Сознание и бессознательное в поведении человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:54, контрольная работа

Краткое описание

Существенное отличие человека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это связано со сферой человеческого сознания.

Оглавление

Введение 3
1. Сознание как высшая ступень развития психики 3
2. Бессознательное проявление в поведении человека 3
3. Взаимоотношения сознательного и бессознательного. 3
Заключение 3
Словарь основных понятий 3
Список используемой литературы 3

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ-Психология - Сознание и бессознательное в поведении человека-600.docx

— 51.48 Кб (Скачать)

   Фрейд особо обратил свое внимание на сексуальные  влечения и влечение смерти. Если первые направлены на утверждение в жизни, то вторые ориентированы на разрушение и смерть. Был проведен подробный анализ сексуальности. Фрейд нарисовал своеобразную картину развития сексуального влечения в онтогенезе: появляясь в раннем детстве, сексуальность проходит через всю последующую жизнь человека. В разные временные периоды она имеет лишь иной характер и иной объект, на который направлена. Сознание создает разного рода нормы, законы, правила, которые подавляют подсознательную сферу, являясь для нее цензурой духа. Подсознательная сфера может проявлять себя только в области анормальных (сновидения, случайные оговорки, описки и прочее) или прямоненормальных (неврозы, психозы и подобные им) явлениях. Между сознательным началом и бессознательными силами существует постоянный конфликт. Согласно концепции Фрейда, бессознательное властвует над сознательным, а разум «плетется на поводу» у влечений и страстей.

   Как говорилось выше, велика заслуга Фрейда в разработке терапевтической практики «психоанализе». В случае конфликта  с многочисленными социальными  запретами нарастает внутренняя напряженность и в коре головного  мозга возникают изолированные  очаги возбуждения, для снятия которых  необходимо прежде всего осознать сам  конфликт и его причины. Переживания  вытесняются из области сознания, но далеко не всегда разрушаются. Длительное время очаги возбуждения могут  сохраняться в заторможенном  состоянии очень глубоко и  при неблагоприятных один из них  может выявиться и оказать  травмирующее влияние на состояние  человека, вплоть до развития психического заболевания. Для исключения такого болезнетворного влечения необходимо осознать травмирующий фактор и переоценить  его, ввести его в структуру других факторов и оценок внутреннего мира и тем самым разрядить очаг возбуждения и нормализовать  психическое состояние человека. Фрейд сформулировал указанную  зависимость и включил ее в  основу своей практики. Таким образом, психоанализ включает поиск очага (его вспоминание), вскрытие его (перевод информации в словесную форму), переоценку (изменение системы установок, отношений) переживания в соответствии с новой значимостью, ликвидацию очага возбуждения и, как следствие, нормализацию психического состояния человека. Психоанализ – процедура длительная и требующая доверительного общения человека с психоаналитиком.

   В последнее время разработан новый  метод вскрытия и поиска скрытых  очагов (подавленных переживаний, психотравм, желаний, неправильных действий) и гармонизации внутреннего мира человека – метод  ребефинга. Ребефинг применяет определенную технику дыхания, для того, чтобы дать человеку детальные представления о его разуме, теле, эмоциях, в результате сознание человека узнает, что содержится в подсознании, вскрывает «очаг подавления» и преобразует подавленное (то, что человек сделал неправильно) в общее чувство активности, уверенности и хорошего самочувствия.

   Возвращаясь к теории Фрейда, в дополнении следует  отметить, что научного внимания заслуживает  его концепция вытеснения – особого  защитного механизма психики. К  защитным механизмам он отнес такие  явления, как рационализм (обеспечение  аргументами инстинктивных влечений), вымещение, выражающееся в переориентации определенного чувства, навязчивой идеи на другого человека или объект, обращенные реакции (противоположная, обратная той реакции, которую можно  было бы ожидать в данной ситуации).

   В теории З. Фрейда можно выявить несколько  недостатков:

   1. Представление бессознательного как самого психического начала, которое живет в душе человека отдельно, обособлено и постоянно враждует с сознательным;

   2. Преувеличенная роль бессознательного вообще и сексуальных влечений в частности. Ошибка Фрейда заключается не в постановке проблем, а в способе их решения;

   3. Научная несостоятельность фрейдизма проявляется в принижении роли разума и биологизации социальных явлений. Согласно учению Фрейда вытекает то, что слепые инстинкты и примитивные влечения стоят впереди логики, идеалов и разума. Влечение, а не внешние воздействия являются подлинными двигателями индивидуального и социального прогресса; они – ведущие стимулы деятельности, подчиненной принципу наслаждения.

