Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 18:32, реферат
Известно, что тема личности является для современной психологии весьма актуальной. Об этом свидетельствует огромная научная литература, да и педагогическая литература, посвященная концепциям и теориям личности, насчитывает несколько сотен наименований. «Темп развития психологии личности, – пишет А. Асмолов, – станет более ощутимым, если привести следующие факты, затрагивающие только одну из проблем психологии личности, – проблему «Я». Если в 1969 г. этой проблеме было посвящено около четырехсот публикаций, то в 1980 г. их количество перевалило за тысячу».
Введение
Основная часть
Заключение
Литература (Данный пункт отсутствует в работе!)
- отвергают информацию, которая не соответствует их Я-схеме (Cantor, Kihlstrom, 1987).
Эти открытия особенно важны, потому что они поддерживают основной постулат когнитивной парадигмы о том, что переработка Я-релевантной информации контролирует как причины, так и следствия внешнего поведения. Можно также считать, что эти результаты подтверждают идею Роджерса о том, что переживания, не совместимые с существующей Я-структурой, не символизируются или символизируются в сознании искаженно.
Последнее десятилетие характеризовалось
значительно возросшим
• Изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных и их относительный вклад в поведение.
Хотя большинство персонологов давали разные описания и объяснения поведения, они допускали, что внутренние задатки (или то, что иначе называется переменные человека) ответственны за поведение человека и могут адекватно объяснить его. Иначе говоря, главный тезис психологии личности заключается в том, что внешнее поведение отражает действие причинных факторов, лежащих в его основе, которые относительно стабильны во времени и ситуациях. Психодинамическая теория Фрейда является ярким воплощением этой точки зрения, ориентированной на человека. Более чем любая другая теоретическая позиция, представленная в этой книге, психодинамическое направление допускает, что поведение человека диктуется стойкими личностными характеристиками, которые берут начало из кризисов в детском возрасте. Диспозициональное направление, представленное здесь в лице трех таких наиболее выдающихся теоретиков, как Олпорт, Кеттел и Айзенк, также в большой степени опирается на положение, что поведение определяется факторами внутри человека. Эти три теоретика, несмотря на их несогласие по поводу природы и количества диспозициональных характеристик, разделяют важное положение о том, что они оказывают причинное влияние на поведение человека во многих ситуациях. В отношении Кеттела нужно отметить, что он не игнорировал влияния специфических ситуаций окружения на поведение. Как вы, вероятно, помните, Кеттел полагал, что каждая черта личности должна оцениваться по ее значимости в определенной ситуации. Тем не менее, концепция глубинных черт личности составляет наиболее важный конструкт в его теории.
В меньшей степени важность
интрапсихических структур и процессов
также видна в постфрейдовских
теориях, таких как теория Юнга (психологические
типы), теория Адлера (чувство неполноценности)
и теория Хорни (базальная тревога).
Эти теоретики, несмотря на различие
их подходов, сходились во мнении, что
личностные задатки имеют большое
влияние на жизненный опыт человека.
Келли в своей когнитивной
теории концентрируется почти
Соответственно эти, такие непохожие, персонологи разделяют положение о том, что ситуационные воздействия играют второстепенную роль в формировании и модификации поведения. Все же мы знаем, что люди на протяжении жизни изменяют свое поведение в ответ на изменяющиеся условия окружения. Человек, который женится, изменяется в соответствии с новым статусом; также и человек, который разводится. Приобретение нового статуса и исполнение новых ролей, например, роли студента, родителя, спортсмена и работника также приводит к изменению поведения. Причиной нашего изменения может стать завершение образования, смерть близкого человека, достижения науки и появление новых технологий. Становится очевидно, что по крайней мере какая-то доля нашего поведения регулируется социокультурным контекстом (например, проживание в малонаселенной местности — проживание в переполненном, наводненном наркотиками гетто). Акцент Фромма на социальных, политических и экономических факторах как главных силах, определяющих развитие типа характера, иллюстрирует подход с этих позиций. Теория Эриксона также рассматривает взаимосвязь самости и контекста окружения, но главное внимание теоретика направлено внутрь человека. Позиция Скиннера представляет высшую степень инвайронментализма, он даже не признает организмических или интрапсихических переменных, с которыми могут взаимодействовать ситуационные факторы! И наконец, Бандура, хотя его позиция по положению инвайронментализма значительно менее экстремальна, чем у радикальных бихевиористов, также признает влияние ситуационных переменных на поведение.
