Сознание и бессознательное в психике и поведении человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 17:15, контрольная работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования: цель данной работы определяется как исследование сознания и бессознательных компонентов человеческой психики, их формирование, проявление и значение.
Задачами являются:
1) Раскрытие вопроса сознания как высшей ступени развития психики человека;
2) Выявление бессознательных проявлений в психике человека, их роль в поведении;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….... 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения сознания и бессознательного…... 8
1. Сознание как высшая ступень развития психики…………………………. 8
2. Бессознательное проявление в психике и поведении человека…………... 13
Глава II. Эмпирические исследования некоторых проявлений сознания и бессознательного……………………………………………………………….. 24
1. Выявление доминирующего инстинкта……………………………………. 24
2. Изучение процесса формирования двигательного навыка………………... 30
Заключение……………………………………………………………………… 34
Список литературы……………………………………………………………... 37
Приложение…………………………………………………………………….. 40

Файлы: 1 файл

общая психология.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

Полученные результаты опроса занесены в следующую таблицу:

Испытуемые 

Сознательный доминирующий инстинкт

Соотношение к другим

инстинктам, %

Студенты 

либертофильный

генофильный

дигнитофильный

исследовательский

эгофильный

другие 

29%

26%

17%

14%

9%

5%

Школьники

либертофильный

доминантный

исследовательский

дигнитофильный

альтруистический

другие 

26%

25%

19%

13%

12%

5%


Процентное соотношение  указанных инстинктов вычисляется  по формуле: - для студентов и - для школьников, где х – процентное соотношение, а n – общее набранное количество баллов для каждого типа.

Таким образом, в результате опроса выяснилось, что в сознании студентов доминирующим является либертофильный и генофильный инстинкты (а также  другие указанные в таблице, на проявляющиеся  слабее). Доминирующая роль первого  инстинкта объясняется стремлением к независимости, свободе, что связано с периодом окончательного формирования личности; готовностью отстаивать свое мнение, свои позиции, нетерпеньем к любым формам ограничений. В возрасте примерно 16 – 20 лет человек особенно стремится стать самостоятельным – «встать на ноги», сформулировать цель своей жизни и последующих действий. Господствующая роль второго, генофильного, инстинкта связана, во-первых, вновь с возрастом, периодом начала проявления родительского чувства, что может быть закреплено генетически, и, во-вторых, имеет связь с тем, что более 90% опрошенных являлись девушками, которые уже с раннего возраста склонны проявлять чувство материнства.

У школьников сознательно  доминирующими инстинктами являлись: также либертофильный, доминантный, исследовательский и некоторые другие, доминирующие меньше. Причина существования первого и второго указанного инстинкта аналогична. Доминирующая роль исследовательского инстинкта может быть связана с сосредоточенностью и повышенным вниманием к учебной деятельности, творчеству, приобретению новых знаний и навыков в связи с окончанием школы, предстоящим экзаменом и, что важнее, выбором будущей специальности и учебного заведения или места работы.

Теперь обратимся ко второй методике из этой же серии. Она  представляет собой набор четырех ассоциативных тестов для выявления доминирующего инстинкта, представленного в бессознательном. Испытуемым предлагается отобрать наиболее близкие и значимые для него символы, цифры, деревья, фигуры. Наибольшее число совпадений, указанных в одной из колонок таблицы определяет доминирующий бессознательный инстинкт испытуемого. Ассоциативные тесты предлагались тому же набору испытуемых. Данные, полученные после проведения тестов занесены в таблицу, которая представлена ниже.

Для вычисления процентного соотношения между выявленными инстинктами были использованы формулы, указанные выше.

Испытуемые 

Сознательный доминирующий инстинкт

Соотношение к другим

инстинктам, %

Студенты 

генофильный альтруистический

доминантный

дигнитофильный

либертофильный

другие 

34%

28%

15%

15%

12%

6%

Школьники

дигнитофильный

исследовательский

доминантный

альтруистический

генофильный

другие 

23%

18%

17%

15%

14%

11%


 

В результате выяснилось, что доминирующими инстинктами, представленными в бессознательной сфере опрошенных студентов, являются генофильный и альтруистический. Присутствие в бессознании генофильного инстинкта определяется, в первую очередь, принадлежностью большинства испытуемых к женскому полу, что соответственно объясняет то, что главная цель, ценность, жизненный замысел подчинен главным образом одному – создание семьи, реализация себя в роли матери, жены, последующее подчинение своих интересов интересам детей, семьи. Альтруистическому типу людей характерно, как уже отмечалось, сопереживание и понимание других, доброта, забота и миролюбие – а это одни из основных качеств, которые должны обнаруживаться у будущего психолога, и поэтому вполне естественно и объяснимо выявление альтруистического инстинкта в бессознании психологического факультета.

