Современные направления психоанализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

Целями курсовой работы являются изучение этапов становления и развития психоанализа, исследование структуру психики человека, а также рассмотрение психоаналитическое движение в XX веке. Задачи следующие: рассмотреть биографию Зигмунда Фрейда – основоположника психоанализа и родоначальника учения о бессознательном; изучить предыстория и историю развития психоанализа; исследовать открытие Зигмундом Фрейдом бессознательного; проследить за психоаналитическим движением XX века, а также обратить внимание на влияние психоанализа на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком.

Оглавление

1. Зигмунд Фрейд – основоположник психоанализа
1.1. Судьба психоанализа
1.2. Предыстория
1.3. Истоки
1.4. Создание психоанализа
1.5. Психоаналитические методы
1.6. Психоаналитическая терапия
1.7. Этапы развития
1.8. Аспекты анализа
1.9. Психоаналитические ориентиры
1.10. Панорама человека
2. Открытие бессознательного З.Фрейдом
2.1. Психика
2.2. Теория Фрейда о структуре психики
2.3. Личность
2.4. Основания культуры
3. Психоанализ в ХХ веке: от Фрейда к Фромму
3.1.Психоаналитическое движение
3.2. Карл Юнг
3.3. Альфред Адлер
3.4. Вильгельм Райх
3.5. Эрих Фромм
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая Бусько.doc

— 208.00 Кб (Скачать)


37

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему ПСИХОАНАЛИЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Зигмунд Фрейд – основоположник психоанализа

1.1. Судьба психоанализа

1.2. Предыстория

1.3. Истоки

1.4. Создание психоанализа

1.5. Психоаналитические методы

1.6. Психоаналитическая терапия

1.7. Этапы развития

1.8. Аспекты анализа

1.9. Психоаналитические ориентиры

1.10. Панорама человека

2. Открытие бессознательного З.Фрейдом

2.1. Психика

2.2. Теория Фрейда о структуре психики

2.3. Личность

2.4. Основания культуры

3. Психоанализ в ХХ веке: от Фрейда к Фромму

3.1.Психоаналитическое движение

3.2. Карл Юнг

3.3. Альфред Адлер

3.4. Вильгельм Райх

3.5. Эрих Фромм

Заключение

Литература


ВВЕДЕНИЕ

 

              Ни одно направление не приобрело столь громкой известности вне сферы психологии, как психоанализ, фрейдизм. Фрейдизм – такое название оно получило по имени основателя Зигмунда Фрейда (1856 – 1939). На основе выдвинутых им идей, с известной корректировкой и дополнениями, постепенно сформировалось целое психологическое направление – «психоанализ». Психоанализ является учением о бессознательном, об огромной и важной области человеческого духа, в которую у нас нет до сих пор путей помимо учения Зигмунда Фрейда. Бессознательное – это область, из которой сознание совершенно исключено, другими словами, явления, диктуемые нам бессознательным, ощущаются как совершенно чужие нам, несвязанные и не обусловленные нашим «Я». К таким явлениям относится все разнообразие навязчивых слов, мотивов, стремлений, которые, привязавшись к нам, никак не могут быть отогнаны, неподвластны нам, и мы ждем с томительным чувством, когда они сами уйдут. Из того же бессознательного влияют на нас силы, заставляющие нас делать целый ряд ошибок, обмолвок, описок, вызывающие в нас специфическую рассеянность, забывчивость, пристрастие, раздражение.

              Целями моей курсовой работы являются изучение этапов становления и развития психоанализа, исследование структуру психики человека, а также рассмотрение психоаналитическое движение в XX веке. Для того, чтобы достичь поставленных целей необходимо определить задачи своей курсовой. Итак, задачи следующие: рассмотреть биографию Зигмунда Фрейда – основоположника психоанализа и родоначальника учения о бессознательном; изучить предыстория и историю развития психоанализа; исследовать открытие Зигмундом Фрейдом бессознательного; проследить за психоаналитическим движением XX века, а также обратить внимание на влияние психоанализа на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. Объектом изучения в моей курсовой работе является психоанализ, или фрейдизм. Предметом изучения – теория Фрейда о структуре психики.


