится
также и внутренняя деятельность. Постепенно
сознание как образ, картина внешнего
мира преобразуется в модель, в которой
уже можно мысленно действовать. Теперь
сознание во всей полноте начинает управлять
внешней практической деятельностью и
кажется независимым от чувственно-практической
сферы.
- Венцом развития высших психических функций является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе. Как писал
И. М.
Сеченов, самосознание создает «человеку возможность относиться к актам
собственного сознания критически, то
есть отделять все свое внутреннее от
всего привходящего извне, анализировать
его и сопоставлять (сравнивать) с внешним,
словом, изучать акт собственного сознания»
Самосознание
по своему существу имеет глубоко общественный
характер. Мерилом для человека в его отношении
к себе выступают прежде всего другие
люди. Каждый новый социальный контакт
меняет представление человека о себе,
и постепенно у него формируется целая
система таких представлений. Эта система
взглядов становится все более содержательной
по мере того, как человек включается во
взаимодействие со все более разнообразными
группами. Оценки самого себя с точки зрения
тех, с кем встречается человек дома, в
школе, на работе, постепенно делают его
более многогранным. Сознательное поведение
является не столько проявлением того,
каков человек на самом деле, сколько результатом
представлений человека о себе, сложившихся
на основе общения с ним окружающих. Именно
это породило известную зрительную аналогию:
каждый человек находится в пересечении
уникальной комбинации социальных сфер,
частью каждой из которых он является.
Осознание
себя в качестве некоторого устойчивого
объекта предполагает внутреннюю целостность,
постоянство личности, которая независимо
от меняющихся ситуаций способна при этом
оставаться сама собой. Единство, целостность
и независимость при восприятии своего «я», т. е. узнавание
себя при непрерывном изменении внешних
условий существования, которое приводит
к постоянному преобразованию внутреннего
мира, является вершиной в борьбе за независимость
человека от среды. Мы уже говорили об
отдельных этапах этого пути, когда обсуждали
границы константности образа, свойства
памяти и внимания, которые придают устойчивость
нашим реакциям во времени, обеспечивая
реализацию избирательности, направляемую
внутренними потребностями человека при
переменных воздействиях извне. Именно
эти качества психических процессов составляют
необходимые условия развития самосознания.
Ощущение
человеком своей индивидуальности поддерживается
непрерывностью его переживаний во времени.
Он обладает
как воспоминаниями о прошлом, так и надеждами
на будущее. Непрерывность таких переживаний
и дает человеку возможность интегрировать
себя в единое целое. Преемственность
сознания, проявляющаяся в форме «я», определяется
долговременной памятью и, в свою очередь,
определяет ее роль в структуре сознания.
Только долговременная память обеспечивает
ощущение непрерывности и преемственности,
именно ее участие в процессах сознания
и самосознания создает условия для ощущения
самотождественности личности, несмотря
на изменения и внешних условий и самой
личности.
-
В онтогенезе
самосознание развивается по мере усложнения
социальных связей ребенка, существенным
условием его возникновения является
усвоение речи. На значение речи в зарождении
самосознания указывал еще И. М. Сеченов.
Он отмечал, что восприятие внешнего мира
постоянно сопровождается нерасчленимыми «темными» девственными
реакциями телесного происхождения. В
связи с развитием речи возникает возможность
расчленять сигналы, поступающие из внешней
и внутренней среды, и присваивать им разные
названия. Тогда любое возбуждение может
быть «вырвано» из его естественной связи и удержано
в памяти отдельно и изолированно от других,
тем самым создаются условия для отделения
возбуждений, идущих из внешней среды,
от возбуждений, идущих со стороны внутренних
органов [239, с. 41]. Таким образом у человека
возникают предпосылки для выделения
себя из внешнего мира.
Осознание
детьми своего «я» происходит постепенно. Ребенок вначале
существует для себя постольку, поскольку
он выступает как объект для других людей.
Маркс писал, что человек «родится
без зеркала в руках и не фихтеанским философом:
„Я есмь я", ...человек сначала смотрится,
как в зеркало, в другого человека. Лишь
отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному,
человек Петр начинает относиться к самому
себе как к человеку» Вначале
ребенок осознает действия других людей,
затем через них — и собственные действия;
их осознание связано с развитием подражания,
представлений и звуковой речи.
Ранние
стадии в развитии самосознания сопоставляются
с переходом ребенка от случайных действий
к произвольным целенаправленным поступкам.
Части собственного тела осознаются ребенком
по мере того, как он становится способным
произвольно ими управлять.
Постепенно
начинают осознаваться и предметы, на
которые ребенок направляет свою активность.
Отделение себя от собственных действий
закрепляется в усвоении ребенком собственного
имени. В два года возникает классическая
формула «Я сам». Сначала дети говорят о себе в разных
лицах: «Не шуми», «Митя умылся». Только
к трем годам ребенок полностью овладевает
местоимением «я» и начинает активно самовыражаться в
речи. Главную роль в процессе формирования
его внутреннего мира играют подражание
и представление, они развертываются в
двух различных планах: первое — в двигательном,
последнее — в плане образов и символов,
но имеют нечто общее, обусловленное сходством
их роли. Подражания и представления позволяют
осуществить сведение впечатлений в единую
вневременную модель, не зависящую от
темпа развития событий во внешней среде
— модель внешнего мира.
