Современные направления психоанализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

Целями курсовой работы являются изучение этапов становления и развития психоанализа, исследование структуру психики человека, а также рассмотрение психоаналитическое движение в XX веке. Задачи следующие: рассмотреть биографию Зигмунда Фрейда – основоположника психоанализа и родоначальника учения о бессознательном; изучить предыстория и историю развития психоанализа; исследовать открытие Зигмундом Фрейдом бессознательного; проследить за психоаналитическим движением XX века, а также обратить внимание на влияние психоанализа на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком.

Оглавление

1. Зигмунд Фрейд – основоположник психоанализа
1.1. Судьба психоанализа
1.2. Предыстория
1.3. Истоки
1.4. Создание психоанализа
1.5. Психоаналитические методы
1.6. Психоаналитическая терапия
1.7. Этапы развития
1.8. Аспекты анализа
1.9. Психоаналитические ориентиры
1.10. Панорама человека
2. Открытие бессознательного З.Фрейдом
2.1. Психика
2.2. Теория Фрейда о структуре психики
2.3. Личность
2.4. Основания культуры
3. Психоанализ в ХХ веке: от Фрейда к Фромму
3.1.Психоаналитическое движение
3.2. Карл Юнг
3.3. Альфред Адлер
3.4. Вильгельм Райх
3.5. Эрих Фромм
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая Бусько.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

1.8. Аспекты анализа

Существенным моментом создания и развития психоанализа стал разработанный З.Фрейдом принцип анализа всех психических явлений. Согласно ему, каждое явление должно было быть изучено и раскрыто в трех основных аспектах: 1) динамическом (как результат взаимодействия различных психических сил); 2) топическом (определяющим его точное местонахождение); 3) экономическом (т.е. энергетическом, как результат функционирования свободной и связанной психической энергии, вовлеченной в конкретные процессы).

1.9. Психоаналитические ориентиры

В отличие от предшествующей традиции З.Фрейд корректно определил предмет психологии (в этом смысле научная психология начинается именно с З.Фрейда), показав и доказав, что она должна изучать психику во всех ее формах и проявлениях (а не только сознание, как это было в его время). Новое понимание психологии и ее задач позволило З.Фрейду создать необходимые ориентиры и подходы. Важнейшими из них стали: признание биологической и психической наследственности, утверждение существования психической реальности как реальности особого рода и соответствующее исследование ее, установление неоднородной и конфликтной структуры психики человека, признание доминирования бессознательных психических процессов, утверждение особой роли психодинамики, сексуальности и энергетики, признание противоречивости природы человека, его неизбывной конфликтности и трагедийности существования.[4]

1.10. Панорама человека

Осуществляя поиск «универсальных механизмов» жизнедеятельности человека в норме и патологии, З.Фрейд пришел к выводу, что «душевное развитие отдельного человека сокращенно повторяет путь развития человечества» и что эти процессы осуществляются под определяющим влиянием существования и борения двух вечных сил: Эроса (инстинкта жизни, самосохранения и сексуальности) и Танатоса (инстинкта смерти, агрессии и разрушения), а также либидо и мортидо, различных влечений, комплексов, принципов, руководящих чувств, желаний, амбивалентности и т.д., обусловливающих изначальную и неизбывную противоречивость людей.

В качестве основы жизни человека и всех проявлений психической деятельности З.Фрейд утверждал существование, реализацию и подавление сексуальных инстинктов, энергетической основой которых является либидо, обладающее способностью к сублимации, т.е. преобразованию в иные формы (от элементарных физиологических и психических актов до творчества).

Непосредственно сопрягая (а иногда и отождествляя) формирование и развитие человека с развитием и функционированием его сексуальности, З.Фрейд установил наличие инфантильной сексуальности, выделил ее основные фазы и исследовал роль этого явления в формировании психики и личности. Объясняя феномены человеческого существования .преимущественно или исключительно неосознаваемыми или (и) осознаваемыми сексуальными устремлениями людей, З.Фрейд настаивал на особой роли в жизни человека различных комплексов, в особенности комплекса Эдипа и комплекса кастрации.[5]

Одним из определяющих элементов жизни людей З.Фрейд считал подчиненность ее трем принципам психической деятельности: принципу удовольствия, принципу постоянства и принципу реальности, которые обусловливают регулярно всех психических процессов и поведение человека. Принимая в качестве основной тенденции развития постепенное замещение принципа удовольствия принципом реальности, З.Фрейд вместе с тем настаивал на том, что господствующим принципом психической жизни является принцип удовольствия, обеспечивающий непосредственное и опосредованное получение удовлетворения (наслаждения) и избегание неудовольствия. Психоаналитическая трактовка природы и сущности человека утверждала их непреодолимую противоречивость и трагичность в том числе и потому, что главенствующий принцип психической жизни – принцип удовольствия – в психоаналитической панораме человека в конечном счете находится в услужении у Танатоса – инстинкта смерти, агрессии и разру­шения.

