Современные направления психоанализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

Целями курсовой работы являются изучение этапов становления и развития психоанализа, исследование структуру психики человека, а также рассмотрение психоаналитическое движение в XX веке. Задачи следующие: рассмотреть биографию Зигмунда Фрейда – основоположника психоанализа и родоначальника учения о бессознательном; изучить предыстория и историю развития психоанализа; исследовать открытие Зигмундом Фрейдом бессознательного; проследить за психоаналитическим движением XX века, а также обратить внимание на влияние психоанализа на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком.

Оглавление

1. Зигмунд Фрейд – основоположник психоанализа
1.1. Судьба психоанализа
1.2. Предыстория
1.3. Истоки
1.4. Создание психоанализа
1.5. Психоаналитические методы
1.6. Психоаналитическая терапия
1.7. Этапы развития
1.8. Аспекты анализа
1.9. Психоаналитические ориентиры
1.10. Панорама человека
2. Открытие бессознательного З.Фрейдом
2.1. Психика
2.2. Теория Фрейда о структуре психики
2.3. Личность
2.4. Основания культуры
3. Психоанализ в ХХ веке: от Фрейда к Фромму
3.1.Психоаналитическое движение
3.2. Карл Юнг
3.3. Альфред Адлер
3.4. Вильгельм Райх
3.5. Эрих Фромм
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая Бусько.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

Утверждая конфликтную природу личности, З.Фрейд полагал, что источником ее творческой деятельности также является конфликт (как психосексуальный феномен), и осуществил ряд специальных «патографических исследований», призванных подтвердить и проиллюстрировать эту идею.

Отстаивая положение о доминирующей роли сексуальности в творческом процессе (как высшей форме проявления личности), З.Фрейд исследовал связь и общие корни творчества и невроза, обратил внимание на творческую деятельность как средство психотерапии и смягчения личностного конфликта.

2.4. Основания культуры

Используя психоаналитические представления для анализа причин возникновения и эволюции психических структур и механизмов, унаследованных современным человеком от первобытных предков, З.Фрейд разработал несколько концепций, составивших основу его учения о культуре.

Под влиянием идей Чарльза Дарвина, Дж.Аткинсона и Уильяма Робертсона-Смита он пришел к выводу, что импульсы и «пусковые механизмы» формирования психики, религии и культуры сработали в результате сексуально-властного конфликта между жестоким самцом, который правил первобытной ордой, и его сыновьями. Подавляя сексуальные устремления сыновей, направленные на самок  орды (которые принадлежали только вожаку), он невольно спровоцировал их, и, в конце концов, сговорившиеся братья убили и съели соперника-отца. Этот катаклизм («великое событие») породил у братьев неведомые ранее чувство вины, чувство страха и комплекс Эдипа, которые нарушили гармонию первобытной психики и раскололи ее на бессознательное (носитель кровосмесительных и агрессивных побуждений) и сознательное, что в свою очередь привело к расколу личности на „Оно" (носитель архаического наследства) и «Я» (носитель запретов и морали). В результате этих событий братья-отцеубийцы, чувствуя вину перед отцом и страшась разделить впоследствии его участь, были вынуждены установить первые нормы общежития – табу, направленные на запрещение инцеста и убийства (хотя сами эти влечения не исчезли и передаются от поколения к поколению). С этих и последовавших за ними запретов, сформировавших и закрепивших первые в истории ценности и нормы поведения, началось, как полагал З.Фрейд, строительство культуры.

Установление первых табу привело к возникновению морали и обусловило переход людей от первобытной (патриархальной) орды с неограниченной властью вожака к братской общине (клану) с коллективной ответственностью, в которой возник тотемизм, как первобытная религия, символически воскрешающая убитого отца в образе зверя-тотема. Выдвинув и развив идеи о функциях богов в религии и культуре, З.Фрейд пришел к выводу, что боги осуществляют три основных задачи: освобождение человека от ужасов природы; примирение с жестокой судьбой и смертью; вознаграждение за страдания и лишения (которые налагает на людей культурное сожительство). Настаивая на едином происхождении религии и невроза из комплекса Эдипа, З.Фрейд уподобил религию общечеловеческому неврозу навязчивости и констатировал в этой связи ее определенную профилактическую и психотерапевтическую ценность. Исследуя основания культуры, З.Фрейд разработал психоаналитическую трактовку мифологии, в которой она выступала как своеобразный результат символической сублимации бессознательных эротических влечений и уподоблялась коллективному сну, который может быть истолкован с помощью психоаналитической символики сновидении.

