Социально-психологический климат в коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2012 в 07:03, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является изучение социально-психологического климата в коллективе на примере деятельности ООО «Гармония».
Задачами для решения поставленной цели являются следующие:
1. Рассмотреть теоретические аспекты формирования социально-психологического климата.
2. Проанализировать особенности социально-психологического климата в ООО «Гармония».
3. Представить рекомендации по оптимизации СПК в ООО «Гармония».

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования социально-психологического климата
1.1. Понятие социально-психологического климата и его основные характеристики
1.2. Факторы, влияющие на социально-психологический климат
1.3. Роль руководителя в формировании социально-психологического климата организации
1.4. Методы диагностики СПК
Глава 2. Характеристика социально-психологического климата в ООО
2.1. Краткая характеристика ООО и анализ основных экономических показателей
2.2. Исследование социально-психологического климата в ООО «Гармония»
2.3. Анализ результатов исследования социально-психологического климата в ООО «Гармония»
Глава 3. Совершенствование процесса формирования и функционирования СПК в ООО «Гармония»
3.1. Разработка способов управления процессом формирования и функционирования СПК в ООО «Гармония»
3.2. Тренинги самообразования в СПК в ООО «Гармония»
3.3. Оценка эффективности мероприятий по оптимизации процесса формирования СПК
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Социально-психологический климат Курсовая полностью Заказ 1266.doc

— 548.00 Кб (Скачать)
text-align:justify">ООО «Гармония» является эксклюзивным представителем Краснодарского завода ЗАО «Экстра», производяящего алкогольную продукцию с 1902 года, официальным дистрибьютором ООО «Аалто», ООО «Пенза Алкопром», ООО «Виноконьячный завод АЛЬЯНС-1895», ЗАО «КОНФИТ», АО «Вина KОMPATA».

Рассмотрим основные экономические показатели деятельности предприятия за исследуемый период.

Таблица 1 - Показатели размера предприятия

Показатели

2008г.

2009г.

2010г.

2010 г. в % к 2008 г.

Денежная выручка от реализации продукции в текущих ценах, тыс. руб.

10355

13666

11805

114,00

Денежная выручка от реализации продукции в сопоставимых ценах, тыс. руб.

10355

12235

9530

92,03

Среднесписочная численность    работников, чел.

32

32

32

100,00

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

194,5

47

6,5

3,34

 

Согласно данным, представленным в таблице 1, денежная выручка исследуемой организации за исследуемый период составила  10-12 млн. руб. в год. Рост выручки составил 114,00%.

Если рассматривать денежную выручку в ценах 2005 года видим, ее снижение на 7,97%. Таким образом, рост выручки предприятия в текущих ценах в большей мере обоснован ростом цен на продукцию, нежели ростом объемом производства продукции.

Численность персонала предприятия за исследуемый период увеличивается на 1 человека, что составило 1,12%. Данная тенденция характеризует устойчивость трудового коллектива предприятия.

Средняя стоимость основных средств предприятия снизилась за исследуемый период на 96,66%, что связано с отказом от применения собственных основных средств предприятия и привлечение производственных фондов на основе аренды и лизинга.

Далее произведем анализ финансовых результатов деятельности предприятия в динамике за 3 года (таблица 2).

Таблица 2 – Динамика финансовых результатов предприятия

Показатель

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2010 г. к 2008 г., %

1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг в текущих ценах, тыс. руб.

10355

13666

11805

114,0

2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб.

9107

11539

9826

107,9

3. Затраты на 1 рубль выручки, руб.

0,88

0,84

0,83

94,6

4. Валовая прибыль (+) /  убыток (–), тыс. руб.

1248

2127

1979

158,6

5. Коммерческие и управленческие расходы

1394

1357

872

62,6

6. Прибыль (+), убыток (–) от продаж, тыс. руб.

-146

770

1107

-

7. Чистая прибыль, тыс. руб.

-205

493

746

-

 

На исследуемом предприятии наблюдается рост получаемой прибыли, что обеспечено опережающими темпами выручки (114,0%) по сравнению с темпами роста себестоимости продаж (107,9%).

В силу сложившейся тенденции на предприятии наблюдается снижение величины затрат на 1 рубль выручки на 5,4%. Коммерческие расходы предприятия за исследуемый период снизились на 37,4%.

Прибыль от продаж предприятия за рассматриваемый период была получена только в 2009 и 2010 годах, тогда как в 2008 году наблюдался убыток от обычной деятельности. Таким образом, на протяжении всего исследуемого периода наблюдается рост прибыли от продаж предприятия.

 

2.2. Исследование социально-психологического климата в ООО «Гармония»

 

Исследование социально-психологического климата в ООО «Гармония» проводилось на базе проведения двух методик:

1.                  Методика выявления степени интеграции (методика О. Немова).

2.                  Экспресс-методика по изучению социально психологического климата в трудовом коллективе.

Методика выявления степени интеграции (методика О. Немова) предполагает следующую инструкцию. 

Ознакомившись со списком суждений, оцените, какое количество ваших коллег проявляет отношения и формы поведения, зафиксированные в содержании этих суждений.

Варианты ответов:

«все» — 6 баллов;

«почти все» — 5 баллов;

«большинство» — 4 балла;

«половина» — 3 балла;

«меньшинство» — 2 балла;

«почти никто» — 1 балл;

«никто» — 0 баллов.

Выбранные оценки записывайте в опросном листе напротив порядкового номера соответствующих суждений.

Опросный лист представлен в Приложении А.

Обработка результатов. Подсчитайте сумму баллов по каждой из приведенных ниже групп для каждого сотрудника подразделения. После этого найдите интенсивность развития каждого из показателей в подразделении по формуле: сумма полученных баллов по определенной шкале всех сотрудников подразделения, принявших участие в опросе, делится на количество принявших участие в опросе.

