Структура сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:26, реферат

Краткое описание

Сознание это осознание наиближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивидуума; в то же время оно - осознание природы.
Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются только тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее различие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира.

Оглавление

1.Формы отражения. Определение сознания 1
2. Происхождение сознания. Роль труда в формировании сознания 3
3.Структура сознания 4
4. Сознание и язык. Идеальное и материальное 6
Глоссарий 11
Список литературы 12

Файлы: 1 файл

Структура сознания.docx

— 32.59 Кб (Скачать)

Язык и  сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически  сложившиеся нормы, специфичные  у каждого народа, в одном и  том же объекте оттеняют различные  признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным образом  своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.

Состояние проблемы соотношения мышления и языка  еще далеко до завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для исследования.

Физиологические механизмы психических явлений  не тождественны содержанию самой психики, представляющей собой отражение  действительности в виде субъективных образов. Диалектико-материалистическая концепция сознания не совместима ни с идеалистическими воззрениями, отрывающими  психические явления от мозга, ни с взглядами, так называемых вульгарных материалистов, отрицающих специфику психического.

Отражение вещей, их свойств и отношений в мозгу, разумеется, не означает их перемещения  в мозг или образования их физических отпечатков в нем наподобие отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не холодеет, когда на него оказывают  воздействие твердые, синие и  холодные предметы. Переживаемый образ  внешней вещи есть нечто субъективное, идеальное. Он не сводим ни к самому материальному объекту, находящемуся вне мозга, ни к тем физиологическим  процессам, которые происходят в  мозгу и порождают этот образ. Идеальное есть не что иное, как  материальное, “пересаженное” в человеческую голову и преобразованное в ней.

Духовный  мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни обнаружить какими-либо приборами или химическими реактивами. В мозгу человека никто еще  не нашел непосредственно ни одной  мысли: мысль, идеальное не имеет  существования в физическом и  физиологическом смысле этого слова. Вместе с тем, мысли, идеи реальны. Они  существуют. Поэтому нельзя считать  идею чем-то “недействительным”. Однако, ее действительность, реальность не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное, индивидуальное сознание, а также весь мир “надличной“  духовной культуры человечества, то есть внешне объективированные идеальные  явления. Поэтому никак нельзя сказать, что реальнее - материя или сознание. Материя - объективная, а сознание - субъективная реальность.

Сознание  принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея есть ощущение, мысль, идея конкретного человека. Субъективность же образа - это отнюдь не произвольное привнесение чего-то от субъекта: объективная  истина есть тоже субъективное явление. Вместе с тем, субъективное выступает  и в смысле неполной адекватности образа оригиналу.

Содержание  мысленного образа предмета определяется не анатомо-физиологической организацией человека и не тем, что познающий  субъект находит непосредственно  в природе на основе своего индивидуального  опыта. Его содержание представляет собой синтетическую характеристику объекта, полученную в ходе предметно - преобразующей деятельности. Этим открывается принципиальная возможность объективного изучения сознания: оно может быть познано через формы своего выявления в чувственно-практической деятельности.

Субъективный  образ как знание, как духовная реальность и физиологические процессы как его материальный субстрат - качественно разные явления. Непонимание  этой качественной специфики порождало  механическую тенденцию их отождествления. Абсолютизация же специфики сознания как субъективного образа порождает  тенденцию противопоставлять идеальное  и материальное и доводить противопоставление  до полного распада мира на две  субстанции - духовную и материальную.

Сознание  и объективный мир - противоположности, образующие единство. Основой его  является практика, чувственно-предметная деятельность людей. Именно она и  порождает необходимость психического сознательного отражения действительности. Необходимость сознания, и при  этом сознания, дающего верное отражение  мира, лежит в условиях и требованиях  самой жизни.

Наконец, важнейшей  составляющей сознания, ставящей все  остальные его компоненты как  бы за одну скобку, является самосознание.

Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих  действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как  особой и единой личности.

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий:

ИНДИВИДУУМ (индивид) (от латинского individuum - неделимое; особь), 1) особь, каждый самостоятельно существующий организм. 2) отдельный  человек; личность.

Субстрат (от лат. substratum - основа, фундамент) - в широком смысле, основа всего  существующего. При этом субстрат часто  отождествляют с материей, субстанцией. В более узком смысле, под субстратом понимают те простейшие структуры или  образования, которые остаются устойчивыми, неизменными при любых преобразованиях  вещи и обусловливают ее конкретные свойства (например, атомы при химических реакциях).

Убеждение - элемент мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют поведение и волевые действия.

Гиппокамп — парная структура, расположенная в медиальных височных отделах полушарий. Правый и левый гиппокампы связаны комиссуральными нервными волокнами, проходящими в спайке свода (commissura fornicis) головного мозга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Высшая школа, 1991. - 287с.

А.Г. Спиркин. Базы философии: Учебное  пособие для вузов.

2. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления, 1981.

3. Проблема сознания в современной западной философии,1989

4. Анисимов О.С. Методологическая версия категориального аппарата психологии. Новгород, 1990.

5.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность, Политиздат, 1975.

6. Блез Паскаль   "Мысли"

 


Информация о работе Структура сознания