И, наконец, психоаналитическая философия. Хотя Фрейд скромно отделяет свои взгляды от философии как конкретно-научные, но сам делает широкие философские выводы о сущности человека и его взаимоотношениях с миром. Бессознательное стало тем реально значимым концептом, при помощи которого объяснялась история развития, как отдельного человека, так и человеческой цивилизации в целом.

Поэтому для всей психоаналитической философии характерно своеобразное видение человека как сгустка бессознательного. Правда, трактовка самого «бессознательного», а соответственно, учения о человеке существенно разнится у Фрейда (фрейдизм) и в современном неофрейдизме (К.Юнг, А.Адлер, В.Райх, Э.Фромм и др.). Становление психоаналитической философии связано с попыткой найти выход из философских тупиков, обусловленных крайностями позитивизма, ориентированного исключительно на естественнонаучное знание, и иррационализма, апеллирующего к интуитивным догадкам и внутриличностному постижению бытия вне научного разума. Психоаналитическая философия ищет пути рационального объяснения иррационального, основываясь на психологии бессознательного.

У Фрейда – учение о сексуальной этиологии неврозов переросло в общую философскую теорию, согласно которой сексуальные влечения обусловливают, детерминируют все поведение человека, принимают самое непосредственное участие в творчестве высших культурных, художественных, этических, эстетических и культурных ценностей человеческого духа. Как заметил один из его сторонников К. Абрахам, «человек пронизывает, преисполняет все окружающее своей сексуальностью, представляющей собой «сокровеннейший элемент в существе человека». Согласно же Фрейду, «сексуальное поведение человека – прототип его общего реагирования и поведения в жизни». Фрейд не только сосредоточил внимание на сексуальной деятельности человеческого существа, но и через призму сексуальности попытался осветить буквально все процессы индивидуально-личностного и культурно-социального характера, что было, разумеется, неправомерной интерпретацией зависимости между индивидуально-личностным и общественным бытием человека. Так, построение чертежей летательных аппаратов в сексуально-личностной трактовке творчества Леонардо да Винчи, Фрейд объясняет вещественной сублимацией невозможности достижения оргазма. В дальнейшем Фрейд внес коррективы в свое понимание сексуальности. Если первоначально в качестве «первичных» он рассматривал сексуальные влечения, то в дальнейшем основатель психоанализа предпочитает говорить уже о «психосексуальности», имея в виду «душевный фактор» сексуальной жизни, а затем дает еще более общую трактовку сексуальности, включающую в себя всю сферу человеческой любви (любовь родителей, дружба, общечеловеческая любовь и т.д.).

В более поздних работах, с учетом опыта изучения неврозов людей в период Первой мировой войны, Фрейд пришел к выводу, что «первичные влечения» составляют полярную пару созидательной любви и деструктивности. В конечном счете, он выдвинул гипотезу о том, что деятельность человека обусловлена наличием биологических и социальных влечений, где доминирующую роль играют «инстинкт жизни» (Эрос) и «инстинкт смерти» (Танатос). Эти коррективы не изменяли главного у Фрейда: бессознательное влечение – является «настоящим двигателем прогресса», определяющим развитие человека и человеческой цивилизации в целом. Антропологизация бессознательного оборачивается драматизацией бытия человека в мире. Человек обладает склонностью к агрессии, что находит выражение в «инстинкте смерти», противостоящем «инстинкту жизни». Эрос и Танатос – две силы, детерминирующие поведение человека. Человек отнюдь не мягкосердечное и бездушное существо: среди его бессознательных влечений имеется врожденная склонность к разрушению и необузданная страсть к истязанию себя и других людей. Именно в силу этих внутренних качеств человека культура и цивилизация находятся под угрозой уничтожения. Однако Фрейд не ставит окончательный диагноз исходу борьбы Эроса и Танатоса, но в отличие от предшествовавших мыслителей, признававших исключительно «добрую природу» человека и делавших акцент на его сознании, Фрейд стремится выявить теневые стороны человеческого бытия, подчеркнуть ведущую роль бессознательного. Признавал он и разумное начало в человеке, с сожалением говоря лишь о том, что «примат интеллекта лежит еще в далеком будущем, но все-таки не бесконечно далеко». Таким образом, Фрейд абсолютизирует бессознательное в человеке, необоснованно экстраполирует выводы психоаналитического исследования индивидуально-личностного бытия человека на общие закономерности развития человеческого общества. В то же время психоаналитическое видение человека дало новый поворот в философском осмыслении бытия человека в мире по ту сторону его сознания и создало особый научный язык анализа бессознательного как реальной сферы человеческой жизнедеятельности.[10]