1 Зигмунд Фрейд – основоположник психоанализа

1.1 Судьба психоанализа

Создание и распространение психоанализа (от греч. psyche - душа, психика и analysis – разложение, расчленение, изучение, исследование) как нового метода психотерапии и учения о человеке и обществе является одним из наиболее значительных событий в интеллектуальной жизни людей XX в. и истории человеческого самопознания. Психоанализ был разработан в конце XIX – начале XX в. австрийским врачом, невропатологом, психопатологом психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом (6.06.1856, Фрейберг, Австро-Венгрия – 23.09.1939, Хэмпстед, близ Лондона, Великобритания).

1.2. Предыстория

Формирование мировоззрения и исследовательских ориентаций будущего создателя психоанализа осуществлялось в духе идеалов свободомыслия и гуманизма, в атмосфере неустанных интеллектуальных и духовных поисков, столь характерных для Европы второй пол. XIX – нач. XXв. Серьезным импульсом к изучению естественных наук и решению избрать научную карьеру стало увлечение юным З.Фрейдом поэтической натурфилософией Иоганна Вольфганга Гете (1749-1832) и эволюционистской теорией Дарвина (1809-1882) - Уоллеса (1823-1913), влияние которых он ощущал всю жизнь.

Овладев основными европейскими и древними классическими языками, З.Фрейд серьезно осваивал традиции западноевропейского интеллектуализма и духовности, все более тяготея к культурологической проблематике и метафизике. Однако в силу жизненных обстоятельств, вскоре после отличного окончания гимназии, был вынужден выбрать профессию врача.

Обучаясь на медицинском факультете Венского университета, З.Фрейд параллельно занимался самообразованием и научной работой. Под руководством директора Института физиологии Венского университета Эрнста Брюкке (и в его лаборатории) осуществил цикл исследований в области физиологии, сравнительной анатомии и гистологии. Изучая нервную ткань, усовершенствовал технику ее исследования и провел наблюдения, позволившие разработать некоторые основания теории нейронов. Испытал влияние идей энергетической школы Гельмгольца – Брюке, которые впоследствии перенес в область психологии и положил в основу своего учения о психодинамике. Основательно изучил европейское философское наследие от Эмпедокла, Платона и Аристотеля до Джона Стюарта Милля, Эдуарда Гартмана и Густава Фехнера. Прослушал систематический курс философии Франца Брентано и дополнительно изучал у него философию в приватном порядке. Впоследствии весьма активно использовал обширный комплекс философских идей при создании и развитии собственного учения.

Под руководством директора Института сравнительной анатомии Карла Клауса осуществил сравнительно-анатомическое исследование гонадической структуры угрей. По заданию директора Института патологии Соломона Штриккера занимался проведением опытов над гроздевидными железами. После окончания университета и получения степени доктора медицины работал в институте Эрнста Брюкке, в отделе Германа Нотнагеля в Венском общем госпитале и Психиатрической клинике Теодора Мейнерта. Провел исследование филогенетического развития спинного мозга. Занимался неврологией и психиатрией, интерес к которым возник у него задолго до поступления в университет. Постепенно отходил от физиологии и уделял всевозрастающее внимание психологии, невропатологии и психиатрии. Изучал действие кокаина на человеческий организм. Провел серию экспериментов на самом себе (в дальнейшем постоянно экспериментировал на себе, своих детях и близких). Установил явление местной анестезии. Результаты этих опытов были использованы венским врачом окулистом Карлом Коллером, который ввел кокаин в медицинскую практику в качестве анестезирующего средства [9, c. 10].

