Сознание и бессознательное в психике и поведении человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 17:15, контрольная работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования: цель данной работы определяется как исследование сознания и бессознательных компонентов человеческой психики, их формирование, проявление и значение.
Задачами являются:
1) Раскрытие вопроса сознания как высшей ступени развития психики человека;
2) Выявление бессознательных проявлений в психике человека, их роль в поведении;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….... 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения сознания и бессознательного…... 8
1. Сознание как высшая ступень развития психики…………………………. 8
2. Бессознательное проявление в психике и поведении человека…………... 13
Глава II. Эмпирические исследования некоторых проявлений сознания и бессознательного……………………………………………………………….. 24
1. Выявление доминирующего инстинкта……………………………………. 24
2. Изучение процесса формирования двигательного навыка………………... 30
Заключение……………………………………………………………………… 34
Список литературы……………………………………………………………... 37
Приложение…………………………………………………………………….. 40

Файлы: 1 файл

общая психология.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….... 3

Глава I. Теоретические аспекты изучения сознания и бессознательного…... 8

1. Сознание как высшая ступень развития психики…………………………. 8

2. Бессознательное проявление в психике и поведении человека…………... 13

Глава II. Эмпирические исследования некоторых проявлений сознания и бессознательного……………………………………………………………….. 24

1. Выявление доминирующего инстинкта……………………………………. 24

2. Изучение процесса формирования двигательного навыка………………... 30

Заключение……………………………………………………………………… 34

Список литературы……………………………………………………………... 37

Приложение…………………………………………………………………….. 40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы: существенное отличие человека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это связано со сферой человеческого сознания.

Проблема сознания и  бессознательного давно и интенсивно разрабатывается как в нашей  стране, так и за рубежом. И в настоящее время возникают различные точки зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение бессознательного и его взаимодействие с сознанием.

Часто, совершив определенный поступок, человек, не может сам себе ответить на вопрос, почему он поступил именно так, а не иначе. Сознание далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление наших мыслей. Существует еще и бессознательное. Нередко именно оно является движущей силой и определяет стиль поведения человека. Мотивы и потребности, недостаточно осознанные человеком по разным причинам могут существенно воздействовать на сознательные мотивационные установки. Важно иметь в виду, что значимые, влияющие на наше будущее решения могут возникнуть и формироваться на неосознаваемом уровне. Размышляя о психике и поведении человека, мы должны особое внимание уделить проблеме взаимосвязи сознания и бессознательного.

Актуальность и значимость проблемы сознания не требует доказательства и аргументации. Данную проблему, по словам В. П. Зинченко, уже начали включать в число глобальных проблем современности. Эволюцию и изменение сознания, способы извлечения наибольшего количества полезной информации из сферы бессознательного и использования ее на практике связывают с выживаемостью человека, с предотвращением нарастающей антропологической катастрофы.

Разработанность проблемы: понятие сознания является одним из центральных в психологии, философии и во всех антропологических науках. Вследствие этого проблема сознания и его взаимодействия с бессознанием порождает многообразие подходов к ней, большую пестроту взглядов на личные ее аспекты. Это нашло свое отражение в многочисленной психологической, психиатрической, кибернетической, физиологической и другой литературе, изданной как в нашей стране, так и во многих зарубежных странах. Сквозь всю историю развития психологической науки проходят исследования в области данной проблемы таких зарубежных психологов, как Декарт, Спиноза, Кант, Фехнер, Вундт, Джеймс и других. Особое внимание уделяли проблемам глубинной психологии З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер. Отечественными психологами Выготским, Леонтьевым, Зинченко, Узнадзе и многими другими также были выдвинуты научные теории согласно проблемам сознания и бессознательного.

К. Юнг в книге «Сознание и бессознательное» рассматривает отношение между «эго» и бессознательным, понятия коллективного бессознательного, инстинкта.

В книге А. Г. Спиркина «Сознание и самосознание» анализируется проблема соотношения сознательного и бессознательного в процессе творчества, структура бессознательного, выясняется, почему именно не уровне подсознания часто рождаются новые идеи, возникают оригинальные ассоциации образов.

С. Л. Рубенштейн в своей  книге «Бытие и сознание» пишет, что «сознание, то есть осознание объективной действительности, начинается там, где появляется образ в собственном гносеологическом смысле, то есть образование, посредством которого перед субъектом выступает объективное содержание предмета».