   Тем не менее, концепция данного автора оказала огромное, решающее влияние на раскрытие и развитие в истории рассматриваемой проблемы, проблемы бессознательного и ее роли в структуре психики человека.

 

  1. Взаимоотношения сознательного и  бессознательного.

     Какими  различными ни казались бы сознательное и бессознательное, их ни в коем случае нельзя отделять друг от друга. Их можно рассматривать только как единое целое, как сказал об этом Зигмунд Фрейд: "У нас нет, и не может быть, никакого представления о форме существования бессознательного, о том, каким оно является само по себе, независимо от сознания".

     Сущность  диалектики сознательного и бессознательного рассматривал ещё Платон. У него есть миф о вознице и упряжке  из двух коней. Этот образ олицетворяет человеческую душу. Один из коней в  упряжке породистый, благородный, поддающийся  управлению, другой – дикий, рвущийся идти собственным путём любой  ценой. Возница символизирует разумную часть души, кони – два типа мотивов: низшие и высшие побуждения. Разум, по мнению Платона, призван согласовать  эти два мотива, в связи с  чем, он испытывает большие трудности  из – за несовместимости низменных  и благородных влечений.

     О сложности взаимоотношений Я  и Оно говорил Зигмунд Фрейд. «Отношение к внешнему миру для Я стало решающим, оно взяло на себя задачу представлять его перед Оно для блага Оно, которое в слепом стремлении к удовлетворению влечений, не считаясь с этой сверхсильной внешней властью, не смогло бы избежать уничтожения. Выполняя эту функцию, Я должно наблюдать за внешним миром, откладывать в следах своих восприятий правильный его образ, путем проверки реальностью удалять из этой картины внешнего мира все добавления, идущие от внутренних источников возбуждения. По поручению Оно Я владеет подходами к моторике, но между потребностью и действием оно делает отсрочку для мыслительной работы, во время которой использует остатки воспоминаний из опыта. Таким образом, принцип удовольствия, который неограниченно правит ходом процессов в Оно, оказывается низвергнутым с трона и заменяется принципом реальности, который обещает больше надежности и успеха». Я в душевной жизни представляет здравый смысл и благоразумие, а Оно - неукротимые страсти.

     Также Фрейд говорит о точке зрения, по которой Я является частью Оно, которая «модифицировалась благодаря близости и влиянию внешнего мира, приспособлена к восприятию раздражений и защите от них, может быть сравнима с корковым слоем, которым окружен комочек живой субстанции. Я является лишь частью Оно, частью, целесообразно измененной близостью к грозящему опасностями внешнему миру. В динамическом отношении оно слабо, свою энергию оно заимствовало у Оно, и мы имеем некоторое представление относительно методов, можно даже сказать, лазеек, благодаря которым оно продолжает отнимать, энергию у Оно».

     Если  у Оно есть притязания к какому – то объекту, Я идентифицирует себя с этим объектом, оно предлагает себя Оно вместо объекта, желая направить  либидо Оно на себя.

     «Мы уже знаем, что в процессе жизни Я принимает в себя большое число остатков бывшей привязанности к объектам. В общем, Я должно проводить в жизнь намерения Оно, оно выполняет свою задачу, изыскивая обстоятельства, при которых эти намерения могут быть осуществлены наилучшим образом. Отношение Я к Оно можно сравнить с отношением наездника к своей лошади. Лошадь дает энергию для движения, наездник обладает преимуществом определять цель и направление движения сильного животного. Но между Я и Оно слишком часто имеет место далеко не идеальное взаимоотношение, когда наездник вынужден направлять скакуна туда, куда тому вздумается.

     Между антагонистичными частями человеческой личности происходит постоянный конфликт. Я приходится балансировать на грани  между желаниями Оно, цензурой Сверх–Я  и требованиями общества. Тремя тиранами являются: внешний мир, Сверх-Я и  Оно. Если понаблюдать за усилиями Я, направленными на то, чтобы служить  им одновременно, а точнее, подчиняться  им одновременно, вряд ли мы станем сожалеть о том, что представили это  Я в персонифицированном виде как некое существо. Оно чувствует  себя стесненным с трех сторон, ему  грозят три опасности, на которые  оно, будучи в стесненном положении, реагирует появлением страха. Благодаря  своему происхождению из опыта системы  восприятия, оно призвано представлять требования внешнего мира, но оно хочет  быть и верным слугой Оно, пребывать  с ним в согласии, предлагая  ему себя в качестве объекта, привлекать его либидо на себя. В своем стремлении посредничать между Оно и реальностью  оно часто вынуждено одевать бессознательные требования Оно в свои предсознательные рационализации, затушевывать конфликты Оно с реальностью, с дипломатической неискренностью разыгрывать оглядку на реальность, даже если Оно упорствует и не сдается. С другой стороны, за ним на каждом шагу наблюдает строгое Сверх-Я, которое предписывает ему определенные нормы поведения, невзирая на трудности со стороны Оно и внешнего мира, и наказывает его в случае непослушания напряженным чувством неполноценности и сознания вины. Так Я, движимое Оно, стесненное Сверх-Я, отталкиваемое реальностью, прилагает все усилия для выполнения своей экономической задачи установления гармонии между силами и влияниями, которые действуют в нем и на него, и мы понимаем, почему так часто не можем подавить восклицания: жизнь не легка! Если Я вынуждено признать свою слабость, в нем возникает страх, реальный страх перед внешним миром, страх совести перед Сверх-Я, невротический страх перед силой страстей в Оно».