1.3. Истоки

Под влиянием врачебной деятельности З.Фрейд проявлял все больший интерес к различным психонервным заболеваниям и современным методам их лечения. Побуждаемый практическими потребностями, использовал гипноз в качестве одного из терапевтических средств. В целях совершенствования гипнотической техники стажировался во Франции у основоположника современного клинического учения о нервных болезнях Жана Шарко и лидеров конкурирующей школы гипноза Амвросия Льебо и Ипполита Бернгейма. Под их влиянием выработал представление о том, что возможной причиной некоторых психонервных заболеваний (в частности, истерии и истерического паралича) является невидимая психическая травма, существование которой скрыто не только от врача, но и от самого больного, и обратил внимание на роль сексуального фактора в происхождении и развитии различных психических расстройств. Приступив к частной медицинской практике в качестве специалиста по нервным болезням, использовал всю гамму различных видов терапии, в т. ч. гипноз и внушение. Наряду с врачеванием изучал проблемы афазии, мозгового паралича и др. Как практикующий врач с течением времени все более отчетливо осознавал недостаточность и низкую эффективность существующих методов лечения и отсутствие необходимых теоретических разработок. Пытаясь проникнуть в тайны человеческой психики, все более настойчиво разрабатывал идею о неосознаваемой психической травме как причине заболевания. Совместно с венским врачом Иосифом Брейером создал и совершенствовал новый катартический метод психотерапии (метод Брейера-Фрейда), основанный на искусственном воспроизведении эмоциональных переживаний и соответствующим отреагированием пациента, пребывающего в состоянии гипноза, на когда-то травмировавшую его ситуацию. З.Фрейд приступил к созданию глубинной психологии, ориентированной по преимуществу на изучение бессознательных явлений и процессов психики человека. Осуществляя этот радикальный поворот, он вместе с тем пытался усовершенствовать катартический метод и отказался от использования гипноза, полагая, что в данном случае он не обладает необходимой эффективностью. Отказ от гипноза в конце концов повлек и отказ от катартического метода, на смену которому пришел созданный им «метод настояния» – особой методики неуклонного побуждения пациентов к воспоминанию и словесному выражению забытых травматических переживаний, послуживших причиной заболевания. В процессе лечения больных З.Фрейд обнаружил, что травмирующие воспоминания вытесняются из сферы сознания в неосознаваемые структуры психики (где продолжают травмирующее воздействие, проявляясь в виде симптомов - символов воспоминаний) и что пациенты оказывают сознательное и неосознаваемое сопротивление попыткам установить и воспроизвести беспокоящие их воспоминания и переживания.

 

1.4. Создание психоанализа

 

Стремясь проникнуть в глубины психики, З.Фрейд обратил внимание на ассоциативную природу мышления и решил использовать это явление для получения необходимой информации о причинах, источниках и механизмах психических расстройств. В этих целях в 1896 он разработал и применил специальный метод зондирования, исследования, диагностики и терапии, названный им методом свободных ассоциаций. Первое практическое использование этого метода считается датой создания психоанализа (1896), который в общей сложности разрабатывался и развивался З.Фрейдом более 40 лет. И в окончательном виде являл собой сложную систему методов, технических приемов, моделей, гипотез, теоретических конструктов, концепций и ряда разнообразных теорий, различной степени общности и достоверности.[1]

1.5. Психоаналитические методы

Вскоре после создания метода свободных ассоциаций, под давлением практических и теоретических потребностей З.Фрейд разработал еще два метода диагностики и терапии. Таким образом, были созданы основные клинические методы (технические средства) психоанализа, к которым относились:

1. Анализ свободных ассоциаций (ассоциативный метод);

2. Анализ снов и толкование сновидений;

3. Анализ и толкование различного рода ошибочных действий (оговорок, описок и т.д.).