3. Психоанализ в ХХ веке: от Фрейда к Фромму

3.1.Психоаналитическое движение

 

Идеи З.Фрейда нарушали «покой мира» и как все идеи такого рода первоначально вызывали недоумение и возмущение. Первые проблески психоаналитической теории и их автор демонстративно игнорировались коллегами, в результате чего З.Фрейд оказался в «блестящем одиночестве». И оно только усугубилось, когда вслед за его гласным обсуждением сексуальных проблем (которое воспринималось как вызывающее и злонамеренное игнорирование «правил игры») на него обрушились газеты и общественное мнение. На протяжении нескольких лет З.Фрейд в одиночку отстаивал и развивал свои идеи. Но в 1902, пытаясь преодолеть бойкот, он образовал кружок из молодых врачей, выразивших готовность изучать, применять и распространять психоанализ. Заседания кружка (официально именовавшегося «Общество психологических сред») проходили еженедельно в кабинете З.Фрейда и под его председательством. В 1903 г. у него появились первые ученики (Пауль Федерн, Вильгельм Штекель, Отто Ранк и др.), которые впоследствии сыграли значительную роль в судьбе психоанализа и его творца. В 1904 идеи З.Фрейда привлекли внимание швейцарских психиатров (Эйгёна Блейлера, Макса Эйтингона, Карла Абрахама, Карла Юнга, Людвига Бинсвангера и др.), которые приступили к их изучению, проверке и использованию. Тем временем возглавляемое З.Фрейдом «Общество психологических сред» пополняло ряды и расширяло сферу деятельности. Идеями З.Фрейда заинтересовались российские специалисты и просветители. В 1904 в России вышли в свет первые переводы его книг. И в дальнейшем, вплоть до 30-х гг. XX в., Россия была лидером переводных изданий его работ.

К 1906 г. в Вене и Цюрихе фактически были созданы своеобразные центры психоанализа. Количество сторонников идей З.Фрейда было незначительно, но они компенсировали это высокой профессиональной квалификацией и энтузиазмом. В 1907 (после визита к З.Фрейду Макса Эйтингона) его посетили и другие швейцарские сторонники психоанализа (Карл Юнг, Карл Абрахам, Людвиг Бинсвангер и др.). В этом же году Карл Юнг основал в Цюрихе Общество Фрейда. В 1908 г. венские и цюрихские сторонники психоанализа во главе с З.Фрейдом организовали и провели в Зальцбурге (Австрия) международное заседание последователей психоанализа. На нем было принято решение об организации Международной психоаналитической ассоциации (МПА), и само заседание фактически стало ее I конгрессом. З.Фрейд (при содействии Шандора Ференци и др.) принял решение о создании «психоаналитического движения» (с центром в Цюрихе) как особой формы организации и взаимодействия сторонников использования, развития и распространения психоанализа. Составной частью и опорой этого движения должны были стать различные региональные психоаналитические организации. В начале 1909 года российский психиатр Николай Вырубов опубликовал статью «Психоаналитический метод Фрейда и его лечебное значение», а в конце этого же года прочитал спецкурс «Психоаналитический метод в изучении и терапии психоневрозов» на организованных Александром Бернштейном в Москве Повторительных курсах по психиатрии для врачей. И в этом же 1909 году в России были опубликованы статьи психиатров Алексея Певницкого («Навязчивые состояния, леченные по психоаналитическому методу Брейера – Фрейда») и Осипа Фельцмана («К вопросу о психоанализе и психотерапии»). В 1910 году на II конгрессе Международной психоаналитической ассоциации (Нюрнберг, Германия) эта организация и региональные психоаналитические общества были конституированы. Первым президентом Международной психоаналитической ассоциации по предложению З.Фрейда и Ш.Ференци стал Карл Юнг. Берлинскую группу психоаналитиков возглавил Карл Абрахам, Цюрихскую (временно) – Карл Юнг, Венскую – Альфред Адлер. Был основан и вышел в свет новый журнал «Центральблатт фюр психоанализе» по психоанализу (3.Фрейд, А. Адлер, В. Штекель).[11] В 1911 в рядах психоаналитического движения, испытывавшего определенные творческие и личностные напряжения с момента создания, произошел первый раскол. Из-за разногласий с З.Фрейдом из Венского психоаналитического общества вышли А.Адлер и его сторонники. В 1911 в Веймаре (Германия) состоялся III конгресс Международной психоаналитической ассоциации (президент К. Юнг), решивший ряд важных задач. Официальным органом Международной психоаналитической ассоциации был объявлен журнал «Центральблатт фюр психоанализе». К 1912 идеи и труды З.Фрейда были хорошо известны в России. В Москве, Петербурге, Одессе и др. городах психологи и психиатры (Николай Баженов, Александр Бернштейн, Моисей Вульф, Николай Вырубов, Юрий Каннабих, Николай Осипов, Алексей Певницкий, Осип Фельцман и др.) проверяли, использовали и развивали психоаналитические идеи и методики. В 1913 в Мюнхене (Германия) был проведен IV конгресс Международной психоаналитической ассоциации (президент Карл Юнг). Однако в 1914 из-за разногласий с З.Фрейдом К.Юнг ушел с поста президента Международной психоаналитической ассоциации (которую возглавил Карл Абрахам) и вместе со своими сторонниками создал собственную школу и организацию. Очередной раскол в психоаналитическом движении фактически совпал с первой мировой войной (1914-1918), которая существенно подорвала основы движения. Однако уже в 1918 З.Фрейд и его сторонники провели V конгресс Международной психоаналитической ассоциации (Будапешт, Венгрия) и в значительной мере восстановили свои позиции. В 1920 в Гааге (Голландия) был проведен VI конгресс Международной психоаналитической ассоциации и учрежден международный журнал по психоанализу.

