Сознание и бессознательное в поведении человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:54, контрольная работа

Краткое описание

Существенное отличие человека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это связано со сферой человеческого сознания.

Оглавление

Введение 3
1. Сознание как высшая ступень развития психики 3
2. Бессознательное проявление в поведении человека 3
3. Взаимоотношения сознательного и бессознательного. 3
Заключение 3
Словарь основных понятий 3
Список используемой литературы 3

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ-Психология - Сознание и бессознательное в поведении человека-600.docx

— 51.48 Кб (Скачать)

     Оглавление

     Введение 3

     1. Сознание как высшая ступень развития психики 3

     2. Бессознательное проявление в поведении человека 3

     3. Взаимоотношения сознательного и бессознательного. 3

     Заключение 3

     Словарь основных понятий 3

     Список используемой литературы 3 

 

     

     Введение

   Существенное  отличие человека от животных состоит  в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать  его, думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это связано со сферой человеческого  сознания.

   Проблема  сознания и бессознательного давно  и интенсивно разрабатывается как  в нашей стране, так и за рубежом. И в настоящее время возникают  различные точки зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение  бессознательного и его взаимодействие с сознанием.

   Часто, совершив определенный поступок, человек  не может сам себе ответить на вопрос, почему он поступил именно так, а не иначе. Сознание далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление  наших мыслей. Существует еще и  бессознательное. Нередко именно оно  является движущей силой и определяет стиль поведения человека. Мотивы и потребности, недостаточно осознанные человеком по разным причинам могут  существенно воздействовать на сознательные мотивационные установки. Важно  иметь в виду, что значимые, влияющие на наше будущее решения могут  возникнуть и формироваться на неосознаваемом уровне. Размышляя о психике и  поведении человека необходимо особое внимание уделить проблеме взаимосвязи  сознания и бессознательного.

   Актуальность  и значимость проблемы сознания не требует доказательства и аргументации. Данную проблему, по словам В. П. Зинченко, уже начали включать в число глобальных проблем современности.

   Понятие сознания является одним из центральных  в психологии, философии и во всех антропологических науках. Вследствие этого проблема сознания и его взаимодействия с бессознательным порождает многообразие подходов к ней, большую пестроту взглядов на личные ее аспекты. Это нашло свое отражение в многочисленной психологической, психиатрической, кибернетической, физиологической и другой литературе, изданной как в нашей стране, так и во многих зарубежных странах. Сквозь всю историю развития психологической науки проходят исследования в области данной проблемы таких зарубежных психологов, как Декарт, Спиноза, Кант, Фехнер, Вундт, Джеймс и других. Особое внимание уделяли проблемам глубинной психологии З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер. Отечественными психологами Выготским, Леонтьевым, Зинченко, Узнадзе и многими другими также были выдвинуты научные теории согласно проблемам сознания и бессознательного.

   Несмотря  на множество публикаций, в истории  психологической науки сознание и бессознательное явились труднейшими  проблемами, которые до сих пор  не удалось решить ни с материалистических, ни с идеалистических позиций. На пути их практического применения также  возникло немало сложных вопросов. По этой причине проблема сознания и выходящих за уровень сознания структур, несмотря на важное значение этих явлений в понимании психологии и поведении человека, до сих пор  считается одной из наименее разработанных.

   Цель данной работы определяется как исследование сознания и бессознательных компонентов человеческой психики, их формирование, проявление и значение.

   Задачами  являются:

  1. Раскрытие вопроса сознания как высшей ступени развития психики человека;
  2. Выявление бессознательных проявлений в психике человека, их роль в поведении человека.

 

  1. Сознание  как высшая ступень  развития психики

   На  вопрос «Что такое сознание?» –  вряд ли можно дать ответ, обладающий точностью математической формулы. Слишком сложен и своеобразен  объект. Однако ошибочно считать, что  в области явлений сознания нет  закономерностей и что оно  непознаваемо. Как и понятие психики, понятие сознания прошло сложный  путь развития, получило различные  трактовки у разных авторов, в  разных философских системах и школах. В психологии вплоть до настоящего времени оно употребляется в  очень разных значениях, между которыми подчас почти нет ничего общего. Я приведу одно из определений  сознания, которое дал советский  психолог А. Г. Спиркин: «Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека».