1.6. Психоаналитическая терапия

Все методы были ориентированы на решение основной терапевтической задачи психоанализа – выявление неосознаваемой психической травмы и коррекцию неосознаваемого психического конфликта как чрезмерного столкновения либидо и вытеснения. Обнаружив, что различные подавленные желания, аффективные переживания и воспоминания о травматических событиях не исчезают, а вытесняются из сознания в бессознательное (где оказывают травмирующее воздействие) и проявляются в виде невротических симптомов, З.Фрейд считал необходимым создать для пациентов возможности изжить («отреагировать») эти травматические импульсы и таким образом вернуть психику, личность и здоровье к традиционному состоянию неустойчивого равновесия. Достижение соответствующего терапевтического эффекта предполагало активное воздействие сознания на бессознательное, установление трансфера, преодоление сопротивления и «психическую самопомощь» пациентов, использующих в борьбе с болезнью максимально возможную для них активность сознания, стремление к выздоровлению и волю к жизни. Сегодня говорить о психоанализе как о неком едином течении в духовном опыте человечества не совсем корректно. Термин «психоанализ» употребляется для обозначения:

1) метода психотерапии в современной медицине;

2) комплекса гипотез и теорий современной психологии, объясняющих место и роль бессознательного в структуре психики человека;

3) особого направления в философии – психоаналитическая философия – ориентированного на выявление основ человеческого бытия – индивидуального и социального – на основе признания бессознательного, по-разному трактуемого.[2]

1.7. Этапы развития

За четыре десятилетия разработки психоанализ З.Фрейда претерпел существенную эволюцию от элементарного психотерапевтического приема до всеобщего философско-социологического учения. Внутренняя логика, смена доминант и точки роста психоанализа позволяют выделить (хотя и весьма условно) три основных этапа развития классического психоанализа: 1) клинический; 2) психологический; 3) метафизический. На клиническом этапе (1896-1905) психоанализ был по преимуществу новой психотерапией, дополненной специальными гипотезами и теориями. В основных произведениях З.Фрейда этого периода «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901) «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Отрывок из одного анализа истерии» (1905) и др. был сформулирован комплекс новых представлений об основах психотерапии, изложены идеи, методика, техника и результаты психоанализа, развита психоаналитическая концепция неврозов, исследована связь сексуальности с психической жизнью людей, разработаны концепции неосознаваемой психической деятельности, выработаны представления о бессознательном психическом, установлены основные элементы структуры и механизмы функционирования психики, разработаны основы глубинной психологии и пр.

На психологическом этапе (1905-1913) психоанализ трансформировался главным образом в общее психологическое учение о человеке. В трудах З.Фрейда этого периода «Характер и анальная эротика» (190В), «Анализ фобии пятилетнего мальчика» (1909), «Леонардо да Винчи» (1910), «О психоанализе. Пять лекций» (1910), «Положение о двух принципах психической жизни» (1911), «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913) и др. развивались представления о психоанализе и его возможностях, формулировались идеи об основных принципах, тенденциях, мотивах и установках психической жизни, развивались представления о природе и роли комплексов, механизмах творческой деятельности, психологические теории человека, культуры, религии и пр.

На метафизическом этапе (1913-1939) психоанализ обрел статус философско-социологического учения о человеке, культуре и обществе. В работах З.Фрейда этого периода «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921), «Я и Оно» (1923), «Будущность одной иллюзии» (1927), «Цивилизация и недовольные ею» (1929), «Введение в психоанализ. Лекции» (1933), «Почему война?» (1933, в соавторстве с Альбертом Эйнштейном), «Моисей и монотеизм» (1939) и др. завершалась разработка представлений о психоанализе как целостной системе и его возможностях, развивались концепции о структуре личности, механизмах ее защиты и деятельности, исследовались проблемы массовой психологии, морали, конфликта личности и культуры, проблемы и перспективы развития религии, культуры, человека и общества, намечались направления и ориентиры развития психоаналитического учения и пр. Своеобразие развития психоанализа З.Фрейда наложило существенный отпечаток не только на его содержание и потенции, но и на возможности его взаимодействия со всем комплексом наук о человеке, общественным сознанием и культурой.[3]

Информация о работе Современные направления психоанализа