В бессознании школьников господствующая роль принадлежит дигнитофильному, исследовательскому, доминантному инстинктам. Здесь следует объяснить причину  доминирования дигнитофильного  инстинкта, следующие за ним второй и третий уже были затронуты и  получили объяснение. Испытуемые учащиеся 16-17 лет оправданно проявляют нетерпимость к любым формам унижения и ущемления своих прав, ценят прямоту в общении и защиты чести и гордости. Альтруистический и генофильный инстинкт также были выявлены в бессознании школьников, несмотря на их слабое проявление.

Следует отметить еще  два немаловажных момента:

1) Большинству испытуемых  характерен смешенный тип личности  и конкретный единственный доминирующий  инстинкт выявлен лишь у небольшой  части опрошенных.

2) В данном исследовании неуместно жесткое обобщение при определении доминирующего инстинкта и типа личности.

В заключение изложения проведенного исследования хочется добавить следующее: как бы жизнь и воспитание не подавляли доминирующий инстинкт, он продолжает воздействовать через вытекающие из него фундаментальные установки. Более того, в случае подавления доминирующего инстинкта он из неосознанной сферы еще сильнее влияет на выбор. Доминирующему инстинкту соответствуют определенный темперамент, конструкция тела, лево- и правополушарное доминирование, преимущественная выраженность того или иного профиля интеллекта. Реализация доминирующего инстинкта в жизненном плане, образе жизни, в профессии, в отношении к себе и другим приносит удовлетворенность, гармоничность, адаптированность, здоровье.

2. Изучение процесса формирования двигательного навыка

В данном параграфе приведено  описание исследования по выявлению  психологических особенностей формирования двигательных навыков. Навыки – это  полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Как отметил Л. С. Немов, при автоматизации действий и операций, их превращение в навыки в структуре деятельности происходит ряд преобразований:

1) автоматизированные  действия и операции сливаются в единый, целостно протекающий акт, называемый умением, при этом лишние, ненужные движения исчезают, а количество ошибочных резко падает;

2) внешний, сенсорный  контроль заменяется внутренним, проприоцептивным, скорость выполнения  действия и операции возрастает, достигая оптимума – все это обычно происходит в результате упражнений и тренировки.

Целью следующего проведенного эксперимента является изучение формирования двигательного навыка и оценки сенсомоторной  координации. В качестве материала использовались: шаблон фигуры неправильной формы – пятиконечной звезды, зеркало, секундомер, бланки с двенадцатью фигурами. В эксперименте было занято 24 человека, студенты второго курса психологического факультета. Основная задача была сформулирована так: необходимо обвести фигуру по контуру, как можно точнее и затратив при этом минимальное время. Первоначальные действия производились на тренировочном бланке правой рукой в течение десяти попыток. Время фиксировалось в таблице. Затем необходимо было изменить условие эксперимента: теперь действия производились на втором, основном бланке в течение двенадцати попыток правой рукой, причем при первой и последней попытке правая рука заменялась на левую. И еще одна особенность: для оценки сенсомоторной координации шаблон закрывается от взора испытуемого листом бумаги, при этом создается условие отражения образа звезды в зеркале, на которое и должен ориентироваться испытуемый. Задача та же: максимально точно обводить фигуру по контуру, не отрывая при этом руку. Время фиксируется в этой же таблице (она приведена чуть ниже). Занесенное в ней время – это среднеарифметический показатель, вычисленный по формуле: , где - зафиксированное время каждого испытуемого при очередной попытке, а n – количество испытуемых.

№ попыт-ки

Время выполнения попытки, сек.

Число ошибок

Тренировоч-ный бланк 

Основной 

бланк

Правая

рука 

Левая

рука 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

17

19

18

18

20

18

17

17

17

15

65

88

95

87

44

45

42

37

44

43

58

52

29

24

24

23

22

21

18

18

16

16

24

18

 

   

и - общее затраченное время на работу с тренировочным и основным бланком соответственно.

В качестве завершения количественного  анализа результатов строится два  графика: график зависимости времени  от числа попыток и график зависимости  количества ошибок от числа попыток, который наглядно отражает уменьшение числа ошибок при увеличении числа попыток, то есть обратную их зависимость.