   В настоящее время перечень эмпирических признаков сознания является более  или менее установившимся и совпадающим  у разных авторов. Если попытаться выделить то общее, что наиболее часто указывается  в качестве особенностей сознания, то они могут быть представлены следующим  образом:

   1. Человек, обладающий сознанием,  выделяет себя из окружающего  мира, отделяет себя, свое «я»  от внешних вещей, а свойства  вещей – от них самих.

   2. Человек способен увидеть себя находящимся в определенном месте пространства и в определенной точке временной оси, связывающей настоящее, прошлое и будущее.

   3. Человек способен увидеть себя в определенной системе отношений с другими людьми.

   4. Человек способен устанавливать адекватные причинно-следственные отношения между явлениями внешнего мира и между ними и своими собственными действиями.

   5. Человек отдает отчет в своих ощущениях, мыслях, переживаниях, намерениях и желаниях.

   6. Человек знает особенности своей индивидуальности и личности.

   7. Человек способен планировать свои действия, предвидеть их результаты и оценивать их последствия, т.е. способен к осуществлению преднамеренных произвольных действий.

   Все эти признаки противопоставляются  противоположным чертам неосознаваемых и бессознательных психических  процессов и импульсивных, автоматических или рефлекторных действий.

   Обязательным  условием формирования и проявления всех указанных выше специфических  качеств сознания является язык. В  процессе речевой деятельности происходит накопление знаний. «Язык – особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание» – как отметил А. В. петровский – «Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится реальным сознанием».

   Теперь обратимся к истории. Сознание и в наши дни является предметом психологического исследования. История проблемы сознания в отечественной психологии еще ждет своего исследователя. Предреволюционный период можно назвать плодотворным в разработке проблемы сознания. Как известно, И. П. Павлову, основоположнику науки о высшей нервной деятельности, принадлежит мысль о коренных различиях корковых процессов человека и животных, что связывалось им с наличием у человека особого класса условных сигналов – словесных раздражителей. Вопрос о специфике аналитико-синтетической деятельности мозга человека по сравнению с мозгом животных имеет самое непосредственное отношение к механизмам сознания. Словесные сигналы, по Павлову, вносят «новый принцип» в работу коры больших полушарий человека. В одном из докладов на симпозиуме «Проблемы сознания» (1966 г.) можно прочитать: «… С возникновением второй сигнальной системы предметы и явления, действующие на органы чувств, связываются со словом и осознаются в словесно-речевой форме, благодаря чему и появляются различия между субъектом и объектом отражения, материальным миром и его идеальным отражением в мозгу…»

   Уже в ранние 20-е годы проблема сознания начала вытесняться. В это время происходит зарождение нового подхода в психологии, С.А.Рубенштейн связывал это марксизмом, что было более ограничено по сравнению с психоанализом и реактологией. На передний план выступила реактология со своим пренебрежением к проблематике сознания, и психоанализ со своим акцентом на изучение подсознание и бессознательного. Проблемами сознания лишь частично продолжали заниматься П.А.Флоренский и Г.Г.Шпет, результаты разработок которых в то время , к сожалению, не оказали заметного влияния на развитие психологии. В середине 20-х гг. появились еще две фигуры: М.М.Бахтин и Л.С.Выготский, целью которых было понимание природы сознания, связи с языком, словом и т.д. Для них марксизм был одним из методов понимания и объяснения проблемы. В 30-е гг. вновь наступил перелом, остановка исследования сознания, а также и бессознания: Л.С.Выготский скончался. М.М.Бахтин был сослан и не имел возможности работать, П.А.Флорентский и Г.Г.Шпет погибли в лагерях, а З.Фрейд в стране был запрещен. Изучение сознания ограничилось такими нейтральными темами, как исторические корни возникновения сознания и его онтогенез в детском возрасте. Последователи Л.С.Выготского (А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.В.Запорожец, П.И.Винченко и др.) переориентировались на проблематику психологического анализа деятельности. Возврат к проблеме сознания в ее достаточно полном объеме произошел по второй половине 50-х гг. прежде всего благодаря трудам С.А.Рубенштейна, а затем и А.Н.Леонтьева.

