Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2012 в 07:03, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является изучение социально-психологического климата в коллективе на примере деятельности ООО «Гармония».
Задачами для решения поставленной цели являются следующие:
1. Рассмотреть теоретические аспекты формирования социально-психологического климата.
2. Проанализировать особенности социально-психологического климата в ООО «Гармония».
3. Представить рекомендации по оптимизации СПК в ООО «Гармония».
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования социально-психологического климата
1.1. Понятие социально-психологического климата и его основные характеристики
1.2. Факторы, влияющие на социально-психологический климат
1.3. Роль руководителя в формировании социально-психологического климата организации
1.4. Методы диагностики СПК
Глава 2. Характеристика социально-психологического климата в ООО
2.1. Краткая характеристика ООО и анализ основных экономических показателей
2.2. Исследование социально-психологического климата в ООО «Гармония»
2.3. Анализ результатов исследования социально-психологического климата в ООО «Гармония»
Глава 3. Совершенствование процесса формирования и функционирования СПК в ООО «Гармония»
3.1. Разработка способов управления процессом формирования и функционирования СПК в ООО «Гармония»
3.2. Тренинги самообразования в СПК в ООО «Гармония»
3.3. Оценка эффективности мероприятий по оптимизации процесса формирования СПК
Заключение
Список литературы
Постоянный страх человека, что он может быть наказан за то или другое неправильное действие, за допущенную ошибку при проявлении инициативы, порождает рутинеров и перестраховщиков.
Говоря о психологических аспектах воспитательной и стимулирующей деятельности руководителя, необходимо помнить, что ни один из приемов, будь-то убеждение или порицание, поощрение или наказание, используемый в отдельности, не принесет положительного эффекта. Итак, чтобы трудовая активность к дисциплине стали выше, руководитель должен уметь пользоваться всем арсеналом стимулирующих и воспитательных воздействий.
Психологический механизм оценки личности состоит в том, что похвала руководителя повышает авторитет работника и тем самым влияет на отношение к нему членов коллектива. Давая оценку подчиненному, необходимо стремиться к тому, чтобы он чувствовал, что руководитель и коллектив замечают и одобряют его личные достоинства, успехи в работе и общественной деятельности. В результате человек стремится стать еще лучше, добиться более высоких показателей в работе. В этом естественном стремлении, в нравственных усилиях, поощряемых руководителем и коллективом, а также в чувстве самоуважения и кроется весь секрет положительной оценки в воспитательном процессе и активизации личности.
Важно не только то, чтобы руководитель на работе не выглядел мрачным, хмурым; важно также и то, чтобы каждый человек приходил на работу в бодром, а не угнетенном состоянии и чтобы хорошее настроение у него сохранялось постоянно. Это во многом зависит от того, какой морально-психологический климат создан в коллективе.
Кроме того, необходимо отметить, что одним из факторов формирования социально-психологического климата являются тренинги самообразования.
Работа на тренинге в ООО «Гармония» способствует формированию командного духа, усилению чувства сплоченности и закреплению наиболее эффективных сценариев успешного взаимодействия для достижения поставленных целей.
Задачи, решаемые с помощью тренинга командообразования в ООО «Гармония»:
Создание команды.
Объединение вокруг общей цели.
Решение конфликтных ситуаций в коллективе.
Повышение ответственности за общие результаты.
Внедрение в команду новых технологий.
Навыки эффективного общения.
Повышение эффективности взаимодействия между различными типами людей в команде.
Задачи, решаемые для руководителей в ООО «Гармония»:
Освоение технологий построения команды в своих подразделениях.
Развитие навыков эффективного управления группой, диагностики и разрешения конфликтов в команде.
Развитие умения эффективно взаимодействовать с коллективом.
Освоение способов создания атмосферы открытого общения в коллективе.
Совершенствование лидерских навыков.
Освоение способов мотивации и сплочения членов команды.
Командные игры и Командные при
Это специальная программа, направленная на командную работу коллективами, результатом которой является либо определение команды - победителя, либо финальное объединение усилий команд для решения общей задачи.
Командные игры в ООО «Гармония» - это веселые, азартные, динамичные командные соревнования, которые быстро и эффективно включают людей в игру, а также позволяют почувствовать преимущества командной работы и дают возможность раскрыть творческий потенциал каждого из участников.
Командные приключения в ООО «Гармония» - не содержат в себе элемента состязательности. Это объединяющая игра, направленная на командообразование и сплочение коллектива. Это «низкий веревочный курс». Игра протекает достаточно динамично, но при этом у людей есть время вдумчиво, творчески решать поставленные задачи, каждый может проявить свои сильные стороны. Все команды идут к одной общей цели, которая в финале позволяет объединить весь коллектив в целом.
В результате внедрения программы «Типология-7» можно отметить повышение уровня сплоченности коллектива.
Внедрение механизма поощрения улучшило результаты работы ООО «Гармония».
Анализ межличностных отношений показал, что взаимоотношения между членами коллектива - это одно из существенных проявлений социально-психологического климата и один из важнейших факторов его формирования. Для социально-психологического климата одинаково существенными оказались как взаимоотношения по поводу производственной деятельности, так и дружеские контакты членов коллектива.
Представим эффективность внедрения методом оптимизации социально-психологического климата в коллективе ООО «Гармония» (таблица 5).
