Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 17:15, контрольная работа
Цель и задачи исследования: цель данной работы определяется как исследование сознания и бессознательных компонентов человеческой психики, их формирование, проявление и значение.
Задачами являются:
1) Раскрытие вопроса сознания как высшей ступени развития психики человека;
2) Выявление бессознательных проявлений в психике человека, их роль в поведении;
Введение……………………………………………………………………….... 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения сознания и бессознательного…... 8
1. Сознание как высшая ступень развития психики…………………………. 8
2. Бессознательное проявление в психике и поведении человека…………... 13
Глава II. Эмпирические исследования некоторых проявлений сознания и бессознательного……………………………………………………………….. 24
1. Выявление доминирующего инстинкта……………………………………. 24
2. Изучение процесса формирования двигательного навыка………………... 30
Заключение……………………………………………………………………… 34
Список литературы……………………………………………………………... 37
Приложение…………………………………………………………………….. 40
Полученные результаты опроса занесены в следующую таблицу:
Испытуемые |
Сознательный доминирующий инстинкт |
Соотношение к другим инстинктам, % |
Студенты |
либертофильный генофильный дигнитофильный исследовательский эгофильный другие |
29% 26% 17% 14% 9% 5% |
Школьники |
либертофильный доминантный исследовательский дигнитофильный альтруистический другие |
26% 25% 19% 13% 12% 5% |
Процентное соотношение указанных инстинктов вычисляется по формуле: - для студентов и - для школьников, где х – процентное соотношение, а n – общее набранное количество баллов для каждого типа.
Таким образом, в результате
опроса выяснилось, что в сознании
студентов доминирующим является либертофильный
и генофильный инстинкты (а также
другие указанные в таблице, на проявляющиеся
слабее). Доминирующая роль первого
инстинкта объясняется стремлен
У школьников сознательно
доминирующими инстинктами
Теперь обратимся ко второй методике из этой же серии. Она представляет собой набор четырех ассоциативных тестов для выявления доминирующего инстинкта, представленного в бессознательном. Испытуемым предлагается отобрать наиболее близкие и значимые для него символы, цифры, деревья, фигуры. Наибольшее число совпадений, указанных в одной из колонок таблицы определяет доминирующий бессознательный инстинкт испытуемого. Ассоциативные тесты предлагались тому же набору испытуемых. Данные, полученные после проведения тестов занесены в таблицу, которая представлена ниже.
Для вычисления процентного соотношения между выявленными инстинктами были использованы формулы, указанные выше.
Испытуемые |
Сознательный доминирующий инстинкт |
Соотношение к другим инстинктам, % |
Студенты |
генофильный альтруистический доминантный дигнитофильный либертофильный другие |
34% 28% 15% 15% 12% 6% |
Школьники |
дигнитофильный исследовательский доминантный альтруистический генофильный другие |
23% 18% 17% 15% 14% 11% |
В результате выяснилось,
что доминирующими инстинктами,
представленными в
В бессознании школьников
господствующая роль принадлежит дигнитофильному,
исследовательскому, доминантному инстинктам.
Здесь следует объяснить
Следует отметить еще два немаловажных момента:
1) Большинству испытуемых
характерен смешенный тип
2) В данном исследовании неуместно жесткое обобщение при определении доминирующего инстинкта и типа личности.
В заключение изложения проведенного исследования хочется добавить следующее: как бы жизнь и воспитание не подавляли доминирующий инстинкт, он продолжает воздействовать через вытекающие из него фундаментальные установки. Более того, в случае подавления доминирующего инстинкта он из неосознанной сферы еще сильнее влияет на выбор. Доминирующему инстинкту соответствуют определенный темперамент, конструкция тела, лево- и правополушарное доминирование, преимущественная выраженность того или иного профиля интеллекта. Реализация доминирующего инстинкта в жизненном плане, образе жизни, в профессии, в отношении к себе и другим приносит удовлетворенность, гармоничность, адаптированность, здоровье.
В данном параграфе приведено описание исследования по выявлению психологических особенностей формирования двигательных навыков. Навыки – это полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Как отметил Л. С. Немов, при автоматизации действий и операций, их превращение в навыки в структуре деятельности происходит ряд преобразований:
1) автоматизированные действия и операции сливаются в единый, целостно протекающий акт, называемый умением, при этом лишние, ненужные движения исчезают, а количество ошибочных резко падает;
2) внешний, сенсорный
контроль заменяется
Целью следующего проведенного эксперимента является изучение формирования двигательного навыка и оценки сенсомоторной координации. В качестве материала использовались: шаблон фигуры неправильной формы – пятиконечной звезды, зеркало, секундомер, бланки с двенадцатью фигурами. В эксперименте было занято 24 человека, студенты второго курса психологического факультета. Основная задача была сформулирована так: необходимо обвести фигуру по контуру, как можно точнее и затратив при этом минимальное время. Первоначальные действия производились на тренировочном бланке правой рукой в течение десяти попыток. Время фиксировалось в таблице. Затем необходимо было изменить условие эксперимента: теперь действия производились на втором, основном бланке в течение двенадцати попыток правой рукой, причем при первой и последней попытке правая рука заменялась на левую. И еще одна особенность: для оценки сенсомоторной координации шаблон закрывается от взора испытуемого листом бумаги, при этом создается условие отражения образа звезды в зеркале, на которое и должен ориентироваться испытуемый. Задача та же: максимально точно обводить фигуру по контуру, не отрывая при этом руку. Время фиксируется в этой же таблице (она приведена чуть ниже). Занесенное в ней время – это среднеарифметический показатель, вычисленный по формуле: , где - зафиксированное время каждого испытуемого при очередной попытке, а n – количество испытуемых.