Шкала достоверности — вопросы 16; 31; 46; 61. Чем больше положительных ответов дал сотрудник по этой шкале, тем менее правдиво он отвечал на вопросы методики.

 

 

Показатель

Вопросы

1

Стремление к сохранению целостности группы

2; 9; 17; 24; 32; 39; 47; 54; 62; 69

2

Сплоченность (единство отношений)

3; 10; 18; 25; 33; 40; 48; 55; 63; 70

3

Контактность (личные взаимоотношения)

4; 11; 19; 26; 34; 41; 49; 56; 64; 71

4

Открытость

4; 12; 20; 27; 35; 42; 49; 57; 65; 72

5

Организованность

4; 13; 21; 28; 36; 43; 51; 58; 66; 73

6

Информированность

4; 14; 22; 29; 37; 44; 52; 59; 67; 74

7

Ответственность

4; 8; 16; 23; 31; 38; 46; 53; 61; 68

 

Экспресс-методика по изучению социально психологического климата в трудовом коллективе.

Эта методика положена в основу опросника, разработана на факультете психологии МГУ Л.Ю. Шалыго, О.С. Михалюк. Данная методика позволяет определить уровень развития психологического климата группы относительно других групп в рамках одной организаций, дать общую оценку психологического климата, а также выявить те факторы его формирования, которые могут быть использованы для коррекции и совершенствования психологического климата данной группы.

Порядок работы. Опросник предлагается для заполнения участникам той группы, в которой необходимо диагностировать социально-психологический климат. Каждый член группы заполняет анкету индивидуально.

Обработка и анализ полученных результатов проводятся следующим образом: на основании ответов на вопросы 17–23 дается краткая социально-демографическая характеристика обследованной группы, в которой указываются: численность группы, половой и возрастной состав, число членов группы (в процентах), имеющих незаконченное среднее, среднее, среднее специальное, незаконченное высшее и высшее образование. Также отмечается профессиональный состав членов группы, распределение их в зависимости от стажа работы, их среднемесячная зарплата и семейное положение. В зависимости от задач исследования в опросник можно включить дополнительные вопросы относительно жилищных условий работников, количества детей, и т.п.

Вопросы 6–13 направлены на выявление особенностей отражения членами коллектива сложившихся межличностных отношений и коллектива в целом с учетом эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов. Каждый компонент тестируется тремя вопросами: эмоциональный: 6, 8, 12; когнитивный: 9А, 9Б, 11; поведенческий: 7, 10, 13.

Ответ на каждый из этих вопросов оценивается как +1, 0 или -1.

Для целостной характеристики отдельного компонента сочетания ответов каждого участника на вопросы, обобщаются следующим образом: положительная оценка получается при сочетаниях: +++, ++0, ++ –; отрицательная оценка – при сочетаниях: –,–+, –0; оценка неопределенная (противоречивая) при сочетаниях: 00-, 00+, 000.

Для каждого компонента в группе подсчитывается средняя оценка

                Э = ((+) – (–)) / п,                             (1)

где (+) – количество положительных ответов,

(–) – количество отрицательных ответов,

п – количество участников опроса.

Полученные средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до +1.

Этот континуум подразделяется на три части:

от – I до -0,33 – отрицательные оценки;

от –0,33 до +0,33 – противоречивые или неопределенные оценки и

от +0,33 до +1 – положительные оценки.

Соотношение оценок трех компонентов – эмоционального, когнитивного и поведенческого – позволяет охарактеризовать психологический климат как положительный, отрицательный и неопределенный (противоречивый).

При обработке данных, полученных по вопросам 1, 14, 15 и 16, подсчитывается индекс групповой оценки. При этом ответ на каждый из этих вопросов оценивается одним из трех вариантов: +1, 0 или -1. Например, для 14-го вопроса: ответы «полностью удовлетворен» и «пожалуй, удовлетворен» оцениваются как +1, ответ «трудно сказать» – 0, а ответы «пожалуй, не удовлетворен» и «полностью не удовлетворена – –1.

Индекс групповой оценки подсчитывается как отношение суммы оценок, полученной для данной группы к максимально возможной для данной группы сумме оценок. В результате получаем индексы групповой оценки следующих сторон (элементов) трудовой ситуации: работа в целом, состояние оборудования, равномерность обеспечения работой, размер зарплаты, санитарно-гигиенические условия, отношения с непосредственным руководителем, возможность организации работы, степень влияния руководителя на дела в коллективе. Анализ этих оценок позволяет дать качественно-количественное описание психологического климата группы и выявить наиболее «узкие» места, требующие коррекции.

Анализ ответов на вопросы, 2 и 5 позволяет выявить группы с положительной, неопределенной и отрицательной производственной установкой, или, другими словами, с положительным, неопределенным (противоречивым) и отрицательным отношением к работе.

Ответы на вопрос 4 позволяют проанализировать соотношение официальной и неофициальной структуры группы, т.е. соотношение руководства и лидерства.

А ответы на вопрос 3 позволяют дать краткую характеристику деловых и личных качеств руководителя.

В ходе проведения данных методик были получены следующие результаты.

 

2.3. Анализ результатов исследования социально-психологического климата в ООО «Гармония»

 

В результате проведения 1 методики выявления степени интеграции (методика О. Немова) были получены следующие результаты (рисунок 1).

Рисунок 1 – Результаты методики выявления степени интеграции

 

На основании результатов выявления степени интеграции можно говорить о том, что уровень социально-психологического климата в ООО «Гармония» достаточно положительный.

Информация о работе Социально-психологический климат в коллективе