Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:46, реферат
Образование- это сложное и многогранное общественное явление, сфера передачи, усвоения и переработки знаний и социального опыта. В то же время образование является относительно самостоятельной подсистемой жизнедеятельности общества, обладающей сложной совокупностью взаимосвязанных внутренних структур и выполняющей ряд функций в отношении общества, его отдельных подсистем и всех уровней социальных организаций.
Введение____________________________________________________ стр. 2
Глава 1. Современные тенденции развития образования в
Республике Беларусь _________________________________________ стр. 4
Глава 2. Особенности развития современной системы высшего образования в Республике Беларусь____________________________ стр. 8
Глава 3. Основные направления в развитии современной системы высшего образования за рубежём_____________________________ стр. 10
Глава 4. Факторы развития современной системы высшего образования в Украине__________________________________________________ стр. 14
Глава 5. Основные тенденции в формировании системы образования в Украине____________________________________________________ стр. 16
Заключение ________________________________________________ стр. 17
Список использованной литературы__________________________ стр. 18
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛАРУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Бобруйский филиал
Кафедра Общественных дисциплин и права
Реферат
По дисциплине: психология
по теме: Современные тенденции развития образования в Республике Беларусь и за рубежем
Подготовили: Студенты БФ БГЭУ 1-й курс, М-121 |
Лютаревич Е.И Чайковский В.О.
|
Проверил преподаватель: |
Логвиненко О.Н. |
2012г.
Содержание:
Введение______________________
Глава 1. Современные тенденции развития образования в
Республике Беларусь
______________________________
Глава 2. Особенности
развития современной системы высшего
образования в Республике Беларусь______________________
Глава 3. Основные
направления в развитии современной
системы высшего образования
за рубежём_______________________
Глава 4. Факторы
развития современной системы высшего
образования в Украине_________
Глава 5. Основные
тенденции в формировании системы образования
в Украине_______________________
Заключение ______________________________
Список использованной
литературы____________________
1
Введение
Образование- это сложное и многогранное общественное явление, сфера передачи, усвоения и переработки знаний и социального опыта. В то же время образование является относительно самостоятельной подсистемой жизнедеятельности общества, обладающей сложной совокупностью взаимосвязанных внутренних структур и выполняющей ряд функций в отношении общества, его отдельных подсистем и всех уровней социальных организаций.
На современном этапе
перед высшей школой стоит
задача подготовки
В кодексе Республики Беларусь
об образовании закреплены новые
подходы к организации процесса
образования, направленные на преодоление
репродуктивного стиля в
Основой осуществления государственной политики РБ в сфере образования является программа развития высшего образования, утверждённая правительством Республики Беларусь на пятилетний период. Согласно государственной программе развития высшего образования на 2001-2006 годы высшее образование развивается в соответствии со стратегией перехода страны к инновационной экономике, является основным источником обеспечения её кадрового потенциала и направлено на дальнейшее повышение качества подготовки специалистов на основе новейших достижений науки и техники, интеллектуально-творческое и идейно-нравственное развитие личности.
Современные модели подготовки выпускников высших учебных заведений задаются на нормативно-методическом уровне – в стандартах
2
высшего образования.
Образовательный стандарт- это технический нормативный правовой акт, определяющий содержание образовательной программы посредством установления требований к образовательному процессу и результатам освоения её содержания.
Образовательные стандарты
обязательны для применения во всех
учреждениях образования. При этом
образовательный процесс
Важной составляющей образовательного процесса в Республике Беларусь является внедрение соответствующих организационных форм учебного процесса, инновационных педагогических систем и технологий, методик активного обучения, методик и технологий текущего, промежуточного и итогового диагностирования результатов профессиональной подготовки. Однако учебный процесс в вузе не может успешно осуществляться без научного обоснованного методического обеспечения, получения образования, повышения его качества и основывается на результатах фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования.
3
Глава 1. Современные тенденции развития образования в Республике Беларусь
Человеческое общество не может развиваться без передачи культурно-исторического (производственного, научного и т.п.) опыта от старшего поколения к младшему. Образование как социальное и педагогическое явление является таким же древним, как само человечество. Многие века этот процесс протекал как естественный. Накопление социального опыта на определенном этапе развития человечества (в поздний период рабовладельческого строя) привело к возникновению потребности в людях, специально занимающихся воспитанием и обучением детей. Появились учебные заведения, в которых осуществлялось образование подрастающего поколения. С возникновением государства появляются органы, определяющие цели и характер образовательной политики, пути ее осуществления. Процесс передачи культурно-исторического опыта становится необходимым и целенаправленным.
