Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 10:50, реферат
Существенное отличие человека как вида от животных. Наряду с сознательными формами отражения и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за “порогом” сознания. Подсознательный уровень психической деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
1. СОЗНАТЕЛЬНОЕ. ОСНОВНЫЕ ПРИМЕРЫ СОЗНАНИЯ
2. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СОЗНАТЕЛЬНОГО И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Самостоятельная работа
Тема:
«Сознание и бессознательное в структуре духовного мира человека»
Выполнил: студент 1-го курса
ОПб1-1 Ситнов И.В.
Научный руководитель:
Профессор Панибратцев А.В.
Москва 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. СОЗНАТЕЛЬНОЕ. ОСНОВНЫЕ ПРИМЕРЫ СОЗНАНИЯ
2. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СОЗНАТЕЛЬНОГО И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Психика – это внутренний духовный
мир человека: его потребности и интересы,
желания и влечения, установки, оценочные
суждения, отношения, переживания, цели,
знания, умения, навыки поведения и деятельности
и т.п.
Сущность психики состоит в отражении.
Это особая форма отражения особым образом
организованной материи (головного мозга).
Выделяют три уровня психического отражения:
-досознательный (безусловно рефлекторный,
природообусловленный);
-сознательный, специфически человеческий
уровень психического (условно- рефлекторный);
-послесознательный, надсознательный
(условно- рефлекторный- автоматизмы, установки
и т.п.)
Таким образом, в психике есть две стороны:
неосознваемое (как досознательное, так
и послесознательное) и осознаваемое (С.Л.
Рубинштейн). Другими словами, сознательное
и бессознательное. Эти две стороны психики
являются противополжностями, находящимися
в постоянном взаимодействии, в результате
которого возникают различные психические
явления и состояния человека.
Раскроем содержание темы реферата, рассмотрев
вышеперечисленные понятия сознательного
и бессознательного, а также их взаимодействие.
1. СОЗНАТЕЛЬНОЕ. ОСНОВНЫЕ ПРИМЕРЫ СОЗНАНИЯ
Сознание, одно из основных
понятий философии, социологии и психологии,
обозначающее человеческую способность
идеального воспроизведения действительности
в мышлении. Сознание - это высшая форма
психического отражения, свойственная
общественно развитому человеку и связанная
с речью, идеальная сторона целеполагающей
деятельности. Выступает в двух формах:
индивидуальной (личной) и общественной.
Существенное отличие человека как вида
от животных состоит в его способности
рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять
о своём прошлом, критически оценивая
его, и думать о будущем, разрабатывая
и реализуя рассчитанные на него планы
и программы. Всё это вместе взятое связано
со сферой человеческого сознания.
Важнейшим философским вопросом всегда
был и остается вопрос об отношении сознания
человека к его бытию, вопрос о включенности
человека, обладающего сознанием, в мир,
о тех возможностях, которые предоставляет
человеку сознание, и о той ответственности,
которую налагает сознание на человека.
Бытие человека в мире всегда связано
с сознанием, «пронизано» им, короче говоря,
не существует человеческого бытия без
сознания, независимого от тех или иных
его форм.
Если исходить из органической включенности
человека в целостность неживой и живой
природы, то сознание выступает как свойство
высокоорганизованной материи. Отсюда
возникает необходимость проследить генетические
истоки сознания в тех формах организации
материи, которые предшествуют человеку
в процессе его эволюции. Важнейшей предпосылкой
такого подхода является анализ типов
отношения живых существ к среде, в рамках
которых в качестве их «обслуживающих
механизмов» возникают соответствующие
регуляторы поведения.
Появление человека современного типа
(homo sapiens) ознаменовалось значительным
прогрессом в изготовлении орудий труда.
Переход к орудийному способу взаимодействия
со средой в условиях социума обусловил
качественно новое развитие психики человека.
Изготовление простейшего орудия труда
связанно с мысленным предвосхищением
его предназначения, структурных и функциональных
особенностей, общественного разделения
процесса его изготовления. Всё это стимулировало
развитие аналитической и синтетической
деятельности, развитие человеческого
интеллекта.
При взаимодействии с себе подобными,
у человека возникли сознательные, оторванные
от непосредственной биологической цели,
действия, связанные с мышлением и волей
человека.
