Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:28, контрольная работа
Целые системы и психологические направления получают совершенно своеобразное развитие в зависимости от того, как они объясняют для себя вопросы психики, сознания и бессознательного. Примерами могут служить психоанализ, построенный на понятии бессознательного, и традиционная эмпирическая психология, изучающая исключительно сознательные явления.
Смыслом слова в психологии называют ту часть его значения или то специфическое значение, которое слово приобретает в речи употребляющего его человека. Со смыслом слова, кроме ассоциированной с ним части значения, связано множество чувств, мыслей, ассоциаций и образов, которые данное слово вызывает в сознании конкретного человека.
Сознание, однако, существует
не только в словесной, но и в образной
форме. В таком случае оно связано
с использованием второй сигнальной
системы, вызывающей и преобразующей
соответствующие образы. Наиболее ярким
примером образного человеческого
сознания является искусство, литература,
музыка. Они также выступают как
формы отражения
В структуру сознания входит ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:
Сознание человека обладает
рядом свойств, благодаря которым
отражение человеком
Активность сознания проявляется в том, что отражение объективного мира связано с деятельностью, с активным воздействием на окружающий мир. В основе активности сознания лежат потребности и интересы. У ребенка очень рано развиваются такие потребности, как потребность в общении, потребность в том, чтобы разобраться в окружающей действительности, потребность в действиях. Маленький ребенок активно тянется к повешенной перед ним игрушке. Если ему не удастся ее достать, то он обращается к матери. Он стремится разобраться в окружающих его взрослых, таких трудных для его понимания. Его органы чувств и связанные с ними ощущения развиваются даже несколько раньше, чем его движения. Потребности не остаются неподвижными, они развиваются и изменяться. Возникают и новые потребности. На основе потребностей возникают интересы людей, которые также являются источниками активности сознания. Под интересом понимается известная сознательная устремленность человека к тому или иному объекту, привлекающему его, или к той или иной деятельности. Интерес всегда связан с положительным эмоциональным отношением. Интерес понятие более узкое, чем потребность, и менее принудительное. Например, можно говорить о потребности получения новых знаний и интересе к какой-то области этих знаний. Можно говорить об интересах временных, интересах выполнения данной деятельности и интересах длительных, устойчивых, например профессиональных интересах. Активность сознания также тесно связана со значимостью тех внешних влияний, которые действуют на человека, со значимостью уже имеющихся временных нервных связей и ассоциаций, образовавшихся в прежнее время и со значимостью самих поступков человека.
Избирательный характер сознания проявляется в том, что сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями).
Обобщенность и отвлеченность означает, что сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности.
Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов. При некоторых видах психических заболеваний целостность сознания нарушается (шизофрения).
Константность сознания - это
его относительная
Динамичность сознания, т.е. его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности.
Искаженность сознания. Это значит, что сознание всегда отражает действительность в искаженном виде, т.е. часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности. Искаженность сознания может проявляться в излишней подозрительности, ревности, любви до изнеможения, жадности без меры и т.п. негативных чертах в характере индивида. К искаженности сознания относят, например, воровство, бюрократизм, взяточничество, предательство, алкоголизм, наркоманию, терроризм, религиозный фанатизм.
Индивидуальный характер
сознания заключается в том, что
сознание каждого человека отличается
от сознания других людей. Это связано
с рядом факторов: генетическими
отличиями, условиями воспитания, жизненным
опытом, социальным окружением и пр.
Люди по-разному оценивают
Способность к рефлексии, т.е. способность к самонаблюдению и самооценке. Человек в состоянии критически оценить себя и свое состояние, поместив полученную информацию в определенную систему координат. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы. А также может представлять себе, как его оценивают другие люди.
Степень ясности сознания.
В сознании есть поле (область) ясного
сознания — то, что осознается постоянно
или периодически, включается в размышления,
стремление понять, разобраться, доводится
до отчетливого понимания, оценок, выводов,
целей, замыслов, планов. Есть и периферическое
поле (область) сознания — подсознание.
То, что находится и совершается
в нем, актуально не осознается какое-то
время, но может быть осознано. Между
полем ясного сознания и подсознанием
возможны и совершаются взаимопереходы.
В область подсознания
Например, грамотный человек
пишет, не задумываясь, как надо выписывать
буквы, соединять их в слова; рука
двигается словно сама, управляемая
неизвестно чем. Когда же человек
был первоклассником, он под руководством
учителя осознанно и
Сознание человека возникло
и развивалось в общественный
период его существования, и история
становления сознания не выходит, вероятно,
за рамки тех нескольких десятков
тысяч лет, которые мы относим
к истории человеческого
Точно так же, по-видимому,
в онтогенезе возникает и начинает
развиваться индивидуальное сознание
ребенка. Для его становления
также необходимы совместная деятельность
и активное общение взрослого
с ребенком, выделение, осознание
и словесное обозначение цели
взаимодействия. С самого начала фило-
и онтогенетического
Прежде чем стать достоянием
индивидуального сознания, слово
и связанное с ним содержание
должны получить общее значение для
пользующихся ими людей. Это впервые
и происходит в совместной деятельности.
Получив свое всеобщее значение, слово
затем проникает в
Особо важное значение для
развития человеческого сознания имеет
продуктивный, творческий характер человеческой
деятельности. Сознание предполагает
осознание человеком не только внешнего
мира, но и самого себя, своих ощущений,
образов, представлений и чувств.
Иного пути осознания этого, кроме
получения возможности «
В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное первое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.
Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллельно с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.
Каждая новая историческая
эпоха своеобразно отражается в
сознании ее современников, и с изменением
исторических условий существования
людей меняется их сознание. Филогенез
его развития можно, таким образом,
представить в историческом ракурсе.
Но то же самое справедливо и в
отношении сознания человека в ходе
его онтогенетического
Магистральным направлением
дальнейшего развития человеческого
сознания становится расширение сферы
осознаваемого человеком в себе
и окружающем мире. Это, в свою очередь,
связано с совершенствованием средств
материального и духовного
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлек-сируются, т.е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.
Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.
Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознания», «сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.
Информация о работе Проявление сознания и бессознательного в поведении и психике человека