Современные тенденции развития высшего образования в Беларуси и за рубежем

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:46, реферат

Краткое описание

Образование- это сложное и многогранное общественное явление, сфера передачи, усвоения и переработки знаний и социального опыта. В то же время образование является относительно самостоятельной подсистемой жизнедеятельности общества, обладающей сложной совокупностью взаимосвязанных внутренних структур и выполняющей ряд функций в отношении общества, его отдельных подсистем и всех уровней социальных организаций.

Оглавление

Введение____________________________________________________ стр. 2
Глава 1. Современные тенденции развития образования в
Республике Беларусь _________________________________________ стр. 4
Глава 2. Особенности развития современной системы высшего образования в Республике Беларусь____________________________ стр. 8
Глава 3. Основные направления в развитии современной системы высшего образования за рубежём_____________________________ стр. 10
Глава 4. Факторы развития современной системы высшего образования в Украине__________________________________________________ стр. 14
Глава 5. Основные тенденции в формировании системы образования в Украине____________________________________________________ стр. 16
Заключение ________________________________________________ стр. 17
Список использованной литературы__________________________ стр. 18

Файлы: 1 файл

MINISTERSTVO_OBRAZOVANIYa_RESPUBLIKI_BELARUS1rrr.docx

— 47.14 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛАРУСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Бобруйский филиал

 

Кафедра Общественных дисциплин и права

 

Реферат

 

По дисциплине: психология

по теме: Современные тенденции развития образования в Республике Беларусь и за рубежем

 

 

 

 

Подготовили:

Студенты  БФ БГЭУ

1-й курс, М-121

 

 

                               Лютаревич Е.И

                               Чайковский В.О.

 

                              

 

 

 

Проверил преподаватель:

 

 

         

                    Логвиненко О.Н.

                               


 

 

 

 

2012г.

Содержание:

Введение____________________________________________________ стр. 2

Глава 1. Современные тенденции развития образования в

Республике Беларусь _________________________________________ стр. 4

Глава 2. Особенности  развития современной системы высшего  образования в Республике Беларусь____________________________ стр. 8

Глава 3. Основные направления в развитии современной  системы высшего образования  за рубежём_____________________________ стр. 10

Глава 4. Факторы  развития современной системы высшего  образования в Украине__________________________________________________ стр. 14

Глава 5. Основные тенденции в формировании системы образования в Украине____________________________________________________ стр. 16

Заключение ________________________________________________  стр. 17

Список использованной литературы__________________________ стр. 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Введение

Образование- это сложное и многогранное общественное явление, сфера передачи, усвоения и переработки знаний и социального опыта. В то же время образование является относительно самостоятельной подсистемой жизнедеятельности общества, обладающей сложной совокупностью взаимосвязанных внутренних структур и выполняющей ряд функций в отношении общества, его отдельных подсистем и всех уровней социальных организаций.

 На современном этапе  перед высшей школой стоит  задача подготовки компетентного   специалиста, который может решать  нестандартные задачи, осваивать  новое, уметь работать в команде.  В связи с этим требуется  правильное научно-методическое  обеспечение образовательного процесса, способствующее повышению качества  высшего образования. Поэтому  актуальными являются рассмотрение  требований, предъявляемых к научно-методическому  обеспечению образования в высшей  школе, исследование порядка создания  учебно-методических комплексов  по учебным дисциплинам и значения  использования модульной технологии  при их разработке.

В кодексе Республики Беларусь об образовании закреплены новые  подходы к организации процесса образования, направленные на преодоление  репродуктивного стиля в обучении с целью обеспечения познавательной активности и самостоятельности  мышления обучающихся, открытия перспектив для реализации потенциальных возможностей каждой личности.

Основой осуществления государственной политики РБ в сфере образования является программа развития высшего образования, утверждённая правительством Республики Беларусь на пятилетний период. Согласно государственной программе развития высшего образования на 2001-2006 годы  высшее образование развивается в соответствии со стратегией перехода страны к инновационной экономике, является основным источником обеспечения её кадрового потенциала и направлено на дальнейшее повышение качества подготовки специалистов на основе новейших достижений науки и техники, интеллектуально-творческое и идейно-нравственное развитие личности.

Современные модели подготовки выпускников высших учебных заведений  задаются на нормативно-методическом уровне – в стандартах

2

 

высшего образования.

Образовательный стандарт- это технический нормативный правовой акт, определяющий содержание образовательной программы посредством установления требований к образовательному процессу и результатам освоения её содержания.

Образовательные стандарты  обязательны для применения во всех учреждениях образования. При этом образовательный процесс организуется на основе не только образовательных  стандартов, но и принципов государственной  политики в сфере образования; достижений в области науки и техники, реализуемых в отраслях экономики  и социальной сферы инновационных  проектов; педагогически обоснованного  выбора форм, методов и средств  обучения и воспитания; культурных традиций и ценностей белорусского народа, достижений мировой культуры; современных образовательных и  информационных технологий.

    Важной составляющей  образовательного процесса  в Республике Беларусь является внедрение соответствующих организационных форм учебного процесса, инновационных педагогических систем и технологий, методик активного обучения, методик и технологий текущего, промежуточного и итогового диагностирования результатов профессиональной подготовки. Однако учебный процесс в вузе не может успешно осуществляться без научного обоснованного методического обеспечения, получения образования, повышения его качества и основывается на результатах фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования.