Образование приобретает общественную функцию и становится особой сферой социальной жизни. Под воздействием социальной среды происходит социализация личности. Социализация — это процесс и результат усвоения и последующего воспроизводства индивидом социального опыта. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека окружающей среды, так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых обществом условий, то есть образования.
Понятие «образование» этимологически связано с понятием «культура» (лат. cultura — возделывание, образование, воспитание, развитие, почитание). С учетом этого образование — есть индивидуальная культура различных видов деятельности и общения человека, которой он овладевает на основе целенаправленной целостной системы обучения и воспитания.
Образование, являясь социокультурным феноменом, выполняет следующие социокультурные функции (по Н.В. Бордовской):
1. Образование — способ вхождения человека в мир материальной и духовной культуры общества. Это процесс трансляции культурно-оформленных образцов деятельности и поведения, устоявшихся форм (норм морали и поведения, правил общения и т.п.) общественной жизни.
4
2. Образование — это способ социализации личности и преемственности поколений. Одна из главных задач образования состоит в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего в ходе освоения различных форм жизнедеятельности человека.
3. Образование — есть механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства. Социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования состоит в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В то же время в рамках системы образования происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.
4. Образование является ускорителем процесса развития как отдельной личности, так и общества в целом.
Все вышеназванные функции можно свести к двум основным:
1-ая: воспроизводство культурно-исторического опыта человечества;
2-ая: развитие личности и общества.
Современное понимание образования представлено в Законе Республики Беларуси «Об образовании в Республике Беларусь»: «Образование — процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики».
Позитивными тенденциями развития системы образования РБ являются:
5
Развитие общего среднего образования остается приоритетным в государственной политике. Перспективы развития системы общего среднего образования связаны с разработкой и внедрением:
- образовательных стандартов;
-культурологических моделей развития личности средствами учебных предметов, концепций и моделей учебно-методических комплексов нового поколения, включающих электронные учебные пособия;
-критериев методик оценки качества образования.
В РБ предусматривается создание высокотехнологичной образовательной среды (использование продуктивных образовательных технологий, компьютерных, информационных и мультимедийных систем, современного учебного оборудования), а также эффективной системы доступа образовательных учреждений к современным информационным образовательным ресурсам и сети Интернет.
Стратегическими целями реформирования
системы высшего образования вы
6
Достижение этих целей предполагает:
-структурно-организационные изменения в образовательном процессе вузов (переход на двухступенчатую подготовку специалистов (специалист, магистр);
-внедрение в педагогический процесс содержательно-технологических инноваций, а также создание ресурсного (нормативно-правового, кадрового, материально-технического, финансового) обеспечения подготовки специалистов.
На первом уровне (5 лет) готовятся специалисты с высшим образованием. На втором уровне в течение 1−2 лет осуществляется специализированная углубленная профессиональная, научно-исследова-тельская и научно-педагогическая подготовка специалистов и предусматривается возможность получения академической степени магистра.
Содержательно-технологические инновации в области высшего образования РБ связаны с внедрением нового содержания и технологий обучения, в том числе информационных. Разработка нового содержания обучения предполагает обновление или создание новых образовательных стандартов, учебных планов и программ двухступенчатой подготовки специалистов (специалист, магистр); создание и использование учебно-методических комплексов, включающих в себя курсы лекций, учебники, учебно-методические пособия, сборники задач, практикумы, тестовые задания на электронных и бумажных носителях. Важнейшим направлением международного сотрудничества Республики Беларусь в области высшего образования является создание единого образовательного пространства Союза Беларуси и России, а также СНГ.
7
Глава 2. Особенности развития современной системы высшего образования в Республике Беларусь
Одна из характерных особенностей современного периода развития цивилизации заключается в том, что масштабы изменений, происходящие во всех сферах жизнедеятельности общества, значительны, а их последствия радикальны.
Глобализация в образовании
ведет к возрастанию
Информация о работе Современные тенденции развития высшего образования в Беларуси и за рубежем