Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:28, контрольная работа
Целые системы и психологические направления получают совершенно своеобразное развитие в зависимости от того, как они объясняют для себя вопросы психики, сознания и бессознательного. Примерами могут служить психоанализ, построенный на понятии бессознательного, и традиционная эмпирическая психология, изучающая исключительно сознательные явления.
Введение
Целые системы и психологические
направления получают совершенно своеобразное
развитие в зависимости от того,
как они объясняют для себя
вопросы психики, сознания и бессознательного.
Примерами могут служить
Вопросы психики, сознания и бессознательного имеют определяющим методологическое значение для всякой психологической системы, т.к. от этого зависит, как решается судьба науки.
Актуальность темы
Проблема сознания и бессознательного
давно и интенсивно разрабатывается
как в нашей стране, так и
за рубежом. И в настоящее время
возникают различные точки
Часто, совершив определенный
поступок, человек не может сам
себе ответить на вопрос, почему он поступил
именно так, а не иначе. Сознание далеко
не всегда контролирует поступки и
чувства, определяет направление наших
мыслей. Существует еще и бессознательное.
Нередко именно оно является движущей
силой и определяет стиль поведения
человека. Мотивы и потребности, недостаточно
осознанные человеком по разным причинам
могут существенно
Понятие сознания является одним из центральных в психологии, философии и во всех антропологических науках. Вследствие этого проблема сознания и его взаимодействия с бессознанием порождает многообразие подходов к ней, большую пестроту взглядов на личные ее аспекты. Это нашло свое отражение в многочисленной психологической, психиатрической, кибернетической, физиологической и другой литературе, изданной как в нашей стране, так и во многих зарубежных странах. Сквозь всю историю развития психологической науки проходят исследования в области данной проблемы таких зарубежных психологов, как Декарт, Спиноза, Кант, Фехнер, Вундт, Джеймс и других. Особое внимание уделяли проблемам глубинной психологии З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер. Отечественными психологами Выготским, Леонтьевым, Зинченко, Узнадзе и многими другими также были выдвинуты научные теории согласно проблемам сознания и бессознательного.
К. Юнг в книге “Сознание и бессознательное” рассматривает отношение между “эго” и бессознательным, понятия коллективного бессознательного, инстинкта.
В книге А. Г. Спиркина “Сознание и самосознание” анализируется проблема соотношения сознательного и бессознательного в процессе творчества, структура бессознательного, выясняется, почему именно не уровне подсознания часто рождаются новые идеи, возникают оригинальные ассоциации образов.
С. Л. Рубенштейн в своей книге “Бытие и сознание” пишет, что “сознание, то есть осознание объективной действительности, начинается там, где появляется образ в собственном гносеологическом смысле, то есть образование, посредством которого перед субъектом выступает объективное содержание предмета”.
В книге А. Н. Леонтьева
“Деятельность. Сознание. Личность”
процесс осознания связывается
с опредмечиванием
Л. С. Выготскому мы обязаны необыкновенно тонким анализам переживаний, неосознаваемых или плохо осознаваемых их субъектом, который был им произведен еще в начале 30-х годов и изложен кратко на заключительных страницах его основной монографии “Речь и мышление”. Главная идея этой концепции Выготского заключается в том, что мысль, находящая свое завершенное выражение в осознаваемой форме, зарождается в сознании человека как неразличимый “сгусток смысла”.
В небольшой книге грузинского психолога А. Е. Шеррозии “Психика. Сознание. Бессознательное” он рассматривает общепсихологический аспект категории сознания и бессознательного психологического. Автор считает, что отправляясь только от этих категорий возможно решать принципиальные проблемы психологии.
Несмотря на множество
публикаций, в истории психологической
науки сознание и бессознательное
явились труднейшими
Цель и задачи исследования
Целью этой работы является ознакомление с понятиями сознания и бессознательного и рассмотрение влияния исследуемых процессов на психику, поведение и состояние человека.
Задачами являются:
1) Раскрытие вопроса сознания как высшей ступени развития психики человека;
2) Выявление бессознательных проявлений в психике человека, их роль в поведении;
3) В частности проводится
исследование по выявлению
4) Изучается процесс
Человек - единственное живое существо на планете, способное анализировать происходящие и прошедшее, строить планы на будущее и реализовывать их. Этим он обязан сознанию.
Существенное отличие человека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это связано со сферой человеческого сознания.
Сознание является высшим
уровнем отражения человеком
действительности, если психику рассматривают
с материалистических позиций, и
собственно человеческой формой психического
начала бытия, если психику трактуют
с идеалистических позиций. В
истории психологической науки
сознание явилось труднейшей проблемой,
которую до сих пор не удалось
решить с материалистических или
идеалистических позиций, но на пути
ее материалистического понимания
возникало множество самых
Сознание человека — это
сформированная в процессе общественной
жизни высшая форма психического
отражения действительности, представляющая
собой совокупность психических
процессов, позволяющих ему
1.1.Характеристики человеческого сознания
Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.
Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется.
Мысленное представление
и воображение действительности
— вторая важная психологическая
характеристика сознания. Она, как и
сознание в целом, тесным образом
связана с волей. О сознательном
управлении представлениями и воображением
говорят обычно тогда, когда они
порождаются и изменяются усилием
воли человека. Здесь, правда, есть одна
сложность. Воображение и представления
не всегда находятся под сознательным
волевым контролем и в этой
связи возникает вопрос: имеем
ли мы дело с сознание в том случае,
если они представляют собой «поток
сознания» — спонтанное течение
мыслей, образов и ассоциаций. Думается,
что в данном случае правильнее было
бы говорить не о сознании, а о
предсознании — промежуточном психическом
состоянии между
Сознание почти всегда
связано с употреблением для
обозначения осознаваемого
Третья характеристика человеческого сознания — это его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек .передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.
Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории. С примерами схем, работающих в области восприятия, памяти и мышления, мы еще встретимся на страницах учебника при рассмотрении познавательных процессов.
Обмениваясь друг с другом
разнообразной информацией, люди выделяют
в сообщаемом главное. Так происходит
абстрагирование, т.е. отвлечение от всего
второстепенного, и сосредоточение
сознания на самом существенном. Откладываясь
в лексике, семантике в понятийной
форме, это главное затем становится
достоянием индивидуального сознания
человека по мере того, как он усваивает
язык и научается пользоваться им
как средством общения и
Язык и речь как бы формируют
два разных, но взаимосвязанных в
своем происхождении и
Информация о работе Проявление сознания и бессознательного в поведении и психике человека