Труд стимулировал человека к осознанию
значения своих действий в системе действий
других людей. Трудовая деятельность древнего
человека потребовала: 1) осознание человеком
значений совершаемых им трудовых действий;
2) появления знакового обозначения этих
значений - слова; 3) социального взаимодействия
людей, развития социальной коммуникации
и основного средства этой коммуникации
- речи.
Развитие последних предполагает формирование
телесных органов, благодаря которым осуществляются
процессы психики и сознания - нервной
системы и её наиболее высокоорганизованного
отдела - головного мозга. Однако определяющим
фактором в развитии этих телесных органов
является та реальная жизненная функция,
на которую работают эти органы. Человек
сознаёт при помощи мозга, но сознание
- не функция мозга самого по себе, а функция
определённого, специфического типа взаимоотношения
общественно развитого человека с миром.
Сознание - это в первую очередь совокупность
знаний о мире. Не случайно оно тесно связано
с познанием. Если познание есть сознание
в его активной направленности вовне,
на объект, то само сознание, в свою очередь,
результат познания. Здесь обнаруживается
диалектика: чем больше мы знаем, тем выше
наши познавательные потенции и наоборот
- чем больше мы познаем мир, тем богаче
наше сознание. Сознание неотделимо от
выражения определенного отношения к
объектам познания, деятельности и общения
в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания
относятся собственно чувства - радости,
удовольствия, горя, а также настроения
и аффекты или, как их называли в былое
время, страсти - гнев, ярость, ужас, отчаянье
и т.д. К названным ранее следует добавить
и такой существенный компонент сознания,
каким является воля, представляющая собой
осмысленное устремление человека к определенной
цели и направляющая его поведение или
действие. Наконец, важнейшей составляющей
сознания, ставящей все остальные его
компоненты как бы за одну скобку, является
самосознание. Самосознание - своеобразный
центр нашего сознания, интегрирующее
начало в нём. Самосознание - это сознание
человеком своего тела, своих мыслей и
чувств, своих действий, своего места в
обществе, проще говоря, осознание себя
как особой и единой личности.
2. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Наряду с сознательными формами
отражения и деятельности для человека
характерны и такие, которые находятся
как бы за “порогом” сознания.
Психическая деятельность человека, его
психика функционируют одновременно в
трёх взаимосвязанных уровнях: бессознательном,
подсознательном и сознательном.
Сознание ведь далеко не всегда контролирует
поступки и чувства, определяет направление
наших мыслей. Существует ещё и бессознательное.
Нередко именно оно является движущей
силой и определяет стиль поведения человека.
Бессознательный уровень психической
деятельности представляет собой врождённую
инстинктивно-рефлекторную деятельность.
Поведенческие акты на бессознательном
уровне регулируются неосознаваемыми
биологическими механизмами. Они направлены
на удовлетворение биологических потребностей
- сохранение организма и вида (продолжение
рода). Однако генетически обусловленная
программа поведения человека не автономна,
она находится под контролем более высоких
и более поздно сформированных мозговых
структур. И лишь в отдельных критических
для индивида ситуациях (например, в состоянии
аффекта) данная сфера психики человека
может перейти в режим автономной саморегуляции.
Существует также бессознательная память
- это та память, которая связана с долговременной
и генетической памятью. Это та память,
которая управляет мышлением, воображением,
вниманием, определяя содержание мыслей
человека в данный момент времени, его
образы, объекты, на которые направлено
внимание.
Есть и бессознательная мотивация, влияющая
на направленность и характер поступков,
многое другое, не осознаваемое человеком
в психических процессах, свойствах и
состояниях.
Большой вклад в разработку проблематики
личностного бессознательного внес З.Фрейд.
Бессознательное в личности человека
- это те качества, интересы, потребности
и т.п., которые человек не осознаёт у себя,
но которые ему присущи и проявляются
в разнообразных непроизвольных реакциях,
действиях, психических явлениях. Одна
из групп - ошибочные действия: оговорки,
описки, ошибки при написании или слушании
слов. В основе второй группы бессознательных
явлений лежит непроизвольное забывание
имён, обещаний, намерений, предметов,
событий и другого, что прямо или косвенно
связано для человека с неприятными переживаниями.
