Проявление сознания и бессознательного в поведении и психике человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:28, контрольная работа

Краткое описание

Целые системы и психологические направления получают совершенно своеобразное развитие в зависимости от того, как они объясняют для себя вопросы психики, сознания и бессознательного. Примерами могут служить психоанализ, построенный на понятии бессознательного, и традиционная эмпирическая психология, изучающая исключительно сознательные явления.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 59.26 Кб (Скачать)

Введение

 

Целые системы и психологические  направления получают совершенно своеобразное развитие в зависимости от того, как они объясняют для себя вопросы психики, сознания и бессознательного. Примерами могут служить психоанализ, построенный на понятии бессознательного, и традиционная эмпирическая психология, изучающая исключительно сознательные явления.

Вопросы психики, сознания и  бессознательного имеют определяющим методологическое значение для всякой психологической системы, т.к. от этого  зависит, как решается судьба науки.

 

Актуальность  темы

 

Проблема сознания и бессознательного давно и интенсивно разрабатывается  как в нашей стране, так и  за рубежом. И в настоящее время  возникают различные точки зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение бессознательного и его взаимодействие с сознанием.

Часто, совершив определенный поступок, человек не может сам  себе ответить на вопрос, почему он поступил именно так, а не иначе. Сознание далеко не всегда контролирует поступки и  чувства, определяет направление наших  мыслей. Существует еще и бессознательное. Нередко именно оно является движущей силой и определяет стиль поведения  человека. Мотивы и потребности, недостаточно осознанные человеком по разным причинам могут существенно воздействовать на сознательные мотивационные установки. Важно иметь в виду, что значимые, влияющие на наше будущее решения  могут возникнуть и формироваться  на неосознаваемом уровне. Размышляя  о психике и поведении человека, мы должны особое внимание уделить  проблеме взаимосвязи сознания и  бессознательного. Актуальность и значимость проблемы сознания не требует доказательства и аргументации. Данную проблему, по словам В. П. Зинченко, уже начали включать в число глобальных проблем современности. Эволюцию и изменение сознания, способы извлечения наибольшего количества полезной информации из сферы бессознательного и использования ее на практике связывают с выживаемостью человека, с предотвращением нарастающей антропологической катастрофы.

Понятие сознания является одним из центральных в психологии, философии и во всех антропологических  науках. Вследствие этого проблема сознания и его взаимодействия с  бессознанием порождает многообразие подходов к ней, большую пестроту взглядов на личные ее аспекты. Это  нашло свое отражение в многочисленной психологической, психиатрической, кибернетической, физиологической и другой литературе, изданной как в нашей стране, так  и во многих зарубежных странах. Сквозь всю историю развития психологической  науки проходят исследования в области  данной проблемы таких зарубежных психологов, как Декарт, Спиноза, Кант, Фехнер, Вундт, Джеймс и других. Особое внимание уделяли  проблемам глубинной психологии З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер. Отечественными психологами Выготским, Леонтьевым, Зинченко, Узнадзе и многими другими  также были выдвинуты научные  теории согласно проблемам сознания и бессознательного.

К. Юнг в книге “Сознание  и бессознательное” рассматривает отношение между “эго” и бессознательным, понятия коллективного бессознательного, инстинкта.

В книге А. Г. Спиркина “Сознание  и самосознание” анализируется  проблема соотношения сознательного  и бессознательного в процессе творчества, структура бессознательного, выясняется, почему именно не уровне подсознания  часто рождаются новые идеи, возникают  оригинальные ассоциации образов.

С. Л. Рубенштейн в своей  книге “Бытие и сознание” пишет, что “сознание, то есть осознание  объективной действительности, начинается там, где появляется образ в собственном  гносеологическом смысле, то есть образование, посредством которого перед субъектом выступает объективное содержание предмета”.

В книге А. Н. Леонтьева  “Деятельность. Сознание. Личность”  процесс осознания связывается  с опредмечиванием представлений, с тем, что “Объект должен выступать  перед человеком именно как запечатлевший  психическое содержание деятельности, то есть своей идеальной стороной”, а акты выделения идеальной стороны  отождествляются с актами их осознания.

Л. С. Выготскому мы обязаны  необыкновенно тонким анализам переживаний, неосознаваемых или плохо осознаваемых их субъектом, который был им произведен еще в начале 30-х годов и  изложен кратко на заключительных страницах  его основной монографии “Речь и  мышление”. Главная идея этой концепции Выготского заключается в том, что мысль, находящая свое завершенное выражение в осознаваемой форме, зарождается в сознании человека как неразличимый “сгусток смысла”.

В небольшой книге грузинского  психолога А. Е. Шеррозии “Психика. Сознание. Бессознательное” он рассматривает  общепсихологический аспект категории  сознания и бессознательного психологического. Автор считает, что отправляясь  только от этих категорий возможно решать принципиальные проблемы психологии.

