Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 00:09, контрольная работа
Сознание и бессознательное постоянно переплетаются во многих действиях человека, они способны влиять друг на друга и психику человека в целом. Иногда мы сознательно доверяемся бессознательному («внутреннему голосу», интуиции, предчувствию), когда не можем найти более подходящего решения. Используя мысль Д.И. Дубровского, можно сказать, что бессознательно – психические явления органически включены в субъективную реальность.
Введение………………………………………………………………………….3
1.1.Сущность сознания…………………………………………………………..4
1.2.. Проблема сознания в истории философии………………………………..6
1.3. Сознание и самосознание…………………………………………………...9
1.4. Сознание и поступок……………………………………………………….12
2.Бессознательное……………………………………………………………….14
3.Динамика сознательного и бессознательного……………………………….17
Заключение………………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………………..23
БАЛТИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
РЫБОПРОМЫШЛЕННОГО
ФЛОТА
Института
прикладной экономики и менеджмента
Кафедра:
менеджмента
Контрольная
Работа
По концепции
современного естествознания
Тема: Сознание
и бессознательное
г. Калининград 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.1.Сущность сознания…………………………………………………………
1.2.. Проблема
сознания в истории философии……
1.3. Сознание и самосознание………………………………………………
1.4. Сознание
и поступок……………………………………………………
2.Бессознательное…………………………………
3.Динамика сознательного
и бессознательного………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………..23
Введение
Сознание и бессознательное постоянно переплетаются во многих действиях человека, они способны влиять друг на друга и психику человека в целом. Иногда мы сознательно доверяемся бессознательному («внутреннему голосу», интуиции, предчувствию), когда не можем найти более подходящего решения. Используя мысль Д.И. Дубровского, можно сказать, что бессознательно – психические явления органически включены в субъективную реальность.
Есть даже теория, что бессознательное связано с космическим с помощью биополя, которое есть и у людей, и у растений, и у животных. Через его посредство осуществляется их взаимодействие на уровне, непосредственно не доступном сознанию. Этим предположением пытались объяснить экстрасенсорные способности некоторых людей, которые способны были указать нахождение человека в радиусе в десятки километров. Якобы они чувствовали его биополе. «Подтверждения» этому просачивались в желтую прессу в 70-90 гг., когда просто было принято всё брать на веру. Сегодня журналисты поняли, что это уже вышло из моды, и перестали радовать нас столь интересными статьями. У людей, которые занимались подобными вещами вовсе не экстрасенсорные способности, и называть их надо уже соответственно.
Однако
если предположить о существовании вышеуказанной
связи сознания и бессознательного, то
можно допустить, что это и есть тот путь,
по которому наше собственное бессознательное
время от времени влияет на ход событий.
Интуиция предчувствие – другими словами
это наши влечения (как бы выразился Маркс)
и страхи, которые не всегда дают идти
событиям вразрез нашим чувствам.
1.Сущность сознания
Сознание (философия) - состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях. В современной отечественной философии преобладающим является понимание сознания как идеальной формы деятельности, направленной на отражение и преобразование действительности.
Однако, термин сознание выступает термином, трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения, как Я. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать.
Сознание - категория для обозначения ментальной деятельности человека по отношению к самой этой деятельности.
Сознание человека (психология) - это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.
К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, представление, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий. В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:
1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.
2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.
3. Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).
4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).
5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).
6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).
Эти
функции сознания можно схематично
изобразить в виде относительно самостоятельных,
но связанных между собой функциональных
блоков. Общественное сознание, складываясь
из сознаний составляющих общество людей,
не является его простой суммой, а обладает
некоторыми системными свойствами, не
сводимыми к свойствам индивидуального
сознания.
1.2. Проблема сознания в истории философии
Так вот, проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма характеризуется, прежде всего, выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая и управление им.
Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, который становится предметом исследования не только философии, но и специальных гуманитарных и естественных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и семиотики, кибернетики, информатики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную философско-мировоззренческую позицию в трактовке сознания. С другой стороны, развитие специальных научных исследований стимулирует разработку и углубление собственно философской проблематики сознания. Так, скажем, развитие современной информатики, создание "думающих" машин, связанный с этим процесс компьютеризации человеческой деятельности заставили по-новому рассмотреть вопрос о сущности сознания, о специфически человеческих возможностях в работе сознания, об оптимальных способах взаимодействия человека и его сознания с современной компьютерной техникой. Острые и актуальные вопросы современного общественного развития, взаимодействия человека и техники,
соотношения научно-технического прогресса и природы, проблемы воспитания, общения людей и т.д. - короче говоря, все проблемы современной общественной практики оказываются органически связанными с исследованием сознания.