2. Открытие бессознательного З.Фрейдом

2.1. Психика

Важнейшим достижением учения З.Фрейда стало создание принципиально новых представлений о психике человека и психических процессах. Доказав неправомерность отождествления «психического» и «сознательного» и показав, что сознательные процессы отнюдь не исчерпывают содержание психики, З.Фрейд разработал динамическую модель психики человека как образования, состоящего из трех взаимодействующих систем: бессознательного, предсознательного и сознательного.

Выделяя данные системы в соответствии с уровнем осознаваемости психических процессов, З.Фрейд уделил особое внимание исследованию бессознательного как «психических процессов, которые проявляются активно и в то же время не доходят до сознания переживающего их лица», и в конечном счете пришел к выводу, что «все душевные процессы по существу бессознательны». Понимая бессознательное как наиболее содержательную и обширную систему психики, З.Фрейд отмечал, что оно регулируется принципом удовольствия и представляет собой совокупность влечений, инстинктов, комплексов и импульсов, характеризующихся неосознаваемостью, наследуемостью, сексуальностью, алогичностью и т.д.

Предсознательное трактовалось им как система, регулируемая принципом реальности и включающая в себя временно неосознаваемые влечения, желания, импульсы, воспоминания, представления, сведения и т.д. Противоречивость регулирующих психических принципов бессознательного и предсознательного, по З.Фрейду, существенно содействует выполнению предсознательным одного из важнейших его предназначений – функций «цензуры». Само же сознание, руководствующееся принципом реальности, З.Фрейд представлял как «поверхностный слой душевного аппарата», охватывающий «только очень небольшое содержание» и включающий в себя лишь те влечения, желания, ощущения, мысли и понятия, которые осознаются в каждый данный момент времени. Разработав «динамическое понимание душевных явлений», З.Фрейд создал оригинальную психодинамику, представлявшую систему диалектического взаимодействия всех компонентов психики и их определенную нетождественность самим себе в различное время. Понимая психику как единство и борьбу противоположностей, З.Фрейд утвердил в качестве основы психической деятельности перманентное борение бессознательного и сознательного, предопределяющее и определяющее конфликтность и относительную нестабильность психики человека.

Созданные З.Фрейдом модели психики и психодинамики оказали огромное воздействие на развитие его учения и терапии и инициировали общественнозначимый мировоззренческий психоаналитический переворот в представлениях о психике и жизни человека.[6]

2.2. Теория Фрейда о структуре психики

Фрейд применял топографическую модель, согласно которой в психической жизни можно выделить три уровня:

♦ сознание;

♦ предсознание;

♦ бессознательное.

Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, данных человеку в конкретный момент времени. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, причем часть ее осознается лишь в течение короткого периода, а затем быстро погружается в предсознательное или бессознательное по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы Область предсознательного иногда называемая доступной памятью, включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание спонтанно или в результате минимального усилия. Самый глубокий и значимый пласт человеческой психики – бессознательное. Это хранилище инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в данную область, но именно такой неосознаваемый материал во многом определяет повседневное функционирование человека. Бессознательные переживания полностью недоступны сознанию людей, но в значительной степени определяют их действия.

На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика человека состоит из трех уровней: Оно, Я, Сверх-Я. Такова структурная модель психической жизни.

Оно – бессознательная часть психики, бурлящий котел биологически врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. Оно насыщено сексуальной энергией – либидо. Человек есть замкнутая энергетическая система, и количество этой энергии у каждого – величина постоянная. Будучи бессознательным и иррациональным, Оно подчиняется принципу удовольствия, т. е. последнее, как и счастье, - главная цель в жизни человека. Второй принцип поведения – гомеостаз – тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия. Уровень Я (Эго) – сознания – находится в состоянии постоянного конфликта с Оно, подавляет сексуальные влечения. Он формируется под влиянием общества. На Я воздействуют три силы: Оно, Сверх-Я и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. Я старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности».

Сверх-Я служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если Я примет решение или совершит действие в угоду Оно, но в противовес Сверх-Я, то тогда испытает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести. Соотношение структурной и топографической моделей психической жизни можно изобразить следующим образом: сфера Оно полностью неосознаваема, в то время как Я и Сверх-Я действуют на всех трех уровнях.

Предложенная Фрейдом концепция может быть изображена в виде схемы, где взаимодействие бессознательного, Сверх-Я и предсознательного предстает более образно.

