Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:26, реферат
Сознание это осознание наиближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивидуума; в то же время оно - осознание природы.
Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются только тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее различие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира.
1.Формы отражения. Определение сознания 1
2. Происхождение сознания. Роль труда в формировании сознания 3
3.Структура сознания 4
4. Сознание и язык. Идеальное и материальное 6
Глоссарий 11
Список литературы 12
1.Формы отражения.
2. Происхождение сознания. Роль труда в формировании сознания 3
3.Структура сознания
4. Сознание и язык. Идеальное и материальное
Глоссарий
Список литературы
Формы отражения. Определение сознания
Отражение - итог взаимодействия объектов. С простейшей формой отражения мы встречаемся в неорганическом мире. Это пассивное отражение. Оно осуществляется в форме механических и физико-химических конфигураций.
По мере усложнения
организации материи и
Прошли многие миллионы лет, до этого, чем возникла способность чувства, с помощью которого уже более высоко организованное живое существо на базе сформировавшихся органов чувств (слуха, зрения, осязания и др.) Получило способность отражать отдельные характеристики объектов - цвет, форму, температуру, мягкость, влажность и т.п. Это стало вероятным потому, что у животных возник особый аппарат (нервная система), который дозволяет активизировать их дела с окружающей средой.
Высшей формой отражения на уровне животного царства является восприятие, которое дозволяет охватить объект в его целостности и полноте.
Психика (как итог взаимодействия мозга с внешним миром) и психическая деятельность дозволили животным не лишь приспосабливаться к окружающей среде, но и в определенной мере проявлять внутреннюю активность по отношению к ней и даже изменять среду. Возникновение психики у животных значит появление нематериальных действий. Как проявили исследования, в базе психической деятельности лежат безусловные и условные рефлексы головного мозга. Цепь безусловных рефлексов является биологической предпосылкой формирования инстинктов. Наличие у животных чувств, восприятий, “впечатлений”, “переживаний”, наличие элементарного (конкретного, “предметного”) мышления есть база возникновения человеческого сознания.
Сознание - высшая
форма отражения реального
Сознание это осознание наиближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивидуума; в то же время оно - осознание природы.
Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются только тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее различие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира.
Отражение в неживой природе соответствует первым трем формам движения материи (механической, физической, химической), отражение в живой природе - биологической форме, а сознание - социальной форме движения материи.
Происхождение сознания. Роль труда в формировании сознания
Процесс становления
человека был действием разложения
инстинктивной базы психики животных
и формирования устройств сознательной
деятельности. Сознание могло появиться
только как функция
Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался сразу с развитием руки как органа труда, конкретно рука как “воспринимающий” (конкретно соприкасающийся с предметами) орган давала поучительные уроки иным органам чувств, к примеру, глазу. Активно работающая рука учила голову мыслить, до этого, чем сама стала орудием выполнения воли головы, заранее планирующей практические деяния.
В процессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательные чувства. Логика практических действий фиксировалась в голове и преобразовывалась в логику мышления: человек обучался мыслить. И до этого, чем приступить к делу, он уже мог мысленно представить и его итог, и метод воплощения, и средства заслуги этого результата. Совместно с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий меж его участниками.
Разделение трудовых усилий может быть только в том случае, если участники как- то осмысливают связь собственных действий с действиями остальных членов коллектива и тем самым с достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с возникновением публичных отношений, которые требовали подчинения жизни индивидуума социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.
Структура сознания
Понятие “сознание”
не однозначно. В широком смысле
слова под ним имеют в виду
психическое отражение
В более узеньком и особом значении сознание - не просто психическое состояние, а высшая, фактически человеческая форма отражения реальности. В структуре сознания отчетливо выделяются такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Метод, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание. Развитие сознания предполагает обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке.
Познание, осознание
вещей имеет разные уровни, глубину
проникания в объект и степень
ясности понимания. Отсюда обыденное,
научное, философское, эстетическое и
религиозное осознание мира, а
также чувственный и
Воздействующие на нас предметы, действия вызывают в нас не лишь познавательные виды, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, рыдать, восхищаться, любит и ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.
Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя фактически чувства, представляющие собой отношение к внешним воздействиям (наслаждение, удовлетворенность, горе и др.), Настроение либо эмоциональное самочувствие (радостное, подавленное и т.д.) И аффекты (ярость, кошмар, отчаяние и т. п.).
В силу определенного дела к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое более колоритное выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром.
Чувства, эмоции суть составляющие человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства.
Познание не ограничивается познавательными действиями, направленными на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Но сознание - это не сумма множества составляющих его частей, а их гармоничное объединение, их интегральное сложно структурированное целое.
Сознание - высшая
форма отражения реального
Высшим уровнем психического отображения, характерного лишь человеку как общественно-историческому существу, является сознание. Сознание – это отображение в психике человека идеальных образов реальности, собственной деятельности, самого себя. Сознание – не просто образ реальности, а особенная форма психической деятельности, ориентированная на отображение реальности.
Сознание и язык. Идеальное и материальное.
Одной из предпосылок его возникновения на биологическом уровне явились существующие уже у высших животных системы звуковой сигнализации.
Мимико-жестикулярные и звуковые средства взаимного общения, прежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.
В языке с особой отчетливостью обнаруживает себя общественная природа сознания. Язык так же древен, как и сознание. Язык и сознание представляют собой органическое единство, не исключающее, однако, и противоречий между ними.
Сущность
языка обнаруживает себя в его
функциях. Прежде всего, язык выступает
как средство общения, передачи мыслей,
выполняет коммуникативную
Речь представляет собой деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами и т.п., осуществляемый с помощью языка как средства общения. Но язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство выражения и оформления мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены образности, и потому выразить и усвоить мысль, значит облечь ее в словесную форму. Даже тогда, когда мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в языковые формы. Выполнение языком этой своей функции обеспечивается тем, что слово - это знак особого рода: в нем, как правило, нет ничего, что напоминало бы о конкретных свойствах обозначаемой вещи, явления, в силу чего оно и может выступать в роли знака - представителя целого класса сходных предметов, т.е. в роли знака понятия.
Наконец, язык
выполняет роль инструмента, накопления
знаний, развития сознания. В языковых
формах наши представления, чувства
и мысли приобретают
Итак, сознание
и язык органически связаны друг
с другом. Но единство языка и
мышления не означает их тождества. Действительно
мысль, понятие как значение слова
есть отражение объективной
Наконец,
отсутствие тождества языка и
мышления просматривается и в
том, что порой мы понимаем
все слова, а мысль,
Эти особенности в соотношении языка и мышления необходимо учитывать и в живой речи, и в речи письменной. Естественные языки - главное и решающее средство общения между людьми, средство организации нашего мышления. Вместе с тем по мере развития познания и общественной практики, наряду с языками, начинают все шире использоваться и неязыковые знаки, и знаковые системы. В конечном счете, все они, так или иначе связаны с естественным языком, дополняя его и расширяя его диапазон и возможности. К числу таких неязыковых знаковых систем можно отнести системы знаков, используемых в математике, химии, физике, нотную грамоту, знаки дорожного движения и т.д. Больше того, формируются искусственные языки - язык математики, других наук, а в последнее время и формализованные языки программирования.