Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:17, курсовая работа
Целями курсовой работы являются изучение этапов становления и развития психоанализа, исследование структуру психики человека, а также рассмотрение психоаналитическое движение в XX веке. Задачи следующие: рассмотреть биографию Зигмунда Фрейда – основоположника психоанализа и родоначальника учения о бессознательном; изучить предыстория и историю развития психоанализа; исследовать открытие Зигмундом Фрейдом бессознательного; проследить за психоаналитическим движением XX века, а также обратить внимание на влияние психоанализа на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком.
1. Зигмунд Фрейд – основоположник психоанализа
1.1. Судьба психоанализа
1.2. Предыстория
1.3. Истоки
1.4. Создание психоанализа
1.5. Психоаналитические методы
1.6. Психоаналитическая терапия
1.7. Этапы развития
1.8. Аспекты анализа
1.9. Психоаналитические ориентиры
1.10. Панорама человека
2. Открытие бессознательного З.Фрейдом
2.1. Психика
2.2. Теория Фрейда о структуре психики
2.3. Личность
2.4. Основания культуры
3. Психоанализ в ХХ веке: от Фрейда к Фромму
3.1.Психоаналитическое движение
3.2. Карл Юнг
3.3. Альфред Адлер
3.4. Вильгельм Райх
3.5. Эрих Фромм
Заключение
Литература
Осенью 1932 в Висбадене (Германия) был проведен XII конгресс Международной психоаналитической ассоциации (президент Макс Эйтингон). В 1933 по психоанализу и его движению был нанесен мощный удар. Придя к власти, немецкие национал-социалисты устроили погром психоанализа в Германии, сожгли книги З.Фрейда и его последователей. Начался массовый исход европейских психоаналитиков в различные страны (преимущественно в США и Англию), в которых вследствие этого произошло некоторое оживление психоаналитического движения. В 1934 в Люцерне (Швейцария) проходил XIII конгресс Международной психоаналитической ассоциации (президент Эрнст Джонс), пытавшийся сохранить хотя бы часть психоаналитического движения. Эту же задачу безуспешно пытался решить и XIV конгресс Международной психоаналитической ассоциации (президент Эрнст Джонс) в 1936 в Мариенбаде (Чехословакия). Но по всей Европе психоаналитическое движение было уже в коллапсе.
В 1938 после нацистского аншлюсса Австрии психоаналитические структуры этой страны были разгромлены, а З.Фрейд и его семья арестованы. Психоаналитическое движение предприняло разнообразные действия по их спасению, которые отчасти завершились удачно. Последняя предвоенная попытка сохранить хоть что-нибудь от психоаналитического движения была предпринята в августе 1938 на XV конгрессе Международной психоаналитической ассоциации (президент Эрнст Джонс) в Париже (Франция). 8 жизни З.Фрейда это был последний конгресс МПА. Из-за второй мировой войны (1939-1945) психоаналитическое движение в Европе практически прекратилось. Но психоаналитические центры Америки и Азии все же функционировали. После окончания войны возрождение психоаналитического движения пошло в быстром темпе и уже в 1949 в Цюрихе (Швейцария) состоялся XVI конгресс Международной психоаналитической ассоциации (президент Эрнст Джонс), включившей в себя многие новые общества, ассоциации и группы, в т.ч. из стран Латинской Америки. Возрождение и развитие психоаналитического движения в значительной мере стало возможным благодаря сохранившимся кадрам, международным связям и традициям. Эмигрировавшие в Америку психоаналитики содействовали превращению США во вторую родину психоанализа и, несмотря на войну (в которой многие из них приняли активное участие), продолжили свою деятельность. В течение войны они содействовали организации новых психоаналитических обществ. В этот период США стали лидером психоанализа и психоаналитического движения и остаются им поныне. Послевоенное психоаналитическое движение значительно расширило сферу действия, распространив ее практически на все ведущие и многие развивающиеся страны современного мира. Начиная с 1949. регулярно (раз в два года) проводятся конгрессы Международной психоаналитической ассоциации, осуществляющей свою деятельность в непосредственной связи с различными региональными организациями, многочисленными периодическими и непериодическими изданиями, лечебными, исследовательскими и учебными структурами, практической и теоретической деятельностью психоаналитиков. Особенно результативно психоаналитическое движение в США, где функционируют более 20 лечебных, исследовательских и учебных институтов психоанализа и издается более 70% всех мировых публикаций по психоанализу. На фоне развития международного психоаналитического движения со второй половины 80-х гг. предпринимаются попытки реанимации психоанализа в России. После почти шестидесятилетнего перерыва вышли из печати книги З.Фрейда и К.Юнга. Впервые изданы книги Э.Фромма, Э.Берна, В.Франкла и др.