 

 

 

 

 

 

 

3

Глава 1. Современные тенденции развития образования в Республике Беларусь

Человеческое общество не может развиваться без передачи культурно-исторического (производственного, научного и т.п.) опыта от старшего поколения к младшему. Образование  как социальное и педагогическое явление является таким же древним, как само человечество. Многие века этот процесс протекал как естественный. Накопление социального опыта на определенном этапе развития человечества (в поздний период рабовладельческого строя) привело к возникновению  потребности в людях, специально занимающихся воспитанием и обучением  детей. Появились учебные заведения, в которых осуществлялось образование  подрастающего поколения. С возникновением государства появляются органы, определяющие цели и характер образовательной  политики, пути ее осуществления. Процесс  передачи культурно-исторического  опыта становится необходимым и  целенаправленным.

Образование приобретает  общественную функцию и становится особой сферой социальной жизни. Под  воздействием социальной среды происходит социализация личности. Социализация — это процесс и результат усвоения и последующего воспроизводства индивидом социального опыта. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека окружающей среды, так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых обществом условий, то есть образования.

Понятие «образование» этимологически связано с понятием «культура» (лат. cultura — возделывание, образование, воспитание, развитие, почитание). С учетом этого образование — есть индивидуальная культура различных видов деятельности и общения человека, которой он овладевает на основе целенаправленной целостной системы обучения и воспитания.

Образование, являясь социокультурным  феноменом, выполняет следующие  социокультурные функции (по Н.В. Бордовской):

1. Образование — способ вхождения человека в мир материальной и духовной культуры общества. Это процесс трансляции культурно-оформленных образцов деятельности и поведения, устоявшихся форм (норм морали и поведения, правил общения и т.п.) общественной жизни.

4

 

2. Образование — это способ социализации личности и преемственности поколений. Одна из главных задач образования состоит в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего в ходе освоения различных форм жизнедеятельности человека.

3. Образование — есть механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства. Социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования состоит в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В то же время в рамках системы образования происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.

4. Образование является ускорителем процесса развития как отдельной личности, так и общества в целом.

Все вышеназванные функции можно свести к двум основным:

1-ая: воспроизводство культурно-исторического опыта человечества;

2-ая: развитие личности и общества.

Современное понимание образования  представлено в Законе Республики Беларуси «Об образовании в Республике Беларусь»: «Образование — процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики».

Позитивными тенденциями  развития системы образования РБ являются:

    • гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса,
    • переход к гуманным, демократическим отношениям между педагогами и учащимися;
    • вариативность и разноуровневость содержания образования, введение новых специальностей и специализаций, учебных дисциплин, востребованных в новых социально-экономических условиях;

5

    • разработка новых образовательных стандартов, учебных планов и программ, учебно-методических комплексов по предметам;
    • дифференциация сети учреждений образования, становление негосударственных образовательных учреждений,
    • учет социального заказа на образование;
    • разработка и внедрение в образовательный процесс систем обеспечения и управления качеством образования;
    • использование учреждениями образования дополнительных источников финансирования (доходы от собственной коммерческой деятельности, средства спонсоров и пр.).

Развитие общего среднего образования остается приоритетным в государственной политике. Перспективы  развития системы общего среднего образования  связаны с разработкой и внедрением:

- образовательных стандартов;

-культурологических моделей развития личности средствами учебных предметов, концепций и моделей учебно-методических комплексов нового поколения, включающих электронные учебные пособия;

-критериев методик оценки качества образования.

В РБ предусматривается создание высокотехнологичной образовательной среды (использование продуктивных образовательных технологий, компьютерных, информационных и мультимедийных систем, современного учебного оборудования), а также эффективной системы доступа образовательных учреждений к современным информационным образовательным ресурсам и сети Интернет.

Стратегическими целями реформирования системы высшего образования выступают:

  • повышение качества высшего образования в условиях его массовости;
  • формирование профессиональной мобильности специалистов, обеспечивающей адаптацию выпускников вуза к постоянно изменяющимся условиям профессиональной деятельности;
  • воспитание духовно, интеллектуально и физически развитой личности, способной активно участвовать в экономической и социально-культурной жизни общества.

 

6

 Достижение этих целей предполагает:

-структурно-организационные изменения в образовательном процессе вузов (переход на двухступенчатую подготовку специалистов (специалист, магистр);

-внедрение в педагогический процесс содержательно-технологических инноваций, а также создание ресурсного (нормативно-правового, кадрового, материально-технического, финансового) обеспечения подготовки специалистов.

На первом уровне (5 лет) готовятся  специалисты с высшим образованием. На втором уровне в течение 1−2 лет  осуществляется специализированная углубленная  профессиональная, научно-исследова-тельская и научно-педагогическая подготовка специалистов и предусматривается возможность получения академической степени магистра.

Содержательно-технологические  инновации в области высшего  образования РБ связаны с внедрением нового содержания и технологий обучения, в том числе информационных. Разработка нового содержания обучения предполагает обновление или создание новых образовательных стандартов, учебных планов и программ двухступенчатой подготовки специалистов (специалист, магистр); создание и использование учебно-методических комплексов, включающих в себя курсы лекций, учебники, учебно-методические пособия, сборники задач, практикумы, тестовые задания на электронных и бумажных носителях. Важнейшим направлением международного сотрудничества Республики Беларусь в области высшего образования является создание единого образовательного пространства Союза Беларуси и России, а также СНГ.

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Глава 2. Особенности развития современной системы высшего образования в Республике Беларусь

Одна из характерных особенностей современного периода развития цивилизации  заключается в том, что масштабы изменений, происходящие во всех сферах жизнедеятельности общества, значительны, а их последствия радикальны.

 Глобализация в образовании  ведет к возрастанию академической  мобильности, унификации учебных  планов и методов обучения, широкому  распространению дистанционного  образования. В сложившихся условиях  появилось понимание необходимости  использования новых форм в  образовании. В 1971 году на конференции  министров европейских стран,  было, обозначено пять основных  направлений развития образования:

Информация о работе Современные тенденции развития высшего образования в Беларуси и за рубежем