Важнейшим
философским вопросом всегда был и остается
вопрос об отношении сознания человека
к его бытию, вопрос о включенности человека,
обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях,
которые предоставляет человеку сознание,
и о той ответственности, которую налагает
сознание на человека. Известно, что практически-преобразовательная
деятельность как специфическая форма
человеческого отношения к миру с необходимостью
предполагает в качестве своей предпосылки
создание "идеального плана" этой
реальной деятельности. Бытие человека
в мире всегда связано с сознанием, "пронизано"
им, короче говоря, не существует человеческого
бытия без сознания, независимого от тех
или иных его форм. Другое дело, что реальное
бытие человека, его взаимоотношения с
окружающей социальной и природной действительностью
выступают как более широкая система,
внутри которой сознание является специфическим
условием, средством, предпосылкой, "механизмом"
вписывания человека в эту целостную систему
бытия. В контексте человеческой деятельности
как целостной системы сознание является
ее необходимым условием, предпосылкой,
элементом. Таким образом, если исходить
из понимания человеческой реальности
как целого, то вторичность человеческого
сознания по отношению к человеческому
бытию выступает как вторичность элемента
по отношению к объемлющей его и включающей
его в себя системе. Разрабатываемые сознанием
идеальные планы деятельности, его программы
и проекты предшествуют деятельности,
но их осуществление обнажает новые "незапрограммированные"
слои реальности, открывает новую фактуру
бытия, которая выходит за пределы исходных
установок сознания. В этом смысле бытие
человека постоянно выходит за пределы
сознания как идеального плана, программы
действия, оказывается богаче содержания
исходных представлений сознания. Вместе
с тем это расширение "бытийного горизонта"
осуществляется в деятельности, стимулируемой
и направляемой сознанием. Если исходить
из органической включенности человека
в целостность неживой и живой природы,
то сознание выступает как свойство высокоорганизованной
материи. Отсюда возникает необходимость
проследить генетические истоки сознания
в тех формах организации материи, которые
предшествуют человеку в процессе его
эволюции. Важнейшей предпосылкой такого
подхода является анализ типов отношения
живых существ к среде, в рамках которых
в качестве их "обслуживающих механизмов"
возникают соответствующие регуляторы
поведения. Развитие последних предполагает
формирование телесных органов, благодаря
которым осуществляются процессы психики
и сознания - нервной системы и ее наиболее
высокоорганизованного отдела - головного
мозга. Однако определяющим фактором в
развитии этих телесных органов является
та реальная жизненная функция, на которую
работают эти органы. Человек сознает
при помощи мозга, но сознание - не функция
мозга самого по себе, а функция определенного,
специфического типа взаимоотношения
общественно развитого человека с миром.
1.3. Сознание и самосознание
Сознание
как продукт социального
Такое свойство сознания более полно раскрывается понятием рефлексия, которое выражает форму теоретической деятельности человека, направленной на осмысление (осознание) своих собственных действий. Это также деятельность самопознания, раскрывающая духовный мир человека. Значение рефлексии состоит в том, что посредством ее достигается освоение культуры, деятельных возможностей человека.
Сознание не только отражает действительность, но позволяет высказать определенное к ней отношение. Это его свойство дает возможность человеку занять ту или иную позицию в отношении объектов неживой и живой природы, в конкретных жизненных условиях и обстоятельствах. То есть речь идет о том, что наличие сознания придает человеческому поведению ценностный и личностный аспект.
Наконец, сознание включает в себя творческое начало, открывающее человеку возможность преобразования мира, совершенствования природных задатков. Только творческий человек способен быть свободным человеком.
Разговор о природе сознания предполагает употребление таких понятий, как индивид и личность. Когда речь идет об отдельном субъекте (не о виде, группе, сообществе), мы употребляем термин особь. Но если требуется подчеркнуть те или иные качества, отличающие особь от других представителей вида, используем термин индивид.
Индивиду присущи качества, возникающие уже на ранних стадиях его онтогенеза. Это, прежде всего неделимость. Все органы, будучи элементами индивида, образуют его целостность, но лишь взаимодействуя друг с другом как отдельные части (с присущими им морфологическими и функциональными особыми свойствами), они становятся единым и целым. Наконец, индивиду присущи те или иные многообразные морфологические особенности, позволяющие отличать его из массы других особей или индивидов.
Индивид - результат длительной эволюции, в процессе которой имеет место не только дифференциация (более четкое проявление тех или иных свойств, качеств, способностей, недостатков), но и интеграция. Последнее - это такое свойство организма, которое позволяет сглаживать, нивелировать определенные свойства индивида. Особенно важно это для таких свойств, которые могли бы стать фактором, снижающим жизнеспособность индивида. Индивид проявляет себя в первую очередь как генотипическое образование, но не менее важна и роль онтогенеза. Чем выше индивид поднимается по эволюционной лестнице, тем сложнее становится его организация, иными словами, индивиды индивидуализируются.