   В советской психологии сложилось  общепринятое понимание сознания как  высшей формы психики, возникшей  в человеческом обществе в связи  с коллективным трудом, общением людей, языком и речью. Этот принцип изложен в работах С.А.Рубенштейна, Е.В.Шорохова, А.Н.Леонтьева. Сущность сознания принято видеть в способности человека к абстрактному вербальному мышлению, орудием и средством которого является возникший в человеческом обществе язык, к познанию на этой основе законов природы и общества. Отвлеченное речевое мышление во многих работах рассматривается как главная характеристика сознания, с которой связываются многие другие его особенности и проявления. Но все же в советской психологии общее понимание природы сознания получает весьма разную конкретизацию у разных авторов.

   В современной западной философии  и психологии отсутствует какая-либо общая концепция сознания и понимание  его природы является весьма противоречивым. Одни видят в сознании чисто логическую конструкцию, своего рода абстракцию от множества состояний субъекта, другие – свойства индивидуальности, третьи – дополнительный внутренний аспект человеческой активности, для которой  активность мозга и тела есть дополнительный внешний аспект. В подходе к  проблеме сознания все еще сильны интроспекционистские тенденции, в  силу которых многие продолжают считать, что главный признак сознания – это субъективные переживания, внутренняя данность субъекту его психических  состояний. В связи с этим в  западной психологии далеко не всегда проводится различие между понятиями  психики и сознания. Начиная с  Декарта, сознание употреблялось как  синоним психического. В частности,  до сих пор при обсуждении вопроса о наличии сознания у животных, понятие сознания часто выступает как тождественное понятию психики и означает наличие субъективных образов и переживаний. Наряду с длительным господством этой трактовки, по-видимому, начиная с Лейбница, начинается и получает развитие другая точка зрения, согласно которой сознание составляет только часть, причем внешнюю, психических процессов. Необходимым условием сознания является активное селективное внимание, избирательно направленное в сторону определенных явлений внутреннего (память) и внешнего мира (образы восприятия).

   Из  структуры должны быть выводимы важнейшие  функции и свойства. Переведем  этот принцип на рассматриваемый  вопрос. Обратимся к структуре  сознания. Одно из первых представлений о структуре сознания ввел З.Фрейд. Его иерархическая структура выглядит следующим образом: подсознание-сознание-сверхсознание, и она, видимо, уже исчерпала свой объяснительный материал. Но необходимы более приемлемые пути к анализу сознания, а подсознание и бессознательное вообще не обязательны как средство в изучении сознания. Более продуктивной является давняя идея Л.Фейербаха о существовании сознания для сознания и сознания для бытия, развивавшаяся Л.С.Выгодским. Можно предположить, что это единое сознание, в котором существует два слоя: бытийный и рефлекторный. Что входит в эти слои? А.Н.Леонтьев выделил 3 основных образующих сознания: чувственную ткань образа, значение и смысл. А уже Н.А.Бернштейн ввел понятие живого движения и его биодинамической ткани. Таким образом, при добавлении этого компонента мы получаем двухслойную структуру сознания. Бытийный слой образует биодинамическая ткань живого движения и действия и чувственная ткань образа. Рефлекторный слой образует значение и смысл. Все компоненты предлагаемой структуры уже являются объектами научного исследования.

   Значение  – содержание общественного  сознания, усваиваемое  человеком – это  могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные  значения-понятия.

   Смысл – субъективное понимание  и отношение к  ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы осмысления значений и означения смыслов выступают средствами диалога и взаимопонимания.

 

  1. Бессознательное проявление в поведении  человека

   Наряду  с сознательными формами отражения  и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как  бы за «порогом» сознания. Термины  «бессознательное», «подсознательное», «неосознанное» часто встречаются  в научной и художественной литературе, а также в обыденной жизни. Повседневный опыт знакомит нас с  мыслями, которые всплывают у  нас в голове, и неизвестно откуда и как они возникают.

   Психическая деятельность может находится в  фокусе сознания, а иногда не достигает  уровня сознания (досознательное или  предсознательное состояние) или опускается ниже порога сознания (подсознательное). Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся в данный момент контролю, охватывается понятием бессознательного. Неосознанное выступает как установка, инстинкт, влечение, как ощущение, восприятие, представление и мышление, как интуиция, как гипнотическое состояние или сновидение, состояние аффекта или невменяемости. К бессознательным явлениям относят и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным «озарением» новой идеей, рождающихся как бы от какого-то толчка изнутри, случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым, и другое.

Информация о работе Сознание и бессознательное в поведении человека