     О сложности отношений сознательного и бессознательного может свидетельствовать следующее высказывание Зигмунда Фрейда: «Даже часть Я (один Бог ведает, насколько важная часть Я может быть бессознательной), без всякого сомнения, бессознательна».

     На  взаимосвязи сознательного и  бессознательного базируется психоанализ. Суть психоанализа состоит в методе катарсиса, или самоочищения, то есть перенесения некоего травмирующего  воспоминания или образа из области  бессознательного в сознательное. Укрепить Я, сделать его более независимым от Сверх-Я, расширить поле восприятия и перестроить его организацию так, чтобы оно могло освоить новые части Оно. «Там, где было Оно, должно стать Я».

 

     Заключение

     На  этом я хочу подвести итоговую черту  под описанием сознательного  и бессознательного, того что определяет наше поведение, наши поступки, Того, от чего зависят наши самые сокровенные  желания, и того, что эти желания  контролирует.

     Итак, человеческая психика носит осознанный и неосознанный характер. Благодаря активному и опережающему отражению органами чувств и головным мозгом внешних объектов в форме психики, становится возможным осуществление действий, адекватных этим объектам. Высшим уровнем развития психики человека является сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики человека, возникшая как результат общественно-исторических условий формирования его в трудовой деятельности при постоянном общении с помощью языка с другими людьми.

     Сознание отражает действительность категориально, через совокупность знаний, через обобщенный человеческий опыт. Отражение существенных закономерных связей действительности осуществляется в обобщениях, с предвидением событий, осознанием цели деятельности, предвосхищением будущего результата деятельности, его психическим моделированием в системе понятий. Основной функцией сознания является обеспечение целеполагающей деятельности человека. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К этим процессам относят ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновлять в сознании образы прошлого, воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний.

     Понятие «сознание» употребляется в психологии, психиатрии и других науках в смысле, отвечающем приведенным выше его основным характеристикам. При этом психиатры, перед которыми постоянно возникает вопрос о наличии, сохранении или нарушении сознания у больного, под сознанием понимают заключенные в психике данного человека возможности отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности. Человек, у которого сохранено ясное сознание, оценивает вновь поступающую в мозг информацию с учетом уже имеющихся у него знаний и выделяет себя из окружающей среды, сохраняет сложившуюся систему отношений к другим людям и к обстановке деятельности и на основе всех этих данных управляет своим поведением.

     Бессознательное - непременная составная часть психической деятельности каждого человека. Научное понимание проблемы бессознательного разделяется на два основных направления: теорию психоанализа (родоначальник З. Фрейд) и теорию неосознаваемой психологической установки. Это два разных способа оперирования феноменом бессознательного в его связях с психикой в целом. Психоанализ рассматривает сознание и бессознательное как взаимоисключающие элементы психической деятельности. Психология установки, напротив, имеет в основе идею целостной психики - опирается на представление о фундаментальном единстве человеческой личности. В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями; движения, бывшие в прошлом сознательными, но в силу повторения автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др.

     Бессознательное нельзя считать низшим уровнем психики, ибо это специфически человеческое психическое явление, которое детерминировано общественными условиями сознания человека и неразрывно с ним связано.

     Человека  называют совершенным творением  природы, её венцом. И бесспорно, наша психика, наша душа, то, что отделяет человека от животного мира – уникальное и удивительно сложное явление. Но с другой стороны разве можно  считать идеалом человека, когда  даже части его психики противоположны друг другу, когда человеку приходится балансировать на тонкой грани между  удовлетворением потребностей, моралью  и требованиями общества?

 

     Словарь основных понятий

Информация о работе Сознание и бессознательное в поведении человека