Современные тенденции развития высшего образования в Беларуси и за рубежем

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:46, реферат

Краткое описание

Образование- это сложное и многогранное общественное явление, сфера передачи, усвоения и переработки знаний и социального опыта. В то же время образование является относительно самостоятельной подсистемой жизнедеятельности общества, обладающей сложной совокупностью взаимосвязанных внутренних структур и выполняющей ряд функций в отношении общества, его отдельных подсистем и всех уровней социальных организаций.

Оглавление

Введение____________________________________________________ стр. 2
Глава 1. Современные тенденции развития образования в
Республике Беларусь _________________________________________ стр. 4
Глава 2. Особенности развития современной системы высшего образования в Республике Беларусь____________________________ стр. 8
Глава 3. Основные направления в развитии современной системы высшего образования за рубежём_____________________________ стр. 10
Глава 4. Факторы развития современной системы высшего образования в Украине__________________________________________________ стр. 14
Глава 5. Основные тенденции в формировании системы образования в Украине____________________________________________________ стр. 16
Заключение ________________________________________________ стр. 17
Список использованной литературы__________________________ стр. 18

Файлы: 1 файл

MINISTERSTVO_OBRAZOVANIYa_RESPUBLIKI_BELARUS1rrr.docx

— 47.14 Кб (Скачать)
  • взаимное признание дипломов;
  • формирование европейского университета;
  • кооперация вторичного и высшего образования;
  • создание европейского центра развития образования;
  • учреждение неограниченного государственными границами института высшего образования.

 В 1976 году состоялась  презентация «Программы действий». В 1992 году подписан Маастрихский договор, направленный на формирование единого общеевропейского образования. В июне 1999 года появилась Болонская декларация, которая стала поворотным пунктом в развитии высшей школы Европы в направлении интеграции.

Формирование к 2010 году европейского образовательного пространства подчинено  следующим задачам:

  • увеличить способность выпускников к трудоустройству;
  • повысить мобильность граждан;
  • увеличить потенциал конкурентоспособности образования.

 В сентябре 2001 года  состоялась Парижская международная  конференция по образованию. Ее  участники (представлено 127 стран  мира) обратили внимание на реформы,  призванные улучшить качество  образования в условиях глобализации, культурному многообразию, достижениям  научно-технического прогресса,  поиску новых подходов обучения  по принципу «учиться жить  вместе».

8

 Глобализационные процессы, происходящие в современном мире, становятся катализатором трансформации  традиционной системы образования.  Деятельность большинства образовательных  учреждений преобразуется по  мере развития информационных  технологий.

Таким образом, главной задачей  образования в XXI веке является применение новых информационных технологий в  распространении знаний. Эти технологии позволяют делокализовать систему  распространения знаний при помощи технологии дистанционного образования, благодаря которой качественное образование становится доступным  для каждого жителя Земли, независимо от места его проживания. Такое  образование наиболее демократично, оно может быть адаптировано к  уровню знаний и запросов отдельного обучающегося. В этой связи многие страны обращаются к идее непрерывного дистанционного обучения, в рамках которой базовое образование  рассматривается лишь как подготовка к профессиональной карьере, которую  человек делает всю жизнь. В условиях интенсификации научного знания, составляющего  основу глобальной экономики, обучение на протяжении всей жизни должно стать  приоритетным.

 Глобализация в области  образования предполагает интеграцию  и координацию национальных образовательных  систем. Поэтому особую важность  приобретает проблема стратегической  ориентации и интеграции национальных  систем образования. Национальное  образование должно стремиться  к сохранению лучших традиций  и стандартов классического образования.  При этом необходимо внедрение  инноваций в отечественное образование.  Реформирование образовательной  системы должно быть ориентировано  на выработку модели, учитывающий  как отечественный опыт, так и  лучшие достижения мировой образовательной  практики.

 

 

 

 

 

 

 

9

Глава 3. Основные направления в развитии современной системы высшего образования за рубежем

XXI век – это эпоха  информационного общества, эпоха  технологической культуры. Формирование  глобального информационного общества  выводит на первый план проблему  распространения знания. Дистанционное образование осуществляет приближение знания к потребителю, позволяет предлагать образовательные услуги всем желающим, невзирая на географические, государственные, временные и другие факторы.

