Социализации личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Одной из основополагающих проблем наук, занимающихся изучением личности, является изучение процесса социализации, т.е. исследование широких кругов вопросов, связанных с тем, как и благодаря чему человек становится деятельным общественным субъектом. История возникновения термина «социализация» связана недоразумением, вернее, с неточностью при переводе с немецкого языка на английский. Тем не менее, новое слово прижилось и аккумулировало классическую проблематику. Понятие «социализация» шире традиционных понятий «образование» и «воспитание».

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава I. Общее представление о социализации личности…………………………...5
1. Социализация личности…………………………………………….. …...5
2. Социальная роль…………………………………………………..……….7
3. Социальный статус. Систематизация социальных ролей…………........9
4. Ролевые и внутриличностные конфликты…………………….….........11
5. Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация...16
Глава II. Трудности возникаемые при социализации личности и общества в целом……………………………………………………………………………………18
2.1. Проблемы формирования личности в процессе социализации……………......18
2.2. Правовая культура – важнейший фактор социализации личности……………22
Заключение……………………………………………………………………..……...26
Библиографический список………………………………………………...…………27
Интернет-источники………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

курсовик на сдачу.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

5. Мотивация.  Разные роли обусловлены различными  мотивами. Ожидается, скажем, что  предприимчивый человек поглощен  собственными интересами — его  поступки определяются стремлением  получить максимальную прибыль.  Но предполагается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды. Как считает Парсонс, любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик.

1.4. Ролевые и внутриличностные конфликты.

      Человек выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание. Однако роли эти не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же человеку предъявляют противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей. В этом случае формируется противоречивая личность — либо человек выбирает лишь одни какие-то требования, игнорируя все другие требования и роли, другие группы людей; при этом человек отходит от лиц, которые его недооценивают, и стремится сблизиться с теми, кто его ценит. В разных ситуациях человек исполняет разные роли, однако в чем-то постоянно остается самим собой, т. е. ролевое поведение (П) — своеобразное сочетание ролей (Р) и индивидуальности (Я) личности исполнителя. Каждая роль накладывает известный отпечаток на личность, на самосознание человека, так как человек мобилизует ресурсы своего организма и психики для исполнения той и иной роли.

     Иногда возникает внутриличностный конфликт, когда человек вынужден исполнять роль, представления о которой не соответствуют его представлению о себе, его индивидуальному «Я». Возможны следующие виды внутриличностных конфликтов:

1) если  «роль» выше возможностей «Я»,  то человеку грозит переутомление,  появление неуверенности в себе;

2) если  «роль» ниже возможностей «Я», является недостойной, унизительной для человека, то разрешение этого конфликта может принять разные формы:

     а) объективное изменение ситуации (например, человек неудовлетворенный своей профессией начинает учиться и своими практическими делами доказывает то, что ему по плечу более трудные и интересные дела);

     б) не имея возможности изменить ситуацию, человек изменяет ее «только для себя», отказываясь от исполнения противоречащей его «Я» роли;

     в) конфликт между ролью и «Я» не разрешается, а устраняется из сферы сознания, подавляется; в результате в поступках, чувствах, сознании человека явно не проявляется существование конфликта между «Я» и ролью, но внутреннее напряжение нарастает и «прорывается» на «козлах отпущения» (человек «срывает зло» на своих подчиненных и близких);

    г) «рационализацией» называется случай, когда человек, вынужденный выполнять не соответствующую его «Я» роль, уверяет себя и других, что он это делает исключительно по собственному желанию;

    д) «неадекватное поведение» проявляется в замене влечения к недоступной человеку роли стремлением исполнить роль противоположную: так, ребенок, нуждающийся в нежности и ласке, но не надеющийся получить роль любимого, начинает вести себя подчеркнуто грубо и нахально;

     е) человек, оказавшийся в несоответствующей для его «Я» роли, обращает свой гнев против себя, обвиняет себя или считает себя неудачником. Что побуждает человека освоить ту или иную социальную роль.

     Во-первых, внешние требования, своеобразное психологическое давление значимых для человека людей, но все-таки более существенно влияют внутренние мотивы:

1) если  выполнение каких-либо желаний  человека возможно через овладение  им определенной ролью и для  него заманчивы те права, те  льготы, которые доступны исполнению определенной роли;

2) если  овладение ролью позволяет человеку  приобрести социально-психологическую  защищенность, дает возможность иметь более приятные социальные отношения с другими людьми, получить их признание, любовь, одобрение, уважение, то человек способен приложить максимум усилий для овладения этой социальной ролью.

     Таким образом, действия человека, его активность обусловлены, прежде всего, внутренними побудительными силами, его мотивами, потребностями, желаниями 
 
 

1.5. Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация.

     Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и в пожилом возрасте. Д-р Орвиль Г. Брим утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых:

1. Социализация  взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

2. Взрослые  могут оценивать нормы; дети  способны только усваивать их.