Самосознание
— самый высокоорганизованный психический
процесс. Оно формируется при взаимодействии
с другими людьми, главным образом с теми,
с кем возникают особо значимые контакты.
Однако
самосознание связано не только с воздействием
этих контактов, но и с самооценками, которые
зависят от соотношения успехов и притязаний,
т. е. от успешности деятельности человека.
Главная
функция самосознания — сделать доступными
для человека мотивы и результаты его
поступков и дать возможность понять каков
он есть на самом деле, оценить себя; если
оценка окажется неудовлетворительной,
то человек может либо заняться самоусовершенствованием,
либо, включив защитные механизмы, вытеснить
эти неприятные сведения, избегая травмирующего
влияния внутреннего конфликта. Только
благодаря осознанию своей индивидуальности,
возникает особая функция самосознания
— защитная — стремление защитить свою
индивидуальность от угрозы ее нивелирования.
На этой основе и развивается ряд защитных
механизмов.
В самосознании
соотносятся мотивы и действия, одни мотивы
с другими, и тем самым выстраивается иерархия
мотивов. Уяснение для себя наиболее значимых
мотивов знаменует развитие личности.
Такое осознание приводит к перестройке
всех систем установок и формирует идеальное «я». В свою очередь,
идеальное «я» влияет и на социальное приспособление,
и на уровень тревожности, и на особенности
мотивации, оно же накладывает запреты
и моральные ограничения на все поведение
человека. Собственные качества, к которым
он стремится, определяют для него и ближние
и дальние цели, а различие между идеальным
и реальным «я» служит источником мотивации. В собственное «я» человека теперь
включают также его характер, темперамент
и способности.
Для
человека наиболее значимо стать самим
собой (сформировать себя как личность),
остаться самим собой (невзирая на мешающие
воздействия) и уметь поддерживать себя
в трудных состояниях.
Для
того чтобы самоактуализироваться, стать
самим собой, лучшим из того, чем ты способен
стать, надо: осмелиться полностью отдаться
чему-либо, погрузиться во что-либо без
остатка, забыв свои позы, преодолев желание
защиты и свою застенчивость, и переживать
это нечто без самокритики; решаться делать
выбор, принимать решения и брать на себя
ответственность; прислушиваться к себе
самому (а не только к папе, маме, учителю
и авторитету), дать возможность проявляться
своей индивидуальности, т. е. реализовывать
и в этом свои возможности полностью в
каждый данный момент
Одним
из характерных проявлений самосознания
является рефлексия. Рефлективные рассуждения сопровождаются
имитацией мыслей другого человека по
такой схеме:
«я думаю, что он
думает, будто я думаю, что...». Рефлексия
позволяет не только предвидеть поведение
другого человека и соответственно подстраивать
собственное, но и влиять на ход его рассуждений,
направляя репликами течение беседы в
желательном направлении.
Все
представления относительного самого
себя, которые взрослый человек принимает
как нечто само собой разумеющееся, организуются
в систему, которая делает его поведение
последовательным. Взаимодействие сознания
и самосознания образует фундамент произвольного
управления целесообразным поведением.
- Заключение
- Психика - это сущность, где внеположность и многообразие природы сбирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.
- Развитие психики у животных проходит ряд этапов:
- 1. Элементарная
чувствительность.
- 2. Предметное
восприятие.
- 3. Отражение
межпредметных связей.
- С появлением человека начинается история новой ступени психики - история развития человеческого сознания.
- Переход от психики животных к сознанию человека А.Н. Леонтьев назвал вторым великим переломом в истории развития психического отражения. Первый перелом был связан с переходом живой материи, не обладающей психикой, к материи, имеющей это свойство. Второй означал развитие сознания как особой, высшей формы психического отражения, которая принципиально изменила взаимоотношения человека со средой. Сознание человека в отличие от психики животных - это отражение, выделяющее объективные устойчивые свойства предметной действительности, формирование общих для всех людей знаний о мире.
- В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы, описанные выше в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.
- Список использованной литературы
- 1. Немов,
Р.С. Психология: Учебник для студентов
высших педагогических учебных заведений:
В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 1: Общие основы психологии.
- 688с.
- 2. Нуркова,
В.В., Березанская, Н.Б. Психология: Учебник.
- М.: Высшее образование, 2007. - 484с.
- 3. Общая
психология: Курс лекций для первой ступени
педагогического образования/ Составитель:
Е.И. Рогов. - М.: Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС, 1998. - 448с.
- 4. Общая
психология: Учебник/ Под ред. Р.Х. Тугушева
и Е.И. Гарбера. - М.: Издательство Эксмо,
2006. - 560с. - (Образовательный стандарт XXI)
- 5. Петровский,
А.В., Ярошевский, М.Г. Психология: Учебник
для студентов высших педагогический
заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский
центр «Академия», 2001. - 512с.
- 6. Психология:
Учебник для гуманитарных вузов/ Под общей
ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2003. - 651с.
- (серия «Учебник нового
века»)
- 7. Психология:
Учебник для педагогических вузов/ Под
ред. Б.А. Сосновского. - М.: Юрайт-Издат,
2005. - 660с.
- 8. Тихомиров,
О.К. Психология: Учебник/ Под ред. О.В. Гордеевой.
- М.: Высшее образование, 2006. - 538с.
Информация о работе Сознание как высшая ступень практики