Стратегическая  цель дистанционного образования – обеспечить гражданам право получения образования любого уровня на месте их проживания или профессиональной деятельности. Данная цель достигается в русле мировой тенденции мобильного распространения знаний посредством обмена образовательными ресурсами.

По данным зарубежных экспертов  в XXI веке для каждого работающего  высшее образование станет минимальным  уровнем образования. В мире имеет  место интернационализация образования  не только по содержанию, но и по методикам  обучения и организационным формам. Образование становится инструментом взаимопроникновения не только знаний и технологий, но и капитала, инструментом борьбы за рынок, решения геополитических  задач. При этом дистанционные технологии, обладая высокой степенью охвата и дальнодействия, играют основную роль.

Например, в США по программам дистанционного обучения сегодня обучается  около 1 млн. человек. Учебные курсы, передаваемые по четырем образовательным  каналам доступны по всей стране, а  через спутник – другим странам  мира. Программы электронного образования  разрабатываются более чем в 30 странах. В Европе показан пример Национального университета дистанционного образования в Испании, отметившего свой 20–летний юбилей. Университет включает 58 учебных центров в стране и 9 – за рубежом (Бонн, Брюссель, Лондон, Женева, Париж и др.)

В последнее время дистанционное  обучение начинает широко внедряться в России, Казахстане, Украине и  других странах СНГ. Положительным  примером в области применения новейших информационных и телекоммуникационных технологий в образовании является Современная Гуманитарная Академия.

10

 Отличительными чертами  учебного процесса является гибкость, адаптивность, модульность, экономическая  эффективность, ориентация на  потребителя, опора на передовые  коммуникационные и информационные  технологии.

Принято считать, что образование, основанное на информационных технологиях, представляет собой третью глобальную революцию в развитии человечества: первая связана с появлением письменности, вторая – с изобретением книгопечатания.

Новые информационные технологии в образовании имеют существенные преимущества. Данные технологии способствуют ликвидации отставания периферийных районов  государств от столичных и других университетских центров в контексте  свободного доступа к образованию, информации и культурным достижениям  человеческой цивилизации.

  • Они создают условия для развития мирового образовательного пространства, экспорта и импорта образования, объединения мирового интеллектуального, творческого, информационного и научно-педагогического потенциалов.
  • Образовательные инновации успешно влияют на разрешение комплекса социально-экономических проблем, прежде всего, на искоренение безработицы, преступности и т.д.
  • Современные средства телекоммуникаций позволяют разработать эффективные обучающие технологии, повышают качество и доступность образования.

 Для дальнейшего развития  информационных образовательных  технологий необходимо решить  следующие стратегические проблемы:

  • систематизации, то есть должна быть единая стратегическая политика в области образовательного процесса;
  • комплексности (совместное использование психолого-педагогического, учебно-методического и организационного обеспечения информационных образовательных технологий);
  • коммуникаций (необходимо поднять уровень телекоммуникационных технологий при обеспечении их необходимым финансированием);
  • стандартизации (существующие информационные образовательные системы качественно отличаются друг от друга по моделям, технологиям, формам организации);

11

Решение вышеуказанных проблем  приведет к резкому повышению  качества образования.

 Сегодня, национальная  образовательная система претерпевает  серьезные трансформации. Идет  поиск путей преобразований в  этой сфере деятельности в  свете Болонского процесса. Стремление  адаптироваться к мировым стандартам  образовании вызывает необходимость  первоочередного решения таких  ключевых вопросов, как определение  места ВУЗа в современном мире  и изменение содержания высшего  образования, а следовательно  и связанной с этим модернизации  образовательных структур, совершенствования  методики преподавания, внедрения  новейших технологий в образовательный  процесс и др.