Я (Эго) ответственно за принятие решений, стремясь выразить и удовлетворить желания Оно (Ид) в соответствии с ограничениями, которые налагаются правилами общества, внешним миром. Следовательно, Эго помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма, анализируя, рассуждая, принимая решения.[7]

2.3. Личность

В начале 20-х гг. XX в. З.Фрейд в общих чертах завершил разработку структурной теории личности, важнейшими компонентами которой стали новое понимание личности, ее структуры и механизмов деятельности.

З.Фрейд представил личность в виде трех взаимодействующих сфер: «Оно» - «Я» - «Сверх-Я» (сопряженных с соответствующими системами психики: бессознательным - предсознательным - сознательным), содержание и функционирование которых отражает существо личности во всем ее многообразии.

З.Фрейд считал, что филогенетическое становление личности началось в первобытной орде с того момента, когда из-за катаклизма (убийства и каннибалистского акта) возникло неведомое ранее людям сознание вины (чувство вины), которое послужило основным «пусковым механизмом» расщепления и эволюции дотоле синкретичных психики и личности.

Главенствующая сфера личности – «Оно» – представлялась З.Фрейдом как руководствующаяся принципом удовольствия неорганизованная, но единая сила (включающая в себя различные неосознаваемые влечения, желания, побуждения, мотивы и пр.), выступающая в качестве совокупности движущих сил личности. В этой сфере, являющейся источником психосексуальной энергии и поставщиком ее для других сфер личности, происходит борьба Эроса и Танатоса, обусловливающая ее сущность и поведение личности.

Как сфера личности «Я» происходит от комплекса Эдипа и руководствуется принципом реальности. «Я» включает в себя элементы опыта «Оно» и внешнего мира, разума и рассудительности, чувства страха, сострадания и совестливости, «располагает душевные явления во времени и подвергает их контролю реальности». «Я» замещает для «Оно» внешний мир и поэтому отчасти контролирует слепые силы «Оно». Но даже при этом «Я» «не является хозяином в собственном доме» и одновременно служит «трем господам» («Оно», «Сверх-Я» и внешнему миру), которые ему постоянно угрожают и держат в состоянии напряжения и страха.

«Сверх-Я» как сфера личности возникает на основе «Я» под влиянием чувств раскаяния и вины и является преимущественно продуктом социально-бытовых традиций и культуры. Эта сфера руководствуется принципом реальности и включает в себя совестливость, моральные черты и нормы поведения, основу социальных чувств и пр. Данная сфера осуществляет посредничество между «Я» и «Оно» и пребывает в постоянном конфликте с «Я».[8]

Сложная система взаимодействия сфер личности и борьба между ними обусловливают известную нестабильность личности и в особенности «Я», которое выступает как организационное начало личности, обеспечивающее ее защиту от самой себя и внешнего мира. Стремясь к координации и рационализации требований своих «господ» и смягчению внутриличностного конфликта, «Я», по З.Фрейду, создает своеобразные «защитные механизмы» («механизмы защиты»), обеспечивающие известную целостность и стабильность личности в условиях конфликта различных внутренних и внешних противоречивых мотиваций и установок.

Я старается подчинить себе Оно. Чаще всего это не удается и Я подчиняется Оно, создавая лишь видимость своего  превосходства над ним (как всадник, объезжая дикую лошадь, вынужден, чтобы не быть выброшенным из седла, направлять лошадь туда, куда она сама поведет). С другой стороны, моральное и социальное сверх-Я, которое, казалось бы, должно сглаживать трения между Оно и Я тоже может властвовать над Я, выступая в роли совести или бессознательного чувства вины, т.е. сверх-Я оказывается у Фрейда наследником и носителем бессознательного, а Я не является, по выражению основателя психоанализа, «хозяином в собственном доме» и находится в конфликтных ситуациях с внешним миром, Оно, и сверх-Я, что постоянно драматизирует человеческое существование.

Таким образом, заслуга Фрейда – открытие особой сферы бессознательного в психике человека, построение концепции психики как целостной системы, а недостатки – «продолжение достоинств» – абсолютизация сферы бессознательного в психике. [9]

Подчеркивая, что поведение личности обусловливается различными уровнями мотивации с точки зрения данности их самоконтролю, З.Фрейд увязывал проблему мотивации с разработанными им принципами динамизма личности и ее изменчивости в зависимости от времени и деятельности.

Дополняя теорию личности учением о характерах, он отметил, что характер личности в основном формируется в течение первых пяти лет жизни и определяется факторами конституционального и индивидуального порядка. Подчеркивая особую роль детства в формировании личности, З.Фрейд констатировал, что в этом процессе существенную роль играет развитие психосексуальности и классифицировал характеры в зависимости от преобладающего влияния в их формировании той или иной эрогенной зоны (оральный, анальный, фаллический и уретральный).

Информация о работе Современные направления психоанализа