Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2012 в 07:03, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является изучение социально-психологического климата в коллективе на примере деятельности ООО «Гармония».
Задачами для решения поставленной цели являются следующие:
1. Рассмотреть теоретические аспекты формирования социально-психологического климата.
2. Проанализировать особенности социально-психологического климата в ООО «Гармония».
3. Представить рекомендации по оптимизации СПК в ООО «Гармония».
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования социально-психологического климата
1.1. Понятие социально-психологического климата и его основные характеристики
1.2. Факторы, влияющие на социально-психологический климат
1.3. Роль руководителя в формировании социально-психологического климата организации
1.4. Методы диагностики СПК
Глава 2. Характеристика социально-психологического климата в ООО
2.1. Краткая характеристика ООО и анализ основных экономических показателей
2.2. Исследование социально-психологического климата в ООО «Гармония»
2.3. Анализ результатов исследования социально-психологического климата в ООО «Гармония»
Глава 3. Совершенствование процесса формирования и функционирования СПК в ООО «Гармония»
3.1. Разработка способов управления процессом формирования и функционирования СПК в ООО «Гармония»
3.2. Тренинги самообразования в СПК в ООО «Гармония»
3.3. Оценка эффективности мероприятий по оптимизации процесса формирования СПК
Заключение
Список литературы
Рассмотрим основные экономические показатели деятельности предприятия за исследуемый период.
Таблица 1 - Показатели размера предприятия
Показатели | 2008г. | 2009г. | 2010г. | 2010 г. в % к 2008 г. |
Денежная выручка от реализации продукции в текущих ценах, тыс. руб. | 10355 | 13666 | 11805 | 114,00 |
Денежная выручка от реализации продукции в сопоставимых ценах, тыс. руб. | 10355 | 12235 | 9530 | 92,03 |
Среднесписочная численность работников, чел. | 32 | 32 | 32 | 100,00 |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. | 194,5 | 47 | 6,5 | 3,34 |
Согласно данным, представленным в таблице 1, денежная выручка исследуемой организации за исследуемый период составила 10-12 млн. руб. в год. Рост выручки составил 114,00%.
Если рассматривать денежную выручку в ценах 2005 года видим, ее снижение на 7,97%. Таким образом, рост выручки предприятия в текущих ценах в большей мере обоснован ростом цен на продукцию, нежели ростом объемом производства продукции.
Численность персонала предприятия за исследуемый период увеличивается на 1 человека, что составило 1,12%. Данная тенденция характеризует устойчивость трудового коллектива предприятия.
Средняя стоимость основных средств предприятия снизилась за исследуемый период на 96,66%, что связано с отказом от применения собственных основных средств предприятия и привлечение производственных фондов на основе аренды и лизинга.
Далее произведем анализ финансовых результатов деятельности предприятия в динамике за 3 года (таблица 2).
Таблица 2 – Динамика финансовых результатов предприятия
Показатель | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2010 г. к 2008 г., % |
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг в текущих ценах, тыс. руб. | 10355 | 13666 | 11805 | 114,0 |
2. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. | 9107 | 11539 | 9826 | 107,9 |
3. Затраты на 1 рубль выручки, руб. | 0,88 | 0,84 | 0,83 | 94,6 |
4. Валовая прибыль (+) / убыток (–), тыс. руб. | 1248 | 2127 | 1979 | 158,6 |
5. Коммерческие и управленческие расходы | 1394 | 1357 | 872 | 62,6 |
6. Прибыль (+), убыток (–) от продаж, тыс. руб. | -146 | 770 | 1107 | - |
7. Чистая прибыль, тыс. руб. | -205 | 493 | 746 | - |
На исследуемом предприятии наблюдается рост получаемой прибыли, что обеспечено опережающими темпами выручки (114,0%) по сравнению с темпами роста себестоимости продаж (107,9%).
В силу сложившейся тенденции на предприятии наблюдается снижение величины затрат на 1 рубль выручки на 5,4%. Коммерческие расходы предприятия за исследуемый период снизились на 37,4%.
Прибыль от продаж предприятия за рассматриваемый период была получена только в 2009 и 2010 годах, тогда как в 2008 году наблюдался убыток от обычной деятельности. Таким образом, на протяжении всего исследуемого периода наблюдается рост прибыли от продаж предприятия.
Исследование социально-психологического климата в ООО «Гармония» проводилось на базе проведения двух методик:
1. Методика выявления степени интеграции (методика О. Немова).
2. Экспресс-методика по изучению социально психологического климата в трудовом коллективе.
Методика выявления степени интеграции (методика О. Немова) предполагает следующую инструкцию.
Ознакомившись со списком суждений, оцените, какое количество ваших коллег проявляет отношения и формы поведения, зафиксированные в содержании этих суждений.
Варианты ответов:
«все» — 6 баллов;
«почти все» — 5 баллов;
«большинство» — 4 балла;
«половина» — 3 балла;
«меньшинство» — 2 балла;
«почти никто» — 1 балл;
«никто» — 0 баллов.
Выбранные оценки записывайте в опросном листе напротив порядкового номера соответствующих суждений.
Опросный лист представлен в Приложении А.
Обработка результатов. Подсчитайте сумму баллов по каждой из приведенных ниже групп для каждого сотрудника подразделения. После этого найдите интенсивность развития каждого из показателей в подразделении по формуле: сумма полученных баллов по определенной шкале всех сотрудников подразделения, принявших участие в опросе, делится на количество принявших участие в опросе.