Хотя ситуационно-
Хотя любой жизнеспособный
подход к изучению человека должен
учитывать влияние ситуаций, сосуществующих
одновременно вне его, следует также
признать, что диспозициональные
качества так или иначе присутствуют
в объяснении поведения, претендующем
на полноту. Иначе говоря, поведение
определяется переменными человека,
ситуацией и их взаимным влиянием
друг на друга. Тезис о том, что
поведение является функцией от взаимодействия
человека и окружения, становится все
более популярным в психологии личности
(Houts et al., 1986; Pervin, 1978; Snyder, Ickes, 1985). Обычно
описываемый как
С позиций интеракционизма
личность объясняется как гипотетический
конструкт, который «относится к
особым формам поведения (включая познание
и эмоции), которые характеризуют
адаптацию каждого индивида к
ситуациям своей жизни» (Mischel, 1976,
р. 2). Более того, переменные человека
представляют собой весь прошлый
опыт, закодированный в центральной
нервной системе, который помогает
индивиду эффективно справляться с
требованиями современной жизни. Ситуационные
переменные, с другой стороны, представляют
собой условия окружения, в котором
осуществляется поведение человека
и которое ощутимо влияет на него.
Последующая реакция может
Существует много различных
версий интеракционизма (Ozer, 1986). Тем
не менее все больше исследователей
соглашаются, что интеракциональная
модель личности дает самую лучшую
систему для адекватного
Итак, мы полагаем, что в
будущем направления
• Изучение развития личности
в среднем и старшем возрасте
(в настоящее время слабо
Приблизительно одна четверть
нашей жизни тратится на то, что
мы взрослеем, и три четверти —
на то, что мы стареем. Поэтому странно,
что персонологи уделяют так
много внимания изучению детства
и юности (Sarbin, 1986). Два положения
лежат в основе этого акцента
на изучении развития ребенка и подростка
и частично объясняют его: 1) формы
поведения взрослых прочно устанавливаются
в раннем возрасте и 2) отношение
родителей в ранние годы жизни
является существенным фактором формирования
личности. В обоих этих положениях
ясно видно устойчивое влияние фрейдовской
психосексуальной теории. Существует
ряд других направлений персонологии,
где также подчеркивается, что
фундамент стиля жизни
В последние два десятилетия
наблюдался резкий подъем интереса к
изучению возрастных изменений, вызванных
процессом старения (Perlmutter, Hall, 1985; Schaie,
1985). В частности, появились исследования,
относящиеся к физическим, сенсорным,
гормональным и когнитивным изменениям,
обусловленным возрастом (Birren, Schaie,
1985; Schaie, 1988). Также все больше психологов
обращаются к вопросу возрастных
изменений в брачных и семейных
ролях, ценности работы и форм дружбы,
наблюдающихся по мере того, как
взрослые вступают в зрелый возраст
и проходят его (Gould, 1980; Levinson, 1986; Vaillant,
1977). Исследования возрастных процессов
взрослых служат и практическим, и
теоретическим целям. В настоящее
время доля людей в возрасте свыше
65 лет среди населения США
Будущие фундаментальные
исследования личности несомненно расширят
платформу своих изысканий, включив
крупномасштабные анамнестические
исследования людей, представляющих различные
национальности, этнические группы, социальные
классы и род занятий (Bertaux, 1981; Craik,
1986). Эти исследования, по существу автобиографичные
и дополненные личными
• Изучение проблем, относящихся к практической деятельности человека.
Информация о работе Современные направления в исследовании личности