Несмотря на множество  публикаций, в истории психологической  науки сознание и бессознательное  явились труднейшими проблемами, которые до сих пор не удалось  решить ни с материалистических, ни с идеалистических позиций. На пути их практического применения также  возникло немало сложных вопросов. По этой причине проблема сознания и выходящих за уровень сознания структур, несмотря на важное значение этих явлений в понимании психологии и поведении человека, до сих пор  считается одной из наименее разработанных. Поэтому данное исследование проблемы в какой-то степени восполнит  пробел в изучении сферы сознания и бессознательного.

 

Цель и задачи исследования

 

Целью этой работы является ознакомление с понятиями сознания и бессознательного и рассмотрение влияния исследуемых процессов на психику, поведение и состояние человека.

 

Задачами являются:

 

1) Раскрытие вопроса сознания  как высшей ступени развития  психики человека;

2) Выявление бессознательных  проявлений в психике человека, их роль в поведении;

3) В частности проводится  исследование по выявлению доминирующих  инстинктов, представленных в сознании  и бессознании человека;

4) Изучается процесс формирования  двигательного навыка и переход  его из сознательной в бессознательную  среду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие сознания

 

Человек - единственное живое  существо на планете, способное анализировать  происходящие и прошедшее, строить  планы на будущее и реализовывать  их. Этим он обязан сознанию.

Существенное отличие  человека от животных состоит в его  способности рассуждать и мыслить  абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это  связано со сферой человеческого  сознания.

Сознание является высшим уровнем отражения человеком  действительности, если психику рассматривают  с материалистических позиций, и  собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. В  истории психологической науки  сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось  решить с материалистических или  идеалистических позиций, но на пути ее материалистического понимания  возникало множество самых сложных  вопросов. Именно по этой причине глава  о сознании, несмотря на важнейшее  значение этого явления в понимании  психологии и поведении человека, до сих пор остается одной из наименее разработанных.

Сознание человека — это  сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности, представляющая собой совокупность психических  процессов, позволяющих ему ориентироваться  в окружающем мире, времени, собственной  личности, обеспечивающих преемственность  опыта, единство и многообразие поведения.

 

1.1.Характеристики  человеческого сознания

 

Первая психологическая  характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.

Ощущение себя познающим  субъектом означает, что человек  осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное  к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее  достоверных знаний о нем. Человек  осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым  они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим  поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность  теряется.

Мысленное представление  и воображение действительности — вторая важная психологическая  характеристика сознания. Она, как и  сознание в целом, тесным образом  связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они  порождаются и изменяются усилием  воли человека. Здесь, правда, есть одна сложность. Воображение и представления  не всегда находятся под сознательным волевым контролем и в этой связи возникает вопрос: имеем  ли мы дело с сознание в том случае, если они представляют собой «поток сознания» — спонтанное течение  мыслей, образов и ассоциаций. Думается, что в данном случае правильнее было бы говорить не о сознании, а о  предсознании — промежуточном психическом  состоянии между бессознательным  и сознанием. Иными словами, сознание почти всегда связано с волевым  контролем со стороны человека его  собственной психики и поведения. Представление действительности, отсутствующей  в данный момент времени или вовсе  не существующей (воображение, грезы, мечты, фантазия), выступает как одна из важнейших психологических характеристик  сознания. В данном случае человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредоточивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть. Волевое управление психическими процессами и состояниями всегда связывалось с сознанием. Не случайно, что в старых учебниках по психологии темы «Сознание» и «Воля» почти всегда соседствовали друг с другом и обсуждались одновременно. Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует, В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них — осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой. Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

Сознание почти всегда связано с употреблением для  обозначения осознаваемого слов-понятий, которые, по определению, содержат в  себе указания на общие и отличительные  свойства отражаемого в сознании класса предметов.

Третья характеристика человеческого  сознания — это его способность  к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и  других знаковых систем. Коммуникативные  возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с  помощью языка человек .передает людям не только сообщения о своих  внутренних состояниях (именно это  является главным в языке и  общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.

Еще одной особенностью человеческого  сознания является наличие в нем  интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в  соответствии с которой человеком  воспринимается, перерабатывается и  хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в  определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение  ее к той или иной категории. С  примерами схем, работающих в области  восприятия, памяти и мышления, мы еще  встретимся на страницах учебника при  рассмотрении познавательных процессов.

Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего  второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном. Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает  язык и научается пользоваться им как средством общения и мышления. Обобщенное отражение действительности и составляет содержание индивидуального  сознания. Вот почему мы говорим  о том, что без языка и речи сознание человека немыслимо.

Язык и речь как бы формируют  два разных, но взаимосвязанных в  своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов. Значения слов называют то содержание, которое  вкладывается в них носителями языка. Значения включают в себя всевозможные оттенки в употреблении слов и  лучше всего выражены в различного рода толковых общеупотребительных  и специальных словарях. Система  словесных значений составляет пласт  общественного сознания, которое  в знаковых системах языка существует независимо от сознания каждого отдельно взятого человека.

Информация о работе Проявление сознания и бессознательного в поведении и психике человека