Основные идеи основателя психоанализа получили свое дальнейшее развитие во взглядах его учеников и последователей, привели к появлению особого направления современной философии – философии неофрейдизма. Каковы же основные идеи неофрейдизма и его основные представители?
Швейцарский психиатр и философ Карл Юнг (1875 – 1961) – ближайший сторонник Фрейда – выступает против трактовки человека как эротического существа и более глубоко анализирует Оно, бессознательное, выделив в нем такие уровни, как «индивидуальное» и «коллективное» бессознательное. Под «коллективным бессознательным» Юнг понимал общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народностей, культурное наследие прошлого, т.е. безличностно-психическое, уходящее своими корнями в глубокую древность. Это «коллективное» бессознательное включается в жизнедеятельность человека наряду с «индивидуальным» бессознательным, отрицающим опыт отдельного индивида, и составляет сущностное ядро личности. Коллективное бессознательное реализуется в «архетипах». Архетипы – это психически наследумые комплексы, своего рода матрицы или «инстинктивные формы психического поведения», которые формируют нашу сознательность. Архетипы коллективного бессознательного составляют внутреннюю сущность человека. Поэтому человек, разноликое существо. Подлинный человек – это тотальный, целостный. Целостность, или «самость», человека, по Юнгу, – это «тотальная сумма сознательного и бессознательного существования». «Самость» бессознательна, о ней человек ничего не знает (это Бог в самом в себе), поэтому обретение самости напоминает у Юнга буддистскую стадию «просветления», является мистическим образованием.
Альфред Адлер (1870-1937) – венский врач и психолог – также не принимает трактовку человека как эротического существа. В отличие от Юнга, обратившегося к архетипам коллективного бессознательного, Адлер апеллирует к «чувству неполноценности» человека и механизмам его «компенсации». От природы человек слаб, беспомощен. Отсюда при столкновении с окружающим миром у человека проявляется чувство неполноценности, которое приводит в движение психические силы компенсации этой неполноценности, проявляющиеся в его творческой деятельности и ведущие к совершенствованию человека – «стремление к совершенству». Неполноценность человека как биологического существа, стремящегося к совершенству, дополняется трактовкой человека как социального существа, наделенного способностью соотносить себя к себе подобным и человечеством в целом. Связующим элементом биологической и социальной природы человека является «социальный интерес» – общечеловеческое индивидуально-личностное чувство и оценочное отношение к другим людям, к жизни вообще: это нечто врожденное и изначально данное (врожденная социальность, стиль жизни). В итоге можно выделить следующие основные логические единицы учения Адлера о человеке: неполноценное существо – стремление к совершенству – социальный интерес (врожденная человеческая потенция) – стиль жизни, формируемый в детстве, – обеспечение развития личности и благополучия человека.