Третья группа бессознательных явлений
личностного характера, относится к разряду
представлений и связана с восприятием,
памятью и воображением: сновидения, грезы,
мечты.
Оговорки представляют собой бессознательно
детерминированные артикуляционные речевые
действия, связанные с искажением звуковой
основы и смысла произносимых слов. Такие
искажения, особенно их смысловой характер,
неслучайны. З.Фрейд утверждал, что в них
проявляются скрытые от сознания личности
мотивы, мысли, переживания. Оговорки возникают
из столкновения бессознательных намерений
человека, других его побуждений с сознательно
поставленной целью поведения, которая
находится в противоречии со скрытым мотивом.
Когда подсознательное побеждает сознательное,
то возникает оговорка. Таков психологический
механизм, лежащий в основе всех ошибочных
действий: они «возникают благодаря взаимодействию,
а лучше сказать, противодействию двух
различных намерений». Что в свою очередь
так же указывает на присутствие диалектики:
единство и борьба противоположностей.
Забывание имён представляет собой другой
пример бессознательного. Оно связано
с какими-то неприятными чувствами забывающего
по отношению к человеку, который носит
забытое имя, или к событиям, ассоциируемым
с этим именем. Такое забывание обычно
происходит против воли говорящего, и
данная ситуация характерна для большинства
случаев забывания имен.
Особую категорию бессознательного составляют
сновидения. Содержание сновидений, по
Фрейду, связано с бессознательными желаниями,
чувствами, намерениями человека, его
неудовлетворенными или не вполне удовлетворенными
важными жизненными потребностями.
3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
СОЗНАТЕЛЬНОГО И
В свете имеющихся научных данных
вопрос об отношениях между сознательными
и другими уровнями психической регуляции
поведения, в частности бессознательным,
остается сложным и не решается вполне
однозначно. Основной причиной этого является
тот факт, что существуют разные типы бессознательных
психических явлений, которые по-разному
соотносятся с сознанием. Есть бессознательные
психические явления, находящиеся на подсознательном
уровне.
Подсознательный уровень психической
деятельности - обобщённые, автоматизированные
в опыте данного индивида стереотипы его
поведения - умение, навыки, привычки, интуиция.
Это поведенческое ядро индивида, сформированное
на ранних стадиях его развития. Сюда же
относится импульсивно-эмоциональная
сфера, т.е. неосознаваемые устремления
индивида, его влечения, страсти, установки.
Это непроизвольная сфера личности, «вторая
натура человека», «центр» индивидуальных
поведенческих штампов, манер поведения.
Само подсознание, очевидно, имеет многоуровневую
структуру: автоматизмы и их комплексы
на нижнем уровне и интуиция - на высшем.
Автоматизмы подсознательного уровня
- это комплексы стереотипно совершающихся
действий в типовых ситуациях, динамические
стереотипы - цепные последовательности
реакций в привычной обстановке (привычное
управление техникой, выполнение привычных
обязанностей, манера обращения с привычными
предметами, речевые и мимические штампы).
Эти поведенческие автоматизмы разгружают
сознание для более квалифицированной
деятельности. Сознание освобождается
от постоянных повторных решений стандартизированных
задач.
В подсознание вытесняются и различные
комплексы - нереализованные желания,
подавленные стремления, различные опасения
и беспокойства, амбиции и завышенные
претензии (нарциссизма, неполноценности
и др.). Эти комплексы имеют тенденцию к
гиперкомпенсации, черпая большой энергетический
потенциал в сфере подсознания, они формируют
устойчивую подсознательную направленность
поведения личности. Подсознательные
проявления всегда присутствуют в процессах
сознания, они ответственны за переработку
подпороговых (неосознаваемых) воздействий,
формируют неосознанные побуждения, эмоционально
ориентируют сознание на наиболее значимые
стороны деятельности. Подсознание - это
сфера внутренних состояний и установок,
в том числе и установок высшего, нравственного
уровня. Подсознание активно включается
во всех случаях, когда исчерпываются
возможности сознательной деятельности
(при аффектах, стрессовых состояний, в
ситуациях крайнего психического перенапряжения).
Высшая сфера подсознания - интуиция (называемая
иногда даже сверхсознанием) - это процесс
мгновенных озарений, комплексного охвата
проблемной ситуации, всплывания неожиданных
решений, неосознанное предвидение развития
событий на основе спонтанного обобщения
предшествующего опыта. Однако интуитивные
решения не возникают только в сфере подсознания.