Серьезные трансформации  в жизни общества и государства  коснулись и сферы высшего  образования. Став самостоятельной  и независимой сферой деятельности, высшее образование стремится адаптироваться к новым условиям, ориентируясь на мировые стандарты образования. Однако поиск путей наметившихся преобразований в этой сфере деятельности не должно означать слепое следование мировым стандартам. Представляется целесообразным, использовать позитивные аспекты мировой системы образования, не предавая забвению собственные образовательные  традиции.

 Среди ключевых вопросов развития системы высшего образования следует назвать такие как:

  • Определение места университета в современном мире
  • Изменение содержания высшего образования.

 Сегодня уже очевидно, что классические университеты  переживают критическое состояние,  вызванное, прежде всего, процессами  глобализации и информатизации, масштабной практикой узкофункционального  образования. Мир, в котором  возникли классические университеты, уходит в прошлое, следовательно,  они должны адаптироваться к  новым качествам, но по-прежнему  оставаться научным образовательно-воспитательным  центром, готовящим высококвалифицированных  специалистов, умеющих перспективно  мыслить и быть ответственными  за будущее. И не случайно, принятая  в Болонье, Великая Хартия европейских  университетов, отводит этому  ВУЗу центральное место в обществе.

 

12

Нельзя игнорировать тот  факт, что, как и в других сферах деятельности, в образовательной  сфере сложился свой рынок услуг, которому, как и любому рынку, присуще  соперничество и конкуренция. Сегодня  требуются новые подходы к  организации работы ВУЗа, гибкое управление, видение открывающихся перспектив. В условиях развивающейся рыночной экономики, обеспечение конкурентного  преимущества достигается с использованием такого инструмента, как стратегическое планирование, которое предполагает разработку комплекса организационных  мероприятий, ориентированных на возможные  изменения, прежде всего, внутренних и  внешних условий работы в будущем, на определение места каждого  ВУЗА в нестандартных условиях рынка  образовательных услуг. Этот процесс  основан на всестороннем анализе, как  уже сложившихся, так и прогнозируемых тенденций функционирования образовательных  структур, с учетом таких важных трансформаций, как:

  • изменение условий и порядка приема в ВУЗы;
  • переход на качественно новые модели образования;
  • возможность сокращения системы высшего образования вследствие надвигающегося демографического кризиса;
  • возрастающая конкуренция на рынке образовательных услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Глава 4. Факторы развития современной системы высшего образования в Украине

В современном мире, который  вошел в третье тысячелетие, развитие Украины определяется в контексте  европейской интеграции с ориентацией  на фундаментальные ценности западной культуры: парламентаризм, права человека, права национальных меньшинств, либерализацию, свободу передвижения, ограничение  роли государства в обществе и  другие составляющие – неотделимые  атрибуты гражданского общества.

 На протяжении первых  десятилетий достижения государственной  независимости Украина осуществляет  исторически неминуемый и необратимый  переход к таким основам общественного  развития.

 На смену индустриальному  обществу приходит общество информационное, предопределяющее определенные  социальные, производственные, экономические  и политические сдвиги.

Ускорение научно-технического прогресса предопределяет повышенные требования к качественному потенциалу рабочей силы, занимающейся генерированием, разработкой и внедрением новых  технологических идей. При условиях трансформации украинского общества особую значимость приобретают вопросы  формирования новых жизненных стратегий, компетентности, усиление гибкости и  мобильности социального поведения.

В этих условиях для Украины  особую актуальность приобретает учет факторов социально-экономического развития, среди которых значительная роль отведена человеческому фактору. Особое значение при этом приобретает система  образования. Высокий уровень образованности нации способствует большей восприимчивости  и действенности экономических  и социальных реформ, формированию правовой и экологической культуры при осуществлении социальной и  технологической деятельности, создает  условия для прогрессивной индивидуальной активности личности в обществе.

Стремясь приобрести статус развитого государства, Украина  поддерживает развитие всей своей многоступенчатой системы образования, рост интеллектуального  потенциала общества: по прогнозам  ЮНЕСКО уровень национального благополучия, отвечающего мировым стандартам, достигнут лишь те страны, трудоспособное население которых на 40–60% будут составлять лица с высшим образованием.

Информация о работе Современные тенденции развития высшего образования в Беларуси и за рубежем