В книге А. Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность» процесс осознания связывается с опредмечиванием представлений, с тем, что «Объект должен выступать перед человеком именно как запечатлевший психическое содержание деятельности, то есть своей идеальной стороной», а акты выделения идеальной стороны отождествляются с актами их осознания.

Л. С. Выготскому мы обязаны  необыкновенно тонким анализам переживаний, неосознаваемых или плохо осознаваемых их субъектом, который был им произведен еще в начале 30-х годов и  изложен кратко на заключительных страницах  его основной монографии «Речь и мышление». Главная идея этой концепции Выготского заключается в том, что мысль, находящая свое завершенное выражение в осознаваемой форме, зарождается в сознании человека как неразличимый «сгусток смысла».

В небольшой книге  грузинского психолога А. Е. Шеррозии «Психика. Сознание. Бессознательное» он рассматривает общепсихологический аспект категории сознания и бессознательного психологического. Автор считает, что отправляясь только от этих категорий, возможно, решать принципиальные проблемы психологии.

Несмотря на множество  публикаций, в истории психологической  науки сознание и бессознательное  явились труднейшими проблемами, которые до сих пор не удалось  решить ни с материалистических, ни с идеалистических позиций. На пути их практического применения также возникло немало сложных вопросов. По этой причине проблема сознания и выходящих за уровень сознания структур, несмотря на важное значение этих явлений в понимании психологии и поведении человека, до сих пор считается одной из наименее разработанных. Поэтому данное исследование проблемы в какой-то степени восполнит пробел в изучении сферы сознания и бессознательного.

Цель и задачи исследования: цель данной работы определяется как исследование сознания и бессознательных компонентов человеческой психики, их формирование, проявление и значение.

Задачами являются:

1) Раскрытие вопроса  сознания как высшей ступени  развития психики человека;

2) Выявление бессознательных  проявлений в психике человека, их роль в поведении;

3) В частности проводится исследование по выявлению доминирующих инстинктов, представленных в сознании и бессознании человека;

4) Изучается процесс  формирования двигательного навыка  и переход его из сознательной  в бессознательную среду.

Методы исследования: в ходе комплексного изучения проблемы взаимодействия сознания и бессознания были использованы такие методы, как: анализ литературы, наблюдение, беседа. В частности был использован вопросник доминирующего инстинкта, предложенный В. Горбузовым и ассоциативные тесты по определению доминирующего инстинкта.

В ходе экспериментальной  работы был опрошен 50 человек, 24 из которых  являются студентами второго курса  психологического факультета и 26 –  ученики 11 «Б» класса школы-лицея №41.

Практическая значимость: результаты исследования по данной проблеме могут быть использованы воспитателями, педагогами, руководителями предприятий в их воспитательной, обучающей, организационной практической деятельности. Проявление бессознательных компонентов в поведении человека должно учитываться, и может быть использовано при воздействии на человека, социальных взаимоотношениях в малой группе, коллективе и т.д. Используемые тесты помогают проследить переход сознательных структур человека в сферу бессознательного, что часто проявляется в деятельности, определить доминирующий инстинкт, представленный в сознании человека и в бессознательном, что выявляет определенную склонность к какому-либо поведению, устремления человека, его жизненные ценности.

Содержание данной работы может быть использовано для подготовки к проведению лекции, урока, выступления.

Апробация работы: с результатами проведенных исследований были ознакомлены все опрошенные студенты и школьники, а также учителя школы-лицея №41. Содержание I и II глав работы явилось основным мателиалом для подготовки доклада, который был сделан в указанной школе для учеников 11 класса.

Глава I. Теоретические аспекты изучения сознания и бессознательного

1. Сознание как высшая ступень развития психики

На вопрос «Что такое сознание?» – вряд ли можно дать ответ, обладающий точностью математической формулы. Слишком сложен и своеобразен объект. Однако ошибочно считать, что в области явлений сознания нет закономерностей и что оно непознаваемо. Как и понятие психики, понятие сознания прошло сложный путь развития, получило различные трактовки у разных авторов, в разных философских системах и школах. В психологии вплоть до настоящего времени оно употребляется в очень разных значениях, между которыми подчас почти нет ничего общего. Я приведу одно из определений сознания, которое дал советский психолог А. Г. Спиркин: «Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека».