Таблица 5 - Оценка эффективности методов оптимизации СПК в коллективе ООО «Гармония»
Наименование показателя | Денежная выручка, тыс. руб. | Затраты, тыс. руб. | |
До внедрения | После внедрения |
| |
Программа «Типология 7» | 11805 | 15800 | 5200 |
Чистая прибыль |
|
| 10600 |
Ток = 5200 / 10600 = 0,49 или 5 месяцев.
Период окупаемости данной программы составляет 5 месяцев, таким образом, можно говорить о том, что внедрение данной программы будет эффективно для деятельности ООО «Гармония».
Коллектив — это не простая арифметическая сумма индивидов, а качественно новая категория. На людей, составляющих коллектив, действуют определенные социально-психологические закономерности. Без знания этих закономерностей руководителю трудно управлять людьми, вести воспитательную работу, мобилизовать работающих на выполнение и перевыполнение планов. Вот почему каждый руководитель должен знать социально-психологическую структуру коллектива и социально-психологические закономерности, которые действуют в группах людей.
Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что психологический климат – это состояние межличностных и групповых связей в коллективе, отражающее деловой настрой, трудовую мотивацию и степень социального оптимизма персонала организации. Нормальная атмосфера этих отношений позволяет каждому работнику чувствовать себя частицей коллектива, обеспечивает его интерес к совместной работе, побуждает к справедливой оценке достижений и неудач как собственных, так и коллег, организации в целом.
Психологический климат выдвигает на передний план такие мотивы, которые не менее действенны, чем материальное вознаграждение и экономическая выгода: стимулируют работника, вызывают у него напряжение сил или спад энергии, трудовой энтузиазм или апатию, заинтересованность в деле или безразличие. Это суммарный эффект от многих факторов, влияющих на персонал организации и в конечном счете определяющих стремление работников к полезной деятельности, творческой инициативе, сотрудничеству и сплоченности с другими. Психологический климат является комплексной психологической характеристикой, отражающей состояние взаимоотношений и степень удовлетворенности персонала различными факторами жизнедеятельности коллектива.
Сплоченность, как устойчивость структуры группы, ее способность оказывать сопротивление силам, направленным на ослабление или разрыв межличностных связей, трактуется как «такое состояние группы, к которому она приходит в результате возрастания взаимодействий между членами группы, причем, чем больше частота взаимодействия между членами группы, тем больше степень их симпатий друг к другу, выше уровень сплоченности, и наоборот».
В работе было проведение исследование социально-психологического климата в коллективе ООО «Гармония».
Таким образом, методика СПК группы показала, что социально-психологический климат в данном коллективе благоприятный, хотя коллектив и имеет средний социально-демографический статус (невысокое образование и рабочие должности), характеризуется положительными взаимоотношениями, что подтверждает вычисленный индекс групповой сплоченности (0,5) и отношения в данном коллективе к руководителю, который занимает лидерские позиции (коэффициент лидерских и деловых качеств – 0,78), что и является показателем деловой благоприятной атмосферы.
Оптимизацией социально-психологического климата в коллективе ООО «Гармония» является внедрение методики «Типология-7». Расчет эффективности данной методики показал, что ее использование целесообразно для деятельности исследуемой организации.
1. Агеев, В.С. Организационное поведение: [Текст] / Агеев, В.С. - М., 2004.
2. Акатов, Л.И. Основы кадрового менеджмента: [Текст] / Акатов, Л.И. - М., 2004.
3. Алешина, Ю.Е. Управление персоналом: [Текст] / Алешина, Ю.Е. – М., 2003.
4. Аникин, С.А. Высший менеджмент для руководителя: Учебное пособие : [Текст] / Аникин, С.А. – М.: ИНФРА-М, 2008.
5. Бойко, В.В. Социально – психологический климат коллектива и личность : [Текст] / Бойко, В.В., Ковалев А.Г. – М., 2000. – 207 с.
6. Виханский, О.С. Менеджмент : [Текст] / Виханский, О.С., Наумов А.И. – М.: Гардарики, 2008.
7. Воробьев, Н.Х. Управление персоналом организации: [Текст] / Воробьев, Н.Х. – М., 2004.
8. Вучкович-Стадник, А. Оценка персонала: [Текст] / Вучкович-Стадник, А. - СПб, 2008.
9. Герчикова, И.Н. Менеджмент: Учебник 2-ое изд., перераб. и доп. : [Текст] / Герчикова, И.Н. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.
10. Громкова, Т.М. Организационное поведение: [Текст] / Громкова, Т.М. – М., 2002.
11. Демченко, Т. Управление персоналом: современные подходы: [Текст] / Демченко, Т. - М., 2007.
12. Дерманова, И.Б. Управление персоналом: [Текст] / Дерманова, И.Б. – М., 2004.
13. Донцов, А.И. Управление персоналом: [Текст] / Донцов, А.И. – М., 2000.
14. Драчёва, Е.Л. Менеджмент: учебник: [Текст] / Е.Л.Драчёва, Л.И.Юликов.-3-е изд., стереотип.- М.: Изд-во Академия, 2005. С.69.
15. Друкер, Питер Ф. Практика менеджмента: [Текст] / Друкер, Питер Ф. - М., 2008.
16. Дубовик, Т. Управление персоналом: [Текст] / Дубовик, Т. - СПб, 2004.
17. Дырин, С.П. Российская модель управления персоналом в условиях промышленного предприятия: [Текст] / Дырин, С.П. - СПб, 2006.
Информация о работе Социально-психологический климат в коллективе