Движение набирало силу и выходило на новый уровень. Существенным моментом его развития стало создание ряда институтов психоанализа, решавших терапевтические, исследовательские, образовательные, организационные, просветительские и пропагандистские задачи. В 1920 были открыты Берлинский институт психоанализа и Поликлиника (Карл Абрахам, Макс Эйтингон, Эрнст Зиммель и др.). Вскоре аналогичные институты были открыты в Лондоне, Вене и Будапеште. С начала 20-х гг. существенно активизировалось психоаналитическое движение в России. В 1921 при Государственном московском психоневрологическом институте был открыт Детский дом-лаборатория (заведующий И.Д. Ермаков), в котором начались работы по детскому психоанализу. В Петрограде, в психотерапевтической лаборатории (заведующий В.Н. Мясищев) Института по изучению мозга и психической деятельности (директор академик В.М. Бехтерев), осуществлялось систематическое использование психоанализа для лечения больных . 

С 1922 в Москве (под ред. проф. И.Д.Ермакова) издавалась «Психологическая и психоаналитическая библиотека», в которой были опубликованы почти все основные произведения З.Фрейда и труды его некоторых последователей. В Одессе (под ред. Я.М.Когана) издавалась серия книг «Вопросы теории и практики психоанализа», в которой вышли работы З.Фрейда, Ш.Ференци, А.Фрейд, П.Шильдера, М.Вульфа, Я.Когана и других сторонников психоанализа. В 1922 в Берлине (Германия) состоялся VII конгресс Международной психоаналитической ассоциации (президент Эрнст Джонс), который закрепил успехи психоаналитического движения. В 1924 в Зальцбурге (Австрия) состоялся VIII конгресс Международной психоаналитической ассоциации (президент Эрнст Джонс), а в 1925 – в Бад-Хомбурге (Германия) – IX конгресс (президент Карл Абрахам), придавшие дополнительные импульсы психоаналитическому движению. В целом психоаналитическое движение укреплялось и расширялось, хотя в отдельных регионах оно по разным причинам не могло укорениться или сходило на нет. Решением Совета народных комиссаров РСФСР от 14 августа 1925 года был ликвидирован московский Государственный психоаналитический институт (ГПАИ). Репрессивная политика руководства СССР по отношению к психоанализу и психоаналитикам усиливалась на протяжении нескольких лет и к 1930 российский психоанализ был практически разгромлен. На протяжении последующих почти шестидесяти лет работы З.Фрейда и его последователей в СССР не издавались, а сторонники психоанализа репрессировались. Но оказавшиеся в эмиграции в различных странах российские психоаналитики и философы (Моисей Вульф, Борис Вышеславцев, Николай Осипов и др.) продолжали свою работу. В 1927 в Инсбруке (Австрия) был проведен X конгресс Международной психоаналитической ассоциации, а в 1929 в Оксфорде (Великобритания) прошел XI конгресс этой организации (президент Макс Эйтингон). В 1931 в Америке был открыт Нью-Йоркский психоаналитический институт, а в 1932 – Чикагский психоаналитический институт (Франц Александер и др.).

Информация о работе Современные направления психоанализа