В настоящее время  перечень эмпирических признаков сознания является более или менее установившимся и совпадающим у разных авторов. Если попытаться выделить то общее, что наиболее часто указывается в качестве особенностей сознания, то они могут быть представлены следующим образом:

1. Человек, обладающий  сознанием, выделяет себя из  окружающего мира, отделяет себя, свое «я» от внешних вещей, а свойства вещей – от них самих.

2. Способен увидеть  себя находящимся в определенном  месте пространства и в определенной  точке временной оси, связывающей  настоящее, прошлое и будущее.

3. Способен увидеть  себя в определенной системе отношений с другими людьми.

4. Способен устанавливать  адекватные причинно-следственные  отношения между явлениями внешнего  мира и между ними и своими  собственными действиями.

5. Отдает отчет в  своих ощущениях, мыслях, переживаниях, намерениях и желаниях.

6. Знает особенности  своей индивидуальности и личности.

7. Способен планировать  свои действия, предвидеть их  результаты и оценивать их  последствия, т.е. способен к  осуществлению преднамеренных произвольных  действий.

Все эти признаки противопоставляются противоположным чертам неосознаваемых и бессознательных психических процессов и импульсивных, автоматических или рефлекторных действий.

Обязательным условием формирования и проявления всех указанных  выше специфических качеств сознания является язык. В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний. «Язык – особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание» – как отметил А. В. петровский – «Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится реальным сознанием».

Теперь разрешите обратиться к истории. Сознание и в наши дни  является предметом психологического исследования. История проблемы сознания в отечественной психологии еще  ждет своего исследователя. Предреволюционный период можно назвать плодотворным в разработке проблемы сознания. Как известно, И. П. Павлову, основоположнику науки о высшей нервной деятельности, принадлежит мысль о коренных различиях корковых процессов человека и животных, что связывалось им с наличием у человека особого класса условных сигналов – словесных раздражителей. Вопрос о специфике аналитико-синтетической деятельности мозга человека по сравнению с мозгом животных имеет самое непосредственное отношение к механизмам сознания. Словесные сигналы, по Павлову, вносят «новый принцип» в работу коры больших полушарий человека. В одном из докладов на симпозиуме «Проблемы сознания» (1966 г.) можно прочитать: «… С возникновением второй сигнальной системы предметы и явления, действующие на органы чувств, связываются со словом и осознаются в словесно-речевой форме, благодаря чему и появляются различия между субъектом и объектом отражения, материальным миром и его идеальным отражением в мозгу…»

Уже в ранние 20-е года проблема сознания начала вытесняться. В это время происходит зарождение нового подхода в психологии, С. А. Рубенштейн связывал это марксизмом, что было более ограничено по сравнению с психоанализом и реактологией. На передний план выступила реактология со своим пренебрежением к проблематике сознания, и психоанализ со своим акцентом на изучение подсознание и бессознательного. Проблемами сознания лишь частично продолжали заниматься П. А. Флоренский и Г. Г. Шпет, результаты разработок которых в то время , к сожалению, не оказали заметного влияния на развитие психологии. В середине 20-х гг. появились еще две фигуры: М. М. Бахтин и Л. С. Выготский, целью которых было понимание природы сознания, связи с языком, словом и т.д. Для них марксизм был одним из методов понимания и объяснения проблемы. В 30-е гг. вновь наступил перелом, остановка исследования сознания, а также и бессознания: Л. С. Выготский скончался. М. М. Бахтин вынужденно был сослан и не имел возможности работать, П. А. Флорентский и Г. Г. Шпет погибли в лагерях, а З. Фрейд в стране был запрещен. Изучение сознания ограничилось такими нейтральными темами, как исторические корни возникновения сознания и его онтогенез в детском возрасте. Последователи Л. С. Выготского (А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. И. Винченко и др.) переориентировались на проблематику психологического анализа деятельности. Возврат к проблеме сознания в ее достаточно полном объеме произошел по второй половине 50-х гг. прежде всего благодаря трудам С. А. Рубенштейна, а затем и А. Н. Леонтьева.

Информация о работе Сознание и бессознательное в психике и поведении человека