Структура сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:26, реферат

Краткое описание

Сознание это осознание наиближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивидуума; в то же время оно - осознание природы.
Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются только тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее различие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира.

Оглавление

1.Формы отражения. Определение сознания 1
2. Происхождение сознания. Роль труда в формировании сознания 3
3.Структура сознания 4
4. Сознание и язык. Идеальное и материальное 6
Глоссарий 11
Список литературы 12

Файлы: 1 файл

Структура сознания.docx

— 32.59 Кб (Скачать)

                                   Содержание

1.Формы отражения. Определение  сознания                                               1

2. Происхождение сознания. Роль труда в формировании сознания    3

3.Структура сознания                                                                                           4    

4. Сознание и язык. Идеальное и материальное                                         6

Глоссарий                                                                                                              11 

Список литературы                                                                                              12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы отражения. Определение  сознания

Отражение - итог взаимодействия объектов. С простейшей формой отражения мы встречаемся  в неорганическом мире. Это пассивное  отражение. Оно осуществляется в форме механических и физико-химических конфигураций.

По мере усложнения организации материи и появления  жизни на Земле у простых организмов, а также растений сформировалась способность «отвечать” на действие наружной среды и даже усваивать (перерабатывать) продукты данной среды (пример - насекомоядные растения). Эта форма отражения именуется раздражимостью. Раздражимость характеризуется определенной избирательностью - простой организм, растение, животное приспосабливается к окружающей среде.

Прошли многие миллионы лет, до этого, чем возникла способность чувства, с помощью которого уже более высоко организованное живое существо на базе сформировавшихся органов чувств (слуха, зрения, осязания и др.) Получило способность отражать отдельные характеристики объектов - цвет, форму, температуру, мягкость, влажность и т.п. Это стало вероятным потому, что у животных возник особый аппарат (нервная система), который дозволяет активизировать их дела с окружающей средой.

Высшей формой отражения на уровне животного царства  является восприятие, которое дозволяет  охватить объект в его целостности  и полноте.

Психика (как  итог взаимодействия мозга с внешним  миром) и психическая деятельность дозволили животным не лишь приспосабливаться  к окружающей среде, но и в определенной мере проявлять внутреннюю активность по отношению к ней и даже изменять среду. Возникновение психики у  животных значит появление нематериальных действий. Как проявили исследования, в базе психической деятельности лежат безусловные и условные рефлексы головного мозга. Цепь безусловных  рефлексов является биологической  предпосылкой формирования инстинктов. Наличие у животных чувств, восприятий, “впечатлений”, “переживаний”, наличие элементарного (конкретного, “предметного”) мышления есть база возникновения человеческого сознания.

Сознание - высшая форма отражения реального мира; свойственная лишь людям и сплетенная с речью функция мозга, заключающаяся  в обобщенном и целенаправленном отражении реальности, в предварительном  мысленном построении действий и  предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, методом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те либо другие его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Сознание  это осознание наиближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивидуума; в то же время оно - осознание природы.

Сознанию  человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются только тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее различие психики человека от психики самых  развитых представителей животного  мира.

Отражение в  неживой природе соответствует  первым трем формам движения материи (механической, физической, химической), отражение  в живой природе - биологической  форме, а сознание - социальной форме  движения материи.

 

Происхождение сознания. Роль труда в формировании сознания

 

Процесс становления  человека был действием разложения инстинктивной базы психики животных и формирования устройств сознательной деятельности. Сознание могло появиться  только как функция высокоорганизованного  мозга, который сформировался под  влиянием труда и речи. Зачатки  труда характерны для австралопитеков, труд же стал отличительным признаком их преемников - питекантропов и синантропов - первых людей на земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня. Неандертальский человек существенно продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличил их ассортимент и вовлек в создание новый прикладной материал (научился изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строил жилища и пр.). Наконец, человек современного типа - человек разумный, поднял уровень техники на еще огромную высоту.

Решающая  роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материальное фиксированное выражение  в том, что мозг как орган сознания развивался сразу с развитием  руки как органа труда, конкретно рука как “воспринимающий” (конкретно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные уроки иным органам чувств, к примеру, глазу. Активно работающая рука учила голову мыслить, до этого, чем сама стала орудием выполнения воли головы, заранее планирующей практические деяния.

В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные чувства. Логика практических действий фиксировалась  в голове и преобразовывалась  в логику мышления: человек обучался мыслить. И до этого, чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его итог, и метод воплощения, и средства заслуги этого результата. Совместно с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий меж его участниками.

Разделение  трудовых усилий может быть только в том случае, если участники как- то осмысливают связь собственных  действий с действиями остальных  членов коллектива и тем самым  с достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с возникновением публичных отношений, которые требовали  подчинения жизни индивидуума социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.

 

Структура сознания

Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение реальности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом  либо социальном, чувственном либо оптимальном.

