Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:32, реферат
Известно, что тема личности является для современной психологии весьма актуальной. Об этом свидетельствует огромная научная литература, да и педагогическая литература, посвященная концепциям и теориям личности, насчитывает несколько сотен наименований. «Темп развития психологии личности, – пишет А. Асмолов, – станет более ощутимым, если привести следующие факты, затрагивающие только одну из проблем психологии личности, – проблему «Я». Если в 1969 г. этой проблеме было посвящено около четырехсот публикаций, то в 1980 г. их количество перевалило за тысячу».
Введение
Основная часть
Заключение
Литература (Данный пункт отсутствует в работе!)
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка
Факультет социально-педагогических технологий
Кафедра возрастной и педагогической психологии
Современные направления в исследовании личности
Минск, 2010
План
Введение
Основная часть
Заключение
Литература
Введение
Известно, что тема личности является для современной психологии весьма актуальной. Об этом свидетельствует огромная научная литература, да и педагогическая литература, посвященная концепциям и теориям личности, насчитывает несколько сотен наименований.
«Темп развития психологии личности, – пишет А. Асмолов, – станет более ощутимым, если привести следующие факты, затрагивающие только одну из проблем психологии личности, – проблему «Я». Если в 1969 г. этой проблеме было посвящено около четырехсот публикаций, то в 1980 г. их количество перевалило за тысячу».
Подобный интерес к психологическому изучению личности, конечно, не случаен. Через идею личности манифестируют себя и современный человек, и культура, и творчество.
Все это происходит на фоне обострения внимания ко всему циклу гуманитарных тем, в центре которого, безусловно, лежат проблемы культуры и личности.
Обращаясь к изучению личности,
психологи надеются понять человека,
с одной стороны, как целое, соединить,
«конфигурировать» различные
Основная часть
Современная психология личности решает восемь основных глобальных вопросов:
• Как развивается личность человека?
• Что мотивирует поведение человека?
• Как человек приходит к тому, чтобы думать и узнавать о себе и окружении?
• Какова природа социальной жизни человека?
• Чем объясняется уникальность личности?
• Каковы основные детерминанты личностного расстройства ?
• Каковы определяющие характеристики психически здорового взрослого?
• Почему одни идут в направлении компетентности и зрелости , а другие – некомпетентности и незрелости? [1]
Наиболее приоритетными и наименее изученными в психологии личности можно назвать следующие направления:
• Изучение нейрофизиологических, биохимических и генетических основ личности.
По всей вероятности, современный
этап развития науки будет отмечен
как век биологии и как период,
когда достижения поведенческой
генетики, биохимии и нейрофизиологии
повлияли на значительные и решающие
изменения теоретических
В соответствии с только
что отмеченной тенденцией, мы получаем
все больше данных, заставляющих предположить,
что генетические факторы в состоянии
объяснить существенную часть индивидуальных
различий. В последнее время
Исследователи-персонологи
будущего вряд ли смогут игнорировать
накопленные в настоящее время
данные, предполагающие, что многие
проявления личности связаны с биологическими
и генетическими факторами. Мы утверждаем,
что те исследования, которые стремятся
связать особенности личности с
функционированием нервной
• Исследование когнитивных
процессов и их взаимосвязи с
другими аспектами
За исключением Келли,
Бандуры и Роттера, теоретики, которых
мы обсуждали, либо преувеличивали, либо
преуменьшали значение когнитивных
процессов для понимания
Джордж Келли сыграл ключевую
роль в разработке когнитивного направления
современной персонологии. Он заслуживает
особой благодарности за то, что
побудил психологов изучать рациональные
и интеллектуальные аспекты человеческой
психики. Отдавая должное Келли,
следует признать, что когнитивная
теория социального научения Альберта
Бандуры оказалась еще более
важным катализатором для
В центре внимания современных
персонологов должны быть различные
методы, с помощью которых люди
перерабатывают социальную информацию,
и взаимоотношения между этими
процессами и другими аспектами
человеческой психики. Концепция схемы
вызывает особый интерес у исследователей
личности. Схема — это организованная
структура знаний об отдельном объекте,
концепции или
Когнитивные психологи утверждают, что каждый человек использует большой и сложный набор схем для осмысления мира. Кроме того, последние достижения в изучении социально-когнитивного процесса предполагают, что схемы дают общую структуру, посредством которой перерабатывается и организуется информация, относящаяся к «Я». Я-схемы являются «когнитивными обобщениями о самости, полученными из прошлого опыта, которые организуют и контролируют переработку информации, относящуюся к „Я“» (Markus, 1977, р. 64). Я-схема состоит из свойств, определяющих «Я», которые мы считаем наиболее репрезентативными по отношению к тому, чем мы являемся. Это включает такую личностно значимую информацию о нас, как наше имя, физические признаки, характерные аспекты наших взаимоотношений со значимыми людьми, осознанные черты личности, мотивы, ценности и цели, которые, как мы считаем, составляют нашу общую Я-концепцию. Следует помнить, что Я-схемы также могут подвергаться изменению по мере того, как мы заново определяем для себя — кто мы и какими бы могли стать в новой ситуации.
Совокупность имеющихся
эмпирических данных показывает, что
люди перерабатывают информацию, которая
релевантна для их Я-схем (Lewicki, 1984; Markus,
1983; Markus, Smith, 1981). Например, в одном
исследовании (Markus, 1977) изучали величину
«независимость—зависимость» в
Я-схемах. На основе этой начальной
фазы исследования (то есть самоотчетов
по нескольким личностным опросникам),
женщины-испытуемые были классифицированы
как имеющие сильную
Было обнаружено, что испытуемые
с сильной независимой схемой
быстро нажимали кнопку «Я» в ответ
на прилагательные, относящиеся к
независимости, но дольше реагировали
на прилагательные, относящиеся к
зависимости или не соответствующие
схеме. Противоположный тип реакций
был обнаружен у испытуемых с
сильной зависимой схемой, они
быстрее реагировали на прилагательные,
относящиеся к зависимости, которые
характеризовали их. С другой стороны,
асхематичные испытуемые не показали
различий во времени переработки
любого типа слов. Эти результаты явно
выступают в поддержку
Исследования, подобные тому, которое выполнил Маркус, показали, что при переработке информации люди:
- делают быстрые суждения и принимают решения о себе, если вопрос относится к их Я-схеме;
- быстро вспоминают или
реконструируют эпизоды из
- часто воспринимают других
сквозь призму своей
Информация о работе Современные направления в исследовании личности