Интуиция удовлетворяет запрос сознания
на определённый комплексный блок ранее
полученной информации.
Внесознательная сфера психики человека
- глубинная сфера его психики, конгломерат
архетипов, сформированный в значительной
мере в процессе эволюции человека.
В сфере внесознательного таятся и корни
такого феномена, как вера, надежда и любовь,
различные парапсихологические явления
(ясновидение, телепатия). Фобии, страхи,
истерические фантазии, спонтанная тревожность
и радостное предчувствие - всё это тоже
сфера подсознания. Готовность индивида
действовать в различных ситуациях определённым
образом, без предварительного обдумывания,
импульсивно также относится к проявлениям
внесознательной сферы психики.
Сфера подсознательного очень устойчива,
неподвижна. Поведение на подсознательном
уровне поддаётся некоторой корректировке
лишь методами психотерапии и гипноза.
Процессы, начинающиеся в неосознаваемой
сфере, могут иметь продолжение в сознании.
И наоборот, сознательное может вытеснять
в подсознательную сферу.
Сферу бессознательного З.Фрейд считал
источником мотивационной энергии, находящейся
в конфликте с сознанием.
В отличие от З.Фрейда другой психоаналитик
- К.Г.Юнг не только не противопоставлял
сознание и подсознание, но считал, что
сознание основано на глубинных пластах
коллективного бессознательного, на архетипах
- представлениях, сформированных у человечества
в далёком прошлом. Где не мысль, не сознание,
а чувство, подсознание говорят нам, что
для нас хорошо, а что плохо.
Сознание вооружено понятиями, подсознание
- эмоциями и чувствами. На уровне подсознания
происходит мгновенная оценка воспринимаемого
объекта или явления, их соответствия
нормам, зафиксированным в подсознании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из выше перечисленного,
можно сделать вывод, что прошлый опыт
человека зарождается не только с медицинской,
но и с философских точек зрения. Ведь
человек, опирается на сознательную и
бессознательную жизни.
Анализ материалов по проблеме сознания
и бессознательного в психике показывает,
что психика - это сложное явление, которое
имеет иерархическое строение, а именно
четыре основных уровня: раздражимость,
чувствительность, поведение высших животных,
сознание человека. Сознание - это высший
уровень развития психического отражения,
связанный с использованием речи, присуще
только человеку. В сознательной жизни,
мы накапливаем опыт и познания, руководствуясь
биологическими развитиями. В этой категории,
играет большую роль генетический код,
развитие нервной системы, окружающая
социальная жизнь.
Но в психике человека не только сознательные
процессы, но и процессы которые не контролируются
субъектом, так называемые бессознательные.
Они противостоят сознанию, но в то же
время находятся в неотрывной связи с
ним. В бессознательной жизни, главенство
принадлежит нашему подсознанию. Ведь
подсознание, хранит всю информацию, как
нашего тела на данный момент, так и духовную
развитость человека.
Со времен зарождения цивилизации, человека
интересует его душа и все этапы эволюции,
от перерождения до истинного сознания.
Человек как совершенная материя, способен
не только накапливать опыт прошлого,
но и способен вновь открыть все тайны
пройденного.
Философское осмысление реальностей современного
мира и тенденций его развития - одно из
важных условий того, чтобы человеческая
деятельность могла реализовываться как
деятельность разумная, сознательная
и целенаправленная.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большой энциклопедический
словарь Электронный ресурс. - Электронная
текстовая программа (700 Мб): Propaganda Art,
1999-2000.
2. Введение в философию: Учебное пособие
для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др.;
3-е издание, переработанное и дополненное
- М.: Республика, 2005. - 623 с.
3. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология:
Учебник для вузов / М.И. Еникеев. - М.: Издательская
группа НОРМА-ИНФРА· М, 2000. - 624 c.
4. Психология: Учебник для студ. высш. пед.
учеб. заведений: в 3 кн. - 4-е изд. / под ред.
Р.С. Немова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2002. - кн. 1: Общие основы психологии. - 688
с.
Информация о работе Сознание и бессознательное в структуре духовного мира человека