В более узеньком и особом значении сознание - не просто психическое состояние, а высшая, фактически человеческая форма отражения  реальности. В структуре сознания отчетливо выделяются такие моменты, как осознание вещей, а также  переживание, то есть определенное отношение  к содержанию того, что отражается. Метод, каким существует сознание, и  каким нечто существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке.

Познание, осознание  вещей имеет разные уровни, глубину  проникания в объект и степень  ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и  религиозное осознание мира, а  также чувственный и оптимальный  уровни сознания. Чувства, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Но оно включает в  себя и акт внимания как свой нужный компонент. Конкретно благодаря  сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Воздействующие  на нас предметы, действия вызывают в нас не лишь познавательные виды, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, рыдать, восхищаться, любит  и ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное  искание истины.

Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и  быть не может человеческого искания  истины. Богатейшая сфера эмоциональной  жизни человеческой личности включает в себя фактически чувства, представляющие собой отношение к внешним  воздействиям (наслаждение, удовлетворенность, горе и др.), Настроение либо эмоциональное  самочувствие (радостное, подавленное  и т.д.) И аффекты (ярость, кошмар, отчаяние и т. п.).

В силу определенного  дела к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое более колоритное выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром.

Чувства, эмоции суть составляющие человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает  все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком  мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства.

Познание  не ограничивается познавательными  действиями, направленными на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря  усилиям воли. Но сознание - это не сумма множества составляющих его  частей, а их гармоничное объединение, их интегральное сложно структурированное целое.

Сознание - высшая форма отражения реального мира, свойственная лишь человеку. Оно связано  с членораздельной речью, логическими  обобщениями, абстрактными понятиями.

Высшим уровнем  психического отображения, характерного лишь человеку как общественно-историческому  существу, является сознание. Сознание – это отображение в психике  человека идеальных образов реальности, собственной деятельности, самого себя. Сознание – не просто образ реальности, а особенная форма психической  деятельности, ориентированная на отображение  реальности.

 

Сознание и язык. Идеальное  и материальное.

Одной из предпосылок  его возникновения на биологическом  уровне явились существующие уже  у высших животных системы звуковой сигнализации.

Мимико-жестикулярные  и звуковые средства взаимного общения, прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

В языке с  особой отчетливостью обнаруживает себя общественная природа сознания. Язык так же древен, как и сознание. Язык и сознание представляют собой  органическое единство, не исключающее, однако, и противоречий между ними.

Сущность  языка обнаруживает себя в его  функциях. Прежде всего, язык выступает  как средство общения, передачи мыслей, выполняет коммуникативную функцию. Мысль представляет собой идеальное  отображение предмета и поэтому  не может быть ни выражена, ни передана без материального обрамления. В  роли материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово как  единство знака, звучания и значения, понятия.

Речь представляет собой деятельность, сам процесс  общения, обмена мыслями, чувствами  и т.п., осуществляемый с помощью  языка как средства общения. Но язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство выражения и оформления мыслей. Дело в том, что мысль, понятие  лишены образности, и потому выразить и усвоить мысль, значит облечь ее в словесную форму. Даже тогда, когда мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в языковые формы. Выполнение языком этой своей функции обеспечивается тем, что слово - это знак особого рода: в нем, как правило, нет ничего, что напоминало бы о конкретных свойствах обозначаемой вещи, явления, в силу чего оно и может выступать в роли знака - представителя целого класса сходных предметов, т.е. в роли знака понятия.

Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития сознания. В языковых формах наши представления, чувства  и мысли приобретают материальное бытие и благодаря этому могут  стать и становятся достоянием других людей.

Итак, сознание и язык органически связаны друг с другом. Но единство языка и  мышления не означает их тождества. Действительно  мысль, понятие как значение слова  есть отражение объективной реальности, а слово как знак - средство выражения  и закрепления мысли, средство и  передачи ее другим людям. К этому следует добавить, что мышление по своим логическим законам и формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и словарному составу - национален.

 Наконец,  отсутствие тождества языка и  мышления просматривается и в  том, что порой мы понимаем  все слова, а мысль, выраженная  с их помощью, остается для  нас недоступной, не говоря  уже о том, что в одно и  то же словесное выражение  люди с различным жизненным  опытом вкладывают далеко не  одинаковое смысловое содержание.

Эти особенности  в соотношении языка и мышления необходимо учитывать и в живой  речи, и в речи письменной. Естественные языки - главное и решающее средство общения между людьми, средство организации  нашего мышления. Вместе с тем по мере развития познания и общественной практики, наряду с языками, начинают все шире использоваться и неязыковые знаки, и знаковые системы. В конечном счете, все они, так или иначе связаны с естественным языком, дополняя его и расширяя его диапазон и возможности. К числу таких неязыковых знаковых систем можно отнести системы знаков, используемых в математике, химии, физике, нотную грамоту, знаки дорожного движения и т.д. Больше того, формируются искусственные языки - язык математики, других наук, а в последнее время и формализованные языки программирования.

Информация о работе Структура сознания