Возвращаясь к первому  графику и проследив по нему три  переходящих друг в друга части, соответственно им можно выделить 3 основных этапа при формировании двигательных навыков, как и любых других:

1) первоначальное овладение  действием: на первом этапе  обычно наблюдается довольно  быстрое улучшение показателей  скорости и качества работы, так  как первое практическое ознакомление с условиями работы и приспособления к ним ведет к устранению наиболее грубых ошибок. Первый этап носит название аналитический.

2) уточнение и объединение  действий: на втором этапе нарастание  успеха замедляется – это означает  уточнение и объединение действий, что является более сложным по сравнению с первоначальным ознакомлением.

3) происходит дальнейшее  совершенствование навыка и его  автоматизация. Это так называемый  этап закрепления.

Оценка сенсомоторной  координации Т производится по формуле  . Полученный индивидуальный показатель сравнивается с другими с целью выявления наибольшей и наименьшей оценки.

Таким образом, мы проследили процесс формирования двигательного навыка.

Процесс формирования можно  представить в виде кривой, убывающей  и возрастающей в определенных точках (минимума и максимумах), в которых происходит переход от первого ко второму этапу от второго к третьему.

Физиологической основой  автоматизации компонентов деятельности, первоначально представленных в  ее структуре в виде действий и  операций и затем превращающихся в навыки, является, как показал Н. А. Бернштейн, «переход управления деятельностью на подсознательный уровень регуляции и доведение его до автоматизма».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная работа «Сознание и бессознание в психике и поведении человека» включает в свое основное содержание две главы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты изучения сознания и бессознательного психического. В ходе их исследования отдельно рассматриваются основные компоненты, составляющие содержание понятия сознания и бессознания. В первом и втором параграфах первой главы прослеживается аналогичный анализ содержания изучаемых понятий; в частности дается определение и характеристика сознания и бессознания, производится экскурс в историю, где рассматривается возникновение и развитие исследуемых понятий, их структура, составляющие элементы и виды сознания как внешней ступени развития психики и бессознательное, а также бессознательные проявления в психике и поведении человека.

Содержание первой главы  может быть использовано педагогами, руководителями и всеми желающими для подготовки к уроку, лекции, семинару, докладу.

Во второй главе данной работы проводятся эмпирические исследования некоторых проявлений сознания и  бессознания. В частности представлено описание практических исследований влияния сознания и бессознательного на поведение и психику человека, и на формирование двигательного навыка. С этой целью были использованы следующие методики: вопросник, определяющий доминирующий инстинкт, представленный в сознании и ассоциативный тест для выявления доминирующего бессознательного инстинкта, разработанные В. И. Гарбузовым, а также эксперимент, позволяющий выявить психологические особенности формирования двигательных навыков. В исследованиях для выявления доминирующих инстинктов было занято 50 испытуемых, из них 24 – студенты 2-го курса психологического факультета и 26 – ученики 11-го класса школы-лицея №41. Выявление особенностей формирования двигательных навыков происходило с помощью 24 человек – вышеуказанной группы студентов.

В первом параграфе второй главы представлена типология, состоящая  из семи типов личности: эгофильный, генофильный, альтруистический, исследовательский, доминантный, либертофильный, дигнитофильный, а также их краткая характеристика. В результате проведенных исследований выяснилось, что в сознании студентов доминирующая роль принадлежит либертофильному и генофильному инстинкту, а в сознании школьников – также либертофильному, доминантному и исследовательскому. В бессознательной сфере у студентов психологического факультета наиболее ярко представлены генофильной и альтруистической инстинкты, а в бессознании учеников 11-го класса господствующая роль принадлежит дигнитофильному, исследовательскому и доминантному инстинкту.

Возможные причины доминирования того или иного инстинкта приведены выше, во второй главе.

Главной целью следующего проведенного эксперимента, описанного во втором параграфе главы, являлось изучения особенностей формирования двигательного  навыка. В результате было выделено 3 основных этапа при формировании двигательных навыков:

1) Аналитический этап  – первоначальное ознакомление, овладение действием.

2) Этап уточнения и  объединения действий.

3) Этап закрепления  – совершенствование и автоматизация  навыка.

В заключении был сделан вывод, указывающий на связь сознания и бессознания и значение бессознания в исследуемом процессе: в процессе формирования навыка происходит переход управления деятельностью на бессознательный уровень регуляции и доведение их до автоматизма.

В завершении данной работы «Сознание и бессознание в психике и поведении человека» позвольте кратко изложить основные выводу:

Информация о работе Сознание и бессознательное в психике и поведении человека