Шкала достоверности — вопросы 16; 31; 46; 61. Чем больше положительных ответов дал сотрудник по этой шкале, тем менее правдиво он отвечал на вопросы методики.
№ | Показатель | Вопросы |
1 | Стремление к сохранению целостности группы | 2; 9; 17; 24; 32; 39; 47; 54; 62; 69 |
2 | Сплоченность (единство отношений) | 3; 10; 18; 25; 33; 40; 48; 55; 63; 70 |
3 | Контактность (личные взаимоотношения) | 4; 11; 19; 26; 34; 41; 49; 56; 64; 71 |
4 | Открытость | 4; 12; 20; 27; 35; 42; 49; 57; 65; 72 |
5 | Организованность | 4; 13; 21; 28; 36; 43; 51; 58; 66; 73 |
6 | Информированность | 4; 14; 22; 29; 37; 44; 52; 59; 67; 74 |
7 | Ответственность | 4; 8; 16; 23; 31; 38; 46; 53; 61; 68 |
Экспресс-методика по изучению социально психологического климата в трудовом коллективе.
Эта методика положена в основу опросника, разработана на факультете психологии МГУ Л.Ю. Шалыго, О.С. Михалюк. Данная методика позволяет определить уровень развития психологического климата группы относительно других групп в рамках одной организаций, дать общую оценку психологического климата, а также выявить те факторы его формирования, которые могут быть использованы для коррекции и совершенствования психологического климата данной группы.
Порядок работы. Опросник предлагается для заполнения участникам той группы, в которой необходимо диагностировать социально-психологический климат. Каждый член группы заполняет анкету индивидуально.
Обработка и анализ полученных результатов проводятся следующим образом: на основании ответов на вопросы 17–23 дается краткая социально-демографическая характеристика обследованной группы, в которой указываются: численность группы, половой и возрастной состав, число членов группы (в процентах), имеющих незаконченное среднее, среднее, среднее специальное, незаконченное высшее и высшее образование. Также отмечается профессиональный состав членов группы, распределение их в зависимости от стажа работы, их среднемесячная зарплата и семейное положение. В зависимости от задач исследования в опросник можно включить дополнительные вопросы относительно жилищных условий работников, количества детей, и т.п.
Вопросы 6–13 направлены на выявление особенностей отражения членами коллектива сложившихся межличностных отношений и коллектива в целом с учетом эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов. Каждый компонент тестируется тремя вопросами: эмоциональный: 6, 8, 12; когнитивный: 9А, 9Б, 11; поведенческий: 7, 10, 13.
Ответ на каждый из этих вопросов оценивается как +1, 0 или -1.
Для целостной характеристики отдельного компонента сочетания ответов каждого участника на вопросы, обобщаются следующим образом: положительная оценка получается при сочетаниях: +++, ++0, ++ –; отрицательная оценка – при сочетаниях: –,–+, –0; оценка неопределенная (противоречивая) при сочетаниях: 00-, 00+, 000.
Для каждого компонента в группе подсчитывается средняя оценка
Э = ((+) – (–)) / п, (1)
где (+) – количество положительных ответов,
(–) – количество отрицательных ответов,
п – количество участников опроса.
Полученные средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до +1.
Этот континуум подразделяется на три части:
от – I до -0,33 – отрицательные оценки;
от –0,33 до +0,33 – противоречивые или неопределенные оценки и
от +0,33 до +1 – положительные оценки.
Соотношение оценок трех компонентов – эмоционального, когнитивного и поведенческого – позволяет охарактеризовать психологический климат как положительный, отрицательный и неопределенный (противоречивый).
При обработке данных, полученных по вопросам 1, 14, 15 и 16, подсчитывается индекс групповой оценки. При этом ответ на каждый из этих вопросов оценивается одним из трех вариантов: +1, 0 или -1. Например, для 14-го вопроса: ответы «полностью удовлетворен» и «пожалуй, удовлетворен» оцениваются как +1, ответ «трудно сказать» – 0, а ответы «пожалуй, не удовлетворен» и «полностью не удовлетворена – –1.
Индекс групповой оценки подсчитывается как отношение суммы оценок, полученной для данной группы к максимально возможной для данной группы сумме оценок. В результате получаем индексы групповой оценки следующих сторон (элементов) трудовой ситуации: работа в целом, состояние оборудования, равномерность обеспечения работой, размер зарплаты, санитарно-гигиенические условия, отношения с непосредственным руководителем, возможность организации работы, степень влияния руководителя на дела в коллективе. Анализ этих оценок позволяет дать качественно-количественное описание психологического климата группы и выявить наиболее «узкие» места, требующие коррекции.
Анализ ответов на вопросы, 2 и 5 позволяет выявить группы с положительной, неопределенной и отрицательной производственной установкой, или, другими словами, с положительным, неопределенным (противоречивым) и отрицательным отношением к работе.
Ответы на вопрос 4 позволяют проанализировать соотношение официальной и неофициальной структуры группы, т.е. соотношение руководства и лидерства.
А ответы на вопрос 3 позволяют дать краткую характеристику деловых и личных качеств руководителя.
В ходе проведения данных методик были получены следующие результаты.
В результате проведения 1 методики выявления степени интеграции (методика О. Немова) были получены следующие результаты (рисунок 1).
Рисунок 1 – Результаты методики выявления степени интеграции
На основании результатов выявления степени интеграции можно говорить о том, что уровень социально-психологического климата в ООО «Гармония» достаточно положительный.
Информация о работе Социально-психологический климат в коллективе