Вильгельм Райх (1897–1957) – австрийский психиатр – идет дальше Фрейда в развитии его первоначальных идей о факторах сексуальности. Сексуальность – центр всей жизни человека, ее природа не психическая, а биофизическая: «конфликт между приятным возбуждением и мускульной спазмой» – основа психического конфликта. Отсюда – обращение к рассмотрению феномена оргазма, а человека как оргазмного существа. Подлинно человеческая любовь с ее естественным оргазмным удовлетворением зависит от психических и социальных условий человеческого существования. Это показатель социального развития человечества. Поэтому, по Райху, «не все что бессознательно является также антисоциальным», социальные условия могут искажать природные импульсы человека. Человек – существо природно-социальное. Из такого понимания человека как оргазмного и природно-социального существа вытекает выдвинутая им концепция «сексуальной революции»: освобождение человека от репрессивных, антиприродных сил общества и формирование отношений между людьми, строящихся на природных стремлениях индивида к любви, труду, познанию. Вывод: «человек – социальное существо настолько, насколько его основные биологические потребности находятся в гармонии с институтами, которые он создал в обществе». В дальнейшем от природной функции оргазма Райх переходит к «органной энергии» человека и Космоса в целом и создает религиозно-мистическую теорию.
Эрих Фромм (1900–1980) – американский социальный психолог – как и другие, критикует биологизм Фрейда выступает против сексуализации бессознательного, против антагонистичности человека и культуры; но и против социологизаторства, представляющего человека марионеткой социальных обстоятельств.
По Фромму, человек – незавершенное существо, стремящееся к оптимальному развитию. Сущность его концепции «человеческое существо – все...» — выделение человека из животного мира ведет к возникновению «экзистенциальных…, обусловливающих специфику человеческого бытия, его слабость и силу (часть природы и субъект, разум и осознание бессилия; жизнь и смерть); в социальном развитии человека появляются исторические противоречия». Задача найти способы преодоления дихотомий и противоречий. Это – построение «гуманистического общества», таким образом, человек - это «незавершенное, неполное существо», бытие которого характеризуется внутренними противоречиями. Бессознательное экзистенциально и социально. Человек находится в постоянном поиске (пусть и безуспешном) своего оптимального развития. Итак, во всех своих разновидностях психоаналитические концепции в философии основываются на антропологизации бессознательного. Такой подход к осмыслению бытия человека в мире дополнил философское понимание сущности и существования человека анализом бессознательного и отражает смешанный тип философствования, наметив тенденцию синтетизма в современной философии на основе поиска научно-рационального выражения бессознательного как проявления момента иррациональности человеческого бытия и культуры.[12] Открытия З.Фрейда и созданный им комплекс идей и теорий обладали таким потенциалом, который сам по себе инициировал появление новых идей и концепций. Практически почти все версии психоанализа и фрейдизма, содействовавшие их эволюции и обладающие ныне наибольшим удельным весом и влиянием, были созданы при жизни З.Фрейда. И тогда же оформились в виде различных теорий, учений, направлений, течений, школ и соответствующих организационных структур.
В 1911, из-за разногласий с З.Фрейдом из Венского психоаналитического общества вышел Альфред Адлер, вскоре создавший собственную концепцию «индивидуальной психологии», школу и организации, в т.ч. Общество свободного психоаналитического исследования (1911) и Международную ассоциацию индивидуальной психологии (1924).
В 1913, отвергнув концепцию либидо З.Фрейда, от классического психоанализа отошел Карл Юнг, создавший «аналитическую психологию», –одно из наиболее представительных течений глубинной психологии. Спустя некоторое время, сторонники «аналитической психологии» создали Институт Юнга (1948), организовали издание журнала (1955) и сформировали различные структуры, в т.ч. Международную ассоциацию аналитической психологии (МААП 1958).
ЗAКЛЮЧЕНИЕ
Создание и развитие психоанализа и фрейдизма и их многочисленных разновидностей осуществлялось в тесной связи с исторической практикой и требованиями времени, которые в значительной мере определили их содержание, форму и направленность. Важными моментами эволюции психоанализа, фрейдизма и постфрейдизма были и остаются наличие и реализация значительного потенциала саморазвития и взаимовлияние различных, в т.ч. конкурирующих идей, концепций и течений. Вместе с тем психоаналитически ориентированные течения испытали различное, но значительное воздействие различных наук и дисциплин: психологии, психиатрии, физиологии, медицины, исследований в области пола, сексологии, этики, эстетики, социологии, антропологии, религиоведения, истории, структурализма.[13] Существенное влияние на эволюцию психоанализа, фрейдизма и гюст-фрейдизма оказали различные философские учения, в том числе позитивизм (Джон Стюарт Милль и др.), волюнтаризм (Артур Шопенгауэр и др.), философия бессознательного (Эдуард Гартман и др.), марксизм (Карл Маркс), интуитивизм (Анри Бергсон и др.), философия жизни (Фридрих Ницше и др.), феноменология (Эдмунд Гуссерль и др.), эмпириокритицизм (Рихард Авенариус, Эрнст Мах и др.), экзистенциализм (Жан Поль Сартр. Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс и др.), герменевтика (Ханс Гадамер и др.), религиозно-философские учения Востока (йога, дзен-буддизм и др.) и прочие, которые в значительной мере повысили уровень и теоретический статус всех психоаналитически ориентированных доктрин.