3. Социализация  взрослых часто предполагает  понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета». Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях и т. д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как «более хорошо» или «менее плохо». Взрослые не всегда соглашаются с родителями; детям же не дано обсуждать действия отца и матери. 4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

        Психолог Р. Гоулд предложил теорию, которая значительно отличается от рассмотренной нами. Он считает, что социализация взрослых не является продолжением социализации детей, она представляет собой процесс преодоления психологических тенденций, сложившихся в детстве. Хотя Гоулд разделяет точку зрения Фрейда о том, что травмы, перенесенные в детстве, оказывают решающее влияние на формирование личности, он считает, что возможно их частичное преодоление. Гоулд утверждает, что успешная социализация взрослых связана с постепенным преодолением детской уверенности во всемогуществе авторитетных лиц и в том, что другие обязаны заботиться о твоих нуждах. В результате формируются более реалистические убеждения с разумной мерой недоверия к авторитетам и пониманием, что люди сочетают в себе как достоинства, так и недостатки. Избавившись от детских мифов, люди становятся терпимее, щедрее и добрее. В конечном итоге личность обретает значительно большую свободу.        

   Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, не является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциалазацаей называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия так же является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            

Глава II. Трудности возникаемые при социализации личности общества в целом.

2.1. Проблемы  формирования личности в процессе  социализации.

     Во времена советской власти проблема социализации практически решалась с помощью обобществления личности.

   Начиная со вступления в октябрята  ребенок нес на себе ответственность перед коллективом. Пионерская комсомольская организация так же обязывали к определенному стилю поведения. Дети с раннего возраста чувствовали себя причастными к общественной жизни, воспитывались на примерах патриотизма, любви к животному и растительному миру.

   В настоящее время во главу  развития ставится самообразование.  Оно возможно в условиях создания разнообразной социокультурной и образовательной сферы.

   Как отмечают Г.Е. Здоровский  и Г.А. Шуклина, перенос акцента  на самообразование, актуализацию личностного момента в образовательной деятельности человека является требованием времени. Суть его в том, чтобы личность самостоятельно формировала, «образовывала» себя, используя институциональные формы образования как инструмент самореализации, самоактуализации, самосовершенствования.

   Эта проблема еще более актуализируется  в условиях перехода к рыночной экономике, поскольку здесь требуется соответствие человека, его интеллектуального, образовательного потенциала новым требованиям.

   Основным субъектом самообразования  является личность, которая удовлетворяет ряд потребностей и социализируется. Реализация потребностей и социализация характеризуют функции самообразования, на основе которых личность приобщается к определенной социальной группе, ее ценностям и нормам. Таким образом, человек самостоятельно усваивает нормы и ценности группы, которую выбирает.

   Самообразование выступает как вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующейся ее свободным выбором и направленный на удовлетворение потребностей социализации, повышение культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получение удовлетворения от реализации личностью ее духовных потребностей.

   В рамках социально-философской  характеристики самообразование  – это то, что создает человека, «образует», формирует его в условиях процесса «самосоциализации».

   Самообразование как вид деятельности, осуществляющий личностную самореализацию, тесно связан с процессом социализации и индивидуализации личности. Социализация возможна только в индивидуальной форме и проявляется в первую очередь посредством деятельности человека одним из видов которой является самообразование.

   В самообразовании проявляется  индивидуальный характер социализации посредством свободного выбора видов самообразования в соответствии с потребностями личности.

   В широком смысле самообразование  должно признаваться как особый предмет социальной заботы и внимания, требующий соответствующих социально- политических, правовых решений, действий и регламентаций. Это означает равенство возможностей на получение образования и профессиональной подготовке.

   В узком смысле под социальной политикой в области самообразования следует понимать целенаправленную деятельность государственных и негосударственных организаций по созданию благоприятных условий для его развития в структуре образа жизни отдельных групп (общностей) и их представителей.

   В статье Здоровского настораживает  то, что проблемой, требующей изучения, выдвигается типология самообразовательной деятельности социальных групп и ее критерии, то есть – уровни самообразования. Мы считаем, что ориентация на социальные группы противоречит понятиям «свободный выбор» и «индивидуализация».

   Авторы ниже отмечают, что другой  проблемой выступают потребности, интересы, мотивы самообразовательной деятельности, ориентации на нее различных групп населения российского общества.

   На мой взгляд ориентация на социальные группы при решении вопроса о самообразовании противоречит принципу справедливости, а главное, может сказаться отрицательно на уровне образованности государства в целом.

   Уже сейчас система платного  образования ограничивает право индивидуальной личности на выбор профессии. Право выбора доступно лишь состоятельным слоям населения. Если верить аналитикам, утверждающим о чрезвычайно высокой криминализации общества,  то следует сделать вывод, что высшее образование будут получать люди, близкие к криминалу.

   Из этого следует вывод, что  ориентация на социальные группы  и платность образования способствуют дальнейшей криминализации общества.

   Ниже я буду говорить о важности правовой культуры в процессе социализации. Однако, не только сфера права является показателем цивилизованности общества. Как мы уже убедились, право не способно регулировать проявление девиантного поведения. Например, в Государственной Думе все чаще и чаще всплывает вопрос о легализации проституции вместо того, чтобы искать методы ее снижения.

   Люди, которые серьезно рассуждают  о том, что порок должен пополнять бюджет, способный заинтересоваться легализацией наркомании, чтобы официально иметь от нее выгоду.

   Позитивная социализация личности, ориентированной на общечеловеческие ценности возможна только в цивилизованном обществе. Российское общество в настоящее время криминализируется и деградирует.

Информация о работе Социализации личности