№ попыт-ки |
Время выполнения попытки, сек. |
Число ошибок | |||
Тренировоч-ный бланк |
Основной бланк |
Правая рука |
Левая рука | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
17 19 18 18 20 18 17 17 17 15 |
65 88 95 87 44 45 42 37 44 43 58 52 |
29 24 24 23 22 21 18 18 16 16 |
24 18 | |
|
|
и - общее затраченное время на работу с тренировочным и основным бланком соответственно.
В качестве завершения количественного анализа результатов строится два графика: график зависимости времени от числа попыток и график зависимости количества ошибок от числа попыток, который наглядно отражает уменьшение числа ошибок при увеличении числа попыток, то есть обратную их зависимость.
Возвращаясь к первому графику и проследив по нему три переходящих друг в друга части, соответственно им можно выделить 3 основных этапа при формировании двигательных навыков, как и любых других:
1) первоначальное овладение
действием: на первом этапе
обычно наблюдается довольно
быстрое улучшение показателей
скорости и качества работы, так
как первое практическое
2) уточнение и объединение
действий: на втором этапе нарастание
успеха замедляется – это
3) происходит дальнейшее
совершенствование навыка и
Оценка сенсомоторной координации Т производится по формуле . Полученный индивидуальный показатель сравнивается с другими с целью выявления наибольшей и наименьшей оценки.
Таким образом, мы проследили процесс формирования двигательного навыка.
Процесс формирования можно представить в виде кривой, убывающей и возрастающей в определенных точках (минимума и максимумах), в которых происходит переход от первого ко второму этапу от второго к третьему.
Физиологической основой
автоматизации компонентов
Данная работа «Сознание и бессознание в психике и поведении человека» включает в свое основное содержание две главы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты изучения сознания и бессознательного психического. В ходе их исследования отдельно рассматриваются основные компоненты, составляющие содержание понятия сознания и бессознания. В первом и втором параграфах первой главы прослеживается аналогичный анализ содержания изучаемых понятий; в частности дается определение и характеристика сознания и бессознания, производится экскурс в историю, где рассматривается возникновение и развитие исследуемых понятий, их структура, составляющие элементы и виды сознания как внешней ступени развития психики и бессознательное, а также бессознательные проявления в психике и поведении человека.
Содержание первой главы может быть использовано педагогами, руководителями и всеми желающими для подготовки к уроку, лекции, семинару, докладу.
Во второй главе данной работы проводятся эмпирические исследования некоторых проявлений сознания и бессознания. В частности представлено описание практических исследований влияния сознания и бессознательного на поведение и психику человека, и на формирование двигательного навыка. С этой целью были использованы следующие методики: вопросник, определяющий доминирующий инстинкт, представленный в сознании и ассоциативный тест для выявления доминирующего бессознательного инстинкта, разработанные В. И. Гарбузовым, а также эксперимент, позволяющий выявить психологические особенности формирования двигательных навыков. В исследованиях для выявления доминирующих инстинктов было занято 50 испытуемых, из них 24 – студенты 2-го курса психологического факультета и 26 – ученики 11-го класса школы-лицея №41. Выявление особенностей формирования двигательных навыков происходило с помощью 24 человек – вышеуказанной группы студентов.
В первом параграфе второй главы представлена типология, состоящая из семи типов личности: эгофильный, генофильный, альтруистический, исследовательский, доминантный, либертофильный, дигнитофильный, а также их краткая характеристика. В результате проведенных исследований выяснилось, что в сознании студентов доминирующая роль принадлежит либертофильному и генофильному инстинкту, а в сознании школьников – также либертофильному, доминантному и исследовательскому. В бессознательной сфере у студентов психологического факультета наиболее ярко представлены генофильной и альтруистической инстинкты, а в бессознании учеников 11-го класса господствующая роль принадлежит дигнитофильному, исследовательскому и доминантному инстинкту.
Возможные причины доминирования того или иного инстинкта приведены выше, во второй главе.
Главной целью следующего проведенного эксперимента, описанного во втором параграфе главы, являлось изучения особенностей формирования двигательного навыка. В результате было выделено 3 основных этапа при формировании двигательных навыков:
1) Аналитический этап – первоначальное ознакомление, овладение действием.
2) Этап уточнения и объединения действий.
3) Этап закрепления
– совершенствование и
В заключении был сделан вывод, указывающий на связь сознания и бессознания и значение бессознания в исследуемом процессе: в процессе формирования навыка происходит переход управления деятельностью на бессознательный уровень регуляции и доведение их до автоматизма.
В завершении данной работы «Сознание и бессознание в психике и поведении человека» позвольте кратко изложить основные выводу:
Информация о работе Сознание и бессознательное в психике и поведении человека