В свою очередь психоаналитические, фрейдистские и постфрейдистские идеи, представления и концепции оказали беспрецедентное воздействие на психологию, психиатрию, психотерапию, сексологию, медицинскую антропологию, педагогику и прочее. Я считаю, что идеи З.Фрейда и его последователей значительно преобразили общественное сознание и самосознание, духовную атмосферу, элитарную и массовую культуру, образ жизни и мировоззрение людей ХХ века и стали неотъемлемой частью современного мира.
1. Под общей редакцией проф. Ю.А.Харина «Философия» Учебник, Минск, «Тетра Системс», 2008 – 387с.
2. Е.З.Волчек «Философия» Учебное пособие для высших учебных заведений, Минск, «Интерпрес Сервис», 2003.
3. История философии в кратком изложении. Москва, «Мысль», 1991.
4. В.А.Канке «Философия» Учебник, Москва, «Логос», 2001.
5. История философии. Энциклопедия. Интерсервис. Книжный Дом. Минск, 2002.
6. К.Г.Юнг «Проблемы души нашего времени» Санкт-Петербург, 2002.
7. С.П.Кулик, Н.У.Тиханович История философии. «Вышейшая школа», Минск, 2007.
8. Е.М.Бабосов «Философия науки и культуры» «Белорусская наука», Минск, 2006.
9. В.И.Овчаренко «Психоаналитический глоссарий» «Вышейшая школа», Минск, 1994.
10. Л.Д.Столяренко «Психология» Учебник для ВУЗов. Ст.б. «Лидер», 2007.
11. Мир философии: книга для чтения в двух частях. Часть вторая, 1991.
12. Фрейд З. «Психология бессознательного». Москва «Просвещение», 1990.
13. Юнг К.Г. «Проблемы души нашего времени» Санкт-Петербург, 2002.
[1] Под общей редакцией проф.Ю.А.Харина «Философия» Учебник, Минск, «Тетра Системс», 2008, с.21
[2] Е.М.Бабосов «Философия науки и культуры» «Белорусская наука», Минск, 2006, с.232
[3] Е.З.Волчек «Философия» Учебное пособие для высших учебных заведений, Минск, «Интерпрес Сервис», 2003, с.42
[4] История философии. Энциклопедия. Интерсервис. Книжный Дом. Минск, 2002, с.53
[5] С.П.Кулик, Н.У.Тиханович История философии. «Вышейшая школа», Минск, 2007, с.107
[6] Мир философии: книга для чтения в двух частях. Часть вторая, 1991, с.130
[7] Л.Д.Столяренко «Психология» Учебник для ВУЗов. Ст.б. «Лидер», 2007, с.216
[8] З.Фрейд «Психология бессознательного». Москва «Просвещение», 1990, с.225
[9] Е.М.Бабосов «Философия науки и культуры» «Белорусская наука», Минск, 2006, с.235
[10] Е.М.Бабосов «Философия науки и культуры» «Белорусская наука», Минск, 2006, с.236
[11] К.Г.Юнг «Проблемы души нашего времени» Санкт-Петербург, 2002, с.64
[12] Е.М.Бабосов «Философия науки и культуры» «Белорусская наука», Минск, 2006, с.238
[13] История философии в кратком изложении. Москва, «Мысль», 1991, с.66